Научная статья на тему 'Психологические особенности семей детей, больных бронхиальной астмой'

Психологические особенности семей детей, больных бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
818
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ПАТОЛОГИЗИРУЮЩИЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СЕМЕЙНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ И АДАПТАЦИЯ / ASTHMA / PATOLOGIZIRUYUSCHY TYPE OF EDUCATION / PARENTAL LOVE / COPING STRATEGIES / FAMILY COHESION AND ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурлакова Маргарита Игоревна, Билецкая Марина Петровна

В работе Бурлаковой М. И., Билецкой М. П. «Психологические особенности семей детей больных бронхиальной астмой» с целью изучения особенностей семейных коммуникаций, воспитания, защитно-совладающего поведения было исследовано 50 семей (150 человек) детей с бронхиальной астмой и 50 семей условно здоровых детей. Выявлены и описаны психологические особенности, которые необходимо учитывать в семейной психотерапии (психокоррекции) детей с бронхиальной астмой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурлакова Маргарита Игоревна, Билецкая Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of familiesof children with asthma

In the work “Psychological characteristics of families of children with asthma”, by M. P. Biletsky, M. I. Burlakova 50 families (150 people) of children 9-11 years with asthma and 50 families (150) of healthy children have been investigated for studing the characteristics of family communication, education, and protective coping behavior. There have been identified and described psychological characteristics that must be considered in family therapy (psycho-correction) of children with asthma.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности семей детей, больных бронхиальной астмой»

© М. И. Бурлакова, М. П. Билецкая

психологические особенности семей детей, больных бронхиальной астмой

ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии

Резюме. В работе Бурлаковой М. И., Билецкой М. П. «Психологические особенности семей детей больных бронхиальной астмой» с целью изучения особенностей семейных коммуникаций, воспитания, защитно-совладающего поведения было исследовано 50 семей (150 человек) детей с бронхиальной астмой и 50 семей условно здоровых детей. Выявлены и описаны психологические особенности, которые необходимо учитывать в семейной психотерапии (психокоррекции) детей с бронхиальной астмой.

Ключевые слова: бронхиальная астма; патологизирующий тип воспитания; родительская любовь; копинг-стратегии; семейная сплоченность и адаптация.

УДК: 616.248-053.2:159.9

ВВЕДЕНИЕ

Изучение особенностей семейных коммуникаций является одной из самых важных задач при работе с семьями детей, страдающих бронхиальной астмой (БА). Приступы астмы у ребенка нередко являются следствием нарушенных взаимоотношений в семье [4]. Родительская любовь — источник внутренней устойчивости при столкновении с болезнью [1]. Она обеспечивает наличие у ребенка чувства безопасности и психологической защищенности [3]. Искаженные взаимоотношения приводят к психоэмоциональному напряжению, повышающему риск обострения БА [2]. В настоящее время остается малоизученным вопрос о том, как членам семьи удается преодолевать напряжение и справляться с беспокойством в такой трудной, критической жизненной ситуации, как обострение хронического заболевания у ребенка.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является изучение психологических особенностей семей детей, страдающих бронхиальной астмой.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования: отделение пульмонологии, СПбГПМА.

Всего исследовано 300 человек. Основная группа: 50 семей (150 человек) — 50 детей 9-11 лет, с атопической формой БА среднетяже-лой степени тяжести и 100 родителей; контрольная группа — 50 семей условно здоровых детей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: клинико-биографический: наблюдение, беседа, семейный анамнез; психодиагностический: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса, опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) И. А. Фурманова и А. А. Аладьина, методики «Диагностика родительской любви и симпатии» и «Доминирующий компонент родительской любви» Р. В. Овчаровой и Е. В. Милюковой, опросник копинг-стратегий N. М. Ryan-Wenger, адаптированный Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д. Олсона, адаптированная М. Перре, статистический: сравнительный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Клинико-биографический метод позволил выявить, что у 80 % детей заболевание началось в возрасте до 5 лет. В результате наблюдения и беседы была обнаружена симбиотическая связь больного ребенка с матерью. Отмечено, что в большинстве случаев она занимается уходом за ребенком с БА, следит за его самочувствием, выполняет рекомендации специалистов, строго следует назначениям врачей-пульмонологов. Обострение бронхиальной астмы часто провоцируется трудностями взаимоотношений ребенка с родителями, конфликтами в семье.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

75

Данные анамнеза, метода включенного наблюдения и интервью доказывают, что «идентифицированным пациентом» в семье является больной ребенок, а астматический приступ — симптом семейной системы, выполняющий морфостатическую функцию. Таким образом, обострение заболевания является кризисным этапом в жизни семьи [1].

Родители детей, больных БА, в воспитании используют гиперпротекцию (6,18 ± 1,46; 5,36 ± 1,35; р < 0,01 — матери; 4,8 ± 1,65; 3,76 ± 1,15; р < 0,01 — отцы) и минимальность санкций (3,74 ± 0,77; 2,88 ± 1,06; р < 0,01 — матери; 3,82 ± 1,08; 3,6 ± 0,63; р < 0,05 — отцы), что может говорить о неспособности противостоять желаниям больного ребенка из-за его плохого самочувствия, а также способности обходиться без наказаний или применять их крайне редко. Характерная для родителей фобия утраты ребенка (3,42 ± 2,39; 1,96 ± 1,17; р < 0,01 — матери; 1,94 ± 1,25; 1,08 ± 0,72; р < 0,01 — отцы) может быть обусловлена наличием самого заболевания (БА). Отношение родителя к ребенку формируется под воздействием накопленного страха утраты. Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка. Для отцов детей с БА также характерна воспитательная неуверенность (2,94 ± 1,23; 2,18 ± 1,22; р< 0,01) (отец «идет на поводу» у больного ребенка). Для матерей детей с БА, в свою очередь, получены значимые различия по шкале «недостаточность обязанностей ребенка» (1,58 ± 1,21; 3,1 ± 1,46; р < 0,01), однако уровень данной шкалы значимо выше у матерей здоровых детей. Такие результаты могут свидетельствовать о тенденции к потворствующей гиперпротекции.

Дети, страдающие БА, считают, что родители переживают за их здоровье, что находит отражение в шкале «фобия утраты ребенка» (5,26 ± 2,01; 2,5 ± 1,63; р < 0,01) и подтверждается клинико-биографическим методом. Дети рассказывают, что родители часто обращают внимание на то, что у них холодные руки и ноги, что малейший кашель или даже чихание приводит в беспокойство их мать, что она часто слушает их дыхание, боясь, что у ребенка есть свист и хрипы в легких. Нередко больные дети сообщают о том, что родители «балуют» их, редко наказывают или вообще обходятся без наказаний. Данные факты клинико-биографического метода находят свое отражение в шкалах «гиперпротекция» (5,5 ± 1,71; 4,12 ± 1,4; р < 0,01), «потворствование» (4,64 ± 1,69; 3,62 ± 1,39; р < 0,01) и «минимальность санкций» (3,22 ± 1,16; 2,64 ± 1,06; р < 0,01). Сочетания данных стилей воспитания формируют патоло-гизирующий тип воспитания — потворствующую гиперпротекцию.

Проявления родительской любви выше в семьях детей с БА, чем в семьях здоровых детей (матери: 35,58 ± 2,36 и 31,56 ± 4,37; р < 0,01; отцы: 35,6 ± 1,84 и 30,5 ± 3,88; р < 0,01). Это может быть обусловлено тем, что в диаде мать-ребенок существует симбиотическая связь между ребенком и матерью, что подтверждают данные клинико-биографичес-кого метода.

Для матерей детей, страдающих БА, характерен смешанный компонентный состав родительской любви, основными составляющими которого являются психофизиологический (5,18 ± 1,2 и 4,04 ± 1,48), эмоционально-чувственный (6,88 ± 0,32 и 4,78 ± 1,56) и поведенческий (5,96 ± 1,15 и 4,68 ± 1,49) компоненты (р < 0,01). Причем доминирующим компонентом является эмоционально-чувственный, что может быть обусловлено глубокими личностными переживаниями матери за состояние здоровья своего больного ребенка. Данный факт подтверждается клинико-биографическим методом. Для матерей здоровых детей также характерен данный компонентный состав родительской любви, однако все компоненты в нем выражены равномерно. Для отцов детей с БА характерен только эмоционально-чувственный компонент родительской любви (6,64 ± 0,48 и 4,64 ± 1,06; р < 0,01), что свидетельствует о ее неструктурированности. Это может быть обусловлено отстранением отца из сферы ухода за больным ребенком, что подтверждают данные клинико-биографического метода. Однако наличие данного компонента любви у отцов свидетельствует об их озабоченности состоянием здоровья своих детей.

При напряжении и беспокойстве дети с БА чаще используют единичные копинг-стратегии, основным содержанием которых является телесный контакт и отношения привязанности («обнимаю, прижимаю, глажу кого-нибудь из близких»: основная группа 92 % детей; контрольная — 56 %; р < 0,01), уход от общения, погружение в свой внутренний мир («остаюсь один»: 66 и 35 %; р < 0,01) или диады малоэффективных неадаптивных стратегий, основное содержание которых — обдумывание ситуации и обращение к Богу с просьбой ее разрешить («думаю об этом»: 56 и 31 %; р < 0,01) — «молюсь»: 21 и 10 %; р < 0,05). Здоровые дети используют в трудной ситуации комплексы копинг-стратегий, помогающие гибко решать возникающие трудности (р < 0,01).

И для матерей, и для отцов детей, страдающих БА, характерен такой параметр семейной адаптации, как «дисциплина в семье» (6,32 ± 1,43; 5,22 ± 1,11; р < 0,01 — матери; 6,82 ± 1,75; 5,54 ± 1,07; р < 0,01 — отцы), что может быть обусловлено необ-

ходимостью постоянного контроля за самочувствием больного ребенка, отслеживанием динамики его состояния методом пикфлоуметрии, соблюдением диет и режима дня в целом. Также для матерей и отцов больных детей выявлены значимые различия по следующим параметрам семейной сплоченности: «эмоциональная связь» (9,84 ± 1,95; 12,96 ± 0,92; р < 0,01 — матери; 11,66 ± 1,93; 13,4 ± 0,85; р < 0,01 — отцы), «семейные границы» (7,22 ± 1,54; 8,12 ± 0,89; р < 0,01 — матери; 7,22 ± 1,38; 8,56 ± 0,95; р < 0,01 — отцы) и «совместное время» (3,56 ± 0,83; 4,24 ± 0,71; р < 0,01 — матери; 3,6 ± 0,94; 4,42 ± 0,49; р < 0,01 — отцы). Для матерей детей с БА также значимыми являются параметры семейной сплоченности «интересы и отдых» (7,32 ± 1,23; 7,96 ± 1,71; р < 0,05) и семейной адаптации «семейные роли» (9,26 ± 1,68; 10,48 ± 1,61; р < 0,01), а для отцов, в свою очередь, «лидерство» (5,98 ± 0,95; 7,04 ± 0,96; р < 0,01). Однако данные параметры в семьях здоровых детей выражены сильнее.

Сплоченность в семьях детей, больных БА, является разделенной (низкосбалансированной) (35,94 ± 3,93 — матери, р < 0,01; 37,82 ± 3,3 — отцы, р < 0,01). Для семей здоровых детей характерна объединенная (сбалансированная) сплоченность (40,82 ± 4,21, р < 0,01; 41,76 ± 1,98, р < 0,01). Это может быть обусловлено тем, что в семьях детей, больных бронхиальной астмой, мать практически полностью сосредоточена на самочувствии больного ребенка и, соответственно, мало обращает внимания на мужа. Отец, в свою очередь, большое количество своего времени посвящает работе и в меньшей степени заботится о ребенке, в то время как мать нуждается в его помощи.

Таким образом, для семей, где есть дети, страдающие БА, характерны нарушение процесса воспитания и низкий адаптационный потенциал в целом, что обуславливает необходимость проведения семейной психотерапии и психокоррекции с целью обучения членов семьи необходимым навыкам адаптивного взаимодействия с больным ребенком.

ВЫВОДЫ

Для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой, свойственно нарушение процесса воспитания, выражающееся в гиперпротекции, минимальности санкций и фобии утраты ребенка. Для отцов детей с БА также характерна воспитательная неуверенность. Данные нарушения процесса воспитания могут свидетельствовать о тенденции к формированию патологизирующе-го стиля воспитания — потворствующей гиперпротекции.

Дети, больные БА, считают, что для их родителей свойственны такие нарушения процесса воспитания, как «фобия утраты ребенка», «гиперпротекция», «потворствование» и «минимальность санкций». Сочетания данных стилей воспитания формируют патологизирующий тип воспитания — потворствующую гиперпротекцию.

Проявления родительской любви выше у тех родителей, дети которых страдают бронхиальной астмой, чем у родителей здоровых детей. Для матерей детей с БА характерен смешанный компонентный состав родительской любви, основными составляющими которого являются психофизиологический, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. Доминирующим компонентом является эмоционально-чувственный. Для отцов детей с БА характерен только эмоционально-чувственный компонент родительской любви.

Дети 9-11 лет, страдающие бронхиальной астмой, чаще используют единичные копинг-стратегии, основным содержанием которых является телесный контакт и отношения привязанности, уход от общения, погружение в свой внутренний мир или диады малоэффективных неадаптивных стратегий, основное содержание которых — обдумывание ситуации и обращение к Богу как высшей силе с просьбой ее разрешить.

Проявления семейной сплоченности выше в семьях здоровых детей, чем в семьях детей с БА. В семьях, где дети страдают бронхиальной астмой, выявлен разделенный (низкосбалансированный) уровень семейной сплоченности и такой параметр семейной адаптации, как «дисциплина в семье», что свидетельствует о неадаптивности семейного ко-пинга на системном семейном уровне и нестабильности семейной системы в целом.

ЛИТЕРАТуРА

1. Билецкая М. П., Шендрик М. И. Особенности родительской любви в семьях детей с бронхиальной астмой // Актуальные аспекты психосоматики в общемедицинской практике.- Выпуск IX / Под общей редакцией В. И. Мазурова.- СПб., 2009. -С. 27-31.

2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия.- СПб.: Речь, 2004.384 с.

3. Овчарова Р.В., Милюкова Е. В. Методики диагностики родительской любви // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 3. - С. 79-87.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2008.672 с.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILIES OF CHILDREN WITH ASTHMA

Burlakova M. I., Biletskaya M. P.

♦ Resume. In the work "Psychological characteristics of families of children with asthma", by M. P. Biletsky, M. I. Burlakova 50 families (150 people) of children 9-11 years with asthma and 50 families (150) of healthy children have been investigated for studing the characteristics of family communication, education, and protective coping behavior. There have been identified and described psychological characteristics that must be considered in family therapy (psycho-correction) of children with asthma.

♦ Key words: Asthma; patologiziruyuschy type of education; parental love; coping strategies; family cohesion and adaptation.

♦ Информация об авторах

Бурлакова Маргарита Игоревна - медицинский психолог, соискатель кафедры психосоматики и психотерапии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: shendrik7@yandex.ru.

Burlakova Margarita Igorevna - Clinical psychologist, Postgraduate Student, Department of psychosomatic and psychotherapy. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: shendrik7@yandex.ru.

Билецкая Марина Петровна - к. м. н., доцент, кафедра психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: biletskyv@mail.ru.

Biletskaya Marina Petrovna - MD, PhD, associate professor, Dept. psychosomatic medicine and psychotherapy of faculty of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: biletskyv@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.