Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / самостоятельная работа / исследовательская деятельность / учебно-исследовательская деятельность / учебно-практическая деятельность / самостоятельная практическая деятельность / схемы ориентировки / опорные карты / студенты колледжа / independence / independent work / research activity / educational and research activity / educational and practical activity / independent practical activity / orientation schemes / reference maps / college students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Г. Голубчикова, О.А. Кучина, М.С. Селимханов

В статье описывается внедрение системы работы преподавателя по развитию самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности с учетом психологической природы процесса усвоения, организованной с помощью новых дидактических средств, построенных на основе схем ориентировок системного типа. А также представлена методика их использования в образовательном процессе. Инструментом реализации являлась разработанная учебная тетрадь студента, представляющая собой модель самостоятельной учебной деятельности по овладению умениями организовать собственное исследование. Для оценки эффективности проделанной работы были проведены констатирующий и контрольный эксперименты. При сравнении их результатов было отмечено повышение уровня сформированности компонентов исследуемого феномена. Представленные подходы к организации системы работы преподавателя колледжа могут быть использованы в процессе подготовки студентов различных учреждений среднего профессионального образования к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Г. Голубчикова, О.А. Кучина, М.С. Селимханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TEACHER’S WORK FOR DEVELOPING COLLEGE STUDENTS’ INDEPENDENCE IN RESEARCH ACTIVITIES

The article describes the implementation of a teacher’s work system for developing independence of college students in research activities, taking into account the psychological nature of the assimilation process, organized with the help of new didactic means built on the basis of system-type orientation schemes. Methods of their use in the educational process are also presented. The implementation tool is a developed student’s study book, which is a model of independent educational activity to master the skills of organizing one’s own research. To assess the effectiveness of the performed work, ascertaining and control experiments are carried out. When comparing their results, an increase in the level of formation of the components of the phenomenon under study is noted. The presented approaches to organizing the work system of a college teacher can be used in the process of preparing students from various institutions of secondary vocational education for research activities.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 377.8

Golubchikova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Pedagogical Institute, Irkutsk State University; Department of Pedagogical and Information Technologies, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, Branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Irkutsk, Russia), E-mail: mg2@bk.ru

Kuchina O.A., MA, teacher, Department of Preschool Educaton, Irkutsk Regional College of Pedagogical Education (Irkutsk, Russia), E-mail: rennistars@gmail.com Selimkhanov M.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: s-rakhmat@list.ru

SYSTEM OF TEACHER'S WORK FOR DEVELOPING COLLEGE STUDENTS' INDEPENDENCE IN RESEARCH ACTIVITIES. The article describes the implementation of a teacher's work system for developing independence of college students in research activities, taking into account the psychological nature of the assimilation process, organized with the help of new didactic means built on the basis of system-type orientation schemes. Methods of their use in the educational process are also presented. The implementation tool is a developed student's study book, which is a model of independent educational activity to master the skills of organizing one's own research. To assess the effectiveness of the performed work, ascertaining and control experiments are carried out. When comparing their results, an increase in the level of formation of the components of the phenomenon under study is noted. The presented approaches to organizing the work system of a college teacher can be used in the process of preparing students from various institutions of secondary vocational education for research activities.

Key words: independence, independent work, research activity, educational and research activity, educational and practical activity, independent practical activity, orientation schemes, reference maps, college students

М.Г. Голубчикова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики Педагогического института Иркутского государственного университета,

доц. Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, E-mail: mg2@bk.ru

О.А. Кучина, магистр, преп., Иркутский региональный колледж педагогического образования», г. Иркутск, E-mail: rennistars@gmail.com

М.С. Селимханов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, Е-mail: s-rakhmat@list.

ru

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описывается внедрение системы работы преподавателя по развитию самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности с учетом психологической природы процесса усвоения, организованной с помощью новых дидактических средств, построенных на основе схем ориентировок системного типа. А также представлена методика их использования в образовательном процессе. Инструментом реализации являлась разработанная учебная тетрадь студента, представляющая собой модель самостоятельной учебной деятельности по овладению умениями организовать собственное исследование. Для оценки эффективности проделанной работы были проведены констатирующий и контрольный эксперименты. При сравнении их результатов было отмечено повышение уровня сформированности компонентов исследуемого феномена. Представленные подходы к организации системы работы преподавателя колледжа могут быть использованы в процессе подготовки студентов различных учреждений среднего профессионального образования к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, самостоятельная практическая деятельность, схемы ориентировки, опорные карты, студенты колледжа

Развитие самостоятельности студентов средних профессиональных учебных заведений является одной из актуальных проблем как психолого-педагогической науки, так и образовательной практики. Необходимость формировать у обучающихся познавательный интерес, развивать их самостоятельность, умение учиться на сегодняшний день не вызывает сомнений как для школьной ступени образования, так и после нее. Самостоятельность - принципиально важное, базовое качество человека, и для студентов оно имеет особое значение. Многочисленные исследования последних десятилетий служат тому подтверждением. Но в то же время их анализ показывает, что большинство авторов изучают проблему развития самостоятельности либо в рамках школьного обучения [1], либо начиная с обучения в вузе [2-5]. Несмотря на большой интерес исследователей к вопросу формирования исследовательских умений студентов, [6; 7; 8], на сегодняшний день мало работ по развитию данных умений, навыков, компетенций у студентов колледжа. На наш взгляд, требует особого внимания проблема развития самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности. Данный вид деятельности как этап обучения присутствует в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) как обязательный, но специфика контингента студентов среднего профессионального образования изначально предполагает серьезные затруднения в подготовке их к исследовательской работе.

Цель написания статьи состоит в представлении нашей точки зрения на систему работы преподавателя, направленную на формирование самостоятельности студентов СПО в исследовательской деятельности и освещении результатов экспериментальной работы по ее внедрению в образовательный процесс педагогического колледжа.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, заключаются в следующем:

- рассмотреть возможности методологии деятельностного подхода в развитии самостоятельности студентов;

- определить структуру самостоятельности студентов в исследовательской деятельности;

- показать значение новых дидактических средств развития самостоятельности студентов в исследовательской деятельности;

- раскрыть результаты экспериментальной работы по развитию самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- теоретический анализ источников, близких к исследуемой проблеме;

- наблюдение за студентами на основе чек-листа;

- анкетирование и тестирование;

- анализ продуктов деятельности студентов.

Научная новизна заключается в разработке и обосновании системы работы, реализующей педагогические условия формирования самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности с позиции компетент-ностно-деятельностного подхода.

Теоретическая значимость исследования, результаты которого представлены в статье, заключается в том, что определена сущность понятия «самостоятельность студентов колледжа в исследовательской деятельности»; раскрыты ее компоненты, критерии и уровни.

Практическая значимость состоит в том, что разработанные новые дидактические средства, включающие схемы ориентировки (опорные таблицы, опорные карты), которые входят в учебную тетрадь, могут быть использованы в образовательном процессе и практике педагогов среднего профессионального образования.

В настоящее время в средних профессиональных учебных заведениях существует проблема недостаточной научной и методической обеспеченности процесса формирования самостоятельности в исследовательской деятельности у студентов. При постоянном широком дискурсе на эту тему в педагогических кругах студент колледжа слабо справляется с курсовым и дипломным исследованием без постоянного сопровождения преподавателя. Это говорит о необходимости создания новой системы работы в данном направлении.

Поиск путей создания данной системы работы по развитию самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности вывел нас на изучение возможностей деятельностного подхода и его продолжения в виде ком-петентностно-деятельностного подхода, активно используемого в условиях вуза. Механизмы процесса усвоения, раскрытые в работах видных представителей деятельностного подхода [9] и усиленные П.Я. Гальпериным необходимостью применения схем ориентировочной основы деятельности [10], играют важную роль в повышении осознанности собственной деятельности, чего особенно не хватает студентам среднего профессионального образования.

В работах по компетентностно-деятельностному подходу О.М. Коломиец [11; 12; 13] мы находим продолжение идей о психологической природе процесса усвоения в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [9] и развитие теории организации учебной деятельности учащегося сообразно психо-

логической природе деятельности человека. Что помогает нам найти эффективные пути повышения самостоятельности студентов, в том числе и в исследовательской деятельности.

При этом самостоятельность в исследовательской деятельности, в нашем понимании, представляет собой способность и готовность обучающегося осуществлять исследовательскую деятельность на основе сформированного и интериоризированного в сознании образа предстоящей деятельности, мобилизуя имеющийся опыт и знания, и представленные в знаково-символической форме.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме для выявления специфики организации исследовательской деятельности и проявления в ней самостоятельности нами сформулированы компоненты, критерии и уровни самостоятельности в исследовательской деятельности у студентов колледжа. В самостоятельности студентов в исследовательской деятельности мы выделили 3 основных компонента: когнитивный, мотивацион-ный, деятельностно-практический. В табл. 1 представлены их характеристики и дифференциация по уровням проявления у студентов.

Как следует из работ О.М. Коломиец, «компетентностно-деятельностный подход раскрывает способы реализации процесса интериоризации через учебно-исследовательскую и учебно-практическую деятельности обучающегося, а процесса экстериоризации- через самостоятельную практическую деятельность» [11, с. 43]. Таким образом, развитие самостоятельности студентов колледжа в исследовательской деятельности можно осуществить при организации трех видов деятельности обучающегося:

- в учебно-исследовательской деятельности создается материализованный образ предстоящей исследовательской деятельности в индивидуальных схемах ориентировки;

- в учебно-практической формируется этот образ исследовательской деятельности и переносится в сознание обучающегося на основе решения различных задач с использованием ранее разработанных индивидуальных схем ориентировки;

- в самостоятельной практической деятельности, направленной непосредственно на самостоятельное выполнение студентом его исследования.

Для реализации всех видов деятельности нами была разработана учебная тетрадь студента, представляющая собой модель самостоятельной учебной деятельности по овладению умениями организовать собственное исследование. Учебная тетрадь студента выступает средством, с помощью которого преподаватель организует систему работы со студентами по поэтапному формированию в сознании обучающегося его будущего исследования и деятельности, которую нужно выполнить, чтобы получить результат, приближенный к данному образу.

Структура и содержание учебной тетради организуют выполнение студентом системы разных видов деятельности, характерных для обучения самостоятельности в исследовательской деятельности. По программе учебно-исследовательской деятельности учащийся самостоятельно изучает новый учебный материал и осознает новые для себя элементы знаний по теме, которые входят в содержание его образовательных результатов. С ними студент проводит аналитическую работу: группирует, систематизирует и схематизирует в опорной таблице. Эти знания становятся полными по объему входящих в них элементов, обобщенными по их применению в выполнении практических задач разной степени сложности и типологии. Опорная таблица выступает ориентиром для студента, раскрывая ему, какими конкретно знаниями нужно овладеть в учебной деятельности в рамках изучаемой темы. В учебной тетради используются два типа схем ориентировок: опорные карты (ОК) и опорные таблицы (ОТ). Опорная карта (ОК) выступает ориентировкой для студента - показывает, какой деятельностью/умением в структуре образовательных результатов он должен овладеть в своей учебной деятельности. ОК, как и ОТ, строится студентом в учебно-исследовательской деятельности, далее на этапе управляемой со стороны педагога учебно-практической деятельности студент в процессе решения практических задач интериоризирует содержание ОК и ОТ в сознание. На этапе уже индивидуальной самостоятельной практической деятельности студент ориентируется на мыслительный образ ОТ и ОК (образ в сознании), т. е. экстериоризирует его во внешней деятельности.

Для оценки эффективности проделанной работы нами был проведён контрольный эксперимент, который, как и констатирующий, мы осуществляли при помощи диагностического инструментария, включающего в себя чек-лист для студентов, чек-лист для научных руководителей, карту наблюдения за защитой

Таблица 1

Компоненты, критерии, уровни сформированности самостоятельности студентов в исследовательской деятельности

Компонент Критерии Уровни

Высокий Средний Низкий

Когнитивный Знания о требованиях к формулированию темы, проблемы, понятийного аппарата исследования; сформированность представлений о структуре курсовой работы; об особенностях написания теоретической и практической части; сформированность представлений о необходимости изучения и анализа научной литературы по теме исследования Студент владеет знаниями о требованиях к формулированию темы, проблемы, понятийного аппарата исследования; полностью сформированы представления о структуре курсовой работы; об особенностях написания теоретической и практической части; полностью сформированы представления о необходимости изучения и анализа научной литературы по теме исследования Студент частично владеет представлениями о требованиях к формулированию темы, проблемы, понятийного аппарата исследования; частично сформированы представления о структуре курсовой работы; об особенностях написания теоретической и практической части; частично сформированы представления о необходимости изучения и анализа научной литературы по теме исследования Студент не владеет представлениями о требованиях к формулированию темы, проблемы, понятийного аппарата исследования; не сформированы представления о структуре курсовой работы; об особенностях написания теоретической и практической части; не сформированы представления о необходимости изучения и анализа научной литературы по теме исследования

Мотивационный Стремление студентов к саморазвитию и самореализации через исследовательскую деятельность; стремление к повышению уровня профессиональных знаний, умений в исследовательской деятельности; проявление активности, ответственности в процессе написания исследовательской работы Студент стремится к саморазвитию и самореализации через исследовательскую деятельность; проявляет стремление к повышению уровня профессиональных знаний, умений в исследовательской деятельности; активен, ответственен в процессе работы Студент стремится к саморазвитию и самореализации через исследовательскую деятельность только при участии научного руководителя; частично проявляет стремление к повышению уровня профессиональных знаний, умений в исследовательской деятельности; частично проявляет активности, ответственность в процессе работы Студент не стремится к саморазвитию и самореализации через исследовательскую деятельность; не проявляет стремление к повышению уровня профессиональных знаний, умений в исследовательской деятельности; не проявляет активности, ответственности в процессе работы

Деятельностно-практический Самостоятельный выбор темы исследования; планирование исследовательской деятельности; организация проведения констатирующего этапа исследования; контроль и оценка результатов исследования; оформление работы в соответствии с требованиями Студент самостоятельно выбирает тему исследования; планирует исследовательскую деятельность; самостоятельно организует проведение констатирующего этапа исследования; осуществляет контроль и оценку результатов исследования; оформляет работу в соответствии с требованиями Студент выбирает тему исследования из предложенных ему научным руководителем; не способен планировать исследовательскую деятельность; проявляет частичную самостоятельность в проведении констатирующего этапа исследования; осуществляет контроль и. оценку результатов исследования во взаимодействии с научным руководителем; оформляет работу в соответствии с требованиями Студент выбирает тему исследования, которую ему предлагает научный руководитель; не способен самостоятельно планировать исследовательскую деятельность; организует проведение констатирующего этапа исследования только под руководством руководителя; не способен осуществлять контроль и оценку результатов исследования; оформляет работу в соответствии с требованиями только при помощи руководителя

курсовыхработ,составленных с учетом характеристик в табл. 1, а также адаптированную методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

олесмотрнн рвчачрвн уровнясфоренротанноств ломоктоотлыьтлчтосоу-дентов котлк^о^)онн1исс^т^^о^оват1локскш реятельноненна оов(^1^сРнш чек-листадон студ ентов (рис. 1).

50"/. 40"/. 30/ 20/

Высокий уровень Средний уровень Низкийуровен

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 1. Динамика уровня сформированности самостоятельности ттудликов ос^едто н и<нcлeнlорaтeлнрысй деятельностй на основаниоиее-д иеть д ля студенто в

Из полученных данных, представленных на рис. 1, видно, что на конста-оиуующем отане иeничлceыo рсyдевнeи с низким л|освн^гм caмcетоттeлннocтив иcеeтрывaтeмьcктЫ десоениности yмонршнлocй не 35% о сниоетило 1 £5ЧВ; нлон-чтстым ствдеитeи, чтчоенщихчн ксредтсму з%овою, yвeлoыклось на 5%,чтосо-ствныле 45%| а име^ичлонно счдаевоок иа ниюеком тодвнe увелизилоет коЗС^о тeлтaйиce 40%.

Следует отметить, что преобладание среднего (45%) и высокого (40%) оловне° веисстояттль ностистудентов колекедк«иЕ10^<^<тво^о^<иелтельвоо01 д еятель-нтсти ^^икоселтсонелн дб иИ^с^1Экетекос^1е г^^о^^^длаи длВо"^^11^^|И^окмкрующем этапе.

Стдаен™ стаен мcвытывень гopоздoмдткшо трудностей в процессе учеб-нo-иcедедлватeльcкoйдьдceайьocди. Л^ни амеют сридставдснст т тноблемах, актуальных на данный момент в образовании, и на основании этого способны ооеlтcтoятeьйнo cфapмнлтвдньнь иед- р^оть. ьл■тoамcйызывaeт у ндеисследо-овcооьcктй иголосв С^ниенты тмeюупceдстмилeнимoтoм, на кинон дотументы им стоит опираться при написании актуальности, им не требуется контроль рук окыдитдлт.

Определение и формулирование понятийного аппарата у студентов вызывает минимальные сложности. Им достаточно одного объяснения преподавате-ло,т л™ смиюсноотвдвно феcмyлиpyюр л^ви зaдькиcвoдн курсонов работы. Ов^елдиве методов менлeдoвдньд йевоейтотыте у студитовтacьeпроходит без особых сложностей.

Coдecжaнилкypcoвaй деCоты идиолнты Быстреишют с мвнимальной помощью руководителя. Подбор литературных источников не вызывает проблем. Студенты обращаются к интернет-источникам, идут в библиотеку или к преподавателю за советом.

Метыдсви длд амoeйкypcлвлB <^^íBдоы ^ттд^иоы пoмЛиpтюд иаметтоятель-но, с руководителем советуются о правильности их подбора. Оформление рабо-гыи в^г^иевт oнолвюттaы <^н^овооиеы ьeедютcоммситвтeнквД| не допуская грубых cшиЛыкl

Далее рассмотрим динамику результатов на основании чек-листа для науч -нын cнкмкыдитeлей (рис. 2).

Из полученных данных, представленных на рис. 2, видно, что на контрольном этапе количество студентов, которые смогли сформулировать тему курсовой работы самостоятельно, с точки зрения научных руководителей, увеличилось на 12 человек и составило 73%. Студенты стали формулировать тему курсовой работы, опираясь на свои личные предпочтения и интересы в области образования. Составить самостоятельно оглавление курсовой работы с минимальной помощью научного руководителя на контрольном этапе смогли 66% студентов, что больше на 9 человек по сравнению с констатирующим этапом. Понятийный аппарат на контрольном этапе самостоятельно смогли составить 50% человек, что на 50% больше, чем на констатирующем. Подобрать литературу полностью самостоятельно смогли 90% студентов, что больше на 7 человек по сравнению с констатирующим этапом. Количество студентов, способных подобрать самостоятельно диагностический инструментарий, определить критерии и показатели констатирующего этапа исследования, увеличилось на 14 человек и составило 46%. Составление, оформление списка литературы, диаграмм, всей курсовой работы смогли сделать полностью самостоятельно 86% студентов, что больше на 7 человек по сравнению с констатирующим этапом исследования. У данных ребят не возникло сложностей с самостоятельным поиском литературных источников по теме исследования. Они обращались в библиотеку, к интернет-источникам, советовались со своим руководителем.

В целом научные руководители отмечали, что студенты стали проявлять гораздо больше самостоятельности, инициативности. Большинство студентов перестали пропускать консультации, назначенные научными руководителями, а некоторые студенты нуждались в дополнительных встречах, так как у них возникало много вопросов по работе, которая их интересовала. Руководителями также была отмечена работоспособность студентов и их желание защитить курсовую работу на положительную оценку. Далее нами будет рассмотрена динамика сформированности мотивационного компонента по адаптированной диагностике личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (рис. 3).

45"/. 40"/. 35/ 30/ 25/ 20/ 15/ 10/ 5/ 0/

35/

30/

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 2. Динамика результатов самостоятельности в исследовательской деятельности студентов на основании чек-листа для научных руководителей

Рис. 3 Динамика сформированности мотивационного компонента поадаптированнойдиагностикиличностина мотивацию к успех у Т. Элерса

Из полученных данных, представленных на рис. 3, видно, что на контроль-номнтапекдлачеадиоатудевинвснизкиа даовкнме фоидпронсниастпмосиваси-онного компонента уменьшилось на 15%, и составило 25%; количество студен-вов.орнетощиноо коочснемуороиновувеличилоси на5%,нно составилоЧ!5%,н количество студентов на высоком уровне увеличилось на 10% и составило 40%. ИЧдваотаданиевдичнвго (40%)урокня сфосдисованноств иючввасионоого очм-нонента втфвеноои коесв^о^аа с исследовадалнскно дтятелкипстисвтдетельтовс-ето°эффешивостцпровадоспя^сны на фоpмпpyющeдсттиу.

Студлнтысталисовемвтксяк твмор%знит^юи<^^до^алнзацвв четит кс-следовательскую деятельность, проявлять стремление к повышению уровня про-фпссиoнaльныxуионфЛ,вмeнийвпccлеочносллйсоаП чeвсольнocти; нооивоять активность, ответственность в процессе выполнения работы.

(уудeфтысслпивaщт п^нвовоп аулныв от^т^ 1° о

выеориллчпннанлсвио-пpаlнmиeолие конференциях. Студенты стали проявлять мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью, так как связывают с нео сиол саноразвитнвирамореалиЗiттив;lсд китероснoитчоедoвaикйpобоем-ные вопросы, связанные с их дальнейшей профессиональной деятельностью. выражают оалаиво качественновыкоони"^1= куттоврю рабосс. Ваюим обр^^^с^м, нанк быео отмечеиотовышакте сронно ные■гиквопoйeниовистле-

дyeдчглфаиамоил.

Резулнтаты, палвчеивые н xeлeкан■грeвтччгл эксперимента, свидетельствуют о подтверждении нашей гипотезы, что развитие самостоятельности сту-нелиои кeлфелжa нтнелeдoвaролнв к об деятелс нoотиOрлeррффлноивнымпет соблюдении следующих педагогических условий: активизации самостоятельности о итедодoиaтедтлнаП oeлреднвocра срсдлвооииоc:peднолымнип ользоваивс неиыв /щоктическихотедст^ пeаоеoeвпlтxнaocиoФе аxeмoриeФсиpлуoкcФcтeмнoго типа, и методики их использования в образовательном процессе; наличие по-ллжитeльнoймoсввaцит ккронилекию cфочcрфттоыпуocти в иccлeдoвасчoвсФлT деятельности, развитие рефлексии собственного отношения к результатам этой

60/

50/

45/

40/

10/

0/

40/

40/

25/

деятельности посредством реализации процессов интериоризации через учебно-исследовательскую и учебно-практическую деятельности и процесс эксте-риоризации через самостоятельную практическую деятельность. Проведенное исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически подтвердить выделенные нами предположения: эксперимент показал, что предложенная нами система работы может выступать эффективным условием подготовки сту-

Библиографический список

дентов колледжа к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятель-ности.В целом проведенное исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически подтвердить выделенные предположения: эксперимент показал, что предложенная нами система работы может выступать эффективным условием подготовки студентов колледжа к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

1. Крайнова Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург 2014.

2. Газалиев А.М. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности. Вестник высшей школы. 2011; № 11: 11-19.

3. Георге И.В. Педагогические условия организации самостоятельной работы в структуре формирования профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2016.

4. Малышева О.С. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза в условиях двухуровневой подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

5. Солостина Т. А. Обеспечение качества образования студентов средствами самостоятельной работы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

6. Димитрюк Ю.С. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях инновационных изменений вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

7. Самойленко П.И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов. Среднее профессиональное образование, 2004; № 12: 3-8.

8. Середенко П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Издательство «Смысл», 2005.

10. Гальперин П.Я. Исследования мышления в советской психологии. Москва: Наука, 2006.

11. Коломиец О.М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода. Педагогический журнал. 2016; Т. 6, № 5А: 40-51.

12. Коломиец О.М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода. Вестник Московского педагогического государственного университета. 2017; № 1: 82-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Коломиец О.М. Развитие деятельностного мышления у субъекта образовательного процесса: учебное пособие. Москва: Развитие образования, 2020.

References

1. Krajnova L.O. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya poznavatel'noj samostoyatel'nosti uchaschegosya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2014.

2. Gazaliev A.M. Psihologicheskie osobennosti studenta i aktivizaciya ego poznavatel'noj deyatel'nosti. Vestnik vysshejshkoly. 2011; № 11: 11-19.

3. George I.V. Pedagogicheskie usloviya organizaciisamostoyatel'nojraboty vstruktureformirovaniyaprofessional'nyh kompetencijstudentovobrazovatel'nyh organizacijvysshego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

4. Malysheva O.S. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov vuza v usloviyah dvuhurovnevoj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

5. Solostina T.A. Obespechenie kachestva obrazovaniya studentov sredstvami samostoyatel'noj raboty. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

6. Dimitryuk Yu.S. Formirovanieissledovatel'skojkompetentnostistudentov vusloviyah innovacionnyh izmenenijvuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

7. Samojlenko P.I. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak napravlenie modernizacii sistemy professional'noj podgotovki specialistov. Srednee professional'noe obrazovanie, 2004; № 12: 3-8.

8. Seredenko P.V. Formirovanie gotovnosti buduschih pedagogov k obucheniyu uchaschihsya issledovatel'skim umeniyam i navykam. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

9. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. Moskva: Izdatel'stvo «Smysl», 2005.

10. Gal'perin P.Ya. Issledovaniya myshleniya v sovetskojpsihologii. Moskva: Nauka, 2006.

11. Kolomiec O.M. Organizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studenta v prepodavanii na osnove kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda. Pedagogicheskij zhurnal. 2016; T. 6, № 5A: 40-51.

12. Kolomiec O.M. Koncepciya prepodavatel'skoj deyatel'nosti v kontekste kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda. Vestnik Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 1: 82-92.

13. Kolomiec O.M. Razvitie deyatel'nostnogo myshleniya u sub'ekta obrazovatel'nogo processa: uchebnoe posobie. Moskva: Razvitie obrazovaniya, 2020.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 371

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: gak0110@mail.ru

Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: a9162174480@gmail.com

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES USE AS A MEANS FOR OPTIMIZING SCHOOLCHILDREN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The authors focus on the ways to effectively use the information and telecommunication technologies as a tool to optimize schoolchildren's extracurricular activities. Based on the analysis of their own pedagogical experience, as well as the review of specialized research in this sphere, the authors give an essential characteristic to such activities carried out by modern Russian school students. The paper considers the composition of extracurricular activities and the classification according to various criteria. The article examines the place that such work occupies in the functioning structure of organizations that implement programs of basic general and secondary general education. The term "informatization process" is defined, taking into account the specifics of modern extracurricular activities for students. The influence of such on its course is demonstrated. The competencies of students are determined, whose development can be intensified by expanding the use of digital technologies in this activity.

Key words: basic general education, secondary general education, regular activities, extracurricular activities, informatization of education

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: gak0110@mail.ru

А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: a9162174480@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Основное внимание авторы работы акцентируют на возможностях эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий как инструмента оптимизации внеурочной деятельности школьников. На основании анализа собственного педагогического опыта, а также привлечения широкого круга специальной литературы они дают сущностную характеристику такой деятельности, реализуемой учащимися современных российских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.