Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности самостоятельной работы будущих педагогов'

Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности самостоятельной работы будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / будущие педагоги / индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов / формы индивидуализации / виды индивидуализации / students / future teachers / individualization of independent educational activities of students / forms of individualization types of individualization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Тариева, Р. И. Хатуева

Актуальность обозначенной проблемы детерминирована тем, что индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов способна привести образовательный процесс согласно новым требованиям государства, общества к необходимому уровню профессиональной подготовки будущих педагогов в соответствии с уровнем социокультурного и экономического развития страны. В статье приводятся разные определения понятия «индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов», рассматриваются различные подходы к практической реализации индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов. Описаны три основные формы индивидуализации: личностная, предметная и индивидуализация по степени самостоятельности студента. Авторами описаны различные виды самостоятельной работы, условия индивидуализации самостоятельной учебной деятельности будущих педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AS THE WAY TO MAKE THE INDEPENDENT WORK OF FUTURE TEACHERS MOST EFFECTIVE

The urgency of the problem is determined by the fact that the individualization of independent educational activities of students can bring the educational process in line with the new requirements of the state, society to the necessary level of training of future teachers in accordance with the level of sociocultural and economic development of the country. Individualization of independent educational activities of students considerations of different approaches to the practical implementation of individualizationand independent educational activities of students. Three main forms of individualization are described: personal individualization; subject individualization individualization by student’s degree of independence. The authors describe various types of independent work, conditions of individualization of independent educational activities of future teachers. The need to increase theadaptation of graduates to the constant changes in the social and economic conditions of our country is increasing.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности самостоятельной работы будущих педагогов»

При реализации модуля эффективно использовать так называемые диалоговые уроки. Уроки-диалоги в технологии индивидуализированного обучения могут выполнить функцию контроля, если они проводятся в заключение работы в модуле. На таких уроках обычно обсуждаются наиболее сложные вопросы из нового материала, на данных уроках также могут разрешаться затруднения, возникающие в самостоятельной работе учащихся.

«Древо целей» при реализации диалоговых уроков представлено в табл. 4:

Таблица 4

«Древо целей» при реализации диалоговых уроков

№ Цели уроков

1. Определение «полей знания» и «полей незнания» учащихся.

2. Ознакомление с научным содержанием основных понятий модуля.

3. Определение логики изучения вопросов модуля.

4. Обнаружение «индивидуальных смыслов» основных понятий по изучаемой теме.

5. Сопоставление индивидуальных смыслов понятий с научным содержанием понятий и др.

Как отмечают авторы [2, 3 и др.], использование диалоговых уроков при изучении нового материала строится на личных представлениях учащихся об изучаемых понятиях, на высказывании детских предположений и индивидуальных

Библиографический список

смыслов. Контроль за работой учащихся учитель осуществляет при помощи проведения итоговых диалоговых уроков.

Итоговые уроки включают следующие формы контроля:

• устный контроль направлен на определение уровня сформированности смысловой и процессуальной стороны изучаемого материала;

• письменный контроль - проверка знаний учащихся при помощи разноуровневых систем контрольных заданий, соответствующих уровням сложности обучающих заданий.

Как показывает практика, использование разноуровневых контрольных заданий способствует развитию у учащихся навыков самоконтроля, так как контрольные задания дети получают в самом начале работы в модуле и, зная их содержание, могут контролировать свои действия в процессе выполнения предложенной обучающей работы.

При этом особенно важным представляется необходимость организации деятельности по повышению профессионализма в вопросах организации самостоятельной работы учащихся средствами индивидуализации [6, 7].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что индивидуализацию обучения необходимо осуществлять на основе диагностики успешности деятельности каждого ученика с помощью систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, анализа результатов мониторинговых исследований, рекомендаций школьного психолога, конструктивного диалога с родителями.

Эти ресурсы способствуют организации учебно-познавательной деятельности: ученики учатся работать вместе, приобретая опыт работы со сверстниками, вырабатываются умения само- и взаимопроверки, рефлексии, ответственности. Несомненно, это повышает качество преподавания, обучения, развития, так как ученики проходят все «сами» от самоорганизации до самовыражения.

1. Сологубова Н.Б. Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики. Available at: https://docplayer.ru/89251588-Individualizaciya-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki.html

2. Берлизова Е.Ю. Индивидуализированное обучение младших школьников математике. Автореферат диссертации...кандидата педагогических наук. Новосибирск 2000.

3. Арскиева З.А. Педагогический оптимизм как фактор успешности обучения и развития детей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 7 - 8.

4. Нурмагомедов Д.М., Гашаров Н.Г., Магомедов Н.Г, Махмудов Х.М., Арсланалиева Д.И. Формирование логического универсального учебного действия классификации в процессе обучения математике младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 56 - 58.

5. Заикина Е.С. Педагогические условия самообразования и саморазвития будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 225 - 227.

6. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2365

References

1. Sologubova N.B. Individualizaciya obucheniya kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti uchebnoj deyatel'nosti mladshih Shkolnikov na urokah matematiki. Available at: https:// docplayer.ru/89251588-Individualizaciya-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki.html

2. Berlizova E.Yu. Individualizirovannoe obuchenie mladshih Shkolnikov matematike. Avtoreferat dissertacii.kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk 2000.

3. Arskieva Z.A. Pedagogicheskij optimizm kak faktor uspeshnosti obucheniya i razvitiya detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 7 - 8.

4. Nurmagomedov D.M., Gasharov N.G., Magomedov N.G., Mahmudov H.M., Arslanalieva D.I. Formirovanie logicheskogo universal'nogo uchebnogo dejstviya klassifikacii v processe obucheniya matematike mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 56 - 58.

5. Zaikina E.S. Pedagogicheskie usloviya samoobrazovaniya i samorazvitiya buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 225 - 227.

6. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i kar'era. Moskva, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2365

Статья поступила в редакцию 03.02.20

УДК 371

Tarieva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education, North Ossetian State Teachers' Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: valida.tarieva@mail.ru

Khatueva R.I., undergraduate, Department of Defectology, North Ossetian State Educational Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

INDIVIDUALIZATION AS THE WAY TO MAKE THE INDEPENDENT WORK OF FUTURE TEACHERS MOST EFFECTIVE. The urgency of the problem is determined by the fact that the individualization of independent educational activities of students can bring the educational process in line with the new requirements of the state, society to the necessary level of training of future teachers in accordance with the level of sociocultural and economic development of the country. Individualization of independent educational activities of students considerations of different approaches to the practical implementation of individualizationand independent educational activities of students. Three main forms of individualization are described: personal individualization; subject individualization individualization by student's degree of independence. The authors describe various types of independent work, conditions of individualization of independent educational activities of future teach-ers.The need to increase theadaptation of graduates to the constant changes in the social and economic conditions of our country is increasing.

Key words: students, future teachers, individualization of independent educational activities of students, forms of individualization types of individualization.

В.А. Тариева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: valida.tarieva@mail.ru

Р.И. Хатуева, магистрант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: valida.tarieva@mail.ru

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Актуальность обозначенной проблемы детерминирована тем, что индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов способна привести образовательный процесс согласно новым требованиям государства, общества к необходимому уровню профессиональной подготовки будущих педагогов в соответствии с уровнем социокультурного и экономического развития страны. В статье приводятся разные определения понятия «индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов», рассматриваются различные подходы к практической реализации индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов. Описаны три основные формы индивидуализации: личностная, предметная и индивидуализация по степени самостоятельности студента. Авторами описаны различные виды самостоятельной работы, условия индивидуализации самостоятельной учебной деятельности будущих педагогов.

Ключевые слова: студенты, будущие педагоги, индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов, формы индивидуализации, виды индивидуализации.

В современной России остро стоит проблема подготовки компетентного педагога, обладающего способностью решать поставленные задачи в различных условиях, обладать творческой активностью и самостоятельностью в принятии решений, а также в выработке стратегий в процессе планирования образовательной деятельности. Многие учёные всё чаще склоняются к мысли о том, что для успешного решения данного вопроса необходимо создание условий для повышения роли самостоятельной учебной деятельности студентов, организованной на основе учета индивидуальных особенностей каждого из них в процессе обучения в вузе. Между тем процесс формирования самостоятельной деятельности студентов был обоснован в работах отечественных учёных П.И. Пидкасистого, М.И. Махмутова и др. ещё в конце XX в.

В то же время необходимо признать, что личностно ориентированная парадигма, которая стала реализовываться в отечественной образовательной практике уже в XXI в., требует существенного пересмотра подходов к организации самостоятельной учебной деятельности студентов на основе учета их индивидуальных особенностей [1 - 14].

Как отмечает В.Ф. Кошелев [10], при организации профессиональной подготовки должны реализовываться интересы личности, предусматривающие самореализацию личностных потребностей, а также последующую востребованность на рынке труда. Тем самым образование должно реализовывать так называемый «ресурс свободы» и выполнять заказ не только государства, но и осуществлять образовательные потребности семьи, личности.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов

№ Определение Автор

1. «Индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов в педагогическом вузе представляет двусторонний процесс организации самостоятельной учебной деятельности студентов, который на основе результатов диагностики индивидуальных особенностей студентов обеспечивает: выбор преподавателем средств, темпов, приемов самостоятельной учебной деятельности, форм контроля за выполнением указанной деятельности (внешняя сторона индивидуализации); развитие у студента положительной мотивации, рефлексивных умений, учебной самостоятельности (внутренняя сторона индивидуализации); при этом результатом данного процесса является достижение максимальной эффективности самостоятельной учебной деятельности студентов - будущих педагогов». Кузнецова Е.В.

2. «Индивидуализация самостоятельной работы студентов - это процесс, заключающийся в создании условий для выстраивания студентом индивидуального маршрута выполнения самостоятельной работы с целью повышения уровня его профессиональной подготовки на основе формирования субъектной позиции. Основаниями индивидуализации самостоятельной работы являются наличие опыта работы по специальности, степень субъектности, потребность в применении полученных знаний и умений на практике, способность выполнять функции, делегированные преподавателем». Царькова К. М.

3. «Индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студента предполагает построение его индивидуальной образовательной траектории на основе индивидуального учебного плана в соответствии с личностными психолого-педагогическими характеристиками». Морозова Д.А.

1. «Индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов направлена на раскрытие потенциала; на формирование способности к самоорганизации учебной деятельности; на достижение эффективности в процессе выполнения самостоятельной работы». Кузнецова Е.В., Кирсанов А.А.

2. «Сущность индивидуализации процесса обучения студентов представляет собой организацию, содержание и методику учебного процесса в вузе с учетом индивидуальных особенностей студентов, возможностей преподавателей и педагогических условий процесса обучения на каждом ее этапе». Кваоок Т. Я.

4. «Индивидуализация процесса обучения студентов основана на взаимосвязи внешней (адаптация содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям студента, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуально-профессионального потенциала) и внутренней (направленность будущего учителя на саморазвитие и собственную деятельность, обеспечивающую реализацию его индивидуальности, осознанное приобретение педагогического образования и становление позитивной индивидуальной позиции относительно будущей профессии) составляющих». Бурлакова Т.В.

Таблица 2

Основные формы индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов

№ Форма индивидуализации Её содержание

1. Личностная индивидуализация Предполагает использование заданий, различных по форме выполнения (исследование, доклад, творческая работа, мультимедийная презентация, и др.), по способу представления информации (в виде схем графиков, таблиц, текста, видеоряда, иллюстраций и др.). При реализации данного подхода студент выбирает из предложенных заданий те, которые соответствуют его личностным особенностям.

2. Предметная индивидуализация Предполагает использование заданий различного уровня сложности посредством составления банка заданий; в процессе реализации предметной индивидуализации студентам предлагаются индивидуальные планы изучения темы, составленные с учетом индивидуальных особенностей, выявленных в результате проведения комплекса диагностических мероприятий.

3. Индивидуализация по степени самостоятельности студента Предусматривает различный удельный вес деятельности преподавателя по руководству их самостоятельной учебной деятельностью. Степень самостоятельности может использоваться как фактор сложности предлагаемого задания либо зависеть от личностных особенностей студента.

Как отмечает Е.В. Кузнецова и др. [1], анализ накопленных знаний, касающихся вопросов подготовки будущих учителей, позволяет утверждать, что индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми требованиями государства, в частности ФГОС, и общества в целом к необходимому уровню профессиональной подготовки будущих педагогов.

Как показал анализ работ [1 - 5], многие авторы рассматривают индивидуализацию самостоятельной работы как фактор совершенствования образовательного процесса в высшей школе, а также успешного развития профессиональной компетентности.

Приведём определения понятия «индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов», представленные авторами, которые наиболее полно за последнее время исследовали данную проблему (табл. 1)

На основе анализа педагогической литературы [1 - 10] по проблеме индивидуализации и обобщения практического опыта экспериментальных школ, реализующих индивидуализированное обучение, было выделено три основные формы индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов (табл. 2).

Достаточную эффективность показали следующие виды самостоятельной индивидуализированной работы будущих педагогов:

- создание эссе,

- разработка глоссария к отдельным темам,

- подготовка проектов с мультимедийной презентацией по теме,

- оформление схем, таблиц, графиков,

Библиографический список

- создание презентаций к отдельным темам на выбор;

- создание портфолио достижений,

- подготовка деловой игры,

- разработка планов-конспектов уроков,

- разработка сценария воспитательных мероприятий,

- подготовка выступления на конференции, конкурсе педагогического мастерства, педагогической олимпиаде и др.

Подводя итог проведенного анализа деятельности по обозначенной проблеме, можно выделить условия, способствующие индивидуализации самостоятельной работы будущих педагогов. Их можно разделить на две основные группы:

Внутренние условия, предполагающие сформированный у студентов высокий уровень мотивации к самостоятельной работе; сформированная потребность в самообразовании; адекватная самооценка образовательных достижений;

Внешние условия, предполагающие высокий уровень профессионализма преподавателей вуза [10 - 14], которые проводят работу со студентами; наличие информационно-методического оснащения самостоятельной работы студентов; реализация технологии адаптивной системы обучения, заключающейся не только в сообщении новой информации, но и в обучении студентов приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания; обеспечение возможности выстраивания студентами индивидуальных маршрутов выполнения самостоятельной работы; создание ситуаций, стимулирующих рефлексию через самоанализ, самооценку, взаимооценку.

1. Кузнецова Е.В. Индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов в педагогическом вузе: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Шуя, 2012.

2. Царькова К.М. Индивидуализация самостоятельной работы студентое-заочникое в процессе изучения педагогических дисциплин. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2013.

3. Абылкасимова А.Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов-математиков в системе методической подготовки в университете: Диссертация ... доктора педагогических наук. Алматы, 1995.

4. Бурденюк ГМ. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2013.

5. Ведюгина В.А. Педагогические проблемы самоконтроля в обучении и эффективность применения технических средств для его реализации. Минск: Издательство БГУ, 2009.

6. Ветрова З.Д. Индивидуальный подход к студентам в процессе учебной деятельности (на материале обучения иностранным языкам в неязыковом вузе). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 2002.

7. Дайри Н.Г. Важнейшие пути организации активной самостоятельной деятельности, связи обучения с жизнью. Обучении истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. Москва: Просвещение, 2011: 314 - 411.

8. Организация самостоятельной работы и непрерывного контроля знаний студентов: тезисы докладов краевой научно-практической конференции. Под редакцией В.М. Лопаткина. Барнаул, 2009.

9. Кузнецова Е.В. Индивидуализация внеучебной деятельности студентов. Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе: материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2011; Ч. II: 233 - 236.

10. Кошелев В.Ф. Педагогические условия индивидуализации обучения студентов в процессе профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Сходня. 2006.

11. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

12. Чотчаева З.А., Сорокопуд Ю.В. Реализация управленческих воздействий на студентов в условиях высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 163 - 165.

13. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235 - 238.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Kuznecova E.V. Individualizaciya samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2012.

2. Car'kova K.M. Individualizaciya samostoyatel'noj raboty studentov-zaochnikov v processe izucheniya pedagogicheskih disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2013.

3. Abylkasimova A.E. Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov-matematikov v sisteme metodicheskoj podgotovki v universitete: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Almaty, 1995.

4. Burdenyuk G.M. Upravlenie samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nost'yu pri obuchenii inostrannym yazykam vzroslyh. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

5. Vedyugina V.A. Pedagogicheskie problemy samokontrolya v obuchenii i 'effektivnost'primeneniya tehnicheskih sredstv dlya ego realizacii. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 2009.

6. Vetrova Z.D. Individual'nyjpodhod k studentam v processe uchebnoj deyatel'nosti (na materiale obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Jleningrad, 2002.

7. Dajri N.G. Vazhnejshie puti organizacii aktivnoj samostoyatel'noj deyatel'nosti, svyazi obucheniya s zhizn'yu. Obucheniiistorii v starshih klassah srednejshkoly: Poznavatel'naya aktivnost' uchaschihsya i 'effektivnost' obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 2011: 314 - 411.

8. Organizaciya samostoyatel'noj raboty i nepreryvnogo kontrolya znanij studentov: tezisy dokladov kraevoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej V.M. Lopatkina. Barnaul, 2009.

9. Kuznecova E.V. Individualizaciya vneuchebnoj deyatel'nosti studentov. Tradicionnyeiinnovacionnye tehnologiivospitaniya vobrazovatel'nomprocesse: materialy IV-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Glazov: Glazovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2011; Ch. II: 233 - 236.

10. Koshelev V.F. Pedagogicheskie usloviya individualizaciiobucheniya studentov vprocesseprofessional'nojpodgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shodnya. 2006.

11. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i kar'era. Moskva, 2019.

12. Chotchaeva Z.A., Sorokopud Yu.V. Realizaciya upravlencheskih vozdejstvij na studentov v usloviyah vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 163 - 165.

13. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii tyuninga pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235 - 238.

14. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 05.02.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.