Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоопределение / профессиональная ориентация / профильное обучение / социальная успешность / self-determination / professional orientation / specialized training / social success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.В. Илькевич, Н.В. Рожнова

Статья посвящена самоопределению учащихся подросткового возраста, важной чертой которого является наличие осознанного стремления к будущему. За этот относительно короткий промежуток времени учащемуся необходимо составить план – решить, чем он хочет заниматься (профессиональное решение) и кем хочет быть (личное или моральное решение). При этом обучающийся должен не только уметь широко представлять свое будущее, но и знать, как достичь поставленных целей. При разработке системы работы по самоопределению при реализации обучения в классах гуманитарного профиля учитывались основные особенности современных старшеклассников, в частности факт важности выбора профессии для лиц данной возрастной категории. Рассматривались также связанные с ним сдержанность студентов, их отказ от всевозможных мечтаний о том, чтобы стать представителями любой специальности, особенности формирования системы ценностей в этом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF WORK ON SELF-DETERMINATION IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIALIZED EDUCATION IN THE HUMANITIES CLASSES

The article deals with self-determination of adolescent students, an important feature of which is the presence of a conscious desire for the future. During this relatively short period of time, the student needs to make a plan – to decide what he wants to do (a professional decision) and who he wants to be (a personal or moral decision). At the same time, the student should not only be able to imagine his future broadly, but also know how to achieve his goals. When developing a system of work on self-determination in the implementation of specialized education in the humanities classes, the main features of modern high school students were taken into account, in particular, the fact of the importance of choosing a profession for people of this age category. The restraint of students associated with it, their rejection of all kinds of dreams of becoming representatives of any specialty, the peculiarities of the formation of a value system at this age are also considered.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

7. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Москва, 2012

8. Матвеева Н.А. Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 221 - 224.

References

1. Koris R., Mato-Diaz F.J., Hernandez-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students' transition to online learning amid the COVID-19 crisis. European Educational Research Journal. 2021; Vol. 20, № 4: 463 - 478.

2. Chernova N.I., Katahova N.V. Inoyazychnaya professional'no-kommunikativnaya adaptivnost' studenta i ee formirovanie v tehnologicheskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 85 - 87.

3. Castaneda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018; № 15: 1 - 10.

4. Kursevich D.V., Chernova N.I., Mandzhiev A.A. Cross-Cultural Challenges of a Foreign Language Quest. Proceedings of the International Scientific 23 Conference «Far East Con» (ISCFEC 2020). Paris: Advances in Economics, Business and Management Research. 2020; Vol. 128: 133 - 137.

5. Chernova N.I., Katahova N.V. Professional'no-orientirovannaya kul'tura vypusknika vuza kak osnova formirovaniya innovacionnogo kadrovogo potenciala gosudarstv. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; № 4 (60): 41 - 46.

6. Chernov A.V., Chernova N.I. Organizacionno-pedagogicheskie resursy obrazovatel'nyh standartov dlya formirovaniya lichnosti professionala. Fundamental'nye problemy radio'elektronnogo priborostroeniya. Materialy Mezhdunarodnojnauchno-tehnicheskojkonferenciiINTERMATIC-2014: v 5 ch. Moskva: MGTU MIR'EA, 2014; Ch. 1: 294 - 299.

7. Sharipov F.V. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Moskva, 2012

8. Matveeva N.A. Mehanizmy realizacii innovacionnogo potenciala obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya (na primere analiza deyatel'nosti FIP). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 221 - 224.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378

Ilkevich B.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: ilk_bv@mail.ru

Rozhnova N.V., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: n_rozhnova@mail.ru

THE SYSTEM OF WORK ON SELF-DETERMINATION IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIALIZED EDUCATION IN THE HUMANITIES CLASSES. The

article deals with self-determination of adolescent students, an important feature of which is the presence of a conscious desire for the future. During this relatively short period of time, the student needs to make a plan - to decide what he wants to do (a professional decision) and who he wants to be (a personal or moral decision). At the same time, the student should not only be able to imagine his future broadly, but also know how to achieve his goals. When developing a system of work on self-determination in the implementation of specialized education in the humanities classes, the main features of modern high school students were taken into account, in particular, the fact of the importance of choosing a profession for people of this age category. The restraint of students associated with it, their rejection of all kinds of dreams of becoming representatives of any specialty, the peculiarities of the formation of a value system at this age are also considered. Key words: self-determination, professional orientation, specialized training, social success.

Б.В. Илькееич, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: ilk_bv@mail.ru Н.В. Рожноеа, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: n_rozhnova@mail.ru

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена самоопределению учащихся подросткового возраста, важной чертой которого является наличие осознанного стремления к будущему. За этот относительно короткий промежуток времени учащемуся необходимо составить план - решить, чем он хочет заниматься (профессиональное решение) и кем хочет быть (личное или моральное решение). При этом обучающийся должен не только уметь широко представлять свое будущее, но и знать, как достичь поставленных целей. При разработке системы работы по самоопределению при реализации обучения в классах гуманитарного профиля учитывались основные особенности современных старшеклассников, в частности факт важности выбора профессии для лиц данной возрастной категории. Рассматривались также связанные с ним сдержанность студентов, их отказ от всевозможных мечтаний о том, чтобы стать представителями любой специальности, особенности формирования системы ценностей в этом возрасте.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация, профильное обучение, социальная успешность.

Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что существенные изменения во всех сферах жизни современного общества, связанные с его переходом на постиндустриальную ступень развития, не могли не сказаться на сфере школьного образования. Непредсказуемая динамика всех процессов, происходящих в современном социуме, падение значения одних профессий и существенное возрастание других делает как никогда важной проблему профориентации школьников [1-5].

В свою очередь, последняя является тесно связанной с рядом вопросов профилизации школьного образования на настоящем этапе его развития. Она должна способствовать подготовке членов общества, характеризующихся высокой конкурентоспособностью на современном этапе его развития [5-9].

Проблемам, связанным с построением системы самоопределения школьников при реализации профильного обучения, будет посвящена настоящая статья.

Целью настоящего исследования является разработка системы, позволяющей осуществить развитие личностных и профессиональных качеств современных старшеклассников, эффективное с точки зрения их дальнейшей адаптации и самореализации в обществе.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- сформировать структуру работы для развития самоопределения и профессиональной ориентации для осуществления обучения на примере классов гуманитарного профиля;

- отразить результаты работы по профориентации для школьников, обучающихся в 5-7-х классах;

- рассмотреть особенности допрофильной работы для школьников 8-9-х классов;

- организовать обучение в рамках выбранного профиля среди учащихся 10-11-х классов.

Методы исследования: анализ специальной литературы, посвященной различным вопросам, связанным с проблемами профориентации и профильного обучения в старших классах.

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые вводится система работы по профессиональной ориентации, она осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.

Теоретическая значимость заключается в изучении специфики системы работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов, которая определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Реализация перехода образования на обучение по профилю в старшем звене школы основана на преобразовании системы работы уже в основной школе, потому что от верного выбора образовательного профиля будет зависеть дальнейшее будущее учеников в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться на занятиях по профориентационной работе с учащимися 5-7-х классов с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных

качеств человека и профессиональной карьеры. Она основана на субъективном восприятии профессионального мира, который приближен к перечню профессий, в которых заняты люди, находящиеся поблизости, например, родители, знакомые и др., с помощью увеличения знаний о множестве существующих профессий. Учебная и воспитательная работа построена на видах и способах организации, отвечающих требованиям определенного возрастного периода учеников.

Осуществляемые на протяжении трёх последних десятилетий реформы, затрагивающие все социальные институты, динамично меняющийся рынок труда, «открытость образования» на профессиональном уровне существенно актуализируют проблему содействия школьникам в выборе будущей профессиональной области [1-3]. Соответственно, правильный, осознанный выбор профессии имеет определяющее значение не только с точки зрения успешности выпускника в профессиональной и иных видах деятельности, но и большую значимость для дальнейшего прогрессивного социально-экономического развития нашей страны [2; 4; 5].

В этой связи не вызывает удивления тот факт, что многие учащиеся выпускных классов сосредотачивают свою активность на выборе будущей профессии. Последнее подразумевает определенную сдержанность обучающихся, отказ от разного рода мечтаний, формирование четкого понимания того, что выпускники в будущем могут стать представителями любой выбранной ими специальности.

При этом учащемуся старших классов зачастую бывает непросто разобраться в разных профессиях. В данном случае значимую роль играет тот факт, что у индивида, относящегося к соответствующей возрастной категории, отношение к различным областям профессиональной деятельности в большинстве случаев базируется на чужом опыте. О предполагаемых профессиях большинство подростков знают от своих знакомых, друзей, родственников, родителей, а равно - и средств массовой информации. Данный опыт не прошел объективного осмысления индивидом. Ещё одной тенденцией, немаловажной с точки зрения предмета настоящего исследования, является проведение подростками независимой оценки своей учебной подготовки, самочувствия, финансового благополучия в семье, а также собственных задатков и наклонностей [3; 6-10].

В связи с вышеизложенным при проведении профориентационной работы среди современных участников необходимо учитывать несколько существенных факторов (табл. 1).

В связи с темой настоящего исследования важно учитывать ориентиры, которыми руководствуются старшеклассники при выборе конкретной профессии. Действительно, в период 1980-х гг. решающую роль в данном вопросе играли такие факторы, как:

- значимость предполагаемой профессии для общества;

- личностные свойства, необходимые людей, работающих в рамках данной профессии;

- этические нормы и принципы взаимоотношений, присущие для представителей этой профессии.

Однако на данный момент на первое место выходит материальный аспект. Основополагающие ценности, к которым относится творческий подход, изучение, заинтересованность в работе не присущи большинству современных старшеклассников нового поколения [9, с. 85-86].

Определение престижа профессии для обучения либо учебного заведения, куда планирует поступать старшеклассник, целиком зависит от степени его стремлений чего-либо добиться. Наблюдается точная закономерность, отражаю-

щаяся в линии поведения школьников в старших классах: чем ближе срок поступления в вуз, тем сильнее происходит переоценка планов на жизнь, и снижается планка на уровне притязаний. Данная тенденция может быть результатом рационального осмысления своих возможностей либо является отражением слабоволия и страха перед тяжёлым решением [3; 9; 11].

Важно учитывать, что собственное определение и в профессиональном, и в субъективном плане представляет собой главное новообразование в период раннего юношества. У индивида, которого можно отнести к данной возрастной категории, происходит формирование внутренней позиции. Последняя включает самосознание как социального субъекта, осознание собственного положения в обществе. С другой стороны, именно в старшем школьном возрасте можно говорить о формировании установок на будущее, реализация которых представляется индивиду сильно отсроченной. Соответственно, применительно к лицам данной возрастной категории некоторые исследователи считают новообразованием не само самоопределение, а формирование психологической готовности к нему [4-6].

На текущий момент в образовании приоритетную позицию занимает вопрос выбора старшеклассников, на основе чего происходит подготовка профильного обучения в школах.

В свою очередь, реализация программ профильного образования актуализирует вопрос собственного определения не только для учащихся, но и педагогов. На первый план выходит реализация вопроса выбора профильного обучения, в силу чего требуется преобразовать систему и состав обучающего процесса.

Период юношества является промежуточным между подростковым периодом и зрелостью. Данный период характеризуется специфическим состоянием психики, который объясняется особым развитием в рамках социальной ситуации, так подросток проходит социализацию посредством преодоления этапов профессионального самоопределения. Ситуация выбора формируется два раза, в 9 и 11 классе, большую роль играют консультации специалистов [12-13].

Образовательная деятельность, которая связывается с обучением профессии, занимает главное место в действиях этого возрастного периода. По мнению Д.Б. Эльконина, кризис в этом возрасте заключается в разном течение образовательной системы и системы взросления [6, с. 158].

Л.И. Божович называет основным местом в жизни старшеклассника целенаправленность в будущее, формирование планов на жизнь и приоритетов за счёт субъективного собственного определения, создания плана будущего [7, с. 36].

В связи с вышеизложенным предлагаемая система работы по самоопределению и профессиональной ориентации в ходе реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включает:

- систему методологических подходов, позволяющих эффективно организовать предпрофильную и профильную подготовку старшеклассников, а равно и их профориентацию в соответствии с охарактеризованными ранее факторами;

- наличие развитой материальной базы, позволяющей эффективно осуществлять профориентационную деятельность;

- сформированность у обучающихся системы знаний, умений и навыков, связанных с выбором дальнейшей траектории их развития после выпуска;

- развитие у обучающихся комплекса способностей и личностных качеств, связанных с принятием эффективных самостоятельных реше-

Таблица 1

Факторы, влияющие на профориентацию современного школьника

№ Наименование Характеристика

1. Состояние рынка труда В условиях непредсказуемой динамики большинства процессов в современном обществе часто исчезают те или иные профессии либо их значение и общественный престиж существенно редуцируются, других, напротив, - возрастает. В этой связи важной задачей школы является ориентация учащихся на выбор перспективных областей будущей профессиональной деятельности. При этом от членов педагогического коллектива требуется ненавязчивость действий и учёт потребностей рынка труда, а равно и индивидуальных особенностей учащихся [3, с. 97]

2. Формирование у учащихся осознанного интереса к будущей профессиональной деятельности Важной задачей современной школы является помощь учащимся в осознании того, что для них важно. Это необходимо осуществлять в несколько этапов: знакомство с содержанием профессиональной деятельности в предполагаемой области; развитие у обучающихся умения соотносить свои способности и склонности с требованиями избранной профессии; достижение соответствия познавательных и профессиональных интересов; развитие у обучающихся потребности в реализации их интересов [4; 10]

3. Индивидуальные психолого-физиологические особенности школьников Их учёт является необходимым при проведении профориентации. Он позволяет актуализировать возможности конкретных обучающихся, эффективно регулировать индивидуальные психофизиологические состояния в связи с задачами сохранения и укрепления здоровья, компенсировать личностные дефициты и поведенческие недостатки учащихся, развивать умения и навыки обучающихся, связанные с адаптацией к условиям современного общества

4. Ценностные ориентации старшеклассников При проведении профориентации важно учитывать, что основы ценностных ориентаций школьников закладываются в ходе семейного воспитания. Однако сверстники и образовательная организация также оказывают на них немалое влияние. В т.ч. важным фактором являются личностные качества классного руководителя и учителя-предметника. Высокая степень развития последних позволяет увлечь учащихся тем или иным предметом или предметной областью, конкретной формой урочной или внеурочной деятельности. Это, в свою очередь, с высокой вероятностью будет способствовать эффективному самоопределению учащихся не только в сфере выбора профессии, но и в плане развития их общей культуры и социализации [11-12]

ний, в т.ч. касающихся профессионального и жизненного самоопределения;

- формирование у обучающихся совокупности умений и навыков, связанных с осуществлением профессионального прогнозирования.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

В структуру профильного обучения входят следующие элементы обучения: основные и профильные дисциплины, элективные курсы, курсы по профилю, практические занятия, занятия в рамках факультативной работы.

Ожидаемые результаты системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:

- освоение школьниками системы умений и навыков, связанных с личностным и профессиональным самоопределением;

- способности обучающихся к проявлению инициативы в вопросах, касающихся выбора будущей профессиональной области;

- освоение школьниками различных форм деятельности, связанных с установлением эффективных межличностных контактов;

Библиографический список

- развитие у учащихся выпускных классов способности к рефлексии по поводу личностного и профессионального выбора;

- развитие у школьников важных для информационного общества навыков, позволяющих эффективно сравнивать, сопоставлять и анализировать информацию, в т.ч. касающуюся вопросов их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, поставленная нами цель по созданию системы условий для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе, была успешно решена.

Результаты исследования могут содействовать дальнейшему изучению особенностей функционирования системы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля, а также решению проблемы профилизации обучения на уровне ООО, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

Данная система с высокой вероятностью позволит создать эффективную модель профессиональной ориентации старшеклассников, осваивающих образовательные программы в пространстве классов гуманитарного профиля.

1. Соломин В.П., Станкевич П.В. Основные направления развития педагогического образования (предметная область «Безопасность жизнедеятельности»). Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции. Казань: Бук, 2020: 4 - 9.

2. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса. Педагогика развития и сотрудничества. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020; Т. 9, № 3 (35): 281 - 288.

3. Бахвалова С.Б., Киселева Э.М., Савельева И.В. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 96 - 99.

4. Сухарева Л.М. Профориентационная деятельность как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ. Вопросы территориального развития. 2019; Выпуск 1 (46): 1 - 10.

5. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся. Гаудеамус. 2017; Т. 16; № 2: 9 - 16.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика-Пресс, 2018.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. Воронеж: Институт практической психологии, 2017.

8. Гужавина Н.А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся. Управление современной школой. 2018; № 3: 4 - 8.

9. Кривцова Е.В. Проблема ценностного самоопределения личности в психологических исследованиях. Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Новосибирск: Олимп, 2018: 81 - 88.

10. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы. Культурно-историческая психология. 2019; Т. 15, № 4: 109 - 118.

11. Гаврилина А.А. Источники формирования ценностных ориентаций личности. Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021; Т. 1; № 1: 102 - 104.

12. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2019.

13. Оборчан Т.П. Особенности формирования ценностно-правовых ориентаций современной учащейся молодежи. Человек и образование. 2021; № 3 (68): 137 - 142.

References

1. Solomin V.P., Stankevich P.V. Osnovnye napravleniya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya (predmetnaya oblast' «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti»). Fundamental'nye problemy obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: materialy XXIV nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Buk, 2020: 4 - 9.

2. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Metodologicheskie aspekty perehoda k novoj organizacii obrazovatel'nogo processa. Pedagogika razvitiya i sotrudnichestva. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2020; T. 9, № 3 (35): 281 - 288.

3. Bahvalova S.B., Kiseleva 'E.M., Savel'eva I.V. Proforientaciya kak faktor professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 96 - 99.

4. Suhareva L.M. Proforientacionnaya deyatel'nost' kak ob'ekt pedagogicheskogo issledovaniya: retrospektivnyj analiz. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2019; Vypusk 1 (46): 1 - 10.

5. Nechaev M.P., Frolova S.L. Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchayuschihsya. Gaudeamus. 2017; T. 16; № 2: 9 - 16.

6. 'El'konin D.B. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika-Press, 2018.

7. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psihologicheskie trudy. Voronezh: Institut prakticheskoj psihologii, 2017.

8. Guzhavina N.A. Programma proekta po proforientacionnoj rabote, predprofil'noj podgotovke, profil'nomu obucheniyu uchaschihsya. Upravlenie sovremennoj shkoloj. 2018; № 3: 4 - 8.

9. Krivcova E.V. Problema cennostnogo samoopredeleniya lichnosti v psihologicheskih issledovaniyah. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk: Olimp, 2018: 81 - 88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chesnokova O.B., Churbanova S.M., Molchanov S.V. Professional'noe samoopredelenie v yunosheskom vozraste kak strukturnyj komponent buduschego professionalizma: socio-kognitivnye i kreativnye faktory. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2019; T. 15, № 4: 109 - 118.

11. Gavrilina A.A. Istochniki formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme. 2021; T. 1; № 1: 102 - 104.

12. Karpushina L.V., Kapcov A.V. Psihologiya cennostejrossijskojmolodezhi. Samara: Izdatel'stvo SNC RAN, 2019.

13. Oborchan T.P. Osobennosti formirovaniya cennostno-pravovyh orientacij sovremennoj uchaschejsya molodezhi. Chelovek i obrazovanie. 2021; № 3 (68): 137 - 142.

Статья поступила в редакцию 01.03.22

УДК 811.161.1

SenokurF, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: furkansenokur@yandex.com

Chaplygina T.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: chtatiana@mail.ru

SENTENCE MODELS WITH THINKING ACTIVITY PREDICATES IN THE ASPECT OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO TURKISH STUDENTS. The

article deals with syntactic transformations of the typical situation "thinking activity of the subject directed at the object". The aim of the work is to form a fragment of interpretative paradigm of Russian sentences with predicates of thinking activity for presenting the research results to Turkish students. Considerable attention is paid to various ways of expressing thinking activity of the subject in Russian language and to the analysis of the functioning of verbs of thinking activity and their correlates in intermodel transformations. The materials in Russian language are compared with the grammatical and semantic correlates in Turkish language and difficulties for Turkish students are described. The study allows to conclude that in both Russian and Turkish the same thought can be expressed using different constructions, however, the type of their construction may differ, and the constructions may have a connotation or additional meanings. The research results can be used by teachers, as well as by foreigner students studying Russian on their own.

Key words: thinking activity, sentence models, synonymous syntactic transformations, syntactic synonyms, functional grammatical description of language.

Ф. Шенокур, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: furkansenokur@yandex.com

Т.Е. Чаплыгина, канд. филол. наук, доц., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: chtatiana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.