Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогические условия и факторы / информационно-коммуникативная адаптивность / профессиональные компетенции / лингвистическая подготовка / цифровые технологии / интерактивная модульная технология / psychology-pedagogical terms and factors / informative and communicative adaptability / professional competence / linguistic training / digital technologies / interactive modular approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.М. Чугаева

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия и факторы, влияющие на эффективное формирование информационно-коммуникативной адаптивности студентов в ходе иноязычной подготовки в инновационном университетском кластере. Дифференцированы преимущества использования интерактивной модульной технологии в условиях цифровизации образовательной среды в МИРЭА – Российском технологическом университете. Выработаны рекомендации по совершенствованию и структуризации разноуровневой лингвистической подготовки студентов на основе анализа психолого-педагогических аспектов в цифровом поле профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что вынужденный дистанционный формат осуществления иноязычной подготовки студентов позволил диверсифицировать и расширить доступ к цифровым англоязычным ресурсам, таким образом максимально удовлетворяя коммуникативные возможности учащихся, вовлекая их в аутентичную иноязычную среду, реализуя возможности цифрового инструментария и информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.М. Чугаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL TERMS AND FACTORS FOR EFFECTIVE FORMATION OF STUDENTS’ INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE ADAPTABILITY IN TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The article considers psychological and pedagogical terms and factors, which impact the efficient formation of students’ information and communication adaptability during the course of foreign language training in innovative university cluster. The author has differentiated advantages of using interactive modular technology in digital education environment of RTU MIREA. Recommendations on improving and structuring multi-level language training based on the analysis of psychological and pedagogical aspects in the professional training digital field have been also developed. The author concludes that the forced remote format of foreign language training of students allowed to diversify and expand access to digital English-language resources, thus maximally satisfying the communicative capabilities of students, involving them in an authentic foreign language environment, realizing the capabilities of digital tools and information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

References

1. Belyaev A.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 1997.

2. Betanova S.S. Puti samoaktualizacii vypusknika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, obuchayuschegosya na osnove adaptirovannoj obrazovatel'noj programmy. Innovacii. Nauka. Obrazovanie». 2021; № 25: 386 - 390.

3. Vlasova E.L. Upravlenie uchebno-vospitatel'noj sistemojrazvitiya grazhdanstvennosti starshih Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Gayazov A.S. Grazhdanskoe vospitanie v novyh usloviyah razvitiya rossijskoj grazhdanstvennosti. Ponyatijnyj apparatpedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov, 2005.

5. Kamenskaya E.N. Gendernyjpodhod vpedagogike. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.

6. Kostikova I.V. Perspektivy gendernogo obrazovaniya v Rossii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001; № 2: 68 - 75.

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 maya 2015 goda № 996-r. "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025".

8. Razenkova N.E., Rukavicina E.D. Realizaciya sub'ektno-deyatel'nostnogo podhoda v organizacii praktiki buduschih bakalavrov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 4 (127): 33.

9. Rukavicin M.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshih shkol'nikov s minimal'nymi narusheniyami sluha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

10. Semenov K.B., Karabashev I.A., Kolomiec A.Yu. Teoreticheskie osnovy grazhdansko-pravovogo vospitaniya. Sovremennye problemy psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy 4 Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (k 100-letiyu professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Dagestane): v 5 ch. Mahachkala, 2017: 195 - 201.

11. Smirnova A.V., Kotlova T.B. Gendernye stereotipy v uchebnikah nachal'noj shkoly. Zhenschiny vrossijskom obschestve. 2001; № 3: 53 - 61.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378.14

Chugaeva K.M., postgraduate, Institute of Radio Electronics and Informatics, MIREA - Russian Technological University (RTU MIREA) (Moscow, Russia),

E-mail: chugaeva@mirea.ru

PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL TERMS AND FACTORS FOR EFFECTIVE FORMATION OF STUDENTS' INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE ADAPTABILITY IN TECHNOLOGICAL UNIVERSITY. The article considers psychological and pedagogical terms and factors, which impact the efficient formation of students' information and communication adaptability during the course of foreign language training in innovative university cluster. The author has differentiated advantages of using interactive modular technology in digital education environment of rTu MIREA. Recommendations on improving and structuring multi-level language training based on the analysis of psychological and pedagogical aspects in the professional training digital field have been also developed. The author concludes that the forced remote format of foreign language training of students allowed to diversify and expand access to digital English-language resources, thus maximally satisfying the communicative capabilities of students, involving them in an authentic foreign language environment, realizing the capabilities of digital tools and information and communication technologies.

Key words: psychology-pedagogical terms and factors, informative and communicative adaptability, professional competence, linguistic training, digital technologies, interactive modular approach.

К.М. Чугаева, аспирант, Институт радиоэлектроники и информатики, МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ МИРЭА),

г. Москва, E-mail: chugaeva@mirea.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия и факторы, влияющие на эффективное формирование информационно-коммуникативной адаптивности студентов в ходе иноязычной подготовки в инновационном университетском кластере. Дифференцированы преимущества использования интерактивной модульной технологии в условиях цифровизации образовательной среды в МИРЭА - Российском технологическом университете. Выработаны рекомендации по совершенствованию и структуризации разноуровневой лингвистической подготовки студентов на основе анализа психолого-педагогических аспектов в цифровом поле профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что вынужденный дистанционный формат осуществления иноязычной подготовки студентов позволил диверсифицировать и расширить доступ к цифровым англоязычным ресурсам, таким образом максимально удовлетворяя коммуникативные возможности учащихся, вовлекая их в аутентичную иноязычную среду, реализуя возможности цифрового инструментария и информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия и факторы, информационно-коммуникативная адаптивность, профессиональные компетенции, лингвистическая подготовка, цифровые технологии, интерактивная модульная технология.

Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что в условиях цифровизации экономического и образовательного пространства Российской Федерации требования к качеству подготовки инновационных профессиональных кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей неуклонно возрастают [1]. Ключевой задачей высшей школы в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения является формирование профессиональных компетенций, которые способствуют личностному развитию и раскрытию творческого потенциала обучающегося. Интенсификация процесса подготовки будущих специалистов зависит не только от совершенствования новых форм, методов и инструментов обучения, но также и от психолого-педагогических условий и факторов, оказывающих влияние на адаптивное становление личности студентов в ходе образовательного процесса [2].

Кроме того, в условиях цифровизации образовательной среды и в связи с эпидемиологической обстановкой (COVID-19) применение адаптивных интерактивных технологий в процессе обучения стали ключевой задачей последних двух лет. 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предполагает подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства, а также доступность, качество и открытость образовательной системы вне зависимости от физического и умственного развития обучающегося [3]. Для снижения рисков заболеваемости и показателей смертности образовательным сообществом было принято решение перейти на дистанционный или смешанный формат обучения, что не могло не сказаться на процессе адаптации студентов первого курса.

В рамках проводимого нами исследования на площадке МИРЭА - Российского технологического университета (РТУ МИРЭА), был проведен опрос среди студентов первого курса технических направлений, в котором более 74% респондентов положительно отреагировали на введение дистанционного формата обучения, 15% усомнились в эффективности такой организации учебного процесса, 11% респондентов не смогли определиться с ответом. Информационная нагрузка, с которой сталкиваются первокурсники, значительно превышает ту, которую они несли в рамках школьного обучения [4]. К информационной нагрузке добавляется психическая напряженность при адаптации к новым вузовским требованиям, в том числе и по развитию коммуникативных навыков и выстраиванию межличностных отношений. Переход на дистанционный формат обучения не обезличил влияние психофизического состояния студентов на их успеваемость. Следовательно, стоит отметить, что адаптационный процесс личности в условиях цифровизации образовательной среды нашего университета (РТУ МИРЭА) напрямую зависит от создаваемых в этой среде психолого-педагогических условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся [5].

Теоретические аспекты психолого-педагогических факторов, влияющих на успешность обучения студентов в вузе, представлены в работах ряда авторов (н.В. Соловьева, В.П. Седова, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, ГП. Кузина и другие). Сущность адаптивных образовательных систем, в которых психолого-педагогические факторы оказывали влияние на адаптацию личности, рассматривалась в работах В.А. Караковкого, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой, М.М. Яковлевой,

И.Е. Торбана и др. Психолого-педагогические основы адаптации студентов к новой профессиональной деятельности (образовательной) описаны в работах Л.А. Андреевой, Л.П Егоровой и др. Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе зависит и в некоторой степени определяется психофизическими и психологическими особенностями обучающихся.

Целью проводимой работы выступают разработка и реализация методического и технологического обеспечения, а также дидактических подходов к организации иноязычной подготовки бакалавров, с одной стороны, а с другой - определение психолого-педагогических условий и факторов, влияющих на формирование, развитие и саморазвитие информационно-коммуникативной адаптивности студентов технологического вуза. Отметим, что решение проблемы адаптации к новым условиям обучения является одной из ключевых при формировании профессиональных иноязычных компетенций студентов в высшей школе, с которой сталкивается каждый первокурсник [6]. В логике нашего исследования были поставлены и решены следующие задачи по формирования искомой информационно-коммуникативной адаптивности студентов МИРЭА -Российского технологического университета:

- проанализировать психолого-педагогические условия и факторы, воздействующие на уровень языковой подготовки бакалавров при модульной организации их аудиторной и внеаудиторной работы;

- разработать комплекс организационных мер и дидактико-методических рекомендаций в рамках реализации многоуровневых вариативных адаптивных модулей с учетом психолого-педагогического сопровождения индивидуализации иноязычных обучающих траекторий.

В ходе организации предложенного модульного обучения нами использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ научно-педагогической и методической литературы по предмету исследования; практические (нацеленные на применение психодиагностических методов, таких как тестирование, анкетирование и другие); метод экспертных оценок.

В ходе экспериментального исследования иноязычной подготовки по формированию информационно-коммуникативной адаптивности было доказано, что разработанный многоуровневый вариативный интерактивный адаптивный модуль позволил:

1) предоставить своевременный и открытый доступ к цифровым информационным ресурсам;

2) побудить студентов к самостоятельной работе в рамках иноязычной подготовки для совершенствования письменных и устных навыков для решения поставленных коммуникативных задач;

3) обеспечить реализацию интегрированных методологических подходов на основе цифровых инструментов и программных средств;

4) организовать непрерывный контроль качества и уровня сформирован-ности искомой компетентности в ходе реализации разработанной адаптивной модульной технологии иноязычной подготовки бакалавров.

В ходе пандемии в РТУ МИРЭА основной платформой цифрового дистанционного обучения стала Moodle. Набор инструментов, удобство пользования интерактивным контентом, система обратной связи содействовали беспрепятственной и комфортной организации учебного процесса как в рамках аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Однако, стоит подчеркнуть, что лавинообразное внедрение цифровой платформы в вузе не учитывает в полной мере влияния объективных и субъективных психолого-педагогических факторов, а также условий успешного усвоения учебной программы дисциплины «Иностранный язык».

Рассмотрим процесс формирования информационно-коммуникативной адаптивности в цифровом поле лингвистической подготовки в совокупности следующих аспектов:

1. Психофизический аспект предполагает смену стереотипного школьного поведения на принятие новых требований высшего учебного заведения, формирование навыков и выработку новых привычек [7].

2. Социальный аспект сфокусирован на развитии коммуникативных навыков для взаимодействия в коллективе.

3. Психологический аспект отражает психологическую готовность студента адаптироваться к новым условиям образовательного процесса в дистанционном формате.

Библиографический список

4. Педагогический аспект направлен на активизацию навыков самостоятельной работы, обеспечивающих последующий самоконтроль и саморазвитие [8].

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что, организуя иноязычную подготовку на интерактивной модульной основе, необходимо учитывать психолого-педагогический аспект как значимый компонент, определяющий психологическую готовность обучающегося общаться на иностранном языке с одногруппниками и преподавателем. Способность и готовность к коммуникативному взаимодействию, умение его осуществлять позволяет сформировать у обучающихся достаточный уровень информационно-коммуникативной адаптивности, умения успешно решать сложные иноязычные коммуникативные задачи. На вопросы о самоконтроле и саморазвитии около 70% студентов утверждают, что данными навыками они обладают, около 21% усомнились в способности развить их в процессе обучения иностранному языку в предложенном формате (по ряду причин), остальные 9% затруднились ответить.

Научная новизна, проводимого нами исследования, состоит в разработке и реализации интерактивной адаптивной модели лингвистической подготовки при создании оптимальных условий цифровой профессионально-ориентированной коммуникативной среды для личностного развития продуктивного осуществления иноязычной профессиональной коммуникации.

Теоретическая значимость исследования состоит в совершенствовании компетенций студентов о видах адаптивного становления личности и инструментах адаптации в рамках лингвистической подготовки в условиях цифро-визации образовательного пространства. Практическая значимость исследования главным образом отражает продуктивную реализацию разработанного адаптивного интерактивного модуля, в основе которого заложено формирование, развитие и саморазвитие профессиональных иноязычных компетенций, ориентированных на международную профессиональную деятельность, а также формирование информационно-коммуникативной адаптивности. Специалисты, обладающие необходимыми иноязычными коммуникативными умениями и навыками, а также владеющие механизмами коммуникативной адаптации в иноязычной профессионально-коммуникативной среде высоко ценятся и востребованы на рыке труда.

В качестве рекомендаций по совершенствованию иноязычной подготовки в технологическом вузе предложено создание многоуровневых вариативных интерактивных адаптивных модулей по ряду направлений подготовки бакалавров в Институте искусственного интеллекта, Институте кибербезопасности и цифровых технологий, поскольку они содействуют созданию благоприятной иноязычной коммуникативной среды, максимальной адаптации к уровню стартовой языковой подготовки студентов и индивидуализации обучения иностранному языку.

Для успешной адаптации студентов в ходе их иноязычной подготовки в МИРЭА - Российском технологическом университете были созданы следующие условия:

- проведена оценка личностных характеристик и уровень знаний каждого студента для дальнейшего построения индивидуальных траекторий обучения в ходе проведенного тестирования;

- сформированы разноуровневые группы в рамках каждого направления подготовки студентов (не более 12 человек в каждой для эффективного и комфортного иноязычного взаимодействия);

- обеспечен свободный доступ к цифровым образовательным платформам вуза и электронно-образовательным библиотекам МИРЭА;

- осуществлен текущий модульный и итоговый контроль выполняемых аудиторных и внеаудиторных работ учащихся.

По итогам проведенного исследования есть основания заключить, что вынужденный дистанционный формат осуществления иноязычной подготовки студентов МИРЭА - Российского технологического университета позволил диверсифицировать и расширить доступ к цифровым англоязычным ресурсам, таким образом максимально удовлетворяя коммуникативные возможности учащихся, вовлекая их в аутентичную иноязычную среду, реализуя возможности цифрового инструментария и информационно-коммуникационных технологий. Более того, у бакалавров сформировались информационно-поисковые компетенции, позволившие им успешно реализовывать поставленные иноязычные профессионально-коммуникативные задачи.

1. Koris R., Mato-Díaz F.J., Hernández-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students' transition to online learning amid the COVID-19 crisis. European Educational Research Journal. 2021; Vol. 20, № 4: 463 - 478.

2. Чернова Н.И., Катахова Н.В. Иноязычная профессионально-коммуникативная адаптивность студента и ее формирование в технологическом университете. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 85 - 87.

3. Castaneda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018; № 15: 1 - 10.

4. Kursevich D.V., Chernova N.I., Mandzhiev A.A. Cross-Cultural Challenges of a Foreign Language Quest. Proceedings of the International Scientific 23 Conference «Far East Con» (ISCFEC 2020). Paris: Advances in Economics, Business and Management Research. 2020; Vol. 128: 133 - 137.

5. Чернова Н.И., Катахова Н.В. Профессионально-ориентированная культура выпускника вуза как основа формирования инновационного кадрового потенциала государств. Мир образования - образование в мире. 2015; № 4 (60): 41 - 46.

6. Чернов А.В., Чернова Н.И. Организационно-педагогические ресурсы образовательных стандартов для формирования личности профессионала. Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. Материалы Международной научно-технической конференции INTERMATIC-2014: в 5 ч. Москва: МГТУ МИРЭА, 2014; Ч. 1: 294 - 299.

7. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Москва, 2012

8. Матвеева Н.А. Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 221 - 224.

References

1. Koris R., Mato-Díaz F.J., Hernández-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students' transition to online learning amid the COVID-19 crisis. European Educational Research Journal. 2021; Vol. 20, № 4: 463 - 478.

2. Chernova N.I., Katahova N.V. Inoyazychnaya professional'no-kommunikativnaya adaptivnost' studenta i ee formirovanie v tehnologicheskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 85 - 87.

3. Castaneda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018; № 15: 1 - 10.

4. Kursevich D.V., Chernova N.I., Mandzhiev A.A. Cross-Cultural Challenges of a Foreign Language Quest. Proceedings of the International Scientific 23 Conference «Far East Con» (ISCFEC 2020). Paris: Advances in Economics, Business and Management Research. 2020; Vol. 128: 133 - 137.

5. Chernova N.I., Katahova N.V. Professional'no-orientirovannaya kul'tura vypusknika vuza kak osnova formirovaniya innovacionnogo kadrovogo potenciala gosudarstv. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; № 4 (60): 41 - 46.

6. Chernov A.V., Chernova N.I. Organizacionno-pedagogicheskie resursy obrazovatel'nyh standartov dlya formirovaniya lichnosti professionala. Fundamental'nye problemy radio'elektronnogo priborostroeniya. Materialy Mezhdunarodnojnauchno-tehnicheskojkonferenciiINTERMATIC-2014: v 5 ch. Moskva: MGTU MIR'EA, 2014; Ch. 1: 294 - 299.

7. Sharipov F.V. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Moskva, 2012

8. Matveeva N.A. Mehanizmy realizacii innovacionnogo potenciala obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya (na primere analiza deyatel'nosti FIP). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 221 - 224.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378

Ilkevich B.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: ilk_bv@mail.ru

Rozhnova N.V., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: n_rozhnova@mail.ru

THE SYSTEM OF WORK ON SELF-DETERMINATION IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIALIZED EDUCATION IN THE HUMANITIES CLASSES. The

article deals with self-determination of adolescent students, an important feature of which is the presence of a conscious desire for the future. During this relatively short period of time, the student needs to make a plan - to decide what he wants to do (a professional decision) and who he wants to be (a personal or moral decision). At the same time, the student should not only be able to imagine his future broadly, but also know how to achieve his goals. When developing a system of work on self-determination in the implementation of specialized education in the humanities classes, the main features of modern high school students were taken into account, in particular, the fact of the importance of choosing a profession for people of this age category. The restraint of students associated with it, their rejection of all kinds of dreams of becoming representatives of any specialty, the peculiarities of the formation of a value system at this age are also considered. Key words: self-determination, professional orientation, specialized training, social success.

Б.В. Илькееич, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: ilk_bv@mail.ru Н.В. Рожноеа, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: n_rozhnova@mail.ru

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена самоопределению учащихся подросткового возраста, важной чертой которого является наличие осознанного стремления к будущему За этот относительно короткий промежуток времени учащемуся необходимо составить план - решить, чем он хочет заниматься (профессиональное решение) и кем хочет быть (личное или моральное решение). При этом обучающийся должен не только уметь широко представлять свое будущее, но и знать, как достичь поставленных целей. При разработке системы работы по самоопределению при реализации обучения в классах гуманитарного профиля учитывались основные особенности современных старшеклассников, в частности факт важности выбора профессии для лиц данной возрастной категории. Рассматривались также связанные с ним сдержанность студентов, их отказ от всевозможных мечтаний о том, чтобы стать представителями любой специальности, особенности формирования системы ценностей в этом возрасте.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация, профильное обучение, социальная успешность.

Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что существенные изменения во всех сферах жизни современного общества, связанные с его переходом на постиндустриальную ступень развития, не могли не сказаться на сфере школьного образования. Непредсказуемая динамика всех процессов, происходящих в современном социуме, падение значения одних профессий и существенное возрастание других делает как никогда важной проблему профориентации школьников [1-5].

В свою очередь, последняя является тесно связанной с рядом вопросов профилизации школьного образования на настоящем этапе его развития. Она должна способствовать подготовке членов общества, характеризующихся высокой конкурентоспособностью на современном этапе его развития [5-9].

Проблемам, связанным с построением системы самоопределения школьников при реализации профильного обучения, будет посвящена настоящая статья.

Целью настоящего исследования является разработка системы, позволяющей осуществить развитие личностных и профессиональных качеств современных старшеклассников, эффективное с точки зрения их дальнейшей адаптации и самореализации в обществе.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- сформировать структуру работы для развития самоопределения и профессиональной ориентации для осуществления обучения на примере классов гуманитарного профиля;

- отразить результаты работы по профориентации для школьников, обучающихся в 5-7-х классах;

- рассмотреть особенности допрофильной работы для школьников 8-9-х классов;

- организовать обучение в рамках выбранного профиля среди учащихся 10-11-х классов.

Методы исследования: анализ специальной литературы, посвященной различным вопросам, связанным с проблемами профориентации и профильного обучения в старших классах.

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые вводится система работы по профессиональной ориентации, она осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.

Теоретическая значимость заключается в изучении специфики системы работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов, которая определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Реализация перехода образования на обучение по профилю в старшем звене школы основана на преобразовании системы работы уже в основной школе, потому что от верного выбора образовательного профиля будет зависеть дальнейшее будущее учеников в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться на занятиях по профориентационной работе с учащимися 5-7-х классов с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.