Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический процесс / воспитание учащихся / гражданское общество / цифровое общество / «гендер» / «гендерный» подход / «гендерное» взаимодействие / воспитательный потенциал / pedagogical process / education of students / civil society / digital society / “gender” / “gender” approach / “gender” interaction / educational potential / digitalization / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.Б. Семенов, М.В. Николаев, А.С. Семенова

Статья посвящена анализу гендерных особенностей в современной образовательной системе и цифровом обществе. Осмыслено содержание понятия «гендер» в контексте формирования представлений учащейся молодежи о профессиональном самоопределении, стратегии жизни в гражданском обществе. Показано, что внедрение в школе гендерного подхода исключает дискриминацию по какому-либо показателю и дает возможность индивидам с разной половой принадлежностью, возможность для реализации своего потенциала. В статье показаны способы преодоления гендерной асимметрии в цифровом обществе, которые необходимы в эпоху социально-экономических и культурологических трансформаций. В существенной модернизации нуждается школьная практика, с точки зрения гендерного равенства. Рассматриваются вопросы гражданского воспитания личности, с учетом гендерных особенностей, а также наличие практики для гендерного взаимодействия мужчин и женщин, которая открывает важные перспективы для дальнейшего сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF CIVIC EDUCATION OF STUDENTS IN A DIGITAL SOCIETY

The article is devoted to the analysis of gender characteristics in the modern educational system and digital society. The content of the concept of “gender” is comprehended in the context of the formation of students’ ideas about professional self-determination, the strategy of life in civil society. It is shown that the introduction of a gender approach in the school eliminates discrimination on any indicator and gives individuals with different genders the opportunity to realize their potential. The article shows ways to overcome gender asymmetry in a digital society, which are necessary in an era of socio-economic and cultural transformations. School practice needs significant modernization from the point of view of gender equality. The issues of civic education of the individual are considered, taking into account gender characteristics, as well as the existence of practices for gender interaction between men and women, which opens up important prospects for further cooperation. It is emphasized that the formation of civic competencies among young people in a digital society takes place on the general principles of civic education. It is noted that the modernization of education and society involves the improvement of the qualifications of teachers and the expansion of students’ knowledge in matters of gender education, as well as highlighting gender issues that contribute to the dissemination of gender equality in schools in a digital society.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

Другую классификацию в зависимости от цели кейса предлагает Л. Козырева и разделяет кейсы на:

- иллюстративные учебные кейсы, цель которых на примере научить студентов алгоритму принятия правильного решения в конкретной ситуации;

- учебные кейсы с формулировкой проблемы: в данных кейсах расстраивается конкретная производственная ситуация в определённый период времени,

- учебные кейсы без формулировки проблемы: в них описывается гораздо более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не обнаружена, а представлена в статистических данных;

Библиографический список

- прикладные кейсы: в них даётся описание реальных производственных ситуаций, в которых студентам предлагается найти пути выхода из нее [1].

Как показала практика, все эти виды кейсов успешно применяются, в том числе, для формирования коммуникативной компетентности.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем вывод о том, что для активизации обучения студентов кейс-метод имеет значительные функциональные возможности, соответствует потребностям современного профессионального образования - от получения специальных знаний и навыков до формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов.

1. Козырева Л.Н. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения студентов-социономов. 2007. Available at: www.nwags.ru/files/files/407324

2. Малаева А.В. Кейс-метод как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2012.

3. Панфилова А.П., Сластенин В.А., Колесников И.А. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентоа высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2004.

5. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

6. Lynn Laurance E. Teaching and Lerning with Cases. A guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridgrs Press, LLC, 1999.

7. Schodt David. An Orientation Message on Case Learning. The Electronic Hallway. Netwark. Available at: http: www.hallway.org

8. Шумилова Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании. Челябинск, 2007.

9. Шумилова Е.А., Ковалева А.А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015; № 10: 98 - 103.

10. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Педагогическое образование в России. 2010; № 3: 31 - 36.

11. Давыдова Л.Н. Система обеспечения качества образования в университете: концепция, интеграция российского и европейского опыта. Астрахань, 2004.

References

1. Kozyreva L.N. Metod kejs-stadi iego primenenie vprocesse obucheniya studentov-socionomov. 2007. Available at: www.nwags.ru/files/files/407324

2. Malaeva A.V. Kejs-metod kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2012.

3. Panfilova A.P., Slastenin V.A., Kolesnikov I.A. Igrovoemodelirovanie vdeyatel'nostipedagoga: uchebnoe posobie dlya studentoa vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

4. Rapacevich E.S. Sovremennyj slovar'po pedagogike. Minsk: Sovremennoe slovo, 2004.

5. Surmin Yu.P. Situacionnyj analiz ili anatomiya kejs-metoda. Kiev: Centr innovacij i razvitiya, 2002.

6. Lynn Laurance E. Teaching and Lerning with Cases. A guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridgrs Press, LLC, 1999.

7. Schodt David. An Orientation Message on Case Learning. The Electronic Hallway. Netwark. Available at: http: www.hallway.org

8. Shumilova E.A. Teoreticheskie aspekty social'no-kommunikativnoj kompetentnosti v vysshem professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Chelyabinsk, 2007.

9. Shumilova E.A., Kovaleva A.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kompetentnosti roditelej doshkol'nikov s narusheniyami rechi v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 10: 98 - 103.

10. Shumilova E.A. Vozmozhnosti deyatel'nostnogo podhoda k issledovaniyu social'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010; № 3: 31 - 36.

11. Davydova L.N. Sistema obespecheniya kachestva obrazovaniya v universitete: koncepciya, integraciya rossijskogo i evropejskogo opyta. Astrahan', 2004.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.013

Semenov K.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies, Moscow State Regional University

(Moscow, Russia), E-mail: sem.kur@mail.ru

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedegogy), senior lecturer, Moscow State Regional University (Moscow, Russia), E-mail: sem.kur@mail.ru

Semenova A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Special Education (Moscow, Russia),

E-mail: sem.ami@mail.ru

GENDER FEATURES OF CIVIC EDUCATION OF STUDENTS IN A DIGITAL SOCIETY. The article is devoted to the analysis of gender characteristics in the modern educational system and digital society. The content of the concept of "gender' is comprehended in the context of the formation of students' ideas about professional self-determination, the strategy of life in civil society. It is shown that the introduction of a gender approach in the school eliminates discrimination on any indicator and gives individuals with different genders the opportunity to realize their potential. The article shows ways to overcome gender asymmetry in a digital society, which are necessary in an era of socio-economic and cultural transformations. School practice needs significant modernization from the point of view of gender equality. The issues of civic education of the individual are considered, taking into account gender characteristics, as well as the existence of practices for gender interaction between men and women, which opens up important prospects for further cooperation. It is emphasized that the formation of civic competencies among young people in a digital society takes place on the general principles of civic education. It is noted that the modernization of education and society involves the improvement of the qualifications of teachers and the expansion of students' knowledge in matters of gender education, as well as highlighting gender issues that contribute to the dissemination of gender equality in schools in a digital society.

Key words: pedagogical process, education of students, civil society, digital society, "gender", "gender" approach, "gender" interaction, educational potential, digitalization, socialization.

К.Б. Семенов, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.kur@mail.ru

М.В. Николаев, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.kur@mail.ru

А.С. Семенова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.ami@mail.ru

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья посвящена анализу тендерных особенностей в современной образовательной системе и цифровом обществе. Осмыслено содержание понятия «тендер» в контексте формирования представлений учащейся молодежи о профессиональном самоопределении, стратегии жизни в гражданском обществе. Показано, что внедрение в школе гендерного подхода исключает дискриминацию по какому-либо показателю и дает возможность индивидам с разной половой принадлежностью, возможность для реализации своего потенциала. В статье показаны способы преодоления гендерной асимметрии в цифровом

обществе, которые необходимы в эпоху социально-экономических и культурологических трансформаций. В существенной модернизации нуждается школьная практика, с точки зрения гендерного равенства. Рассматриваются вопросы гражданского воспитания личности, с учетом гендерных особенностей, а также наличие практики для гендерного взаимодействия мужчин и женщин, которая открывает важные перспективы для дальнейшего сотрудничества.

Ключевые слова: педагогический процесс, воспитание учащихся, гражданское общество, цифровое общество, «гендер», «гендерный» подход, «гендерное» взаимодействие, воспитательный потенциал.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что гендерные особенности гражданского воспитания учащихся в условиях цифрового общества России вызывают научный интерес. Ученые, педагоги, теоретики и практики пытаются найти основу для стабильной работы образовательных систем в условиях гендерного взаимодействия индивидов. Современный мир меняется, поэтому вопросы, касающиеся гендерных особенностей, приобретают особую актуальность и их принятие во внимание в ходе обучения учащихся, может дать понимание вектора дальнейшего развития образовательных систем в условиях цифрового общества [1-11]. Также в условиях цифрового общества существует проблема гендерного взаимодействия в научном мире и часто встречается слово «гендер». В образовательной системе гендерная направленность приобретает научную популярность. При наблюдении чувствуется более высокое положение мужчин в институциональных механизмах воспитания и социализации, начиная от детского сада до университетов. В Гендерной стратегии РФ указывается необходимость модернизации образовательной системы для повышения уровня и качества воспитания учащихся [7]. В статье мы поставили проблему разрешения вопросов, связанных с разносторонними обязанностями женщины, решение которых способствуют подготовке учащихся к жизни в обществе на основе равенства и справедливости, и разумное использование гендерных особенностей женщин и мужчин в формировании личности учащихся.

Целью данной статьи является социально-педагогическое определение научных аспектов использования гендерного потенциала индивида в развивающемся социуме в условиях цифровизации. Внимание направлено на выявление методологических оснований сущности «гендер», а также рассмотрение современных определений для учета гендерных особенностей в воспитании человека в цифровом обществе.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать, какие положительные гендерные особенности можно использовать в гражданском воспитании учащихся;

- определить ведущие факторы в развитии гендерной культуры и ликвидации гендерных стереотипов;

- предложить рекомендации формирования гражданских компетенций у молодежи в цифровом обществе.

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования гендерных особенностей в гражданском воспитании учащихся в условиях цифрового общества с целью улучшения эффективности образовательного процесса. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний, о формах и видах гендерного взаимодействия в процессе усовершенствования образовательной системы. Практическая значимость представлена через обучение учащихся таким формам гендерного взаимодействия, которые способствуют развитию образовательной системы страны, поддержанию уровня социальной стабильности России.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с учителями, анкетирование обучаемых).

Нас больше интересует психолого-педагогические особенности гендерного фактора в воспитательном процессе. Акцент можно сделать на половом различии в общественном воспроизводстве. Одна вторая часть населения страны, занятого на производстве - это женщины. По России уровень грамотности у женщин выше, чем у мужчин, в процентном соотношении. Женщины работают в общественной сфере, и в то же время, заняты домашним трудом в семье. Поэтому, трудно переоценить роль женщины в социуме в целом. Если нет возможности для полноценного участия женщины в общественной и домашней сферах, то это может привести к нежелательным антисоциальным явлениям [11].

В настоящее время, в нашей стране гендерными вопросами занимались такие исследователи как И.С. Кон, О.М. Здравомыслова, Л.В. Штылева, Л.В. Попова, С.Г Айвазова и другие. Авторами гендерных исследований подчеркивается тот факт, что в нашей стране происходят изменения в гендерных подходах к обучению, учитываются роли мужчин и женщин в различных сферах жизни, стираются строгие границы разделения труда. Утверждается концепция, которая предполагает развитие общества с равными гражданскими правами для всех членов социума, в том числе и семейно-брачных отношениях.

Педагогический процесс, учитывающий гендерные особенности, способствует формированию жизненной стратегии учащихся, профессиональному самоопределению. Гендерный подход в школе необходим, ввиду того, что он является показателем того, насколько женщине и мужчине дается возможность для самореализации личности [6]. Необходимо выделить важность индивидуального подхода к учащимся со стороны учителя, так как требуется учет изменений в формировании гендерных представлений.

Гендерный подход обуславливает необходимость введения воспитательных ограничений в процессе формирования личности в зависимости от пола. Это предполагает создание педагогических условий, при которых происходит

раскрытие способностей девочек и мальчиков в учебно-воспитательном процессе. Поэтому считается, что гендерный подход необходим для преподавателей, занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения в условиях современного цифрового общества. Соответственно, эти же учащиеся, получая квалификацию, могут повысить уровень жизнеспособности общества. Учащиеся выступают социально-психологической и творческой категорией людей, которые будут жить в цифровом обществе, будут развивать страну, культивировать в себе гражданские ценности. А это невозможно без гендерного равенства, без учета интересов и возможностей обоих полов [4].

Гендерный подход представляет собой также модели женственности и мужественности, которые определяют роль женщин и мужчин в обществе, семье и образовательной системе [9]. Процесс воспитания учащихся в цифровом обществе претерпевает определенную трансформацию, которая, в свою очередь, связана с необходимостью равноправного использования возможностей обоих полов [6]. Хотя в российском обществе провозглашены равные возможности для мужчин и женщин, но нет методов решения проблем с учетом пола. В общем возможности существуют для решения задач гендерного равенства, но нет механизмов для этого решения. Гендерный подход к процессу воспитания влияет на повышение социального статуса индивида. Воспитательные процессы в современном цифровом обществе должны преодолеть традиционные стереотипы в плане гендерных ролей для того, чтобы активизировать демократические процессы в российском социуме. В связи с этим развитие и использование гендерно-го подхода в школьном образовании представляется очевидным [5].

Нами осуществлен поиск научных исследований, касающихся применения гендерного подхода в педагогической деятельности учителей. Попытка поиска аспектов гендерного взаимодействия учащихся, не увенчалась успехом, так как мало исследований в этой области. Для подтверждения этого факта, то есть для исследования наличия представлений учащихся о гендерном взаимодействии мы предложили небольшую анкету.

Анкетирование было проведено среди старшеклассников в МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи, Московской области. Участвовало 60% девочек и 40% мальчиков.

Старшеклассники видят время, в течение которого они могут реализовать гендерное взаимодействие, когда проводится классный час (24%), на уроках физической культуры (18,2%), на уроках технологии (10,1%). Это значит, что учащиеся отождествляют полоролевой подход с гендерным взаимодействием [3].

Результаты, полученные в процессе анкетирования, свидетельствуют о том, что из числа учащихся старших классов 20% не участвуют в гендерном взаимодействии, 45,7% - участвуют в гендерном взаимодействии частично и лишь 8,3% активно участвуют в гендерном взаимодействии.

Таким образом, наше анкетирование показало, что гендерное взаимодействие среди старшеклассников не развито. Нам видится необходимость повышения информационного обеспечения о гендерных проблемах для развития образовательной системы, в частности, и социума в целом. Мы исследовали проблему гендерного взаимодействия и возможности его применения в школьной практике.

Вернемся снова к вопросу о воспитании, с учетом гендерного фактора и попытаемся показать его влияние на совершенствование образовательной системы, обозначение меняющихся ценностей, норм, ориентаций учащихся в современной России в контексте цифрового общества.

Одним из наиболее влиятельных субъектов социализации учащихся являются средства массовой информации при формировании гендерных стереотипов, которые понимаются как обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин, их существенных различиях и поведении, выражающихся в категориях «мужественность» и «женственность». Стереотипы представлены в виде определенных специфических поведений, которые являются раз и навсегда данными, характерными для половых признаков [2]. Гендерные различия часто определяют положение человека в обществе, профессии, целях и ценностях. Очевидно, что формирование новых ролей и стереотипов в настоящее время в большей степени зависит от образов женщин и мужчин, представленных средствами массовой информации. Средства массовой информации оказывают сильное влияние, так как без их активной деятельности невозможно изменить образовательный эффект, ценностные ориентации молодых людей и добиться массовой поддержки образовательной политики [1]. В нынешней ситуации существуют гендерные стереотипы, подпитываемые средствами массовой информации, причем основное внимание уделяется репродуктивным функциям женщин.

Главная проблема сегодня - модернизация государства и развитие цифрового общества, о чем свидетельствует обращение президента к Федеральному собранию. Для достижения этих целей понимание государством модернизации должно совпадать с пониманием общества. Исходя из результатов многочисленных опросов, регулярно проводимых Российской Академией образования, общество рассматривает социальную модернизацию как главную идею - равенство всех перед законом, обеспечение социальной справедливости, в том числе ген-

дерной справедливости. Главным предметом модернизации является само общество, как бы ни была важна технологическая модернизация. Поэтому важным направлением становиться воспитательная деятельность, с учетом гендерных особенностей, способствующих раскрытию творческого и человеческого потенциала учащейся молодежи.

Технологии личностного образования в современных условиях оправдывают необходимость гендерного подхода. Это связано с государственной молодежной политикой, модернизацией систем образования и просвещения, а также единством гражданского общества и государства. Эти технологии имеют гендерный аспект, который подразумевает расширение реальных возможностей для обоих полов [8]. Продуктивные технологии обучения учащихся с учетом половых признаков включают в себя такие: 1) технологии перевода ценностных ориентаций в систему убеждений, средства гендерного взаимодействия в учебном заведении и общественной организации в этом учреждении; 2) технологии формирования гендерных компетенций у учащихся; информационно-образовательные технологии.

На государственном уровне гендерный фактор должен быть включен в государственную молодежную политику. Анализ основных нормативных правовых актов государственной молодежной политики показывает, что категория гендерного подхода не учитывается при разработке законодательства. Гендер-ный подход в системе образования и законодательства следует рассматривать в системе как обеспечение равноправия и равенства возможностей для молодых мужчин и женщин, поскольку существует связь между подрастающим поколением, воспитанием, социализацией, гендерным образованием, а также цифровым обществом. Следовательно, качество и эффективность молодежной политики с учетом гендерных особенностей прямо пропорциональны качеству гражданского общества и связаны с ним. Образование полноправного гражданина и члена цифрового общества невозможно без учета гендерного фактора, который, в конечном счете, играет важную роль в модернизации государства [10].

Гендерное образование как основа образования формирует структуру социализации. Воспитание человека играет важную роль в развитии цифрового общества, поскольку образование является предметом трансформации цифрового общества. В результате образования возникают новые формы общества, которые способствуют формированию жизнеспособного цифрового общества. Необходимость усиления роли образования в цифровом обществе, решения проблем социализации молодежи и создания условий для осуществления образовательной деятельности указывается в послании президента Народному собранию от 26.05.2020.

Основная функция воспитания и образования сегодня заключается в создании условий для развития независимой творческой личности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, которая отвечает за свои действия и может нести ответственность перед обществом и государством, проявляя себя как субъект социального существования. Современные требования к организации воспитания и образования и последующей социализации связаны с интенсивным поиском взаимодействия различных социальных институтов, которые могли бы объединить интеллектуальную, духовную, художественную и экономическую жизнь молодых людей в единое государственное пространство [10].

Цифровое общество нуждается в общественной поддержке для развития новой культуры, основное внимание уделяя выравниванию позиций мужчин и женщин. Участие государства в цифровом обществе подразумевает важность стратегических действий властей, способствующих возникновению цифрового гражданина как независимого фактора с собственными правами и обязанностями. В своей деятельности неправительственные организации могут способствовать развитию гражданских компетенций учащихся на основе общих принципов гражданского образования. Образование и просвещение в своих формах реализации являются основой свободной деятельности населения. Общественные организации играют важную роль в жизни государства, а их деятельность способствует реализации гендерных программ. Благодаря деятельности общественных организаций в современном женском движении активно проводятся программы

Библиографический список

гендерного лидерства, которые обучают женщин самым популярным методам лидерства. При поддержке общественных организаций также проводятся конференции, круглые столы и семинары, на которых женщины имеют возможность обмениваться опытом руководящей деятельности, методами и стратегиями проведения избирательных кампаний. Эти мероприятия помогают женщинам укрепить свою мотивацию, способствовать развитию профессиональных и коммуникационных навыков и укреплению уверенности в себе, что позволяет проводить инициативные проекты, связанные с развитием системы образования, в тесном сотрудничестве между государственными органами и общественными ассоциациями.

Модернизация системы образования возможна через реформирование базовых социальных институтов, являющихся основой общества, как образовательное учреждение и законодательная база. Основным направлением модернизации является полноценная социализация человека, с учетом гендерных особенностей, что способствует солидарности общества и равенства возможностей. Несоответствие гендерных статусов можно увидеть в процессе деятельности общественных институтов и участия граждан в общественных процессах. Статус девушек и юношей определяют статус личности, который является детерминирующим фактором, хотя в области государственной политики вопросы гендерных особенностей недостаточно четко обозначены. В российском модернизационном процессе усиливается роль личности, его воспитания и социализации. Основные направления обеспечения гендерного равноправия зависят от последовательных действий, властных и общественных структур, с акцентом на развитие индивидуальных особенностей человека [9]. Необходимость гендерного подхода к воспитанию личности в цифровом обществе является одним из необходимых условий разностороннего развития личности, в контексте модернизации образовательной системы. Нужно разработать эффективные механизмы взаимодействия гендерной и молодежной политики. Воспитание личности в условиях цифрового общества, с учетом гендерных особенностей, может быть рассмотрена как проблема равенства возможностей, исключающих формирование гендерных асимметрий и диспропорций. Кроме того, это требует создания современных образовательных сред с использованием передовых технологий и инвестиций в их развитие. Процессы образования и обучения с учетом половых признаков должны основываться на взаимодействии основных факторов общества с использованием гуманитарных технологий.

Таким образом, можно сделать выводы.

В педагогической науке и практике знания гендерных особенностей недостаточно используются. Об этом свидетельствует проведенное нами исследование в виде анкетных опросов. Учащиеся слабо ориентируются в вопросах гендерного взаимодействия. Нам думается, что причиной этого является недостаточное использование на занятиях гендерного подхода.

Гендерный подход является одним из важных условий для формирования цифрового общества для обеспечения равных прав и возможностей для молодых мужчин и женщин в образовании и накоплении опыта. В то же время средства массовой информации должны стать ведущим фактором в развитии гендерной культуры и ликвидации гендерных стереотипов. Для образования и социализации в современном цифровом обществе необходима программа гражданского образования для формирования нового типа личности - цифровых граждан.

Воспитание личности с учетом гендерных особенностей предполагает наличие практики для гендерного взаимодействия мужчин и женщин, которая открывает важные перспективы для дальнейшего сотрудничества. Формирование гражданских компетенций у молодежи в цифровом обществе происходит на общих принципах гражданского воспитания [10].

Модернизация образования и развитие общества предполагает изменения в вопросах гендерного образования через обеспечение информационным материалом, в котором будет представлена гендерная проблематика, что будет способствовать распространению в школах гендерного подхода, установлению гендерного равноправия, формированию гражданских ценностей в цифровом обществе.

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 1997.

2. Бетанова С.С. Пути самоактуализации выпускника с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на основе адаптированной образовательной программы. Инновации. Наука. Образование». 2021; № 25: 386 - 390.

3. Власова Е.Л. Управление учебно-воспитательной системой развития гражданственности старших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

4. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской гражданственности. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов, 2005.

5. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.

6. Костикова И.В. Перспективы гендерного образования в России. Высшее образование в России. 2001; № 2: 68 - 75.

7. Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2015 года № 996-р. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025».

8. Разенкова Н.Е., Рукавицина Е.Д. Реализация субъектно-деятельностного подхода в организации практики будущих бакалавров. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018; № 4 (127): 33.

9. Рукавицин М.С. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с минимальными нарушениями слуха. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

10. Семенов К.Б., Карабашев И.А., Коломиец А.Ю. Теоретические основы гражданско-правового воспитания. Современные проблемы психолого-педагогического образования: материалы 4 Региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане): в 5 ч. Махачкала, 2017: 195 - 201.

11. Смирнова А.В., Котлова Т.Б. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы. Женщины в российском обществе. 2001; № 3: 53 - 61.

References

1. Belyaev A.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 1997.

2. Betanova S.S. Puti samoaktualizacii vypusknika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, obuchayuschegosya na osnove adaptirovannoj obrazovatel'noj programmy. Innovacii. Nauka. Obrazovanie». 2021; № 25: 386 - 390.

3. Vlasova E.L. Upravlenie uchebno-vospitatel'noj sistemojrazvitiya grazhdanstvennosti starshih Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Gayazov A.S. Grazhdanskoe vospitanie v novyh usloviyah razvitiya rossijskoj grazhdanstvennosti. Ponyatijnyj apparatpedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov, 2005.

5. Kamenskaya E.N. Gendernyjpodhod vpedagogike. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.

6. Kostikova I.V. Perspektivy gendernogo obrazovaniya v Rossii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001; № 2: 68 - 75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 maya 2015 goda № 996-r. "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025".

8. Razenkova N.E., Rukavicina E.D. Realizaciya sub'ektno-deyatel'nostnogo podhoda v organizacii praktiki buduschih bakalavrov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 4 (127): 33.

9. Rukavicin M.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshih shkol'nikov s minimal'nymi narusheniyami sluha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

10. Semenov K.B., Karabashev I.A., Kolomiec A.Yu. Teoreticheskie osnovy grazhdansko-pravovogo vospitaniya. Sovremennye problemy psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy 4 Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (k 100-letiyu professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Dagestane): v 5 ch. Mahachkala, 2017: 195 - 201.

11. Smirnova A.V., Kotlova T.B. Gendernye stereotipy v uchebnikah nachal'noj shkoly. Zhenschiny v rossijskom obschestve. 2001; № 3: 53 - 61.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378.14

Chugaeva K.M., postgraduate, Institute of Radio Electronics and Informatics, MIREA - Russian Technological University (RTU MIREA) (Moscow, Russia),

E-mail: chugaeva@mirea.ru

PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL TERMS AND FACTORS FOR EFFECTIVE FORMATION OF STUDENTS' INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE ADAPTABILITY IN TECHNOLOGICAL UNIVERSITY. The article considers psychological and pedagogical terms and factors, which impact the efficient formation of students' information and communication adaptability during the course of foreign language training in innovative university cluster. The author has differentiated advantages of using interactive modular technology in digital education environment of rTu MIREA. Recommendations on improving and structuring multi-level language training based on the analysis of psychological and pedagogical aspects in the professional training digital field have been also developed. The author concludes that the forced remote format of foreign language training of students allowed to diversify and expand access to digital English-language resources, thus maximally satisfying the communicative capabilities of students, involving them in an authentic foreign language environment, realizing the capabilities of digital tools and information and communication technologies.

Key words: psychology-pedagogical terms and factors, informative and communicative adaptability, professional competence, linguistic training, digital technologies, interactive modular approach.

К.М. Чугаева, аспирант, Институт радиоэлектроники и информатики, МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ МИРЭА),

г. Москва, E-mail: chugaeva@mirea.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия и факторы, влияющие на эффективное формирование информационно-коммуникативной адаптивности студентов в ходе иноязычной подготовки в инновационном университетском кластере. Дифференцированы преимущества использования интерактивной модульной технологии в условиях цифровизации образовательной среды в МИРЭА - Российском технологическом университете. Выработаны рекомендации по совершенствованию и структуризации разноуровневой лингвистической подготовки студентов на основе анализа психолого-педагогических аспектов в цифровом поле профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что вынужденный дистанционный формат осуществления иноязычной подготовки студентов позволил диверсифицировать и расширить доступ к цифровым англоязычным ресурсам, таким образом максимально удовлетворяя коммуникативные возможности учащихся, вовлекая их в аутентичную иноязычную среду, реализуя возможности цифрового инструментария и информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия и факторы, информационно-коммуникативная адаптивность, профессиональные компетенции, лингвистическая подготовка, цифровые технологии, интерактивная модульная технология.

Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что в условиях цифровизации экономического и образовательного пространства Российской Федерации требования к качеству подготовки инновационных профессиональных кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей неуклонно возрастают [1]. Ключевой задачей высшей школы в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения является формирование профессиональных компетенций, которые способствуют личностному развитию и раскрытию творческого потенциала обучающегося. Интенсификация процесса подготовки будущих специалистов зависит не только от совершенствования новых форм, методов и инструментов обучения, но также и от психолого-педагогических условий и факторов, оказывающих влияние на адаптивное становление личности студентов в ходе образовательного процесса [2].

Кроме того, в условиях цифровизации образовательной среды и в связи с эпидемиологической обстановкой (COVID-19) применение адаптивных интерактивных технологий в процессе обучения стали ключевой задачей последних двух лет. 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предполагает подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства, а также доступность, качество и открытость образовательной системы вне зависимости от физического и умственного развития обучающегося [3]. Для снижения рисков заболеваемости и показателей смертности образовательным сообществом было принято решение перейти на дистанционный или смешанный формат обучения, что не могло не сказаться на процессе адаптации студентов первого курса.

В рамках проводимого нами исследования на площадке МИРЭА - Российского технологического университета (РТУ МИРЭА), был проведен опрос среди студентов первого курса технических направлений, в котором более 74% респондентов положительно отреагировали на введение дистанционного формата обучения, 15% усомнились в эффективности такой организации учебного процесса, 11% респондентов не смогли определиться с ответом. Информационная нагрузка, с которой сталкиваются первокурсники, значительно превышает ту, которую они несли в рамках школьного обучения [4]. К информационной нагрузке добавляется психическая напряженность при адаптации к новым вузовским требованиям, в том числе и по развитию коммуникативных навыков и выстраиванию межличностных отношений. Переход на дистанционный формат обучения не обезличил влияние психофизического состояния студентов на их успеваемость. Следовательно, стоит отметить, что адаптационный процесс личности в условиях цифровизации образовательной среды нашего университета (РТУ МИРЭА) напрямую зависит от создаваемых в этой среде психолого-педагогических условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся [5].

Теоретические аспекты психолого-педагогических факторов, влияющих на успешность обучения студентов в вузе, представлены в работах ряда авторов (н.В. Соловьева, В.П. Седова, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, ГП. Кузина и другие). Сущность адаптивных образовательных систем, в которых психолого-педагогические факторы оказывали влияние на адаптацию личности, рассматривалась в работах В.А. Караковкого, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой, М.М. Яковлевой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.