Научная статья на тему 'КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс-метод / кейс-технология / студенты / коммуникативная компетентность / обучение / case method / case technology / students / communicative competence / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Ерина, С.П. Черкашина, В.А. Лапшин

В статье подробно представлен анализ различных точек зрения ученых о содержании кейс-метода, его возникновения и использования в работе со студентами педагогических специальностей в процессе формирования у них коммуникативной компетентности. Описаны цели, особенности, содержание и принципы применения кейс-метода в работе со студентами. Выделены критерии оценивания работы студентов при выполнении ими кейсов. Проведен теоретический анализ ценности, преимущества кейс-метода. Рассмотрены кейс-технологии и их отличие от проектной технологии. Проанализированы вариации различных классификаций кейсов. Подведен обобщающий вывод о том, что для активизации обучения студентов кейс-метод имеет значительные функциональные возможности, соответствует потребностям современного профессионального образования – от получения специальных знаний и навыков до формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.А. Ерина, С.П. Черкашина, В.А. Лапшин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE METHOD AS THE LEADING TECHNOLOGY OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article presents in detail the analysis of various points of view of scientists about the content of the case method, its origin and use in working with students of pedagogical specialties in the process of forming their communicative competence. The objectives, features, content and principles of using the case method in working with students are described. The criteria for evaluating the work of students when they perform cases are highlighted. A theoretical analysis of the value and advantages of the case method is carried out. Case technologies and their difference from project technology are considered. The variations of different case classifications are analyzed. It is summarized that in order to activate the training of students, the case method has significant functional capabilities, meets the needs of modern vocational education – from obtaining special knowledge and skills to the formation of communicative competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

References

1. Yanovskaya N.B. Koncepciya produktivnogo obucheniya kak osnova razvitiya lichnosti posredstvom sozdaniya refleksivno napravlennoj obrazovatel'noj sredy. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; T. 2, № 3: 147 - 153.

2. Novejshij slovar' inostrannyh slov i vyrazhenij. Moskva, 2001.

3. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Moskva: Kognito-Centr, 2002.

4. Rastyannikov A.V., Stepanov S.Yu., Ushakov D.V. Refleksivnoerazvitiekompetentnostivsovmestnomtvorchestve. Moskva: Perse, 2002.

5. Luksha P. Novye social'nye tendencii, vliyayuschie na sovremennoe obrazovanie. Mezhdunarodnyj proekt po vyyavleniyu napravlenij razvitiya peredovyh obrazovatel'nyh sistem mira). Globale ducation futures: materialy prezentacii.

6. Kaku M. Fizika buduschego. Moskva: Al'pina Non-fiksh, 2012.

7. Teslinov A.G. Konceptual'noe myshlenie v reshenii slozhnyh izaputannyh problem. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

8. Dus' T.'E. K voprosu o podhodah k prognozirovaniyu razvitiya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 5. Available at: http:// science-education.ru//article/view?id=22149

9. Rozin M. Uspeh bez strategii tehnologii gibkogo menedzhmenta. Moskva: Al'pina pablishera, 2011.

10. Dudkovskaya E.E., Surtaeva N.N. Strategicheskij kontrolling v osnove upravleniya innovacionnoj deyatel'nost'yu pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2021; № 1: 243 - 246.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru Cherkashina S.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Speech Communication, Federal State Budgetary Institution "Gzhel State University (Gzhel, Russia), E-mail: svechka8@mail.ru

Lapshin V.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Head of Department of General Humanitarian Sciences and Mass Communications, ANO HE "Moscow International University' (Moscow, Russia), E-mail: socrab@inbox.ru

CASE METHOD AS THE LEADING TECHNOLOGY OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE. The article presents in detail the analysis of various points of view of scientists about the content of the case method, its origin and use in working with students of pedagogical specialties in the process of forming their communicative competence. The objectives, features, content and principles of using the case method in working with students are described. The criteria for evaluating the work of students when they perform cases are highlighted. A theoretical analysis of the value and advantages of the case method is carried out. Case technologies and their difference from project technology are considered. The variations of different case classifications are analyzed. It is summarized that in order to activate the training of students, the case method has significant functional capabilities, meets the needs of modern vocational education - from obtaining special knowledge and skills to the formation of communicative competence of future specialists.

Key words: case method, case technology, students, communicative competence, training.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, E-mail: irinagorbushina@mail.ru С.П. Черкашина, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: svechka8@mail.ru В.А. Лапшин, канд. филос. наук, доц., зав. каф. общегуманитарных наук и массовых коммуникаций АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: socrab@inbox.ru

КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье подробно представлен анализ различных точек зрения ученых о содержании кейс-метода, его возникновения и использования в работе со студентами педагогических специальностей в процессе формирования у них коммуникативной компетентности. Описаны цели, особенности, содержание и принципы применения кейс-метода в работе со студентами. Выделены критерии оценивания работы студентов при выполнении ими кейсов. Проведен теоретический анализ ценности, преимущества кейс-метода. Рассмотрены кейс-технологии и их отличие от проектной технологии. Проанализированы вариации различных классификаций кейсов. Подведен обобщающий вывод о том, что для активизации обучения студентов кейс-метод имеет значительные функциональные возможности, соответствует потребностям современного профессионального образования - от получения специальных знаний и навыков до формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технология, студенты, коммуникативная компетентность, обучение.

Одним из наиболее распространенных интерактивных методов обучения с использованием конкретных учебных ситуаций, тренинговых технологий деловой коммуникации, личностным развитием и формированием коммуникативных умений и навыков будущих коммуникативно компетентных специалистов можно считать кейс-метод. Кейс-метод был впервые применен в начале ХХ века в Гарвардской бизнес-школе. Многие ученые обратили пристальное внимание именно на данную технологию, так как кейс-метод направлен не только на усвоение конкретных знаний, формирование необходимых умений и навыков, но и на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента [1-11].

Целью статьи является изучение возможности кейс-метода в процессе формирования коммуникативной компетентности.

Задачи статьи: рассмотреть сущность кейс-технологий, подходы к их классификации и дидактические возможности в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов.

Научная новизна статьи определяется выявлением положительных сторон внедрения кейс-метода и кейс-технологии, что позволяет повысить интерес к обучению студентов, сформировать у них коммуникативную компетентность, потребность в которой нарастает в различных сферах деятельности будущих специалистов.

Теоретическая значимость статьи проявляется в расширении знания о возможностях использования кейс-метода и кейс-технологии в образовании студентов.

Практическая значимость заключается в использования кейс-метода и кейс-технологий в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов педагогических университетов на занятиях.

Как показывает наш многолетний опыт, основными задачами применения кейс-метода в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов на занятиях выступают:

- активизация мотивационной познавательной деятельности студентов, поощрение к обработке информации, которая пригодится в будущей профессиональной деятельности;

- развитие коммуникативных умений и навыков, вербальной коммуникации, реализуется в форме диалогового взаимодействия студента с преподавателем, взаимодействия студентов в парах и микрогруппах;

- формирование навыков профессионального коммуникативного поведения в коллективе, умение анализировать характер межличностных отношений в различных ситуациях общения.

Инвариантными составляющими общения выступают следующие компоненты:

- партнеры-участники,

- конкретная жизненная ситуация,

- коммуникативная ситуация,

- практические задачи в условиях будущей профессиональной деятельности.

Вариативность решения кейсов связана с характеристиками самих составляющих - партнеров по общению, ситуаций, целей общения.

В этой связи коммуникативная компетентность предусматривает развитие умений адекватной самооценки в проблемной ситуации и в процессе ее решения. Особенностью кейс-метода является то, что он помогает не только описать

реальные события, а является единственным информационным комплексом, помогает выяснить ситуацию, поскольку содержит вопросы, которые приводят к решению поставленной задачи с помощью межличностного общения.

Этот метод идеально подходит для работы на занятиях, так как предоставляет студентам возможность развиваться, а именно:

- творчески применять полученный учебный материал,

- использовать приобретенные аналитические, практические навыки в процессе коммуникации,

- развивать общий интеллектуальный и коммуникативный потенциал в целом.

Также кейс-метод способствует развитию критической рефлексии студента, учит решать проблемы и практически их анализировать, активизирует развитие исследовательских, коммуникативных умений и навыков творческого принятия решения.

Как отмечают учёные [8; 9; 10], кейс-метод, наравне с другими интерактивными методами и технологиями в наибольшей степени способствует формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов.

При использовании кейс-метода на занятиях необходимо помнить об основных принципах данного метода:

- процессы активного сотрудничества преподавателя и студента должны быть направлены на формирование общего интеллектуального и коммуникативного потенциала будущего специалиста;

- обеспечение достаточным количеством материалов для создания кейсов в соответствии с ситуацией» [5, с. 151].

Содержание кейса может варьироваться в соответствии с целью обучения. Чаще всего используются кейсы, ориентированные на развитие и выработку у студентов навыков принятия решений. Для удобства оценки мы выделили важнейшие, по нашему мнению, критерии, по которым нужно оценивать студентов при выполнении ими кейса: способность создавать модели решения проблем; системное аналитическое и стратегическое мышление; умение применять знания по профильным дисциплинам; соблюдение правил говорения и знания терминологии, самостоятельность и инициативность; оригинальность подхода; коммуникативные умения и навыки. Студент на практике применяет приобретенный теоретический учебный материал, формирует коммуникативные умения и навыки, совершенствует оценочные навыки. Ценность кейс-метода на занятиях определяется его полифункциональностью, способностью решения поставленных задач в комплексе, возможностью актуализации полученных ранее знаний. Однако, несмотря на появление оригинальных методик деловых игр и ситуационного анализа, в высших учебных заведениях доминируют традиционные методы обучения.

Кейс-технологии - группа образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанные для решения конкретных задач - ситуаций (кейсов). Такие технологии предусматривают самостоятельное изучение печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых студенту в специальной форме (кейсе). Учёный А.П. Панфилова считает, что «сущность кейс-технологии заключается в использовании конкретных ситуаций для совместного анализа, обсуждения или выработки решений по определенному разделу дисциплины» [3, с. 96].

Учитывая то, что характерной чертой кейс-технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, анализ ситуаций может успешно использоваться для развития критического мышления, освоения иностранных языков, развития общей культуры студентов, изучение технических и даже философских дисциплин. Результат решенного кейса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего варианта в контексте поставленной проблемы.

В связи со сложностью и многообразием обоснований, названная технология обучения требует анализа ее базовых терминов: «кейс», «ситуация» или «ситуативное задание», «анализ», «анализ ситуации».

Определение «ситуации» предлагает Ю. Сурмин. Автор понимает под ситуацией некоторое состояние процесса, которое «включает в себя определенное противоречие, разрешение которого принципиально важно для деятельности людей, чье вторжение в ситуацию приводит к неоднозначности (вариативности) дальнейшего развертывания и изменения состояния от нежелательного к желаемому» [5].

Понятие «ситуативное задание» в научной теории преподавания иностранного языка и педагогики в целом довольно часто ассоциируют с понятием «кейс», позаимствованному из англоязычных методик преподавания. Возможно, причина этого сопоставления заключается в двусмысленности перевода. В английском языке «case» переводится как ситуация, случай. По этой причине понятия, указанные выше, могут рассматриваться как синонимичные. Но существуют и различия, которые можно выявить при более детальном исследовании.

Л. Лин (L. Lynn) определяет кейс как рассказ, основанный на реальных событиях, и требует внимательного изучения и анализа со стороны студентов с целью обнаружения частей проблемы и коллективной разработки стратегий ее преодоления и дальнейшего выбора и обоснования принятого решения [6].

Иначе говоря, кейс - это история из реальной жизни, изложенная с определенной учебной целью. Д. Скодт (D. Schodt) отмечает, что кейс характеризуется наличием актуальной или реальной проблемы, необходимостью выбора и, кроме

того, в нем, как правило, традиционно представлен тот (или те), кого жизнь поставила перед необходимостью решения проблемы [7].

Мы констатируем, что и кейсы, и ситуативные задачи отражают ситуации, с которыми обучающимся придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. В практическом плане решения ситуативных задач и кейсов направлено на формирование различных общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Однако А. Панфилова указывает на «отличие ситуативного задания от кейса (или конкретной ситуации): ситуативное задание имеет более четкую постановку проблемы, ее решения сопровождается проведением расчетов, а результат подается, как правило, в виде показателей, графиков или формул»; кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, позволяющих проблеме решиться [3, с. 125].

Неоднозначность другой важной категории - «анализ ситуации» - объясняется двумя смысловыми планами рассмотрения данного термина: как «мысленное разделение ситуации на элементы и как научное исследования ситуации» [5, с. 534].

Анализ исследовательской литературы свидетельствует, что ученые в своих работах рассматривают различные причины внедрения и развития кейс-технологий при подготовке студентов бакалавров и магистров в условиях современного высшего образования. Как отмечает Ю. Сурмин, кейс-технологии имеют ряд дидактических особенностей, отличающих их от других методов обучения:

- кейс-технология - это специфическая разновидность исследовательской аналитической технологии;

- ориентация на успех выступает одной из главных движущих сил технологии, способствует формированию устойчивой положительной мотивации, приобретению познавательной активности участников;

- кейс-технологии в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов увеличения знания, обмена открытиями [5].

Анализ научной литературы и практический опыт коллег показывают, что кейс-технологии адекватны условиям, которые необходимы для подготовки к профессионально ориентированному общения, так как:

- кейсы содержат профессиональный контекст, реализуя принципы ком-петентностного и системного подходов, объединяя в единую систему лингвистические и профессиональные предметные знания и обеспечивая реализацию межпредметных связей;

- продуктивное взаимодействие будущих преподавателей с помощью иностранного языка при работе с кейсом - это деятельность, в которой востребованы и актуализированы знания и речевые умения специалистов соответствующей ступени обучения, в которой происходит улучшение иноязычной коммуникативной компетентности от образовательного уровня бакалавра до уровня магистра - это групповая работа, сопровождается внешним мониторингом, само-и взаимооценки, способствуя активизации мотивации успеха, социальной адаптации и выработке стиля саморегуляции;

- кейс-технологии - это специфическая коммуникативная система, в которой выделяется преподаватель-коммуникатор и студенты;

- активная позиция педагога, применяющего кейс-технологии, заключается в понимании отраслевых образовательных требований к подготовке будущего преподавателя, в изучении преференций в определении компетенций будущих потенциальных работодателей, углубленной лингвометодической подготовке и учете индивидуального стиля обучения курсантов;

- активная позиция будущего преподавателя во время обучения с помощью кейс-технологий предусматривает мотивированное, целенаправленное изучение материалов кейса, участие в обсуждении проблем, принятии решений, творчество в представлении результатов решения кейса, аргументированная защита проекта;

- ориентация на успех является одной из главных движущих сил этих технологий, что способствует формированию устойчивой положительной мотивации, повышению познавательной активности будущих преподавателей, приобретению личного опыта и преодолению психологических трудностей в общении на иностранном языке.

Обучая студентов с помощью кейсов, преподаватель предоставляет им возможность поделиться своим опытом и представлениями, а именно получать знания не только от преподавателя, но и друг от друга. Такой подход укрепляет уверенность студентов в себе и их способностях. Они учатся активно слушать друг друга и точнее выражать свои мысли на иностранном языке.

Во время учебы будущий специалист должен овладеть важным навыком -воспринимать любую информацию с профессиональной точки зрения, осмыслять ее, самостоятельно принимать решения, оценивать возможные последствия и определять оптимальные пути их реализации.

В научной педагогической литературе существует немало вариаций классификации кейсов.

В соответствии с научными трудами А. Смоляниновой, Е. Стародубцевой и Ю. Сурмина классификация кейсов может проводиться по различным признакам. Одним из критериев классификации кейсов является их дидактическая цель, при этом можно выделить: учебные кейсы, практические кейсы, научно-исследовательские кейсы.

Другую классификацию в зависимости от цели кейса предлагает Л. Козырева и разделяет кейсы на:

- иллюстративные учебные кейсы, цель которых на примере научить студентов алгоритму принятия правильного решения в конкретной ситуации;

- учебные кейсы с формулировкой проблемы: в данных кейсах расстраивается конкретная производственная ситуация в определённый период времени,

- учебные кейсы без формулировки проблемы: в них описывается гораздо более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не обнаружена, а представлена в статистических данных;

Библиографический список

- прикладные кейсы: в них даётся описание реальных производственных ситуаций, в которых студентам предлагается найти пути выхода из нее [1].

Как показала практика, все эти виды кейсов успешно применяются, в том числе, для формирования коммуникативной компетентности.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем вывод о том, что для активизации обучения студентов кейс-метод имеет значительные функциональные возможности, соответствует потребностям современного профессионального образования - от получения специальных знаний и навыков до формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов.

1. Козырева Л.Н. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения студентов-социономов. 2007. Available at: www.nwags.ru/files/files/407324

2. Малаева А.В. Кейс-метод как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2012.

3. Панфилова А.П., Сластенин В.А., Колесников И.А. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентоа высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2004.

5. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

6. Lynn Laurance E. Teaching and Lerning with Cases. A guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridgrs Press, LLC, 1999.

7. Schodt David. An Orientation Message on Case Learning. The Electronic Hallway. Netwark. Available at: http: www.hallway.org

8. Шумилова Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании. Челябинск, 2007.

9. Шумилова Е.А., Ковалева А.А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015; № 10: 98 - 103.

10. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Педагогическое образование в России. 2010; № 3: 31 - 36.

11. Давыдова Л.Н. Система обеспечения качества образования в университете: концепция, интеграция российского и европейского опыта. Астрахань, 2004.

References

1. Kozyreva L.N. Metod kejs-stadi iego primenenie vprocesse obucheniya studentov-socionomov. 2007. Available at: www.nwags.ru/files/files/407324

2. Malaeva A.V. Kejs-metod kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2012.

3. Panfilova A.P., Slastenin V.A., Kolesnikov I.A. Igrovoemodelirovanie vdeyatel'nostipedagoga: uchebnoe posobie dlya studentoa vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

4. Rapacevich E.S. Sovremennyj slovar'po pedagogike. Minsk: Sovremennoe slovo, 2004.

5. Surmin Yu.P. Situacionnyj analiz ili anatomiya kejs-metoda. Kiev: Centr innovacij i razvitiya, 2002.

6. Lynn Laurance E. Teaching and Lerning with Cases. A guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridgrs Press, LLC, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Schodt David. An Orientation Message on Case Learning. The Electronic Hallway. Netwark. Available at: http: www.hallway.org

8. Shumilova E.A. Teoreticheskie aspekty social'no-kommunikativnoj kompetentnosti v vysshem professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Chelyabinsk, 2007.

9. Shumilova E.A., Kovaleva A.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kompetentnosti roditelej doshkol'nikov s narusheniyami rechi v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 10: 98 - 103.

10. Shumilova E.A. Vozmozhnosti deyatel'nostnogo podhoda k issledovaniyu social'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010; № 3: 31 - 36.

11. Davydova L.N. Sistema obespecheniya kachestva obrazovaniya v universitete: koncepciya, integraciya rossijskogo i evropejskogo opyta. Astrahan', 2004.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.013

Semenov K.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies, Moscow State Regional University

(Moscow, Russia), E-mail: sem.kur@mail.ru

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedegogy), senior lecturer, Moscow State Regional University (Moscow, Russia), E-mail: sem.kur@mail.ru

Semenova A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Special Education (Moscow, Russia),

E-mail: sem.ami@mail.ru

GENDER FEATURES OF CIVIC EDUCATION OF STUDENTS IN A DIGITAL SOCIETY. The article is devoted to the analysis of gender characteristics in the modern educational system and digital society. The content of the concept of "gender' is comprehended in the context of the formation of students' ideas about professional self-determination, the strategy of life in civil society. It is shown that the introduction of a gender approach in the school eliminates discrimination on any indicator and gives individuals with different genders the opportunity to realize their potential. The article shows ways to overcome gender asymmetry in a digital society, which are necessary in an era of socio-economic and cultural transformations. School practice needs significant modernization from the point of view of gender equality. The issues of civic education of the individual are considered, taking into account gender characteristics, as well as the existence of practices for gender interaction between men and women, which opens up important prospects for further cooperation. It is emphasized that the formation of civic competencies among young people in a digital society takes place on the general principles of civic education. It is noted that the modernization of education and society involves the improvement of the qualifications of teachers and the expansion of students' knowledge in matters of gender education, as well as highlighting gender issues that contribute to the dissemination of gender equality in schools in a digital society.

Key words: pedagogical process, education of students, civil society, digital society, "gender", "gender" approach, "gender" interaction, educational potential, digitalization, socialization.

К.Б. Семенов, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.kur@mail.ru

М.В. Николаев, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.kur@mail.ru

А.С. Семенова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.ami@mail.ru

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья посвящена анализу гендерных особенностей в современной образовательной системе и цифровом обществе. Осмыслено содержание понятия «гендер» в контексте формирования представлений учащейся молодежи о профессиональном самоопределении, стратегии жизни в гражданском обществе. Показано, что внедрение в школе гендерного подхода исключает дискриминацию по какому-либо показателю и дает возможность индивидам с разной половой принадлежностью, возможность для реализации своего потенциала. В статье показаны способы преодоления гендерной асимметрии в цифровом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.