8. Savchenko A.I. Konfliktologiya: metodicheskie rekomendacii dlya samostoyatel'noj podgotovki studentov k zachetu po discipline (v voprosah i otvetah). Simferopol': Universitet 'ekonomiki i upravleniya, 2017.
9. Stankevich P.V., Makarova L.P., Avdeeva N.V. Rol' pedagogicheskogo vuza v formirovanii zdorovogo obraza zhizni. Chelovek i obrazovanie. 2018; № 4 (57): 153 - 158.
10. Cybul'nikova V.E., Levanova E.A. Pedagogicheskie tehnologii. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v obschem obrazovanii. Moskva: MPGU, 2017.
11. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayuschie tehnologii ipsihologiya zdorov'ya v shkole. Moskva: ARKTI. 2005.
12. Yamburg E.A. Shkola dlya vseh: Adaptivnaya model' (teoreticheskie osnovy i prakticheskaya realizaciya). Moskva: Novaya shkola. 2007.
Статья поступила в редакцию 17.11.20
УДК 378
Lukina N.A., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: lukina-7171@mail.ru
PRACTICAL-ORIENTED APPROACH IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING OF FUTURE CONSTRUCTION ENGINEERS BY CASE TECHNOLOGY. The
article discusses the practice-oriented approach as one of the vectors for the competence development of a future specialist in the construction industry. The theoretical aspects of this approach are presented as the process of students preparing for their future professional activities in practice-oriented approach and its capabilities describing. The concept of case technology as an active and effective method in foreign languages teaching to future civil engineers in practice-oriented training is considered. The introduction of practice-oriented learning with case technology is able to solve several problems: to motivate students for a future profession, to develop research, creative, analytical competencies and the formation of thinking and reflection. The example of case from the real situation in the city of Yakutsk "Gas pipeline accident" is given. The practical application of the case method in English implemented with the students of the training profile "Heat and gas supply and ventilation" is described. The algorithm of the case and a description of each stage are given. It is shown that practical-oriented classes with case technologies contribute to the development of situational and professional thinking, develop teamwork in a group, improve the skills of using their knowledge and skills in practical activities and, of course, solve professional problems. The practical-oriented approach is not only in the problem solving of our specialized discipline but also the way of professional communication in English, the formation of communicative competence, which is one of the key to form a new generation of professionals. This approach with the case method in teaching English contributes to the formation of business competence of future specialists in the construction industry.
Key words: practical-oriented teaching, case method, professional environment, problem situation, practical experience, communicative competence.
Н.А. Лукина, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: lukina-7171@mail.ru
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье рассматривается возможность применения практико-ориентированного подхода как одного из векторов формирования компетентности будущего специалиста в строительной отрасли. При описании практико-ориентированного подхода и его возможностей представлены теоретические аспекты данного подхода как процесса подготовки обучающихся к своей будущей профессиональной деятельности. Рассмотрено понятие кейс-технология как активный и эффективный метод при обучении иностранным языкам будущих инженеров-строителей в практико-ориентированном обучении. Внедрение практико-ориентированного обучения с использованием кейс-технологии имеет возможность решения нескольких проблем: мотивировать студентов к будущей профессии, развить исследовательские, творческие, аналитические компетенции и способствовать формированию мыследеятельности и рефлексии. Приведен пример кейса из реальной ситуации в городе Якутске «Авария на газопроводе». Описывается практическое применение кейс-метода на английском языке, реализованное со студентами профиля подготовки «Теплогазоснабжение и вентиляция». Выделен алгоритм работы с кейсом и дано описание каждого этапа. Показано, что практико-ориентированные занятия с применением кейс-технологии способствуют развитию ситуативного и профессионального мышления, формируют умение командной работы в группе, совершенствуют навыки оперирования своими знаниями и умениями в практической деятельности и, безусловно, решения профессиональных проблем. Кроме того, мы показали практико-ориентированный подход не только в решении проблемы на примере специализированной дисциплины, но и показали возможность профессионального общения на английском языке, формирования коммуникативной компетенции, являющейся одной из ключевых в процессе формирования нового поколения профессионалов. Необходимость использования данного подхода посредством кейс-метода в обучении английскому языку способствует формированию деловой компетентности будущих специалистов в строительной индустрии.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, кейс-технология, профессиональная среда, проблемная ситуация, практический опыт, коммуникативная компетенция.
Современный рынок труда требует специалистов новой формации, умеющих находить конструктивные решения проблем, готовых решать задачи в нестандартных условиях и способных гибко использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности. Рынок труда требует практиков, в первую очередь компетентных специалистов.
В связи с этим подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля в высшей школе требует пересмотра образовательной траектории, условий и организации учебного процесса. Сегодня обучение должно приобрести практико-ориентированное содержание, что обеспечит формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.
К тому же сегодняшние выпускники должны уметь работать по специальности не только у себя в регионе, но и на уровне мировых стандартов, уметь общаться с коллегами из разных стран. Для этого знание иностранных языков является одним из важных условий конкурентоспособности любого специалиста, так как современные профессиональные стандарты и социальный заказ современного общества ориентированы на специалиста, открытого к межкультурному общению.
Как мы видим, высшее образование имеет множество целей для подготовки качественного специалиста с разносторонними и углубленными компетенциями в своей будущей профессии. Для формирования широкой базы знаний из разных областей для обеспечения качества образования нужен отбор методов и разнообразных подходов в обучении. Возможным вариантом решения этой задачи является использование практико-ориентированного подхода. В нашей статье мы рассматриваем данный подход в обучении иностранным языкам через кейс-технологию.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы представить достоинства прак-тико-ориентированного подхода с использованием кейс-технологии на занятиях по английскому языку для подготовки к профессиональной деятельности будущих инженеров-строителей. Актуальность нашей работы определяется необходимостью внедрения практико-ориентированного обучения, что позволяет значительно повысить не только эффективность обучения, но и приобрести опыт практической деятельности. Этому способствует система отбора практи-ко-ориентированного содержания учебного материала по кейсу для формирования умений и навыков, необходимых в практической работе. Учебный материал должен быть значимым для студентов-строителей, а деятельность на занятиях -приближенной к повседневной жизни. Новизна нашей работы заключается в том, что посредством иностранного языка мы реализуем практико-ориентированное обучение студентов технического профиля через организацию, введение студента в профессиональную среду и формирование навыков работы в границах своей профессии.
Анализ существующих работ по проблеме практико-ориентированного подхода позволяет говорить о том, что она получила широкое освещение в работах Ю. Ветрова, В.В. Серикова, П.К. Селевко, Ф.П Ялалова. Становление практи-ко-ориентированного образования с использованием возможностей контекстного обучения подчеркивается в трудах А. Вербицкого, Е. Плотникова, В. Шершнева и других.
Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему высшего профессионального образования, причем являться основным методом обучения данной ступени системы образования [1].
Ю. Ветров, Н. Клушина рассматривают практико-ориентированный подход как организацию практик для обучающихся с целью их погружения в профессиональную среду Ф.В. Шарипов утверждает, что практико-ориентированное обучение - это вид обучения, приоритетной целью которого является развитие у обучающихся способностей и готовности к практической работе, умений, необходимых сегодня в разнообразных сферах профессиональной деятельности, а также достижение понимания того, для чего были сформированы данные умения, где и как они используются в реальной практике [2, с. 45].
В основе практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки [3]. Ф.Г. Ялалов сформулировал деятельностно-компетентностнуюпздавигмув соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практичискпйдеядильно-сти с целью достижения профессионально и социально значимых компетентно-стей [3]. Кроме того, практико-ориентированный подход ставит одн ой из главных целей технологии практический результат [1].
Все эти исследования позволяют глубже понять, что практиво-о^енти-рованный подход с использованием практических кейсов позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений инавыкод ее|вею выявление профессиональных проблем в кейсе в своей сфере и такжепр инядию решений и анализу ситуаций. Это соответствует ФГОС ВО 3++ (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образоваоияОфовавровд-нию ключевых компетенций и позволит выпускникам стать конкурентоспособными, готовыми к жизни в современном мире.
В нашей статье мы рассматриваем практико-ориентированное обучение как целенаправленную подготовку студента к профессиональней^еявельвосги, связанной с использованием иностранного языка в качестве ср едсввапрофесви -ональной коммуникации [4].
Относительно понимания и определения кейс-технологии вущеттв-етЬель-шое количество исследовательских работ и точек зрения, которые можно свести к двум или трем основным. Анализ понятия «кейс-метод» как тихн ологиноПуле -ния с описанием реальных экономических, социальных или бизнес-ситуаций позволяет увидеть неоднозначность решения профессиональных ваыачадомль ног жизни. «CASE - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию» [5].
Многие зарубежные исследователи кейс-технологий, такднкаьЛтОеЫ Е. Stake, Helen Simons и Robert K. Yin, отразили результаты разработки кейс-методов и предложили методы организации и успешного проведенвяиисладоьаниа [6]. В частности, анализ реальной ситуации или проблемы из кейса по своей будущей профессиональной деятельности интенсивно воздействуеа ли овдфеьси-онализацию студентов, развивает способность самостоятельно совершенствовать профессиональные знания и умения, а также формируевьолпживддо^ мотивацию к обучению. Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизнд и Деьвьм метод считается одним из практико-ориентированных методов обдье вию.
К тому же при практико-ориентированном подходе с использованием кейс-метода идет процесс формирования начальных профессио н альндх умвдвй и осознание необходимости саморазвития и самообразования. Как известно, профессиональное становление любого специалиста - сложн в1Йвалиттльал1Й процесс, и овладение мастерством происходит только в реальной практической деятельности.
Теоретический анализ литературы по практико-ориентироуенвнмвпoнxыдy и использованию кейс-технологии в обучении указывает на актуульвнптвпрнблдо мы и интерес исследователей к решению задач. Значимость и ccвlмддымoäдумы определяется реальными потребностями системы высшего образования и также существующими противоречиями между предъявляемыми требованиями к качеству будущего специалиста и недостаточной практической подготовкой к будущей профессии.
В своей работе мы представляем практико-ориентированное занятие с использованием кейса по английскому языку, которое реализовано со студентами Инженерно-технического института Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. Мы апробировали кейс, сформировав несколько групп из студентов по направлению подготовки «Строительство» по дисциплине «Деловой иностранный язык». Цель освоения дисциплины - это овладение высокой языковой конкурентоспособностью в сфере деловой коммуникации (устной и письменной) при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования (ФГОС ВО 3++).
Тема кейса: «Авария на газопроводе». Кейс взят из реальной практики. Цель преподавателя: создание образовательной среды на основе постановки проблемы, мыследеятельности, анализа и формирования умений использовать уже полученные знания и умения по основным специальным исциплинам для решения проблем по кейсу. Практическая работа по данному кейсу состоит из нескольких этапов: введение в проблему, сбор информации, рассмотрение и принятие решения, презентация и анализ.
Поскольку кейс на английском языке, то первый этап направлен на введение нового лексического материала по кейсу, выполнение тренировочных упражнений для создания речевых связей в заданных пределах. По определению Г.В. Роговой, основными этапами работы над лексикой являются: ориенти-
ровочно-подготовительный, то есть этап семантизации слов и их первичного употребления; этап речевой тренировки и создания лексических речевых навыков в устно-речевых упражнениях (ситуативно-стереотипизирующий и вариативно-ситуативный этапы) [8].
Также можно повторить грамматику Passive Voice на примерах с переводом предложений с русского на английский язык.
После всех подготовительных этапов работы по формированию лексического и грамматического навыков мы представляем кейс: это реальная авария 2003 года в городе Якутске. Студентам следует прочитать текст, выявить проблему и предложитьсвоивариантырешенияпо устранению аварии.Работапрово-дитсяпогруппам.
Case example: Gas Pipeline Accident. Gas pipelines of high and low pressure wcremadT in 1967 and put into operation on April 30, 1968 in accordance with the act of acceptance. According to the schedule the existing gas pipelines were inspected periodic ally
Drilling wells excavation work for piles installation was carried out in security zono of uHde^roundtjaspmallneo basod nnttepaojecrTra de neHterwnhnasaHnriol house Micro" in Poyarkov Street in Yakutsk in November 26, 2003. A high-pressure Hnctergtennc^asfjpallny wlph arlla reefed 1Td*a.0waspamaped s/Magasoutlot The emmoo^O^^i^^inoto leepto l.Tcmlndla matcr.a
После чтения и анализа текста по кейсу студенты работают в группах для определения вариантпв peжeнияиpoOoeмыиппoдлпraюпcиoп пдиек™ - кок устранить утечку газа и повреждение газопровода. Отметим, что группы состоят пз одина тoдoroкеoычecтыacтpдo нтыв,пooсoзpыl м уро инемвлове нияпнгннРнкнм языком, A2 - B1 - B2.
Пoслезнщитпlcвтиxopooкeoвcтyдтнты о^!^«^^!' на pasMoaBbrnBoc росы пнпропкту. Дриитритпцеbhiobht npoeкттвппючеют : cmep-
ветствие и глубина раскрытия проблемы (здесь необходимо присутствие профес-даопала), владейте «птайдвим п^!^^!^^, opieBps сивеостд вeиopnocыoпгюнвн-тов, грамматическое и лексическое оформление речи, соблюдение регламента. Обязариимое ycлсвитпeсейcy - это онтадепиесефлекствнымyмdпиeм,oвaлиз и самоанализ деятельности.
Важнт oтмaтисн,чpевнaмкю<пседcтpвыeнкoH в»Содыбылaпpoнeooнo изучение эффективности и результативности использования практико-ориенти-иевеин010 победи в осуитнин aownйскому ямку s инпooпкoпaвиолкейc-тeх-нтлогос.
Мы провели анкетирование как главный метод исследования, по резуль-paaBMaoTepcro кроноденанапн : В васни anaeснpoкениr прнасли очасоинтри группы, в каждой из них по 19 студентов, общее количество 57 человек. Мы раз-работдли Basni^b^TK^<^iocrfl^ штстьвoпнoеoвocoвeтами «cын,«нет»,«вoзыaж-но», «не знаю». Это следующие вопросы: «Как вы считаете, данный кейс связан с вaн«п беooщeиптефecaиepe>еr<Bпlтзню чтo-пибтoквoвеeпзкеиpao », «рркны считаете, пригодиться ли данный опыт работы с кейсом в практической деятель-BecTno>T «lсымomвт«пеоeraеь,чтoтто кoaeтикooтиeввнpoкoвпeeмaитpиc?», «Bыwaюытегюлaranь, нта соеержание данного кейса содержит практико-ори-ентированную лексику на английском языке?», «Практико-ориентированное об-учоипeиeoTxдритю ступентaм«>ri ooo^BHe двпеопыхе с от^^срлп ва bbrnep «проектная работа», «кейс-технология», «деловая игра», «научно-практическая кавОтпеиeиoпвдбы» «Юoкие pнao нпав^тако-aвиeнвиpован-ных занятий вы считаете наиболее эффективными?» и «Какие виды практико-е«нeнpпpeбaoвыx 3wpflpw т дытчитаотnaaибыoeе «ффeкpивиыжи прр oбичeииp ивoстсониы м ядин»»» :
Наиервыд пoкpoc «Каквы i^ppraeTC, данвы^б6» евязо с Barne» пудсщен ^фессией?» были предложены следующие варианты ответов: «да», «нет», «возможно», «не знаю». Ответ «да» выбрали 45 человек, 7 человек ответили «возможно», 1 человек - «нет», 4 человек - «не знаю». Результаты ответа на первый вопрос даны на рис. 1.
-45-
да нет возможно не знаю
Рис. 1. «Как вы считаете, данный кейс связан с вашей будущей профессией?»
На последний вопрос анкеты («Какие виды практико-ориентированных занятий вы считаете наиболее эффективными при обучении иностранным языкам?») большинство студентов, а именно 34, выбрали ответ «кейс-технология», 16 человек ответили «проектная работа», 5человек предпочли «деловую игру» и 2 студента выбрали ответ «научно-практическая конференция».
34
lb ■
5
Рис. 2. «Какие виды практико-ориентированных занятий вы считаете наиболее эффективными при обучении иностранным языкам?»
По остальным вопросам анкеты примерно одинаковое количество студентов выбралиответы «да»,«возможно»,«проект ная работа», «кейс-технология». Кроме того, в конце анкеты студенты написали свои отзывы и предложения по данному занятию.
Отсмдаследуеивеооб, что»рааооавлиннт|Каей««Аверитнбаезооао^с^а^е» дал положительный эффект как практико-ориентированное обучение с примете н«одкоос-тернб»о гии.Оаоое вмжиое и пвложаомльноевыебоб»по данномо кейсу - это мотивированность студентов в виду того, что данная тема относится к ае РудащбРааофессионрльмоо демвелаоостз, тсологазеснаОжению и ивнаыля-ции. Студенты имеют разные уровни владения английским языком. На третьем курсе пятого семестра они изучают деловой иностранный язык, где очень важно oвлодeнрниьoотоaо«рlо «зыl<oмвaрpoььо»иРфecниоаальооге обжб^н^зн. Псэ
признанию студентов, выполнение данного задания по кейсу потребовало дополнительную работу с литературой и источниками по специализации, а также прочтение документов, регламентирующих проведение земляных работ, что занимает большее количество часов по работе с кейсом. Данный практико-ориен-тированный подход в обучении английскому языку с применением кейс-метода способствует не только формированию иноязычной коммуникативной компетенции, но и формированию практического опыта и ключевых компетенций, которые будут использованы в профессиональной деятельности. Одно из требований при работе с кейсом - это учёт количества отведенных часов. Практика показывает, что одному только преподавателю иностранного языка не справиться с данной ролью: занятие следует проводить вдвоем с преподавателем специализирующейся кафедры, так как необходимо присутствие консультанта-профессионала при анализе, обсуждении конкретной реальной ситуации [9].
Хочется отметить, что практико-ориентированные занятия приводят к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Также это огромная возможность использовать английский язык как средство для поиска новых знаний в своей профессиональной деятельности. В этом контексте идет формирование научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов через активную мыслительную работу.
Таким образом, можно сделать вывод по результатам анкетирования, что данный подход вызывает интерес и привлекает внимание студентов, дает широкие возможности для развития профессионального мастерства, способствует совершенствованию профессиональных умений будущих инженеров-строителей. Положительные изменения, имевшие место в ходе занятий по иностранному языку, а именно: мотивация, активность, самостоятельное решение проблемы, рефлексивная самооценка, подтверждают эффективность данного подхода в обучении. Все это позволяет сделать вывод, что данный подход способствует неординарному подходу к решению профессиональных задач будущих специалистов вобластистроительства.
Библиографическийсписок
1. Селевко П.К. Современныеобразовательныетехнологии:учебноепособие.Москва:Народноеобразование, 2008.
2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Москва: Логос, 2012.
3. ЯлаловФ.П Деятельностно-компетентностныйподходкпрактико-ориентированному образованию. Высшее образование в России. 2008; № 1: 89 - 93.
4. Конистерова Е.А., Улитина К.А., Калинина Е.В. Практико-ориентированный метод обучения иностранным языкам как средство совершенствования языкового образовательного пространства неязыкового вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 3: 230 - 237. Available at: http://e-koncept. ru/2017/770270.htm
5. Смолянинова О.П. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. Available at: http://www.ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/ publications/53_0.pdf
6. YinR. Casestudyresearch:Designand methods. Thousand 0aks,CA:Sage,2003.
7. Spodark E. Pedagogical Applications for the Single Computer Teaching Station: A Case Study. Computer Assisted Language Learning. 2000; Vol. 13, № 3.
8. РоговаП.В.идр. Методикаобученияиностраннымязыкамвсреднейшколе. М.:Просвещение,1991.
9. Лукина Н.А. Individual approach in foreign languages training by case method "Construction of Yakut traditional dwelling". SGEM: 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society. Sofia, Bulgaria. 2017; Vol. 5, Book 3: 243 - 249.
References
1. Selevko P.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii uchebnoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2008.
2. Sharipov F.V. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2012.
3. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 1: 89 - 93.
4. Konisterova E.A., Ulitina K.A., Kalinina E.V. Praktiko-orientirovannyj metod obucheniya inostrannym yazykam kak sredstvo sovershenstvovaniya yazykovogo obrazovatel'nogo prostranstva neyazykovogo vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 3: 230 - 237. Available at: http://e-koncept. ru/2017/770270.htm
5. Smolyaninova O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case study v obuchenii studentov. Available at: http://www.ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/ publications/53_0.pdf
6. Yin R. Case study research: Design and methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.
7. Spodark E. Pedagogical Applications for the Single Computer Teaching Station: A Case Study. Computer Assisted Language Learning. 2000; Vol. 13, № 3.
8. Rogova G.V. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. M.: Prosveschenie, 1991.
9. Lukina N.A. Individual approach in foreign languages training by case method "Construction of Yakut traditional dwelling". SGEM: 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society. Sofia, Bulgaria. 2017; Vol. 5, Book 3: 243 - 249.
Статья поступила в редакцию 19.11.20
УДК. 373.3
Mustafaeva S.A., postgraduate, Department of Preschool and Special Education, senior teacher, Department of Pedagogy and Methodology of Primary
Education at the Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: s.m90@inbox.ru
INTERACTION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS WITH THE FAMILY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING. The proposed article deals with interaction between teachers and the family of an elementary schoolboy in a distance learning environment. Based on the analytical study of theoretical sources, pedagogical concepts are comprehended: "pedagogical interaction", "distance education". In the article, the concept of "pedagogical interaction" is considered both in a broad sense and in a narrow sense. Pedagogical technologies in work with the family of elementary school students are analyzed. For the successful organization of the process of distance education, some shortcomings are singled out. The results of the author's survey of parents of elementary school students at the elementary school "SOSH № 22" in Abakan, Republic of Khakassia, are presented in detail. The main difficulties of the family involved in distance education for schoolchildren are identified. New trends in interaction between family and school in the modern conditions of digitalization of society are revealed.
Key words: interaction, pedagogical interaction with family, younger schoolboy, distance learning.
С.А. Мустафаева, аспирант, ст. преп., ХГУ имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: s.m90@inbox.ru