Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СТРОЕНИЕ И КРИТЕРИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ'

СУЩНОСТЬ, СТРОЕНИЕ И КРИТЕРИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникативная адаптивность / интерактивная модульная технология / лингвистическая подготовка / компетенция / компоненты адаптивности / цифровые технологии / наукоемкая профессиональная среда / information and communicative adaptability / interactive modular technology / language training / competence / adaptability’s components / digital technologies / knowledge-intensive environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.М. Чугаева

В статье изложена авторская идея разработки и реализации интерактивной адаптивной модульной технологии как средства формирования информационно-коммуникативной адаптивности студентов в рамках лингвистической подготовки в условиях цифровой образовательной среды. Целью создания такой технологии выступает формирование у обучающихся ключевых профессиональных компетенций, способствующих как саморазвитию и самореализации будущих специалистов в инновационной наукоемкой и высокотехнологичной профессиональной среде, так и для решения профессиональных задач любой сложности. В ходе проведённого исследования была разработана и апробирована в процессе обучения студентов иностранному языку модульная технология, аккумулирующая возможности самообразования и взаимодействия с преподавателем, в основу которой было заложено использование программных средств для достижения поставленных целей в учебно-познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TECHNOLOGY’S GIST, STRUCTURE AND CRITERIA FOR FORMING STUDENT’S INFORMATION AND COMMUNICATION ADAPTABILITY WITHIN THEIR DIGITAL PROFESSIONAL TRAINING

The paper presents the author’s concept on the interactive modular technology development and implementation as a tool for forming students’ informative and communicative adaptability in language training within the digital environment. The technology is aimed at forming a student’s key professional competencies to contribute to their self-development and self-actualization for future performing in innovative knowledge-intensive and high-tech environment as professional decision-makers. During the course of the study, modular technology is developed and tested in the process of teaching students a foreign language, accumulating opportunities for self-education and interaction with the teacher, which is based on the use of software tools to achieve the goals set in the educational activities of students. During the pilot work, optimal conditions are created for self-education, self-development and self-fulfillment during the active immersion of bachelors in a foreign-language digital professional-oriented communication environment.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СТРОЕНИЕ И КРИТЕРИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ»

References

1. Bogoyavlenskij D.N. Psihologicheskie principy usvoeniya orfografii, obuchenie orfografii. Nachal'naya shkola. 2003; № 4: 39 - 41.

2. Polyakov O.G. Samokontrol' v obuchenii anglijskomu yazyku. Inostrannyeyazyki v shkole. 2005; № 7: 48 - 52.

3. Kodifikator demonstracionnogo variant KIM dlya provedeniya OG'E-2020. Available at: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory

4. Kodifikator demonstracionnogo varianta KIM dlya provedeniya EG'E-2020. Available at: https://fipi.ru/ege/demoversM-spedfikacM-kodifikatory

Статья поступила в редакцию 27.03.21

УДК 378

Chugaeva K.M., postgraduate, Institute of Radio Engineering and Telecommunication systems, MIREA - Russian Technological University (RTU MIREA)

(Moscow, Russia), E-mail: chugaeva@mirea.ru

MODULAR TECHNOLOGY'S GIST, STRUCTURE AND CRITERIA FOR FORMING STUDENT'S INFORMATION AND COMMUNICATION ADAPTABILITY WITHIN THEIR DIGITAL PROFESSIONAL TRAINING. The paper presents the author's concept on the interactive modular technology development and implementation as a tool for forming students' informative and communicative adaptability in language training within the digital environment. The technology is aimed at forming a student's key professional competencies to contribute to their self-development and self-actualization for future performing in innovative knowledge-intensive and high-tech environment as professional decision-makers. During the course of the study, modular technology is developed and tested in the process of teaching students a foreign language, accumulating opportunities for self-education and interaction with the teacher, which is based on the use of software tools to achieve the goals set in the educational activities of students. During the pilot work, optimal conditions are created for self-education, self-development and self-fulfillment during the active immersion of bachelors in a foreign-language digital professional-oriented communication environment.

Key words: information and communicative adaptability, interactive modular technology, language training, competence, adaptability's components, digital technologies, knowledge-intensive environment.

К.М. Чугаееа, аспирант, Институт радиотехнических и телекоммуникационных систем, МИРЭА - Российский технологический университет

(РТУ МИРЭА), г. Москва, E-mail: chugaeva@mirea.ru

СУЩНОСТЬ, СТРОЕНИЕ И КРИТЕРИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В статье изложена авторская идея разработки и реализации интерактивной адаптивной модульной технологии как средства формирования информационно-коммуникативной адаптивности студентов в рамках лингвистической подготовки в условиях цифровой образовательной среды. Целью создания такой технологии выступает формирование у обучающихся ключевых профессиональных компетенций, способствующих как саморазвитию и самореализации будущих специалистов в инновационной наукоемкой и высокотехнологичной профессиональной среде, так и для решения профессиональных задач любой сложности. В ходе проведённого исследования была разработана и апробирована в процессе обучения студентов иностранному языку модульная технология, аккумулирующая возможности самообразования и взаимодействия с преподавателем, в основу которой было заложено использование программных средств для достижения поставленных целей в учебно-познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная адаптивность, интерактивная модульная технология, лингвистическая подготовка, компетенция, компоненты адаптивности, цифровые технологии, наукоемкая профессиональная среда.

Проблема формирования информационно-коммуникативной адаптивности студентов является значимой для современной педагогической науки и практики в контексте активизации усилий мирового научного сообщества в поисках путей и средств повышения качества профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, выявлению преимуществ в трудоустройстве специалистов, владеющих иноязычной коммуникацией и, как результат, - их успешность в профессиональной деятельности. Кроме того, ее решение отвечает как запросам общества на реализацию заявленных приоритетов в области государственной образовательной политики Российской Федерации по подготовке инновационных профессиональных кадров для наукоемкого производства, имеющей стратегическое значение, так и самой личности.

В ходе лингвистической подготовки студентов Российского технологического университета (РТУ МИРЭА) в рамках цифрового поля образовательной среды нами была поставлена задача формирования информационно-коммуникативной адаптивности бакалавров института «Информационные технологии» с использованием интерактивной модульной технологии. Поставленная цель исследования потребовала определения сущности информационно-коммуникативной адаптивности, выявления критериев и показателей для оценки сформированных профессиональных компетенций, а также обоснование и построение наглядной многоступенчатой модели формирования, развития и саморазвития искомых компетенций в процессе иноязычной подготовки студентов технологического вуза в условиях цифровизации их лингвистической подготовки.

Рассмотрим коммуникативную адаптивность как ключевую составляющую процесса коммуникации будущих специалистов. В 1971 году Говардом Джайл-зом была разработана теория коммуникативнной адаптации, предполагающая наличие «языка, контекста и идентичности», которые повлияют на исход коммуникации. Следовательно, адаптивность - это способность к адаптации, процесс анализа и восприятия воздействующих внешних факторов, поиск и генерация решений с учетом удовлетворения личных и профессиональных потребностей [1; 2].

Изучив теоретические основы и составляющие информационной и коммуникативной адаптивности по отдельности, необходимо определить сущность информационно-коммуникативной адаптивности в целом. Информационно-коммуникативная адаптивность (ИКА) мы трактуем как интегративное свойство личности, которое обусловливает способность и готовность будущего специалиста при помощи вариативных алгоритмов и соответствующего цифрового обеспечения применять полученные в ходе иноязычной подготовки знания, умения, навыки и опыт поведения в типичных иноязычных профессиональных ситуациях, участвовать в коммуникативном процессе, обрабатывая и транслируя информацию с учетом поставленных задач. Российский технологический университет (РТУ МИРЭА) как инновационный образовательный и научно-производственный кластер, обладает безусловным потенциалом для обеспечения учащихся необходимым цифровым образовательным ресурсом для профессиональной подготовки студентов. В рамках цифровизации предметной подготовки в вузе эффективно реализуются использование аппаратных и программных средств, создание модульных технологий и учебных курсов как в режиме очного обучения, так и в дистанционном формате.

Сформированная информационно-коммуникативная адаптивность будущих выпускников РТУ МИРЭА предполагает также саморазвитие и социализацию личности с учетом индивидуальных потребностей и подходов, ориентацию в цифровом информационном обществе. Для построения интерактивной модульной технологии, формирующей информационно-коммуникативную адаптивность в ходе иноязычной подготовки бакалавров информационных технологий, мы дифференцировали критерии и показатели ее оценки, вывели коэффициенты процесса адаптации. Расчет показателей позволил сформировать объективную оценку уровней сформированности заявленной адаптивности.

Отечественные разработки в области модульных технологий учебного процесса были представлены в работах П.А. Юцявичене, И.Я. Лернера, Е.В. Ско-вина, О.В. Киричука, В.М. Гараева и других. По их мнению, процесс обучения заключался в создании информационного банка теоретического материала, ко-

торый дедуктивным образом формирует учебный курс. В ходе такого обучения применяются интегрированные формы и средства усвоения представленного материала по актуальной проблеме, а также осуществляется рейтинговый контроль. Рассмотрев вышеизложенные теоретические аспекты, есть основания констатировать, что модульная технология является мощным инструментом, который позволит в ходе лингвистической подготовки бакалавров информационных технологий в условиях цифровизации образовательной среды МИРЭА-Рос-сийского технологического университетаобъединить различныенаучные отрасли и направления с цифровыми информационными ресурсами.

При пострренчрмо°ульнойтехнололи, форлировтния^тзвнтия и сар моразвития информационно-коммуникативной адаптивности студентов по направленно инфорувриоиныхтеуполсгрйыамы в иоывтрсород еспентрв: изучаемый контент (последовательность и логичность), технологическое обеспечение, лндйввдуаеьчлрпоееолю прецессотИунения (интенсивнеттч, оТе-ёмы, наличие самоконтроля), гибкость и модификация процессов обучения и другое [3; И],

В ходе проведенного исследования была разработана и апробирована модульная техноеегис, ыкнуырлнрующоя вызетжыppтиpaмиpЫнaзевыиионизaи-

модействия с преподавателем, в основу которой было заложено использование программных средств для достижения поставленных целей в учебно-познавательной деятельности студентов. Кроме того, были определены цели, задачи, методологические подходы и компоненты, принципы построения, дидактическое и методическое наполнение модуля, педагогические условия и факторы, способствующие эффективному формированию ИКА. В рамках нашего исследования цель модуля заключалась в формировании информационно-коммуникативной комлeсeaтностиеррyщегoептцрaыйcеaнуcл овиях^^^^-^ гвистиче-ской подготовки. Компоненты данной технологии представлены в виде дидак-тиннсим селтовояющей циркового индрзп1чнегоордаыовотелиного контента. Компоненты модуля вариативны, дифференцированы и адаптированы под нпдивийyaльнйleоoзlиoжмоcтинйoрpe0нocти yумщиxрянрaекaоФeдерально-го государственного стандарта. Среди ключевых компонентов можно выделить гато-инные, луенрронр рриинрииврачныв, сeннтртыp-метивемиpнвые, социолингвистические (практические). Методологические подходы при построении ^н^р^^^/^Тюьных адепоивуых тнаектррий инpязычвый их специ-

алистов (в совокупности с организационными формами, методами обучения и уpнтуpлe^ЫнpпвелвлиTPcоиньпеотевдонеыи уееий.В ирследовании делался

а с t 1С

а о

ч

ю «

в

а о

-

о ч

0 к

X <и

1

о к

х -

и h

л р

U «

о О

д

а

0

ч

ю «

X

1

0

1 и Я

0

1

о к

х

ч

о &

£ о

Цель: формирование ИКА в цифровом поле лингвистической подготовки бакалавров в области информационных технологий

Методологические подходы: системно-деятельностный, коммуникативный, автономный,

интегрированный

Компоненты: когнитивные, личностно-рефлексивные, ценностно-ориентированные,

социолингвистические

Организационные формы обучения: практические занятия

>1

Средства обучения

ч>......

Визуально-

презентативные ......

Поисковые

W

Работа с мультимедийными учебными изданиями, презентациями, электронными учебно-методическими пособиями

Проблемные

Работа с электронными словарями и энциклопедиями, зарубежными литературными источниками

Имитационное моделирование, интерактивные тренажеры

Коммуникационные

п

Дискуссии в режиме online с использованием электронно-образовательных платформ

Критерии и показатели эффективности компонентов ИКА

Ж

Результат сформированности ИКА

Начальная

Сртдимм

Оптимальная

Проведение корректирующих действий

Рис. 1. Динамический интерактивный адаптивный технологический модуль

акцент на системно-деятельностный, коммуникативный, автономный и интегрированный методологические подходы. Ключевым, заключительным модульным блоком является рейтинговый контроль, реализованный в ходе опытно-экспериментальной работы и основанный на статистических данных, полученных при помощи проведенного анкетирования и математических расчетов коэффициентов эффективности, который позволил дать объективную оценку сформированности компонентов ИКА.

Рабочие программы дисциплины «Английский язык» подготовки бакалавров по направлению информационных технологий Российского технологического университета (РТУ МИРЭА) рассчитаны на двухлетнее обучение в интеграционном единстве двух блоков: 1 и 2 семестр обучения - General English; 3 и 4 семестр обучения - Special English. По окончании каждого семестра проводится контроль в виде устных зачетов (1, 2, 3 семестры) и дифференцированного экзамена (4 семестр). Организационная форма иноязычной подготовки состоит в проведении практических занятий, в процессе которых студенты изучают различные аспекты языка, формирующие и развивающие необходимые общие и профессиональные компетенции.

При отборе адаптированного цифрового контента и методов иноязычной подготовки бакалавров по направлению информационных технологий мы ориентировались на исходный уровень языковых знаний студента, наличие и уровень коммуникативных компетенций и способностей, а также мотивационный аспект. Все это можно отнести и к оценочным критериям сформированности ИКА: мо-тивационному, личностно ориентированному, деятельностно-лингвистическому и другим. Мотивационный критерий включает мотивацию к обучению, саморазвитие, самореализацию, стремление к самосовершенствованию в условиях циф-ровизации образования и будущей профессиональной деятельности. Личностно ориентированный критерий аккумулирует такие показатели, как самоанализ, самооценка, самостоятельность и наличие других профессиональных качеств,

Библиографический список

востребованных у будущего профессионала в научной и профессиональной деятельности. Деятельностно-лингвистический критерий оценивает уровень иноязычной подготовки учащихся в рамках будущей специальности, самостоятельную организацию учебного процесса, поиск и анализ информации, построение и разрешение коммуникативных задач.

РТУ МИРЭА обеспечивает широкий спектр информационно-технологических и программных средств для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по иностранным языкам [5], который ежегодно пополняется различными электронными научно-методическими и учебно-методическими пособиями. На основании проведенного анализа теоретико-методологических подходов и дифференциации сущности и критериев формирования информационно-коммуникативной адаптивности у бакалавров информационных технологий в иноязычной подготовке был разработан и апробирован динамический интерактивный адаптивный технологический модуль (рис. 1).

Как показали результаты реализации интерактивной модульной техноло-гизации иноязычной подготовки бакалавров в инновационном университетском кластере МИРЭА, студенты продемонстрировали устойчивые навыки и умения в использовании инновационных продуктов и технологий в коммуникативном аспекте учебно-профессиональной деятельности; поиске, адаптации и использовании информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития [6; 7; 8]. При проведении опытно-экспериментальной работы создавались оптимальные условия для самообразования, саморазвития и самореализации в ходе активного погружения бакалавров в иноязычную цифровую профессионально-ориентированную коммуникативную среду, а также продуктивно реализовывались разработанные многоуровневые вариативные адаптивные модули в логике формирования, развития и саморазвития информационно-коммуникативной адаптивности в иноязычной подготовке в вузе.

1. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение: учебник. Москва, 2013.

2. Никулина А.С. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности обучающихся в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 177 - 179.

3. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. Москва, 2015.

4. Роберт И.В. и др. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Москва, 2014.

5. Чернова Н.И., Катахова Н.В. Инновации в организации аудиторной работы студентов: искусство успешного обучения. Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2019: 458 - 461.

6. Чурекова Т.М. Актуализация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017; № 4 (28): 162 - 166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чернова Н.И., Ослякова И.В. Реализация медиа технологий в иноязычной профессиональной подготовке студентов в инновационном университетском кластере. Мир образования - образование в мире. 2017; № 4 (68): 155 - 158.

8. Chernova N.I. Ivanova E.A., Katakhova N.V. Pragmatic-technological integral for academic texts build. Smart Innovation, Systems and Technologies: Conference Series. 2020; Vol. 172: 407 - 414.

References

1. Nazarenko A.L. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v lingvodidaktike: distancionnoe obuchenie: uchebnik. Moskva, 2013.

2. Nikulina A.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti obuchayuschihsya v sovremennyh usloviyah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 177 - 179.

3. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v lingvisticheskom obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2015.

4. Robert I.V. i dr. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2014.

5. Chernova N.I., Katahova N.V. Innovacii v organizacii auditornoj raboty studentov: iskusstvo uspeshnogo obucheniya. Aktual'nyeproblemyiperspektivyrazvitiyaradiotehnicheskih i infokommunikacionnyh sistem: sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019: 458 - 461.

6. Churekova T.M. Aktualizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah realizacii FGOS. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017; № 4 (28): 162 - 166.

7. Chernova N.I., Oslyakova I.V. Realizaciya media tehnologij v inoyazychnoj professional'noj podgotovke studentov v innovacionnom universitetskom klastere. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. 2017; № 4 (68): 155 - 158.

8. Chernova N.I. Ivanova E.A., Katakhova N.V. Pragmatic-technological integral for academic texts build. Smart Innovation, Systems and Technologies: Conference Series. 2020; Vol. 172: 407 - 414.

Статья поступила в редакцию 22.04.21

УДК 378.1

Pashina M.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: mv_pashina@mail.ru

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru

RESEARCH COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER WHEN WORKING WITH STUDENTS ON THE BASIS OF SOVIET SCIENTIFIC ACTIVITY. The

article analyzes approaches to the organization of joint research activities of university teachers and students as the basis for the development of research competence of subjects of the educational process. Special attention is paid to the characteristics of the search for organizational and pedagogical conditions, in which the following is carried out: research activities of the teacher, support of research activities of students, interaction with students in the development and implementation of research projects. The main purpose of the article is to understand the current requirements for the development of research competence of a higher school teacher and to develop a modern model of research competencies of a university teacher.

Key words: competencies, research competence, research activities, functions of higher school teacher, relationship between research and professional activities.

М.В. Пашина, канд. биол. наук, доц., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: mv_pashina@mail.ru

А.А. Петрусевич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: petrark47@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.