Использование цифровых ресурсов для формирования иноязычной профессионально-коммуникативной адаптивности студентов технологического университета
Прокопчук Анна Реональдовна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: prokopchuk@mirea.ru
В статье раскрывается понятие иноязычной профессионально-коммуникативной адаптивности, а также описываются методы и приёмы работы, обеспечивающие эффективное формирование иноязычной профессионально-коммуникативной адаптивности у студентов технологического университета. Авторы подчеркивают тесную связь между концепцией коммуникативной адаптивности и принципом индивидуального подхода в обучении, т.к. невозможно научить студента правильно реагировать и адаптироваться к ситуации общения без учета его индивидуальных особенностей восприятия информации. Особое внимание уделяется возможностям использования цифровых ресурсов для создания языковой среды и организации самостоятельной работы студентов. Авторы статьи отмечают, что приёмы работы с использованием цифровых носителей дают широкие возможности для привлечения иноязычных аутентичных материалов, что обеспечивает более насыщенное содержание курса и показывает студентам, как владение приёмами иноязычной коммуникации сможет помочь им в решении профессиональных задач. В ходе обучения акцент делается на формировании у студентов навыков, необходимых для успешного восприятия, интерпретации и анализа аутентичных языковых материалов, связанных с тематикой их будущей специальности.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная адаптивность, цифровые ресурсы, информационные каналы, компетенция, лингвистическая подготовка, мотивация.
В современных условиях стремительной глобализации рынка труда и интеграции России в мировое научное пространство задачей высших учебных заведений является формирование специалиста, способного адаптироваться к изменяющимся условиям и осуществлять профессиональную коммуникацию, используя все современные информационные каналы и ресурсы. При этом профессиональная самореализация любого молодого специалиста, в том числе и выпускника технологического университета, невозможна без владения компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять профессионально-ориентированную коммуникацию на иностранном языке. В свете этого, основной задачей лингвистической подготовки студента технологического университета становится формирование иноязычной профессионально-коммуникативной адаптивности, а также освоение учащимся приёмов работы, которые позволять ему в дальнейшем развивать и совершенствовать навыки иноязычной коммуникации.
Целью данной статьи является раскрытие понятия иноязычной профессионально-коммуникативной адаптивности и описание методов её формирования в ходе обучения иностранному языку студентов технологического университета. Также отдельно мы рассмотрим возможность использования цифровых ресурсов для индивидуализации процесса обучения и повышения мотивации со стороны студентов.
Теория коммуникативной адаптации была разработана в 1971 году Говардом Джайлзом, профессором Калифорнийского университета. Данная теория тесно связана с теорией социальной идентичности и описывает склонность личности приспосабливаться к условиям коммуникации, исходя из ситуации и индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в процесс общения. Другими словами, человек старается интуитивно (сознательно или бессознательно) выбирать вербальные и невербальные средства общения сообразно цели коммуникации и социальному статусу собеседника [1].
В контексте лингвистической подготовки студента технологического университета мы будем рассматривать иноязычную профессионально-коммуникативную адаптивность как умение выпускника вуза применять языковые знания, умения и навыки для решения конкретной коммуникативной задачи, т.е. умение адаптироваться к ситуации иноязычного профессионального общения, выби-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см см
рая оптимальные средства и методы коммуникации. При этом мы считаем, что эффективное формирование профессионально-коммуникативной адаптивности невозможно без учёта индивидуальных особенностей студента, т.к. любая сознательная или бессознательная адаптация человека к конкретной ситуации общения происходит через индивидуальное восприятие и интерпретацию контекста коммуникации.
Для успешной реализации принципа индивидуального подхода в ходе формирования профессионально-коммуникативной адаптивности студентов неязыковых направлений мы считаем необходимым учитывать следующие аспекты:
1) психологические особенности студента, определяющие индивидуальный стиль общения (скорость реакции, гибкость и адаптивность к ситуации коммуникации);
2) индивидуальные особенности осуществления познавательной деятельности, определяющие механизмы восприятия и обработки информации [2];
3) уровень мотивации к изучению иностранного языка;
4) уровень исходной языковой подготовки студента [3].
В целях повышения эффективности лингвистической подготовки бакалавров Института информационных технологий РТУ МИРЭА нами применяется ряд методов и приёмов работы с использованием некоторых адаптивных образовательно-технологических платформ и других мультимедийных ресурсов. Данные методы работы используются в ходе освоения бакалаврами профессионально-ориентированного английского языка в рамках курса «Английский язык в сфере 1Т» (один из блоков дисциплины «Английский язык») и, развивая различные аспекты коммуникативной компетентности (лингвистический, дискурсивный, социокультурный), способствуют формированию коммуникативной адаптивности будущих 1Т специалистов.
Следует отметить, что именно поэтапное внедрение в образовательный процесс цифровых технологий мы считаем одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения и, как следствие, повышения мотивации со стороны студентов. Также важно учесть, что обращение к цифровым ресурсам даёт широкий доступ к аутентичным материалам и актуальной информации относительно последних тенденций в сфере информационных технологий, что делает более значимым тематическое содержание курса «Английский язык в сфере 1Т» для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Понимая, каким образом владение элементами иноязычной коммуникации может помочь в решении профессиональных задач, студенты получают стимул развивать языковые навыки и умения.
Рассмотрим некоторые приёмы работы, которые мы применяем на аудиторных занятиях, а также в рамках самостоятельной работы студентов.
В ходе аудиторных занятий широко используются видео ресурсы. Например, после просмотра аутентичной записи интервью с IT специалистом студентам предлагается проанализировать речь участников интервью с точки зрения целесообразности использования лексико-грамматических конструкций, а также обратить внимание на стилистический аспект оформления речи.
В рамках ещё одного задания видеоматериалы используются для погружения учащихся в языковую среду и определения контекста коммуникации. Например, после просмотра видеозаписи выступления специалиста в сфере IT студентам предлагается составить список вопросов, которые они хотели бы задать докладчику, обращая внимание на использование языкового материала, соответствующего ситуации общения.
Для повышения эффективности организации самостоятельной работы бакалавров в ходе освоения дисциплины «Английский язык» широко используется образовательная платформа Moodle - веб-приложение, которое позволяет создавать кастомизированную систему управления обучением [4]. Использование в процессе обучения электронной платформы Moodle позволяет разнообразить содержание учебного курса, предоставляя возможность размещения любых мультимедийных материалов и создания блоков тренировочных заданий, включая тесты, кейсы, деловые игры. Данный цифровой комплекс предоставляет обучающимся необходимые инструменты и ресурсы для развития всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование), а интерактивный режим платформы позволяет преподавателю контролировать успеваемость студентов и направлять их работу, задавая траекторию дальнейшего самосовершенствования и развития их языковых навыков. Кроме того, данный электронный ресурс позволяет легко адаптировать элементы курса для работы с группами разных языковых уровней, а также создавать индивидуальные дистанционные курсы с учетом образовательных и личностных потребностей студентов.
Таким образом, опыт использования цифровых ресурсов в ходе лингвистической подготовки бакалавров Института информационных технологий РТУ МИРЭА показал методическую целесообразность и эффективность внедрения в процесс обучения современных технологий, которые, обеспечивая погружение обучающихся в профессионально-ориентированную языковую среду, помогают студентам овладеть умениями и навыками, необходимыми для успешного ведения профессиональной коммуникации.
Литература
1. Теория коммуникативной адаптации. [Электронный ресурс] URL: https://trainingtechnology. ru/teoriya-kommunikativnoj-adaptacii/ (дата обращения 15.09.2021)
2. Прокопчук А.Р. Реализация индивидуального подхода в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции «Радиоинфоком - 2019» М.: МИРЭА - Российский технологический университет, 2019, С. 499-501
3. Гриценко С.А., Чернова Н.И., Катахова Н.В. Неравный стартовый языковой уровень учащихся как методологическая проблема преподавания иностранного языка в непрофильном вузе // Гуманитарное образование в экономическом вузе, Материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции, Москва 2019, С. 84-88
4. Система электронного обучения Moodle: обзор возможностей и функционала. [Электронный ресурс] URL: https://lmslist.ru/free-sdo/obzor-moodle/ (дата обращения 15.09.2021)
WAYS OF USING DIGITAL RESOURCES WHILE FORMING STUDENTS' PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE ADAPTABILITY AT A TECHNOLOGICAL UNIVERSITY
Prokopchuk A.R.
MIREA - Russian Technological University
The article reveals the concept of foreign language professional and communicative adaptability. The authors provide a number of teaching methods, which can be employed while teaching English to students of a technological university in order to form their professional and communicative adaptability. The authors emphasize the con-
nection between communication adaptability and the concept of individual approach since it is impossible to teach students to give an appropriate response and adapt to the specific communication situation without taking into consideration their individual characteristics when it comes to information perception. Special attention is paid to ways of using digital resources for creating language environment and providing students with self-study materials. It should be noted that employing digital media in the course of linguistic training enriches the educational program with authentic resources and shows students the way they can use their language skills when dealing with professional issues. The language course under discussion focuses on the formation of skills necessary for students' successful perception, interpretation and analysis of authentic language materials related to the field of their professional training.
Keywords: professional and communicative adaptability, digital resources, information channels, competence, linguistic training, motivation.
References
1. Communication accommodation theory. [electronic resource] / URL: https://trainingtechnology.ru/teoriya-kommunikativnoj-adaptacii/ (accessed on 15.09.2021).
2. Prokopchuk A.R. Implementation of individual approach in teaching a foreign language to technical students. // Collection of scientific articles based on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference "Radioinfocom - 2019" Moscow: MIREA - Russian Technological University, 2019, P. 499-501
3. Gritsenko S.A., Chernova N.I., Katakhova N.V. Different starting language level of students as a methodological problem of foreign language teaching in non-linguistic institute // Humanitarian education in an economic university, Materials of the VII International Scientific and Practical conference with in person or in absentia participation, Moscow 2019, P. 84-88
4. Moodle e-learning system: overview of features and functionality. [electronic resource] / URL: https://lmslist.ru/free-sdo/obzor-moodle/ (дата обращения 15.09.2021).