120_Ошибка! Неверная ссылка закладки. /
УДК 378.147
Прокопчук Анна Реональдовна, МИРЭА - Российский технологический университет, кафедра иностранных языков Гаврилова Елена Алексеевна МИРЭА - Российский технологический университет, кафедра иностранных языков DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11557 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
ВУЗЕ
Prokopchuk Anna Reonaldovna,
MIREA - Russian Technological University, Department of foreign languages Gavrilova Elena Alekseevna
MIREA - Russian Technological University, Department of foreign languages
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE CREATION OF LANGUAGE ENVIRONMENT WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY
Аннотация.
В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных технологий для погружения обучающихся в языковую среду и повышения коммуникативной направленности обучения. Анализируются возможности использования информационно-коммуникационных технологий для моделирования аутентичного общения на иностранном языке. В качестве средств обучения авторы рассматривают такой материал, как подкасты, новостные ролики и веб-квесты.
Abstract.
The article analyses the implementation of the information and communication technologies as a way of language immersion and improving communication skills among students of tertiary institutions. Additionally, the information and communication technologies in education are viewed as a means of modeling authentic communication. In the course of analysis, English podcasts, news stories and WebQuests are proved to be effective educational tools.
Ключевые слова: цифровые носители, доступ в Интернет, интерактивные платформы, средства обучения, погружение в языковую среду, коммуникативная компетенция, дискурсная компетенция, социокультурная компетенция.
Keywords: digital media, Internet access, interactive platforms, educational tools, language immersion, communication competence, discursive competence, socio-cultural competence
Быстрое развитие информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) и их все более активное внедрение во все сферы современной жизни даёт широкие возможности для их использования в процессе обучения иностранным языкам. Во многих вузах учебные аудитории оборудованы компьютерами и другими цифровыми носителями, предоставляющими доступ в Интернет. Многие вузы создают интерактивные платформы, где размещаются обязательные и дополнительные задания для студентов.
В условиях широкой доступности информационных технологий важно найти баланс между обучением с использованием цифровых носителей и традиционными методиками, так как чрезмерное использование технических средств снижает социальный аспект обучения, делая его менее личност-но-ориентированным, а также приводит к информационной перегрузке. Еще один отрицательный аспект использования информационных технологий в рамках аудиторных занятий состоит в том, что многие программы и языковые платформы
рассчитаны на работу один на один с компьютером и не предоставляют возможности для группового взаимодействия, что в свою очередь существенно снижает коммуникативный потенциал таких занятий. Мы считаем небезосновательными опасения некоторых специалистов по поводу того, что слишком активное применение информационных технологий может привести к постепенному вытеснению традиционных средств обучения из образовательного процесса [5]. Поэтому к планированию занятия и выбору средств обучения необходимо подходить взвешенно, не забывая о конечной цели обучения - свободного общения в профессиональной среде.
В свете этого нам кажется, что наиболее эффективным будет обращение к информационным технологиям не для замены традиционной аудиторной формы обучения, а в качестве дополнительного средства для погружения обучающихся в языковую среду, как во время аудиторных занятий, так и во внеурочное время. Помимо аудио- и видеоматериалов для этой цели можно использо-
/ Ошибка! Неверная ссылка закладки.
вать англоязычные группы в социальных сетях, чаты и информационную рассылку. По своему выбору студенты могут подписаться на различные каналы на you-tube, которые соответствуют сфере их интересов. Этот материал может быть использован в дальнейшем для презентаций в классе и обмена информацией между студентами. Правильное использование информационно -коммуникационных технологий может оказаться незаменимым с точки зрения создания аутентичной среды, что в свою очередь необходимо для формирования билингвального сознания. Так, например, использование мультимедийных средств позволяет «создать необходимый звуковой фон: разговоры, музыка, шум транспорта, что способствует лучшему пониманию событий, формирует навык восприятия текста на фоне разнообразных помех, естественных для реальной жизни» [4, с. 226]. Большое количество аутентичного материала представлено в Интернете в виде новостных роликов и подкастов, которые можно выбирать, учитывая направление подготовки студентов.
Ещё один метод, который широко используется в современной высшей школе - это технология веб-квестов. Веб-квест представляет собой задачу, которую студенты выполняют, прибегая к информационным ресурсам Интернета, и такие задания часто имеют элементы ролевой игры. Это технология помогает студентам работать с информацией самостоятельно (в мини-группе или индивидуально), что немаловажно при малом количестве аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка на неязыковых факультетах, например. Некоторые формы веб-квеста подразумевают создание микромира, в котором учащиеся могут ориентироваться и перемещаться с помощью гиперссылок, тем самым моделируя физическое пространство. Или же веб-квест может включать в себя написание интерактивной истории, когда обучающиеся могут выбирать вариант продолжения сюжета и для этого каждый раз указывается 2-3 возможных направления развития событий [1]. Подобный вид работы обеспечивает создание виртуальной языковой среды, в которую погружаются студенты.
Одна из основных проблем, связанных с использованием ИКТ для погружения в языковую среду состоит в том, что это метод обучения обычно эффективен только при работе с группами уровня Intermediate и выше, которые имеют достаточный уровень владения иностранным языком, чтобы воспринимать неадаптированные текстовые и аудиоматериалы. С группами уровня Elementary и Pre-Intermediate электронные ресурсы чаще всего используются для отработки лексики и грамматических конструкций. Однако и с такими группами возможно использовать отобранный (иногда адаптированный) видеоматериал с субтитрами. Материал таких видеороликов детально разбирается в классе, а затем просматривается учащимися повторно во внеаудиторное время с выполнением
121
дополнительных заданий. Также с группами более низкого уровня можно активно использовать такой ресурс, как аутентичные песни на иностранном языке, для которых характерны более простые разговорные конструкции, а также частое повторение слов и выражений. Помимо этого возможно создание общего чата, где все студенты группы смогут общаться на иностранном языке, используя знакомые лексические и грамматические конструкции. Преподаватель может наравне со студентами участвовать в беседе, выступая в роли 'носителя языка', вводя новые конструкции и лексические единицы и регулируя уровень сложности этого нового языкового материала.
Погружение в языковую среду тесно связано с развитием таких аспектов иноязычной коммуникативной компетенции, как дискурсная компетенция и социокультурная компетенция. Как отмечает М.
B. Рыбакова, «Интернет-ресурсы в качестве привычного и удобного средства получения информации, общения, знакомства с культурой других стран и народов представляют собой неисчерпаемый источник образовательного процесса» [3, с. 24]. При этом полученные знания обучаемые могут применять в процессе общения с иноязычными собеседниками на форумах и в чатах, что в свою очередь ведет к развитию умений и навыков, необходимых для формирования коммуникативной компетенции.
Таким образом, использование ИКТ обогащает языковую среду и повышает коммуникативную направленность обучения, создавая условия, соответствующие или приближенные к реальной жизни.
Список литература
1. Дидык Н. В. Роль инновационной обучающей веб-квест технологии в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. // «Радиоинфоком-2019» сборник научных статей IV международной научно-практической конференции, Москва, 2019 - С. 492-495
2. Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, - С.47—57.
3. Рыбакова М. В. Компьютерные технологи как средство саморазвития иноязычной коммуникативной компетенции. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019, №2 (65) -
C. 22-26.
4. Смирнова Е. В. Аспекты социокультурной образовательной среды, детерминирующей развитие вторичной языковой личности, в условиях информатизации образования. // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т.5. №4(17) - С. 224-227
5. Mahmoud Ahmed Thabet Al-maqtri 'How Effective is E-learning in Teaching English?: A Case Study'// Journal of Education and Human Development, p. 647-669, July 2014