УДК 379.82
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Карамчаков Андрей Николаевич,
доцент кафедры педагогики и методики начального образования
Тахтаракова Анастасия Владимировна,
магистрант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье представлен подход к организации работы и созданию эффективной системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении дополнительного образования. Такому подходу соответствует разработанная, внедренная и апробированная в практику педагогического коллектива города Черногорска система воспитания и обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Ключевые слова: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, безопасность, система, системный подход, дорожная среда, безопасное поведение.
THE SYSTEM OF WORK ON THE PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION
Karamchakov Andrey Nikolaevich,
Associate Professor of the Pedagogy and Methods ofPrimary Education Department
Takhtarakova Anastasia Vladimirovna,
Graduate Student Katanov Khakass State University (Abakan)
The article presents an approach to the organization of work and the creation of an effective system for the prevention of children's road traffic injuries in an institution of additional education. This approach corresponds to the system of upbringing and teaching children the rules of safe behavior on the roads developed, implemented and tested in practice by the teaching staff of the city of Chernogorsk.
Key words: prevention of children's road traffic injuries, safety, system, system approach, road environment, safe behavior.
Одной из актуальных проблем современности является безопасное поведение школьника в дорожной среде.
Технический прогресс не стоит на месте, а вместе с ним появляется ряд опасностей, одной из которых является автомобиль. Автомобиль - это транспортное средство, которое относится к источнику повышенной опасности, поэтому возникает необходимость обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения.
Как показывает практика, человечество оказалось слабо подготовленным к безопасному поведению в дорожной среде.
Считаем, что решение данной проблемы должно быть связано с системным подходом к организации работы и созданием эффективной системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) в учреждении дополнительного образования.
Как показывает педагогическая практика, как в Российской Федерации, так и за рубежом образовательный успех зависит от того, насколько скоординированно построена и реализуется та или иная система воспитания и обучения.
Системный подход к решению проблем жизнедеятельности оперирует следующими
понятиями: координация, система, связь, элемент, структура, совокупность, компонент и т.д.
По мнению В. А. Сластенина, под системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе [4, с. 17].
Данное определение позволяет выделить основные дидактические принципы построения любой системы:
1) принцип взаимосвязи и взаимозависимости частей и целого;
2) принцип целостности.
Вопросы обучения детей безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, это мы находим в исследованиях Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гос-тюшина, Н. И. Клочанова, М. М. Котик, О. А Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и др.
А. Т. Смирнов [5] раскрывает общие вопросы, касающиеся основ безопасности жизнедеятельности.
Высоких результатов можно достичь при организации непрерывного воспитания и обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, культуре поведения на улицах, дорогах и в транспорте, строгой дисциплине.
Мы делаем вывод, что для обеспечения безопасности дорожного движения необходима система постоянной подготовки детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
В основе системы профилактики ДДТТ должно лежать обязательное формирование у детей специальных знаний, умений, навы-
ков, привычек безопасного поведения в дорожной среде, а также высокая транспортная культура и дисциплинированность.
В определенном смысле такому подходу соответствует разработанная, внедренная и апробированная педагогическим коллективом города Черногорска система воспитания и обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Основные цели и задачи системного подхода к профилактике ДДТТ возможно осуществить при реализации модели системы работы по профилактике ДДТТ (такая модель осуществляется в Черногорске на базе МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»).
Систематизация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма заключается, прежде всего, в эффективной координации работы отрядов юных инспекторов движения (далее -ЮИД) образовательных организаций города Черногорска.
Профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма Центр творчества и досуга занимается с 1999 года, организовывая деятельность единственного в республике детского объединения «Лига Юных Инспекторов Движения» (далее -Лига ЮИД). 29 октября Лиге исполнилось 22 года.
Известно, что если детей заинтересовать каким-либо видом деятельности так, что он станет не только делом, которое они должны выполнять, но и социально значимой, высоко оцененной взрослыми и сверстниками заслугой, то в этом направлении ребят ждут большие успехи, а приобретенные знания, умения и навыки, или, как сейчас принято говорить, компетенции, останутся на всю жизнь. Иными словами, эффективность воспитательного процесса напрямую
зависит от вовлечения детей в непосредственную деятельность.
Главным и определяющим моментом для создания «Лиги ЮИД» стала инициатива самих ребят и поддержка их идеи педагогами. Лига представляет собой содружество детей и взрослых, объединенных одной социально значимой идеей. В настоящее время Лига насчитывает 15 отрядов ЮИД (200 человек) всех образовательных организаций города.
В целях координации их деятельности на базе Центра творчества и досуга работает штаб городского ЮИДовского движения -Совет Лиги, в который входят президент Лиги ЮИД, вице- президенты, командиры отрядов, их заместители и активисты.
Объединение «Лига ЮИД» имеет свои атрибуты - эмблему, флаг, форму, отличительные знаки, гимн. Отряды ЮИД образовательных организаций города занимаются по программе «ПДДейки», которую разработали педагоги центра. Программа рассчитана на 3 года обучения. Отряды ЮИД первого года обучения носят галстуки зеленого цвета, второго года обучения - желтого, а учащиеся 3 года обучения - галстуки красного цвета и являются инструкторами ЮИД.
Традиционно Совет Лиги собирается на заседания один раза в месяц, обсуждается план работы отрядов ЮИД, ведется мониторинг активности отрядов, вносятся предложения и дополнения к традиционным мероприятиям, планируются предстоящие акции и декады. На Совете Лиги определяются приоритетные направления: работа с пешеходами, профилактика ДТП в дворовых территориях, использование све-товозвращающих элементов, профилактическая работа с велосипедистами, юными скутеристами и роллерами и так далее.
Каждый отряд ЮИД, исходя из выбранной темы на Совете Лиги, готовит наглядную агитацию и придумывает форму проведения мероприятия. В определенное время все отряды ЮИД города в сопровождении своих наставников, представителей родительских комитетов и сотрудников ГИБДД проводят профилактическую работу среди учащихся образовательных организаций и других участников дорожного движения в микрорайоне, в котором расположена их школа.
В начале каждого учебного года проводится «Стартовый слет», где проходит посвящение в Юные инспекторы движения, избирается президент. Вновь прибывшие произносят клятву ЮИДовца. К мероприятию привлекаются начальник ГИБДД г. Черногорска и инспектор по пропаганде ГИБДД. Они поздравляют ребят и дают напутствия в этом интересном и серьезном деле.
Ежемесячно проводятся информационно-методические планерки для руководителей отрядов ЮИД, на которых присутствуют сотрудники пропаганды, которые обращают внимание педагогов на важность проведения обучающих занятий с детьми, занятых в отрядах юных инспекторов движения, доводят до сведения руководителей отрядов сроки проведения социально значимых мероприятий, оказывают методическую поддержку.
Традиционными для Лиги ЮИД стали мероприятия: «Авторинг» (команды соревнуются в знаниях дорожной грамоты); «Ускоренная помощь» (на этом мероприятии закрепляются навыки оказания первой помощи пострадавшим); «Мама, папа, я -дорожная семья» (семьи города соревнуются в знании правил дорожного движения); «Театр безопасной моды» (главной целью
мероприятия ставится популяризация све-товозвращающих элементов для безопасности дорожного движения); «Мы помним...» (конкурс чтецов, посвященный Всемирному дню памяти жертв ДТП); «Лидер ЮИД» (учащиеся творчески подходят к представлению себя как ЮИДовца); «ЮИД в гостях у сказки» (отряды ЮИД показывают постановки на дорожную тематику); КВН «На зеленой волне» (позволяет в полной мере раскрыть себя с творческой стороны); интеллектуальная игра <^ТОР-ринг» (выявляет самых эрудированных детей в области безопасности дорожного движения).
В Черногорске работа по воспитанию законопослушных участников дорожного движения проводится в тесном сотрудничестве образовательных учреждений, ГИБДД, автошкол и родителей. Организуются социальные акции: «Ангел в дорогу», «Единый час безопасности», «Засветись!», «Пристегнись!», «Пешеход - на переход!», «Дед Мороз»; флешмобы. Три раза в год в городе для всех образовательных учреждений Центр творчества и досуга проводит «Декаду Светофор», главной целью которой является привлечение внимания общества к проблеме дорожного травматизма. В рамках декады организуются такие профилактические мероприятия, как Конкурс среди образовательных учреждений на лучший уголок; кабинет по Безопасности дорожного движения и правил дорожного движения; конкурс стенгазет «Дорога и мы», заочные викторины по ПДД в социальной сети, городской конкурс методических разработок по безопасности дорожного движения для педагогов, семейные конкурсы «Моя семья самая яркая» и «Сколько не было бы лет -твой друг - велосипед!», конкурсы презентаций «Кодекс велосипедиста» и «Помощник-светлячок». Все эти мероприятия пред-
лагают сами ребята на Совете Лиги, обсуждают, вносят коррективы.
Не остается в стороне и музейная работа. Каждый отряд собирает материал об ЮИ-Довцах своей школы, истории ЮИДовского движения города и республики.
Каждый год среди Юных Инспекторов Движения города проводится олимпиада «Знаток ПДД», где соревнуются интеллектуалы отрядов ЮИД.
В конце года проходит «Заключительный слет», на котором подводятся итоги, награждается самый активный отряд ЮИД переходящим кубком, вручаются удостоверения юного инспектора движения победителям городских и республиканских конкурсов по безопасности дорожного движения и активно участвующих в проведении акций в текущем учебном году. Лучшие ЮИДовцы награждаются путёвками на республиканскую профильную смену в летний период.
Для популяризации движения ЮИД ведется страничка в социальной сети «ВКон-такте» «Сообщество ЮИД», что позволяет более оперативно организовывать пропагандистскую работу, радикально расширяет возможности сотрудничества заинтересованных лиц, предоставляет «виртуальную близость» в сети и расширяет географию участников движения.
Более 10 лет на базе «Центра творчества и досуга» действовала профильная смена ЮИД «Академия дорожной грамоты», где работа планировалась с учетом возрастных особенностей и главной целью смены было формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на дорогах города. Сегодня Центр творчества и досуга» работает для лагерей, функционирующих на базах образовательных организаций, с дневным пребыванием детей. Традиционно
для ребят проводятся соревнования «Серебряная спица» и «Безопасное колесо».
Эти мероприятия проходят в Черногорском парке культуры и отдыха в автогородке, который был построен в ходе реализации Центром инновационного проекта «Автоград».
В целях формирования дорожной культуры у юных участников движения систематически осуществляется взаимодействие с Центром медицины катастроф Республики Хакасия, специалисты которого проводят консультативные занятия с ребятами из отрядов ЮИД, оказывают помощь в подготовке к республиканским и всероссийским конкурсам.
Анализ практической реализации системы профилактики ДДТТ в учреждении дополнительного образования свидетельствует, что:
1. Объектами деятельности системы являются:
- образовательные организации, в которых эффективно функционируют отряды ЮИД;
- участники дорожного движения, в том числе обучающиеся образовательных организаций.
2. Основными элементами системы профилактики ДДТТ являются:
- образовательные организации, в структуре которых работают педагоги, руководящие отрядами ЮИД и владеющие знаниями «Основ безопасности жизнедеятельности»;
- родители как непосредственные участники не только дорожного процесса, но и воспитания детей;
- организации, причастные к профилактике ДДТТ.
3. Системный подход можно рассматривать как одно из важнейших условий повышения эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма при организации постоянного процесса воспитания и обучения у детей безопасного поведения в дорожном движении.
Таким образом, под руководством городского управления образованием и при содействии ГИБДД в городе сложилась уникальная система профилактической работы, где Центр творчества и досуга является организатором всех городских массовых мероприятий по профилактике несчастных случаев на дороге.
Данная модель работы может с успехом использоваться в работе других муниципалитетов и районов как в Республике Хакасия, так и других областях страны.
Библиографический список
1. Асянова С. Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2012. 186 с.
2. Обучение детей основам безопасности дорожного движения и организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: методические рекомендации / сост. Т. А Коимчева. Краснодар, 2009. 89 с.
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие / под общ. ред. В. Н. Кирьянова. Москва: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 23 с.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС, 2013. 17 с.
5. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011. 23 с.
6. Усачев А. А., Березин А. И. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. Москва: АСТ, 2008. 97с.
© Карамчаков А. Н., Тахтаракова А. В., 2021