nQa
LEGAL SCIENCES
»Qa
УДК 34 ББК 67
Научная специальность 12.00.14 - Административное право; административный процесс
DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.010 © О.А. Коновалова, 2021
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА: СОСТОЯНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Оксана Александровна Коновалова,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России Контакты: ул. Корепина, д. 66, Екатеринбург, Россия, 650057
E-mail: [email protected] Тел. +7(922) 028-6773
Аннотация. В статье рассматривается деятельность Госавтоинспекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в период с 2004 года по настоящее время, анализируются ее результаты и направления, особенности развития и перспективы. Приводятся примеры конкретных мероприятий, способствующих предупреждению рисков дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Госавтоинспекция, профилактика, детский дорожно-транспортный травматизм
ABOUT THE ACTIVITIES OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD TRAFFIC INJURIES:
STATUS, RESULTS, PROSPECTS
Oksana A. Konovalova,
teacher of the Department of administrative law and administrative activity of the department of internal affairs Ural law institute of the Ministry of internal affairs of Russia Contacts: ul. Korepina, d. 66, Yekaterinburg, Russia, 650057
Abstract. The article examines the activities of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the prevention of children's road traffic injuries from 2004 to the present, analyzes its results and directions, features of development and prospects. Examples of specific measures that contribute to the prevention of risks of road accidents involving children are given.
Keywords: road safety, State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia, prevention, children's road traffic injuries
Для цитирования: Коновалова О.А. О деятельности Госавтоинспекции МВД России по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, результаты, перспективы. // Современная наука. 2021;(3): 60-64.
В апреле 2021 года Президент Российской Фе- тате дорожно-транспортных происшествий (далее
дерации В.В. Путин, обращаясь с посланием к -ДТП) [2].
Федеральному Собранию, подчеркнул, что сбере- В России пик автомобилизации приходится на
жение народа России есть высший национальный начало 2000 годов, когда наблюдается стремитель-
приоритет. ный рост личного автопарка зарубежного произ-
Положения о демографическом развитии, за- водства, практически каждая семья получает воз-
щите семьи и детства, обозначенные в обновленной можность приобрести автомобиль, и рост числа по-
Конституции Российской Федерации, должны полу- гибших и раненых на дорогах страны. Переломный
чить свое практическое воплощение в работе всех момент зафиксирован в 2004 году, когда на дорогах
уровней власти [1]. страны в результате ДТП погибло 34,5 тыс. человек
Сохранение жизни и здоровья детей, обеспе- трудоспособного возраста (26-40 лет).
чение их безопасности в дорожно-транспортной С 2005 года Правительством Российской Феде-
инфраструктуре является важным элементом сбе- рации принимаются всевозможные меры для стаби-
режения народа России и демографического раз- лизации ситуации с гибелью людей в ДТП. Резуль-
вития страны. По данным Федеральной службы татом этой работы явилось принятие федеральной
государственной статистики, на первом месте по целевой программы «Повышение безопасности
количеству умерших детей в возрасте от 0 до 17 лет дорожного движения в 2006-2012 годах» (далее
от внешних причин находится смертность в резуль- - Программа), где заинтересованным органам ис-
»9*
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
полнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано принять участие в софинансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников [3].
Особое внимание в Программе было уделено вопросам детского дорожно-транспортного травматизма, который является составной частью общей проблемы дорожно-транспортного травматизма и дорожной безопасности, в частности, его профилактике.
Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки [4].
По данным Госавтоинспекции Российской Федерации, в 2004 году, не достигнув возраста 16 лет, в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 1 405 детей и 24 693 ребенка получили травмы различной степени тяжести. Следует отметить, что 57% от общего количества пострадавших детей, травмированных в качестве пассажиров транспортных средств, находились в сопровождении родителей или иных взрослых родственников. Данная тенденция сохраняется и до настоящего времени, но благодаря введению в 2007 году обязательного использования детских удерживающих устройств при перевозках детей до 12 лет общее количество детей-пассажиров, пострадавших в результате ДТП, по итогам 2020 года снизилось. Этому способствовали и меры по ужесточению штрафных санкций в отношении водителей, перевозящих детей без применения пассивных средств безопасности.
На Госавтоинспекцию в этот период были возложены сложные задачи по организации и контролю за реализацией мероприятий, предусмотренных Программой, необходимо было активизировать деятельность органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этом направлении, применяя как методы убеждения, так и принуждения. Камнем преткновения явились стереотипы, сложившиеся в обществе за долгие годы существования Госавтоинспекции,
по отношению к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Добиться понимания того, что безопасность на дороге - общая забота, а не только представителей Госавтоинспекции, требовало особых усилий и значительных временных затрат.
По данным официальной статистики, ежегодно до 2012 года уровень детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) планомерно снижался на 7%, но по итогам 2012 года, в сравнении с 2011 годом, был зафиксирован рост основных показателей аварийности, в том числе детской, на 2%. Необходимо было констатировать тот факт, что основная цель Программы - снижение травматизма на дорогах страны в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом - не была достигнута. Соответственно, Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах" [5] утверждена новая Программа, а в январе 2018 года, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года, разработана и утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы (далее - Стратегия), которая в настоящее время является основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.
Основными задачами по реализации мероприятий Стратегии являются разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на дорогах, осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движении. К числу угроз в области безопасности дорожного движения отнесено недостаточное внимание к причинам ДДТТ [6].
Деятельность Госавтоинспекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в этот период строится на основании приказа МВД России от 2 декабря 2003 года № 930 [7] и ориентируется в основном на разъяснительную работу с несовершеннолетними в образовательных организациях: проведение бесед, лекций, соревнований, викторин на знание правил дорожного движения.
open, access
Сохраняется практика советского периода в истории нашей страны по организации данной работы, в том числе и строевых подразделений дорож-но-патрульной службы Госавтоинспекции, сотрудники которых, пресекая правонарушения в области дорожного движения, допускаемые несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к административной ответственности, составляли карточки учета нарушения ПДД и передавали их в подразделение пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции для проведения индивидуальной профилактической работы с правонарушителями. В зависимости от сложившейся практики в регионах, данная деятельность варьировалась от сообщения персональных данных правонарушителей в школу с рекомендациями о проведении там разъяснительной работы до создания на базе учреждений дополнительного образования детей образовательных курсов для несовершеннолетних правонарушителей по Правилам дорожного движения. Группы детей, сдавших зачет по результатам обучения, выходили с инспектором по пропаганде Госавтоинспекции в рейды к школам и проводили со своими сверстниками-правонарушителями разъяснительную работу по недопустимости нарушений правил дорожного движения (Свердловская область).
Продолжая данную деятельность, сотрудники Госавтоинспекции искали и меры административного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, не достигших возраста 16 лет, и с 2008 года постепенно стали вводить в практику привлечение родителей тех несовершеннолетних, которые допустили неоднократное нарушение правил дорожного движения, в том числе управляя мото- или автотранспортом, по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная деятельность проводилась одновременно с преодолением сопротивления, оказываемого представителями Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в сознании которых безопасность дорожного движения находилась в компетенции исключительно Госавтоинспекции.
Осуществляя аналитическую деятельность и ежегодно проводя дифференцированный анализ состояния детского дорожно-транспортного трав-
open£ access
матизма на территории Российской Федерации, сотрудники Госавтоинспекции наблюдали тенденцию к снижению виновности в совершении дорожно-транспортных происшествий со стороны самих детей и увеличение количества пострадавших детей, которые в момент ДТП находились в сопровождении родителей или иных взрослых родственников. С 2015 года Госавтоинспекция начинает привлекать родителей к деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, инициируя создание таких объединений, как родительский патруль, функцией которого стало осуществление общественного контроля за правилами перевозки детей к детским садам и школам, использование световозвращающих элементов в верхней одежде детей, профилактика нарушений правил дорожного движения взрослыми, сопровождающими детей в школу или детский сад. Это стало возможным благодаря основанию в сентябре 2013 года общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (далее - НРА).
Повсеместно во взаимодействии с родительской общественностью начинают развиваться проекты просветительской направленности по безопасности дорожного движения. Например, в Свердловской области региональное отделение НРА совместно с Госавтоинспекцией региона в рамках областного проекта «Школа неравнодушных родителей» с 2017 года реализует социальный проект «Муль-тиформатный просветительский форум», в ходе которого Госавтоинспекцией ежеквартально разрабатывается график выездных мероприятий в аварийные территории региона, проведение которых согласуется с органами местного самоуправления. Мероприятия проводятся по субботам, когда в школу приглашаются родители с детьми. Перед тем, как участники мероприятия, разбившись на группы, разойдутся по секциям, в актовом зале проводится интерактивная лекция сотрудника Госавтоинспекции с элементами психологического тренинга по основам безопасного поведения на дорогах, затем взрослые слушатели расходятся по секциям, где специалисты: педагоги, психологи, сотрудники ГИБДД - проводят с ними просветительские беседы. Одновременно дети, разбившись на возрастные группы, участвуют
LEGAL SCIENCES
»3
open access
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
»3
open access
в мероприятиях по безопасности дорожного движения, разработанных в соответствии с психофизиологическими характеристиками их возраста.
Участие в секциях организовано в формате «вертушки», для того чтобы родители смогли посетить все секции и поработать с приглашенными специалистами. Многообразие мероприятий позволяет достичь включенности в профилактическую работу по безопасности дорожного движения наибольшего количества целевых аудиторий (родителей, педагогов, специалистов, работающих с семьей и детьми и др.).
В 2020 году с введением ограничений на проведение массовых мероприятий Госавтоинспекция Свердловской области совместно с НРА ввела практику проведения на базе Министерства образования и молодежной политики региона общеобластных родительских собраний в режиме видеоконферен-цсвязи.
С развитием Интернет-технологий происходит и пересмотр форм, методов и даже содержания деятельности Госавтоинспекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с закреплением в новом приказе МВД России от 29 декабря 2018 года № 903, регламентирующем деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Пришло понимание того, что прежние формы работы по профилактике ДТП с современными детьми уже не приносят видимого результата и не воздействуют должным образом на их сознание и что для разработки мероприятий необходимо привлекать самих детей. Данная задача в разных регионах страны решалась по-своему. В Свердловской области, например, в целях вовлечения активных школьников, неравнодушных к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к разработке мероприятий, с ноября 2018 года Госавтоинспекцией региона была организована работа в рамках наставничества с молодежным объединением «Активный школьник» г. Камен-ска-Уральского по реализации в 2019 году проекта «Лето дорожной безопасности» (далее - Проект). Целью Проекта является формирование привычки безопасного мышления и необходимых навыков у детей в возрасте 7-10 лет на базе 21-дневной смены в детском оздоровительном лагере. Продуктом Проекта стала инновационная программа летней
смены, которая включает комплекс мероприятий, игр, тренингов, интерактивные тренажеры и VR-технологии по отработке правильных и безопасных действий в типичных дорожных ситуациях.
В плане-сетке смены обозначены ключевые события, которые удерживают тематику смены. Для того чтобы формирование личности безопасного типа стало коллективным делом, для детей разной возрастной категории были предложены разные формы работы. Для младшего школьного возраста - игры и тренажеры, для среднего и старшего - проектирование событий, организация и проведение игр и конкурсов, сбор материалов, программирование цифровых тренажеров, создание анимационных тренажеров. Это и первые профессиональные пробы, и применение на практике своих навыков. Все указанные мероприятия тоже формируют личность безопасного типа, только через такие формы, которые и понятны, и полезны детям более старшего возраста.
Реализация профильной смены по безопасности дорожного движения в период летней оздоровительной кампании в 2019 году позволила создать условия для осуществления продуктивной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях детского оздоровительного лагеря, формирования у детей навыков безопасного образа жизни и негативного отношения к правонарушениям в области дорожного движения [8].
С развитием волонтерского движения на территории Российской Федерации появилась возможность привлечения активных представителей данного движения к деятельности по профилактике ДДТТ на дорогах страны. Так, например, в Уральском регионе социальный проект «Дорожная безопасность глазами детей» позволяет создать условия для организации досуга активных пенсионеров и ветеранов полиции. Свердловская область характеризуется деятельностью ветеранских организаций по просвещению молодежи и содействию органам государственной власти в становлении гражданского общества. Основные усилия в рамках данного проекта направлены на работу с самыми незащищенными гражданами страны - воспитанниками детских домов и социальных приютов. Ветераны Госавтоинспекции и полиции имеют огромный опыт пресечения правонарушений и преступлений,
nQa
LEGAL SCIENCES
»Qa
владеют специальными знаниями и навыками, охотно передают свой опыт молодому поколению.
При проведении мероприятий ветераны ставили перед детьми проблемные задачи, связанные с правилами дорожного движения и опасными ситуациями на дороге, и определяли время для их решения. Так, в целях формирования самосохранительного поведения на дорогах ребята самостоятельно разрабатывали новые современные формы активности и продукты для занятий по безопасности дорожного движения.
С февраля по ноябрь 2019 года в реализации проекта приняли участие около 100 сотрудников территориальных подразделений МВД России на районном уровне Свердловской области и около 50 пенсионеров МВД. Проведено 25 различных мероприятий, в которых приняли участие более 600 школьников. Социальный эффект реализации проекта состоял в изменении сознания участников в сторону законопослушного поведения на дорогах и улицах, вовлечении в деятельность по пропаганде безопасного поведение среди детей, людей пожилого возраста, которые наряду с детьми являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения, повышении доверия к правоохранительным органам среди воспитанников детских домов и социальных приютов, сохранении востребованности знаний и опыта пенсионеров и ветеранов Госавтоинспекции и полиции Свердловской области.
Анализируя деятельность Госавтоинспекции МВД России по профилактике ДДТТ с 2004 года, необходимо отметить, что ее результатом стало сокращение на дорогах страны числа погибших детей с 1 405 до 759 в 2020 году, то есть практически в два раза, однако силами только Госавтоинспекции данных результатов невозможно было бы достичь. Вовлекая в данную деятельность представителей гражданского сообщества, общественных объединений, волонтеров, активных школьников и другие заинтересованные организации, Госавтоинспекция выполняет организационную функцию, объединяя и направляя совместные усилия на обеспечение детской безопасности. Особо стоит отметить важность финансирования в рамках двух Программ не только приведение инфраструктуры улично-дорожной сети к стандартам безопасности, но и организации
и проведения информационно-пропагандистских мероприятий на территории страны. Создание и развитие в 2007 году Экспертного центра «Движение без опасности», которым по состоянию на 2020 год в тесном взаимодействии с Госавтоинспекцией реализовано более 20 федеральных проектов в области дорожной безопасности, организованы многочисленные консультативные проекты, проведение тренингов и специальных занятий по вопросам дорожной безопасности для различных аудиторий.
В перспективе развития деятельности Госавтоинспекции по профилактике ДДТТ можно выделить задачи по содействию в развитии детского и юношеского автомотоспорта, молодежного движения ЮИД, студенческих сообществ по безопасности дорожного движения, создание системы привилегий для активных участников данных объединений возможно при поступлении в высшие учебные заведения страны.
Литература:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 13.05.2021).
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: https://rosstat. gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 13.05.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N° 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: URL: https://base.garant. ru/189189/#friends (дата обращения: 13.05.2021).
4. Коновалова О.А. Тьюторское сопровождение подготовки педагогов к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Магистерская ^диссертация. - Екатеринбург, УрГПУ - 2019.
5. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: URL: https://base.garant. ru/70467076/ (дата обращения: 13.05.2021).
6. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Фе-
Жции на 2018-2024 годы» // Режим доступа: : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 288413/ (дата обращения: 13.05.2021). " "
77 Приказ МВД РФ от 03.12.2003 № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения // Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12133623/ (дата обращения: 13.05.2021).
8. Коновалова О.А. «Профилактика правонарушений в области дорожного движения в условиях детского оздоровительного лагеря (на примере Свердловской области)» // Вестник МВД России. -Москва, 2020. № 5 (167). С. 24-30.