Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСНОВАМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСНОВАМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / ОПАСНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / СТАТИСТИКА / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедов Адиль Шихамирович

В статье представлены анализ статистики детского дорожного травматизма и исследование пути повышения эффективности образовательной системы по непрерывному обучению несовершеннолетних основам правил дорожного движения. Поставленные цели и задачи имеют прямое отношение к решению проблемы организации непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности в образовательных организациях разных типов. Принцип непрерывности рассматривается в Концепции как интеграция и преемственность вертикальных ступеней образования несовершеннолетних: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшеклассники, учащиеся организаций среднего профессионального образования до их совершеннолетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL SYSTEM FOR CONTINUOUS LEARNING OF BASIC TRAFFIC RULES BY MINORS

The article presents an analysis of the statistics of road traffic injuries and a study of the ways to improve the effectiveness of the educational system for continuous education of minors in the field of the basic traffic rules. The goals and objectives are directly related to solving the problem of organizing continuous education of minors in the field of basic road safety in educational institutions of different types. The principle of continuity is considered in the Concept as the integration and continuity of the vertical levels of education of minors: preschoolers, younger students, adolescents, high school students, students of secondary vocational education organizations until they reach the full age.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСНОВАМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 37.013

А. Ш. Мамедов

Пути повышения эффективности образовательной системы по непрерывному обучению несовершеннолетних основам правил дорожного движения

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия

Аннотация. В статье представлены анализ статистики детского дорожного травматизма и исследование пути повышения эффективности образовательной системы по непрерывному обучению несовершеннолетних основам правил дорожного движения. Поставленные цели и задачи имеют прямое отношение к решению проблемы организации непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности в образовательных организациях разных типов. Принцип непрерывности рассматривается в Концепции как интеграция и преемственность вертикальных ступеней образования несовершеннолетних: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшеклассники, учащиеся организаций среднего профессионального образования до их совершеннолетия.

Ключевые слова: несовершеннолетний, дорожное движение, транспорт, опасность, обучение, концепция, профилактика, окружающий мир, статистика, культура поведения.

A. Sh. Mamedov

The ways of increasing the efficiency of the educational system for continuous learning of basic traffic rules by minors

V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract. The article presents an analysis of the statistics of road traffic injuries and a study of the ways to improve the effectiveness of the educational system for continuous education of minors in the field of the basic traffic rules. The goals and objectives are directly related to solving the problem of organizing continuous education of minors in the field of basic road safety in educational institutions of different types. The principle of continuity is considered in the Concept as the integration and continuity of the vertical levels of education of minors: preschoolers, younger students, adolescents, high school students, students of secondary vocational education organizations until they reach the full age.

Keywords:minors, road traffic, transport, danger, education, concept, prevention, environment, statistics, behavior cultures.

Введение

Одна из основных задач современной системы непрерывного образования несовершеннолетних - обучение и развитие педагогических кадров; вовлечение в образовательный процесс по улучшению основ дорожной безопасности всех образовательных организаций разных типов; организация комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение ДТП с участием детей и подростков.

Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности представляет собой основополагающий документ стратегического планирования, определяет

МАМЕДОВ Адиль Шихамирович - кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры Организации деятельности подразделения по обеспечении безопасности дорожного движения, Московский областной филиал, Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя.

E-mail: bulvar1969@mail.ru

MAMEDOVAdil Shikhamirovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professo r, Senior Lecturer of the Department of Organizing the Activities of the Road Safety Unit, Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot.

государственную политику в системе образования [1]. Современные направления образовательной деятельности по обеспечению непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности являются основой для конструктивного взаимодействия образовательных организаций разных типов с подразделениями Госавтоинспекции.

В настоящее время большинство учебно-методических разработок по основам безопасности дорожного движения, применяемых для подготовки несовершеннолетних, не в полном объёме соответствует требованиям Правил дорожного движения.

Согласно статистическим данным научного центра безопасности дорожного движения МВД России, дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года [2] с участием детей увеличилась, начиная с начала учебного года. Чаще всего детей сбивают на пешеходных переходах, в случае если те переходят дорогу неправильно. Всего зафиксировано 15 860 ДТП, в которых участвовали несовершеннолетние. Плохая дорога стала причиной наезда на ребенка в 7 000 случаев. Количество детей, погибших в ДТП, составляет 164 человека. На протяжении последних трех лет наблюдается рост количества ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (далее - дети). В 2019 году при снижении числа погибших детей (-10,5%) зафиксирован рост двух основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) - количества ДТП (+0,32%) и числа раненых (+0,8%). Удельный вес таких происшествий составил 12,2% от общего количества ДТП. Тяжесть последствий в этих происшествиях выросла на 2,5, что в 3 раза ниже, чем тяжесть последствий всех ДТП. В 47 субъектах отмечался рост количества ДТП и числа раненых, в 30 - рост числа погибших детей. Увеличение трёх основных показателей аварийности зафиксировано в 15 субъектах страны. Большая часть (48,7%) ДТП с участием детей и подростков традиционно произошла в период с мая по сентябрь. При этом пик ДДТТ пришелся на август. Половина всех происшествий (50,6%) с участием детей зарегистрирована в период времени с 13 до 19 часов, наибольшая тяжесть последствий - с 3 до 6 утра (7 погибших на 100 пострадавших). Увеличились показатели аварийности с участием детей-пассажиров. Всего произошло 9361 (+1,0%) таких ДТП, в которых погибло 359 (-5,5%) и получили ранения 11007 (+1,4%) детей. Доля таких ДТП от общего количества ДТП с участием детей составила 46,8%, а число погибших - 63,9%. Практически в половине ДТП с несовершеннолетними (42,9%) пострадали дети, \участвовавшие в дорожном движении в качестве пешеходов. В 3563 (+3,0%) таких происшествиях погибло 46 (-6,1%) и ранено 3673 (+2,8%) ребенка. Увеличились показатели аварийности с участием детей-водителей механических транспортных средств. В 646 (+3,4%) указанных ДТП погибло 25 (+19,0%) и получили ранения 624 (+2,3%) ребенка. В минувшем году при снижении числа погибших детей-велосипедистов зафиксирован рост двух основных показателей аварийности ДДТТ - количества ДТП и числа раненых. В 1735 (+6,0%) таких ДТП погибло 26 (-21,2%) и получили ранения 1716 (+6,8%) детей.

За первое полугодие 2020 г. произошло 19 930 (+1,8%) аварий с участием детей до 16 лет. Погибло 628 (-11,9%), пострадало 21 718 (+2,8%) несовершеннолетних. Самым аварийным регионом за 6 месяцев в 2020 году стала Москва с показателем 9157 (+2,8%) ДТП, в них погибло 465 (-5,9%) человек и пострадало 10 469 (+3,0%). Несмотря на отрицательную динамику суммарное количество происшествий достаточно велико. В целом Россия по количеству аварий среди других стран занимает одно из первых мест.

Сегодня дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые. Особенно в период, когда имеет место обучение в школах.

Важно знать: чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения - предвидеть опасность.

Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становится практически невидимым.

Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.

Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, - безопасно.

Проблемы непрерывного обучения детей правилам дорожного движения

Важно отметить, что решение поставленной проблемы в настоящее время невозможно без определения в Федеральном государственном образовательном стандарте общего среднего образование значимости преподавания «Основ дорожной безопасности» для всех видов образовательных программ и разработки соответствующих рабочих программ и дидактических систем по воспитанию и современному обучению несовершеннолетних разного возраста законопослушному поведению в дорожной среде.

В течение последних 10 лет неоднократно делались попытки решить вопрос о выделении из существующего курса предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) новой образовательной области - «Основы дорожной безопасности» как отдельного учебного курса (или группы элективных курсов), из которых один или два должны быть обязательными.

Однако образовательная область по изучению основ дорожной безопасности как самостоятельный курс в стандарте никогда не рассматривалась. Во многом это объяснялось тем, что данная проблема считалась значимой только на региональном и муниципальном уровнях.

Государственная политика на федеральном уровне в отношении включения в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образование учебного предмета «Основы дорожной безопасности» как самостоятельной дисциплины до настоящего времени отсутствует. Вместе с тем, отдельные вопросы по основам дорожной безопасности рассматриваются в качестве обязательных для обучения, но в рамках предметов «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированы в другие дисциплины.

Важно активизировать использование инновационных образовательных и информационных технологий в освоении основ дорожной безопасности, направленных на совершенствование тематических планов, образовательных программ и методик обучения и воспитания несовершеннолетних. Без понимания необходимости решения этих задач невозможно определить роль и место образовательной области «Основы дорожной безопасности».

Цель статьи - изложение позиции (отношения, системы взглядов) к построению государственной политики в области образования по созданию условий для обеспечения непрерывности обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности на территории всей страны и во всех образовательных организациях разных типов [3]. Задачи:

- разработка предложений по решению проблем и использованию всех имеющихся возможностей системы образования для создания эффективного механизма обеспечения непрерывности обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности;

- вовлечение в образовательный процесс по основам дорожной безопасности всех образовательных организаций разных типов повсеместно по всей стране;

- организация комплекса профилактических мероприятий, приоритетно направленных на снижение ДТП с участием детей и подростков;

- интеграция положительного опыта, координация образовательной политики, обмен опытом по организации обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности;

- внедрение методов диагностирования эффективности обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности в образовательных организациях разных типов и показателей (критериев) экспертной оценки организационных форм и методов профилактики детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ);

- организация сетевого взаимодействия всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Основными направлениями образовательной деятельности по обеспечению непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности являются:

- практическая реализация образовательными организациями педагогических принципов непрерывности, преемственности всеобщности и др. в обучении несовершеннолетних основам дорожной безопасности, начиная с дошкольного возраста и до их совершеннолетия (18 лет);

- внедрение новых педагогических технологий и инновационных методов обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности;

- организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на основе современных форм и методов данной деятельности.

В плане перспектив активного внедрения положений данной Концепции в образовательный процесс существенное значение имеет изучение исторически сложившегося концептуального подхода к разработке государственных образовательных стандартов применительно к обучению детей и подростков основам дорожной безопасности в образовательных организациях разных типов.

С этой целью в соответствии с данной Концепцией в образовательном процессе с несовершеннолетними по основам дорожной безопасности должны быть реализованы следующие дидактические принципы:

- непрерывность обучения, начиная с дошкольного возраста и до 18 лет (совершеннолетия);

- всеобщность обучения во всех образовательных организациях разных типов в Российской Федерации, независимо от территории их нахождения;

- обязательность обучения в каждой образовательной организации перечисленных выше типов, определяемых Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

последовательность и постепенность передачи знаний, умений и навыков должна даваться последовательно [4];

- доступность, обучающий материал должен быть изложен доступным языком с учетом возрастных и психофизиологических особенностей восприятия информации несовершеннолетними;

- единство воспитания и обучения, в процессе образовательной деятельности необходимо одновременно воспитывать у несовершеннолетних культуру поведения на дорогах, в общественных местах и на транспорте.

Рассмотрим, как реализуются эти принципы в обучении несовершеннолетних основам дорожной безопасности в образовательных организациях разных типов.

Дошкольников с 3-летнего возраста воспитатели заставляют механически заучивать непонятные им дорожные знаки и жесты регулировщика, знание которых им совершенно не нужно. Обучение сводится в основном к рисованию, лепке, изготовлению игрушечных светофоров, дорожных знаков и регулировщиков. Однако умение рисовать, лепить пластилиновых регулировщиков и т. д. не спасает дошкольников от попадания в ДТП. Основными формами ознакомления детей с дорожной средой являются: организация целевых пешеходных прогулок, изучение правил дорожной безопасности дошкольниками вместе с родителями по дороге в детский сад и домой и др. На дидактических занятиях игра используется как форма и метод воспитания и обучения. Виды игр: ролевые, сюжетные, ситуационные, настольные, компьютерные и др.

К основным методам и приемам воспитания у дошкольников безопасного поведения на дорогах относятся: убеждение, внушение, пример, упражнение, поощрение.

Однако в большинстве, где с дошкольниками изучаются правила безопасного поведения на дороге, выявлен ряд недостатков и нерешенных вопросов.

Вся имеющаяся литература (сценарии игр, театрализованные представления, стихи, загадки, рассказы, раскраски и т. д.) в значительной степени устарела.

Из-за отсутствия учебно-методических разработок воспитатели вместо целенаправленного обучения и воспитания читают дошкольникам стихи и сказки, в которых используются устаревшие термины: «шофер», «постовой», «мостовая» и др.

Проблема состоит в том, что некоторые воспитатели не видят ошибок детей в их творческих работах, поскольку не имеют специальной подготовки по основам дорожной безопасности и не знают, чему следует обучать детей. Поэтому, отбирая на конкурсы детские творческие работы для издания, например, рисунки в календарях, памятках не замечают в них ошибок. Поэтому в определенной степени могут провоцировать детей на совершение изображенных на картинках действий, опасных для их здоровья и жизни.

Анализ общих программ организации жизни и воспитания дошкольников показывает, что основной акцент делается на изучение информативного материала (например, светофора, причем, как правило, трехсекционного; дорожных знаков, видов транспортных средств).

Не уделяется должное внимание развитию у дошкольников индивидуальных процессов: мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти, речи, которые необходимы им для правильной ориентации в дорожной среде.

При проведении дидактических занятий воспитатели допускают ошибки при объяснении, например, изображений на наглядных средствах обучения (плакатах, видеороликах и др.), поведения детей-пассажиров в салоне транспорта, при посадке и высадке из транспортного средства, при перевозке дошкольников в автомобиле, маршрутном автотранспорте.

Концептуально новый подход к организации воспитания и обучения дошкольников безопасному поведению на дороге предполагает система всеобщего обязательного непрерывного воспитания и обучения дошкольников с использованием новейших педагогических технологий.

Рекомендуется использовать некоторые авторские научно обоснованные, апробированные в педагогической практике разработки для самостоятельной работы дошкольников, включающие креативные задания, которые они могут выполнять в процессе интерактивного общения с воспитателем или в семье со взрослым.

Например, в иллюстрированном (раздаточном) альбоме по дорожной тематике представлены различные задания для творческой работы ребенка, развивающие умения: рисовать, обводить, дорисовывать, раскрашивать, вырезать, клеить, делать аппликации, сравнивать, искать общие признаки и отличия, думать, рассуждать, творчески мыслить, воображать (фантазировать), вспоминать и запоминать, проговаривать вслух свои действия, выполнять упражнения, что в конечном итоге направлено на формирование и развитие у него познавательных процессов, двигательных навыков и устойчивых, положительных привычек правильного и безопасного поведения на улице.

Применяемые в дошкольных организациях методические разработки должны соответствовать новым правилам дорожной безопасности и содержать понятные дошкольникам комментарии.

Необходимо формировать у детей умение ориентироваться в ближайшем окружении, на участке детского сада, обогащать их опыт разнообразными сенсорными впечатлениями (движение транспорта, пешеходов, реакция на цветовые различия: красный, желтый, зеленый сигналы светофора и т. д.).

Важно внедрять в дошкольные организации современные, апробированные тематические планы, программы, учебно-методические пособия для воспитателей, включающих: обучающий материал для дошкольников по основам дорожной безопасности в виде теста с ответами на все поставленные вопросы и загадки; моделируемые опасные ситуации, направленные на развитие у детей предвидения опасности; методики, развивающие мелкую моторику рук, глазомер и т. д.; плакаты, памятки, рекомендации для родителей и другие игры профилактического характера по переходу пешеходной дороги, изучения светофоров [5].

В процессе обучения дошкольники должны овладеть знаниями правил безопасности на проезжей части, на дороге и правила перехода по пешеходной дорожке, но при этом им необходимо неоднократно внушать, что на улице они могут находиться только с взрослым, крепко держа его за руку. Для этого требуется организация постоянной профилактической работы с родителями детей с использованием инновационных форм и методов данной деятельности.

По мнению автора, ответы на эти вопросы соблюдение правил дорожной безопасности дети обязаны знать, даже если они не посещали дошкольные организации и родители им ничего не объясняли. В начальной школе обучение, как правило, сведено к выполнению младшими школьникам различных рисунков, иногда неверных представлений о дорожных знаках, заучиванию жестов регулировщика и т. д. В учебниках не учитываются новые изменения, внесенные в Правила дорожного движения, часто даются категоричные, неправильные, опасные для жизни и здоровья детей установки по их поведению в дорожной среде. В субъектах Российской Федерации основы дорожной безопасности изучаются по авторским учебным и методическим пособиям, которые используют педагоги общеобразовательных организаций. Однако в большинстве из них имеются грубые ошибки: несоответствие Правилам дорожного движения и опасные установки авторов, объясняющих обучающий материал. С младшими школьниками изучаются сложные и ненужные им темы, например, по применению жестов регулировщика с практической отработкой их детьми.

Как правило, авторы, не являющиеся специалистами в области педагогики, не знают педагогических закономерностей, принципов, форм, методов и приемов проведения дидактических занятий. Не зная психофизиологических особенностей восприятия информации младшими школьниками, они дают им трудные для них понятия, дословно переписанные из Правил дорожного движения, комментарии, значимые только для водителей.

В целом содержание материала, изложенного в современных учебниках «Окружающий мир» (2016-2019 гг.) и некоторых авторских учебных пособиях, не решает задач целенаправленного обучения младших школьников основам дорожной безопасности, а также привития им дисциплины и правильной безопасной ориентации в дорожной среде.

Для учащихся начальной школы (1 классы) рекомендуется, кроме занятий в рамках предмета «Окружающий мир», проведение дополнительных занятий во внеурочное время с использованием педагогических инноваций в теоретическом и практическом обучении [5].

Обучающий материал для педагога и соответствующие задания по всем «сквозным» темам для детей даются дозированно и постепенно, с учетом психофизиологических особенностей восприятия ими информации. Рекомендуется проведение занятий в разных формах, например, проведение автобусной экскурсии по городу для ознакомления младших школьников с реальными дорожными условиями, правилами дорожного движения, опасными и безопасными действиями в дорожной среде.

Требуется активное внедрение инновационных методик обучения, направленных на развитие, обучение и восприятие необходимой информации, которая будет представлена в области безопасности по пешеходному переходу.

В образовательном процессе по основам дорожной безопасности необходимы не только обучение, но и воспитание младших школьников, формирование и развитие у них внимания, памяти, творческого мышления.

В учебниках ОБЖ (5-9 классы) рассматриваются в основном вопросы, имеющие отношение к транспортным средствам и поведению подростков в маршрутном транспорте.

В образовательных программах по курсу ОБЖ для учащихся 5 класса выделены два раздела:

1. Правила соблюдения безопасности дорожного движения (3 часа).

2. Правила безопасного поведения на транспорте (3 часа).

Рекомендуемые материалы по данному направлению ОБЖ являются ориентиром для тематического планирования курса, составления авторских учебных программ и учебников.

К сожалению, отсутствует системный подход в изложении материала. Изучаются только выборочные темы, например, правила езды на велосипеде, но при этом не уделяется должного внимания правилам езды на скутере, мотоцикле и т. д.

Следует отметить, что скутер как транспортное средство привлекает внимание старшеклассников обтекаемыми формами, подкупает легкостью и доступностью в управлении, универсальностью и экономичностью в эксплуатации. Благодаря этим характеристикам скутер с каждым годом приобретает все большую популярность среди молодежи. Однако все его преимущества перед другими транспортными средствами одновременно требуют повышенного внимания водителя скутера к Правилам дорожного движения. Ведь движение на скутере при их незнании и отсутствии соответствующих навыков безопасного управления часто приводит к непоправимым последствиям.

Не случайно для решения этой проблемы приняты соответствующие меры. С 2014 г. управлять скутером (мопедом) согласно правилам дорожного движения имеет право школьник только с 16 лет. Для получения права управлением скутером (мопедом) необходимо предъявлять справку по состоянию здоровья об отсутствии противопоказаний к его управлению, пройти соответствующую подготовку и сдать экзамены — значит, перед тем, как приобрести это высокоскоростное средство передвижения, старшеклассникам необходимо потратить немало времени на изучение Правил дорожного движения и обучение навыкам безопасного управления скутером. Однако данной проблемой образовательные организации в должном масштабе не занимаются. С этой целью необходимо для старшеклассников, достигших 16-летнего возраста, разработать образовательную программу и обучающий курс по проблеме вождения транспортных средств (скутера, мотороллера, мотоцикла) с комментариями законодательных, нормативных правовых актов.

Следует приводить учащимся конкретные наглядные примеры аварий на скутере, мопеде и т. д., акцентировать внимание на типичных ошибках начинающих водителей этих транспортных средств, указать прежде всего недостаточный опыт управления ими, незнание Правил дорожного движения, нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции и управление мопедом без головных шлемов, что часто приводит к травмам головы. Рекомендуется, уделяя внимание, конкретизировать содержание тематики по основам дорожной безопасности, не столько информативной основе подачи материала, сколько развитию способности учащихся к восприятию дорожной среды, осознанию опасных и безопасных действий, требований соблюдения Правил дорожного движения [6]. Такой подход обеспечивает логическую последовательность, всеобщность и непрерывность обучения основам дорожной безопасности учащихся образовательных организаций разных типов

При проведении занятий в образовательной организации любого типа с несовершеннолетними разных возрастов необходимо создать оптимальные условия для формирования у них мотивированной самостоятельной деятельности при обучении в классе (автогородке) и наличия достаточной подготовки к участию в дорожном движении, сформированных навыков и положительных привычек безопасного поведения в реальных дорожных условиях.

В перспективном плане существенное значение имеет решение проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В связи с решением на государственном уровне вопроса о квалификации учитель «Безопасности жизнедеятельности» по специальности 05.01.04, куда входит раздел по основам дорожной безопасности, данная проблема требует дальнейших научных исследовании с учетом в настоящее время происходящих изменений [7].

Задачами диагностирования являются: анализ педагогами и сотрудниками подразделений ГИБДД уровня освоения несовершеннолетними основ дорожной безопасности, наличие у них глубины необходимых знаний, сформированности умений и навыков безопасного и законопослушного поведения на дорогах; воспитанности, осознания и понимания ими культуры поведения в дорожной среде

Контроль является необходимым структурным компонентом диагностирования эффективности образовательного процесса. Контроль в процессе обучения позволяет определить степень усвоения материала, знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями образовательных программ обучения, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях, степени сформированности некоторых умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на дорогах. Универсальными способами отслеживания результатов эффективности обучения основам дорожной безопасности являются: педагогическое наблюдение, тестирование, тренинги, собеседования, принятие зачетов, оценка знаний, умений, навыков, раскрывающихся при проведении профилактических мероприятий по дорожной тематике - игр, конкурсов, викторин, олимпиад, соревнований и др. [8].

На практике в целях диагностирования степени обученности несовершеннолетних основам дорожной безопасности наиболее часто используется тестирование. В настоящее время накоплен определенный опыт по составлению сборников разных тестов. Педагог, оценивая знания несовершеннолетних по тестам, вправе самостоятельно разработать свои оценочные шкалы.

Главным показателем эффективности образовательной деятельности является, как известно, ее результат. Значит, чтобы проследить степень освоения несовершеннолетними разного возраста основ дорожной безопасности, необходимо разработать перечень знаний, умений, навыков, которые они должны приобрести в период обучения по конкретной образовательной программе

Примерные перечни знаний и умений, которыми должны владеть, например, учащиеся начальной школы (1, 2, 3, 4 классов), достаточно подробно изложены в рекомендуемых педагогам учебно-методических пособиях. Разработать перечни необходимых знаний и умений, определяющих их подготовленность к участию в дорожном движении как пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, скутеров, мопедов, мотоциклов [9].

Данные перечни можно использовать для оценки эффективности обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности при проведении профилактических мероприятий (например, конкурсов, викторин, соревнований, олимпиад и т. д.). Для этого применяются тестовые задания, тренинги, принятие зачетов и т. д

Эффективность образовательной деятельности по обучению несовершеннолетних основам дорожной безопасности и организации профилактики ДДТТ во многом зависит от степени подготовленности педагогических кадров, их заинтересованности в самостоятельной разработке примерных качественных и количественных показателей оценки обучения и организации профилактики ДДТТ.

В обобщенном виде данные показатели могут быть использованы для подготовки единообразных по форме аналитических справок, отчетов, материалов о состоянии образовательной и профилактической деятельности, о взаимодействии органов управления образованием, образовательных организаций с сотрудниками подразделений Госавтоинспекции, общественными и другими организациями [10].

Такой концептуальный подход позволяет проводить диагностирование, сравнительный анализ и оценку эффективности деятельности образовательных организаций разных типов и организации профилактики ДДТТ во всех субъектах Российской Федерации.

Раздел по основам дорожной безопасности, являющийся составной частью учебников по указанным выше предметам, должен быть полностью переработан с учетом последних изменений, внесенных в Правила дорожного движения, определения для несовершеннолетних разного возраста наиболее актуальной и практически значимой дорожной тематики.[11]

Реализация подходов, изложенных в данной Концепции, возможна при активном взаимодействии образовательных организаций разных типов с подразделениями ГИБДД.

Целесообразно использовать в деятельности образовательных организаций и ГИБДД совместное тематическое планирование образовательных программ; специальные элективные

курсы по основам дорожной безопасности и дополнительные программы обучения несовершеннолетних во внеурочное время в общеобразовательных организациях и в системе дополнительного образования; рецензирование авторских учебников методических, наглядных, электронных пособий и рекомендаций должны соответствовать педагогическим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Внедрение новых педагогических технологий, инновационных методик обучения, разработка оценочных показателей для диагностирования эффективности обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности, повышение квалификации педагогических кадров, выпуск специалистов по специальности 05.01.04 с присвоением квалификации учитель «Безопасности жизнедеятельности», в конечном итоге направлены на достижение цели Концепции о построении государственной политики в области образования по созданию условий для обеспечения непрерывности и обязательности обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности на территории всей страны и во всех образовательных организациях разных типов [12].

Заключение

Таким образом, достижение высоких результатов у обучающихся основам дорожной безопасности во многом зависит от актуальности и практической значимости тематического плана, качества планирования и организации образовательного процесса, разработки современных образовательных программ, активного использования инновационных методик проведения дидактических занятий, материально-технического обеспечения образовательных организации разных типов комплексного и системного подхода к организации целенаправленного воспитания у несовершеннолетних культуры поведения в дорожной среде, формирования и развития у них навыков правильного поведения на дорогах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.).

2. Баранина В. С., Линник Т. М., Наумов С. Б., Шестериков Н. А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г. Москва, 2020 г. - С.21.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.).

4. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864.

5. Концептуальные основания построения системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике дорожно-транспортного травматизма, изд. автономная некоммерческая организация «СУВАГ», в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 г», 2014 - 84 с.

6. Козловская Е. А., Безруков Ю. Г. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности. - М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015. - 84 с.

7. Латчук В. Н., Марков В. В., Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе, 5-11 классы: метод, пособие. - М.: Изд-во Дрофа, 2004.

8. Мамедов А. Ш. Повышение эффективности ведения урока учителем с использованием современных технических средств обучения // Вестник. №3, 2020. ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО» Тульское образовательное пространство.

9. Мамедов А. Ш., Тарасов А. Ю.Перспективы обеспечения безопасности уязвимых участников дорожного движения, мировой опыт // Евроазиатское научное объединения 2020г. №4-3 (62). - С. 206-209.

10. Ижевский П. В., Хренников Б. О., Александрова И. В., Маслов М.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 классы: пособие для учащихся под ред. П.В. Ижевского. - М.: Изд-во Просвещение, 2008.

11. Козловская Е. А. Обучение младших школьников безопасному поведению на дорогах (для педагогов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования): метод, пособие. - М.: Издат. дом Третий Рим, 2007.

12. Проскурникова Е. А. Система непрерывного образования в области безопасности дорожного движения, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность». - Старый Оскол, 2016.

13. Безопасность дорожного движения: программы для системы дополнительного образования детей / Лобашкина В.А., Яковлев Д.Е., Хренников Б.О., Маслов М.В.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Изд-во Просвещение, 2009.

References

1. O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Federal'nyj zakon ot 10 dekabrya 1995 g. № 196-FZ (red. ot 28 dekabrya 2013 g.).

2. Baranina V. S., Linnik T. M., Naumov S. B., SHesterikov N. A. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 12 mesyacev 2019 g. Moskva, 2020 g. - S.21.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 21 iyulya 2014 g.).

4. O federal'noj celevoj programme «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013-2020 godah»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 oktyabrya 2013 g. № 864.

5. Konceptual'nye osnovaniya postroeniya sistemy nepreryvnogo obucheniya detej bezopasnomu uchastiyu v dorozhnom dvizhenii i profilaktike dorozhno-transportnogo travmatizma, izd. avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya «SUVAG», v ramkah Federal'noj celevoj programmy «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013-2020 g», 2014 - 84 s.

6. Kozlovskaya E. A., Bezrukov YU. G. Koncepciya nepreryvnogo obucheniya nesovershennoletnih osnovam dorozhnoj bezopasnosti. - M.: FKU NIC BDD MVD Rossii, 2015. - 84 s.

7. Latchuk V. N., Markov V. V., Frolov M. P. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Planirovanie i organizaciya zanyatij v shkole, 5-11 klassy: metod, posobie. - M.: Izd-vo Drofa, 2004.

8. Mamedov A. SH. Povyshenie effektivnosti vedeniya uroka uchitelem s ispol'zovaniem sovremennyh tekhnicheskih sredstv obucheniya // Vestnik. №3, 2020. GOU DPO TO «IPK I PPRO TO» Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo.

9. Mamedov A. SH., Tarasov A. YU.Perspektivy obespecheniya bezopasnosti uyazvimyh uchastnikov dorozhnogo dvizheniya, mirovoj opyt // Evroaziatskoe nauchnoe ob»edineniya 2020g. №4-3 (62). - S. 206-209.

10. Izhevskij P. V., Hrennikov B. O., Aleksandrova I. V., Maslov M.V. Bezopasnoe povedenie na ulicah i dorogah: 1-4 klassy: posobie dlya uchashchihsya pod red. P. V. Izhevskogo. - M.: Izd-vo Prosveshchenie, 2008.

11. Kozlovskaya E. A. Obuchenie mladshih shkol'nikov bezopasnomu povedeniyu na dorogah (dlya pedagogov obrazovatel'nyh uchrezhdenij, realizuyushchih obshcheobrazovatel'nye programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya): metod, posobie. - M.: Izdat. dom Tretij Rim, 2007.

12. Proskurnikova E. A. Sistema nepreryvnogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya, MBU DO «CDO «Odarennost'». - Staryj Oskol, 2016.

^SMiMir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.