Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БОГОРОДСКОГО РАЙОНА'

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БОГОРОДСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНСУЛЬТАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красненкова Г. И.

В статье представлен опыт работы образовательных учреждений Богородского района по реализации Концепции гражданского образования в Нижегородской области. Определяя духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание ключевым направлением развития муниципальной системы образования, район ведет активную деятельность по повышению уровня соответствующей профессиональной подготовки педагогов; по организации работы так называемых опорных образовательных учреждений, распространяющих передовые идеи и образцы педагогической практики, демонстрирующих заметные результаты в области духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красненкова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БОГОРОДСКОГО РАЙОНА»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БОГОРОДСКОГО РАЙОНА

Г. И. КРАСНЕНКОВА, начальник управления образованием администрации Богородского района

В статье представлен опыт работы образовательных учреждений Богородского района по реализации Концепции гражданского образования в Нижегородской области. Определяя духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание ключевым направлением развития муниципальной системы образования, район ведет активную деятельность по повышению уровня соответствующей профессиональной подготовки педагогов; по организации работы так называемых опорных образовательных учреждений, распространяющих передовые идеи и образцы педагогической практики, демонстрирующих заметные результаты в области духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, консультативно-методическое сопровождение, повышение квалификации

В конце 2008 года образовательные учреждения Богородского района приняли заинтересованное участие в обсуждении проекта Концепции гражданского образования в Нижегородской области. Изучив материалы Концепции, мы решили проанализировать систему духовно-нравственного и гражданско-патрио-тического воспитания в каждом образовательном учреждении и в муниципальной системе образования в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России на государственном уровне объективно признается ключевым в обеспечении устойчивого политического и социально-экономического развития страны. Вместе с тем оно представляет собой одну из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку призвано не только формировать соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и способствовать становлению необ-

ходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества.

В настоящей статье представлена обобщенная информация о работе образовательных учреждений Богородского района в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Два года назад, определяя вектор развития муниципальной системы образования, мы постарались направить все усилия на создание условий для выбора образовательными учреждениями основных приоритетов развития и вовлечь представителей социума в решение задач формирования системы духовно-нравственных ценностей. Среди таких приоритетов: качество предметного обучения, компетенции и навыки участников образовательного процесса, успешная социализация школьников, их самоопределение, социальная практика.

На первое место нами была выдвинута учебная деятельность, а в качестве первоочередных задач, стоящих перед учителем, определены: повышение воспитательного потенциала урока, особенно в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла, усиление краеведческой составляющей содержания учебных курсов регионального компонента, изучение общественных запросов, разработка и апробация программ факультативов соответствующих направленностей. Для обучающихся 1—4-х классов в 10 образовательных учреждениях реализуются 3 факультативных курса, в 5—8-х классах в 21 образовательном учреждении — 12 курсов, в 10—11-х классах в 20 образовательных учреждениях—19 курсов.

Мы убеждены, что только подготовленные кадры, компетентные учителя могут реализовать задачи, сформулированные в Концепции.

Поэтому с целью обеспечения роста методического мастерства учителей, степени заинтересованности в непрерывном профессиональном росте, при содействии кафедр Нижегородского института развития образования в районе была организована работа по повышению квалификации учителей. Основой работы стала об-

разовательная районная выставка «Мир обучения». Выставка — это один из наиболее доступных путей информирования широкой общественности о работе муниципальной системы образования и происходящих в этой системе изменениях, предполагающий обоснованность избранных приоритетов, возможность независимой гражданской экспертизы, готовность к взаимовыгодному диалогу и обмену опытом.

На выставочных стендах представляются результаты интеллектуальной и социально значимой деятельности школ и дошкольных образовательных учреждений, творческих коллективов, общественных объединений, отдельных педагогов.

К числу организационно-методических условий, обеспечивающих мероприятия по гражданскому становлению личности в образовательных учреждениях, мы относим работу опорных образовательных учреждений, призванных распространять передовые идеи и образцы педагогической практики, демонстрирующих заметные результаты в области духовно-нравственного воспитания. Их работа обогащена сотрудничеством с учреждениями, осуществляющими консультационно-методическое сопровождение (см. таблицу).

Опорные образовательные учреждения Наименование программы Консультационно-методическое сопровождение

МДОУ «Детский сад д. Швариха» «Приобщение к истокам русской народной культуры» Центр ремесел (г. Богородск)

МОУ «<Хвощевская СОШ» «Формирование гражданской культуры личности» ГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

МОУ «<Шапкинская ООШ» «Образовательные возможности школьного музея» Городской исторический музей

МОУ «<Центр внешкольной работы» «Школа классного руководителя» Кафедра психологии ГОУ ДПО НИРО, МОУ ДОД ДДТ им. В. П. Чкалова

МОУ СОШ № 3 «Осознанное родительство» ГОУ ЦОД «Школа социальной зрелости», Центр родительской культуры «Исток» (Н. Новгород)

Наглядным примером широты научно-методических и практических взглядов участников образовательного процесса

района, вовлеченных в интереснейшую, но вместе с тем непростую работу по формированию представлений школьников

о важнейших духовных ценностях и нравственных ориентирах, являются многочисленные публикации педагогов и воспитателей. Их печатные работы были размещены в сборниках: «Педагогический потенциал истории и культуры родного края», «Инновационный опыт в преподавании истории и общественных дисциплин», различных журналах.

Названия статей говорят сами за себя: «Исторические семейные традиции в духовно-нравственном воспитании школьников»; «Опыт организации краеведческой работы в школе: проблемы и решения»; «Новые подходы к изучению краеведения в школе»; «Поисково-краеведческая деятельность как средство формирования гражданских и патриотических качеств школьника»; «Новые подходы в преподавании краеведения»; «Исследовательская деятельность в процессе изучения краеведения»; «Роль школьного музея в учебно-воспитательном процессе».

Исследовательский проект «Из истории лагеря военнопленных села Оранки Богородского района Нижегородской области» был опубликован в сборниках Нижегородской епархии «Нижегородская старина».

Итак, поисково-краеведческая, музейная, проектно-исследовательская, экскурсионная виды деятельности в рамках духовно-нравственного и гражданского воспитания личности вызывают наибольший отклик и интерес учителей, родителей и самих обучающихся и содействуют становлению их патриотической идентичности. Безусловно, в качестве одного из наиболее весомых результатов работы образовательных учреждений района в области духовно-нравственного воспитания следует признать их успешное участие во Всероссийском конкурсе «Православная инициатива», проводимом благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского: школы района отмечены дипломами победителей и грантами фонда.

В целях успешной реализации задач духовно-нравственного воспитания и гражданского становления личности образовательные учреждения реализуют принцип взаимодействия различных общественных институтов. В связи с этим необходимо отметить существование в районе таких традиционных и, как нам кажется, эффективных форм работы, как педагогические и ученические чтения, еженедельные родительские радиособрания, выставки, о которых шла речь выше, и, наконец, издательская деятельность школ и мини-пресс-центра «Березополье», издающего межшкольную районную газету. Районные альманахи, сборники, газеты — все это позволило приступить в этом году к созданию «Большой электронной иллюстрированной энциклопедии школьника "Березополье: от А до Я"». На сегодняшний день подготовлено 177 научно-популярных статей, авторами которых стали родители, педагоги, выпускники прошлых лет, участники краеведческих объединений.

Расширение образовательно-воспитательного пространства школ позволяет привлечь детей к социальной практике, проблеме становления демократического уклада жизни школы.

В целях закрепления навыков активной гражданской позиции ежегодно в летний период на базе лагеря им. А. П. Гайдара организуется профильная смена актива старшеклассников «Лидер».

Второй год в детском оздоровительно-образовательном центре «Березка» будут работать профильные отряды краеведов, журналистов, экологов. В профильные отряды направляются ученики 8— 10-х классов, проявляющие особый интерес к знаниям в одной из областей освоения историко-культурного пространства района. Круг этих направлений опреде-

Поисково-краеведческая, музейная, проектно-исследовательская, экскурсионная виды деятельности в рамках духовно-нравственного и гражданского воспитания личности вызывают наибольший отклик и интерес учителей, родителей и самих обучающихся и содействуют становлению их патриотической идентичности.

ляет перечень работающих в образовательных учреждениях Богородского района объединений:

3 20 объединений патриотической направленности;

3 30 объединений краеведческой направленности, в числе которых:

— «Юные бестужевцы» (МОУ «Теря-евская ООШ»);

— «Юный краевед» (МОУ СОШ № 7, «Шапкинская ООШ»);

— «КЛИО» (МОУ СОШ № 1);

— «Русские культурные традиции» (МОУ СОШ № 1);

— «Русский дом» (МОУ СОШ № 1);

— «Возвращение к истокам» (МОУ «Комаровская СОШ»);

3 туристско-краеведческие объединения (мОу «Оранская ООШ»);

3 эколого-краеведческие объединения (МОУ «Теряевская ООШ»);

3 литературно-краеведческие объединения (МОУ СОШ № 6).

В целом в профильных отрядах ученики проверяют свои навыки, определяют компетенции; здесь созданы все необходимые условия для реализации ситуаций успешности, представлены возможности для творческого роста, раскрытия интеллектуального и духовного потенциала.

Впервые в период осенних и весенних каникул 2008/2009 учебного года в районе функционировали профильные лагеря краеведческой направленности с дневным пребыванием детей ( на базе МОУ СОШ № 1, № 6, МОУ «Лакшинская СОШ», «Хвощевская СОШ», «Шапкинская ООШ»).

Традиционным для образовательных учреждений района является участие в областных программах и мегапро-ектах: «Мое Отечество», «Отечество», «Дети. Творчество. Родина», «Алтарь Отечества», «Крепка семья — крепка держава» .

Открытость, доступность, востребованность и качество обучения являются основными компонентами успешности как муниципальной системы образования в целом, так и отдельного учреждения в частности.

В условиях предстоящей реализации Концепции гражданского образования Нижегородской области анализ воспитательных мероприятий муниципальной системы образования района и, следовательно, общая оценка ее состояния приобретают особую актуальность. Однако, предприняв его, мы пришли к выводу, что накопленный опыт и устоявшиеся традиции духовно-нравственного и граж-данско-патриотического становления личности учащихся, а также развиваемые педагогические новации интересуют только собственно педагогическое сообщество, а достигнутые им результаты, успехи и проблемы обсуждаются исключительно внутри отдельного педагогического коллектива.

Необходимость исправить сложившуюся ситуацию неизбежна: нужно привлечь «на свою сторону» общественность, родителей, заинтересовать социальных партнеров, организовать диалог и корректное обсуждение существующих проблем, побудить к позитивной деятельности по их преодолению. Объективной оценке состояния духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического воспитания в школе и последующему принятию соответствующих решений препятствует отсутствие информационного обмена между социумом и образовательными учреждениями относительно планов и результатов обучения.

В этом смысле открытость, доступность, востребованность и качество обучения являются основными компонентами успешности как муниципальной системы образования в целом, так и отдельного учреждения в частности.

Оценив свои ресурсы: кадровые, информационные, материально-технические возможности, — мы определились с формами трансляции целей деятельности школы в социум. Безусловно, этому во многом способствует проведение фестиваля «Таланты земли Богородской», на котором происходит награждение творческих коллективов, отличников учебы,

победителей областных, всероссийских конкурсов, олимпиад; педагогов, родителей и попечителей. Фестиваль получил широкий общественный резонанс: участие в нем стало престижным, что подтверждается тем, что дети и коллективы активно борются за право участия в нем.

Сегодня в открытый диалог со школами района вовлечены представители многих общественных организаций и учреждений, заинтересованное участие которых в решении задач формирования системы духовно-нравственных ценностей, организации совместных социально-значимых акций и проектов несомненно. В их числе: 3 Всероссийский общественный фонд «Возвращение к истокам» (В. Н. Исаичев);

3 Нижегородский областной аэроклуб им. П. И. Баранова РОСТО (В. Н. Паков);

3 войсковая часть 3671 (А. А. Владимиров);

3 совет ветеранов боевых действий (В. А. Пишин);

3 районная организация краеведов, городской исторический музей (М. А. Смирнова);

3 центральная библиотечная система (В. И. Бухарова);

3 волонтерское объединение ГОУ СПО БМК (А. Г. Запарина);

3 Богородское благочиние (протоиерей С. Кутковец).

В завершение отметим, что впереди район ожидает большая работа по реализации основных направлений Концепции гражданского образования в Нижегородской области и использованию историко-культурных традиций, образовательно-воспитательного потенциала муниципальной системы образования в интересах достижения целей воспитания Гражданина, Патриота.

В 2009 году в издательском центре Нижегородского института развития образования вышла в свет книга:

Английский язык: Методические рекомендации для аспирантов и соискателей по сдаче вступительного и кандидатского экзаменов

Методические рекомендации предназначены для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру, а также для соискателей и аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине «Английский язык» по специальностям:

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования;

13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);

13.00.03 — Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.