Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА / ДИСЦИПЛИНЫ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / THE FOLK CULTURE / THE UPBRINGING OF A REAL CITIZEN / THE SUBJECTS OF THE RELIGIOUS CONTENT / INTEGRATING LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеклина А. И., Ларюшкин В. И.

В статье представлен опыт работы образовательных учреждений Вознесенского района в области духовно-нравственного воспитания; раскрываются основные направления деятельности отдела образования по формированию гражданина и духовно-нравственному становлению личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spiritual, moral and patriotic upbringing of young people in Voznesensky region

The article represents Voznesensky region's experience in the field of bringing up the spiritual personality. The article shows the main directions of educational department's work concerning the forming of a real citizen and spiritual development of a personality.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ»

3. Голощапова, Е. В. Особенности военно-педагогического подхода к духовно-нравственному воспитанию в кадетских корпусах конца XIX века / Е. В. Голощапова//Педагогическое обозрение. — 2008. — № 2—3.

4. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 годы.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 // Учительская газета. — 2002. — № 31.

6. Областная целевая программа «Молодежь Нижегородской области» на 2007—2011 годы (одобрена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.11.2006 г. № 393).

7. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006—2010 годы (одобрена Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.03.2006 г. № 93).

8. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова [и др.]. — М., 1993.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ

А. И. СВЕКЛИНА, заместитель заведующего отделом образования администрации Вознесенского муниципального района, председатель координационного совета по реализации районной программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Вознесенском районе» на 2010—2012 гг.

В. И. ЛАРЮШКИН,

учитель химии, преподаватель предмета «Основы православной культуры» Курихинской основной общеобразовательной школы Вознесенского района

В статье представлен опыт работы образовательных учреждений Вознесенского района в области духовно-нравственного воспитания; раскрываются основные направления деятельности отдела образования по формированию гражданина и духовно-нравственному становлению личности.

The article represents Voznesensky region's experience in the field of bringing up the spiritual personality. The article shows the main directions of educational department's work concerning the forming of a real citizen and spiritual development of a personality.

Ключевые слова: духовное развитие личности, народная культура, воспитание гражданина, дисциплины религиоведческой направленности, интегрированные уроки

Key words: the spiritual development of a personality, the folk culture, the upbringing of a real citizen, the subjects of the religious content, integrating lessons

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержденная президентом РФ Д. А. Медведевым, направлена на обновление содержания образования, которое, несомненно, предполагает решение задачи по формированию высоконравственной личности, хорошо знающей свою культуру, свои истоки, свою родину.

Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко, выступая на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, отметил: «Новые подходы, заложенные в инициативе, исходят из того, что в быстро меняющемся мире современный человек должен быть готов к ответу на постоянно возникающие вызовы. Несмотря на это, а скорее, даже вследствие этого, все большее значение приобретают "вечные ценности". Духовно-нравственная составляющая была, есть и всегда должна оставаться основой любого развития» [4]. Мы хотим видеть в каждом ребенке, начиная с дошкольного возраста, гражданина, патриота, личность, хорошо знающую историю своей Родины. Формированию такой личности способствует бережное отношение к историческому, культурному, духовно-нравственному наследию, сохранение и развитие традиций. В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание является особенно актуальным, что ориентирует педагогов-практиков на организацию образовательного процесса, обеспечивающего духовное развитие школьников.

Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 го-

ды в числе приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений называет духовно-нравственное развитие личности, «в котором важную роль играет формирование самосознания, так как формирование активной гражданской позиции во многом зависит от системы отношений, в которую включен молодой человек» [1]. Отдел образования и педагогические коллективы нашего района, решая приоритетные задачи воспитания, среди которых — формирование гражданина, духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности, работают по программам «Патриотическое воспитание детей и молодежи Вознесенского района» на 2007— 2010 годы и «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Вознесенском районе» на 2010—2012 годы. В этом направлении протекает деятельность педагогов, преподающих религиоведческие дисциплины, классных руководителей, учителей истории, словесников. Начинается же формирование духовно-нравственных ценностей в детских дошкольных учреждениях.

Так, в детском саду «Теремок» р. п. Во-знесенское реализуется программа «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» (руководитель — А. В. Паршкова). Восстановить связь времен, помочь детям соприкоснуться с народным искусством, тра-

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание является особенно актуальным, что ориентирует педагогов-практиков на организацию образовательного процесса, обеспечивающего духовное развитие школьников.

дициями, обычаями, играми — вот задачи, которые решает педагогический коллектив дошкольного учреждения. В связи с этим в дошкольном учреждении был организован специальный «уголок», где представлены фрагменты русской избы с ее неизменным атрибутом — русской печкой; имеются прялка, образцы народных музыкальных инструментов.

Знакомство детей с народным промыслом Вознесенского района — знаменитой полховско-майданской матрешкой — происходит на встречах с мастерами этого промысла во время экскурсий по районному музею, где экспонируются их работы — от микроскопической матрешки до огромных фигур тридцати трех богатырей. Восторг, испытанный ребенком от встречи с прекрасным, оставляет неизгладимый след в его душе. Вероятно, именно поэтому в «Теремке» нередко организуются выставки детских поделок из пластилина и природного материала, рисунков, изображающих предметы народного промысла района.

Большая работа в данном направлении проводится в районе с родителями: их необходимо убеждать в том, насколько важно воспитывать в детях бережное отношение к вещам, украшавшим быт их бабушек и дедушек, а также к традициям, связанным с русскими, в частности православными, праздниками. Сами родители отмечают, что это способствует изменению взаимоотношений в семье в целом.

В Нарышкинской средней общеобразовательной школе преподаватель русского языка и литературы Т. В. Блохина учит своих воспитанников любить Родину такой, какая она есть — с достижениями и поражениями, восхищаться природой родного края и гордиться людьми, живущими рядом — в родном селе, на соседней улице. Так, изучая творчество вознесен-

Укреплению семейных связей способствует воспитание в детях бережного отношения к вещам, украшавшим быт их бабушек и дедушек, а также к традициям, связанным с русскими, в частности православными, праздниками.

ских поэтов, учащиеся проникаются любовью к малой родине, к «маленькому кусочку от России».

Классными руководителями Т. В. Бло-хиной и Т. В. Крячковой проведен открытый классный час для педагогов района по теме «Край ты мой родимый». При подготовке к классному часу дети проводили самостоятельные исследования, пытаясь выяснить, почему, кроме официального, каждая улица носит название, «закрепленное» за ней с начала XX века. В рамках классного часа шел разговор о жителях села — участниках Великой Отечественной войны. Дети с гордостью рассказывали о своем земляке, Герое Советского Союза А. Левочкине. По словам вознесенской поэтессы, учителя русского языка и литературы Нарышкинской школы В. Пономаревой, посвятившей ему стихотворение «Шаг в бессмертие», он «...Родину любил не по приказу, приказом сердца в нужный час, шагнул в огонь, в бессмертье сразу. И вечно с нами он сейчас» [4].

Приоритетным направлением воспитательной работы Криушинской средней общеобразовательной школы (директор — П. П. Севастьянов), реализующей программу развития «Современная сельская школа: социализация, эффективность, качество», является гражданско-патриотиче-ское воспитание. Наибольшее внимание при этом уделяется осуществлению проекта «Патриот», задачи которого:

3 расширение знаний учащихся об истории России;

3 формирование у школьников граж-данско-патриотического сознания (развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества и ответственности за его будущее).

Деятельность в рамках проекта предполагает сбор материалов о героях Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, оформление зала Славы, организацию встреч с ветеранами и героями разных войн, проведение уроков му-

жества. Собранные экспонаты хранятся в школьном музее, в развитие которого почти каждый учащийся внес свою лепту.

Гордость за школу, уважительное отношение к ее истории воспитываются также на примере судеб выдающихся выпускников образовательного учреждения: С. М. Золотова, генерала-майора Вооруженных сил РФ; И. В. Лаптева, кандидата медицинских наук, подполковника медицинской службы; В. М. Лаптевой, заслуженного врача РСФСР, Героя социалистического труда, подполковника медицинской службы; А. И. Золотова, участника Великой Отечественной войны, многолетнего директора школы, и многих других.

Каждый классный коллектив оформляет и пополняет альбомы о земляках — участниках Великой Отечественной войны и локальных войн, ветеранах труда; об учителях, работающих в школе со времени ее открытия. Традиционно проводятся конкурсы с участием родителей. Например, конкурс семейных коллективов «И память сердца говорит» посвящен родственникам — участникам Великой Отечественной войны. Школа сотрудничает с районной организацией «Боевое братство» (руководитель — А. Шалыгин). В рамках этого сотрудничества проводятся уроки мужества с участием ветеранов афганской и чеченской войн.

Для педагогического коллектива важно, чтобы проводимая работа способствовала принятию детьми традиций родного края, уважительному отношению к его истории и людям. Воспитание у молодого поколения любви к родным местам помогает возрождать на селе активную жизнь. Кроме того, педагоги стремятся к взаимодействию в информационном пространстве с коллегами из других районов и областей России. Администрация школы сотрудничает с руководителями общеобразовательных учреждений нашей области и других регионов России через сайт www. ореnclass.ru в сообществе «Руководители образования онлайн». Обсуждают-

ся актуальные вопросы образования, в том числе воспитания гражданина; происходит обмен мнениями и опытом работы. Учащиеся школы под руководством заместителя директора по воспитательной работе Е. В. Ляпиной на сайте invalidus.ru общаются с детьми-инвалидами из разных регионов России, рассказывают о своей школе, своем селе, районе, высылают фотографии, изображающие природу родного края и знаменитую пол-ховско-майданскую матрешку — гордость Вознесенского района.

В рамках реализации программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Вознесенском районе» подписан договор о сотрудничестве между администрацией района и Вознесенским благочинием Нижегородской епархии. Ежегодно отдел образования совместно с благочинием проводят круглые столы по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи Вознесенского района. В них участвуют директора школ и их заместители, классные руководители, преподаватели предметов «Основы православной культуры» и «Религии России», педагоги Вознесенского агротехнического техникума и филиала Пе-ревозского гуманитарно-технологического колледжа, психологи, работники Центральной детской библиотеки. На традиционных педагогических чтениях по теме «Духовно-нравственное воспитание и становление гражданина», ежегодно организуемых отделом образования и Вознесенским благочинием, и в рамках круглых столов осуществляется обмен опытом работы в данном направлении.

В настоящее время в пяти образовательных учреждениях района изучается предмет «Основы православной культуры», в тринадцати школах—«Религии России». Ежемесячно для преподавателей

Педагоги Вознесенского района стремятся к взаимодействию с коллегами из других районов и областей России: в сообществе «Руководители образования онлайн» обсуждаются актуальные вопросы образования, происходит обмен мнениями и опытом работы.

предметов религиоведческого характера организуется православный лекторий, на котором рассматриваются наиболее сложные для изучения вопросы по теме «Христианство». Занятия проводит выпускник Нижегородской духовной семинарии иерей Вадим Курносов, помощник благочинного Вознесенского округа по вопросам образования и катехизации.

Особое внимание вопросу становления гражданина и формирования духовно-нравственной личности уделяется также в Ку-рихинской основной школе, работающей по программе «Сельская школа — школа социализации». Руководитель районного методического объединения преподавателей «Основ православной культуры», учитель высшей категории В. И. Ларюшкин был одним из первых педагогов, начавших факультативно вводить данный курс. В сентябре 2009 года на базе Курихин-ской основной школы был организован семинар для преподавателей предметов «Основы православной культуры» и «Религии России», в работе которого приняли участие благочинный Вознесенского благочиния отец Давид (Покровский) и помощник благочинного Вознесенского округа по вопросам образования и катехизации иерей Вадим Курносов.

Непременным условием введения «Основ православной культуры» в школе должен быть позитивный настрой учеников, родителей и учителей на изучение данного предмета. Чтобы заинтересовать учащихся и поддержать этот интерес, педагог осуществляет тщательную методическую и содержательную подготовку к каждому занятию, поскольку курс включает в себя многие сложные вопросы и материал из нескольких областей знаний. В этой работе учителям помогает использование новых информационных технологий и элементов личностно ориентированного обучения. В частности, для

Поддержать интерес учащихся к предмету «Основы православной культуры» позволяет использование учителем новых информационных технологий и элементов личностно ориентированного обучения.

подготовки уроков, организации компьютерных презентаций и внеурочной деятельности применяются материалы сайтов Московской патриархии и Нижегородской епархии. На занятиях преподаватель учитывает субъективный опыт ученика. Например, при изучении темы «История нашего храма» в 5-м классе педагог проводит предварительное анкетирование, в ходе которого выясняет, что известно каждому ребенку о храме и его устройстве. После изучения анкет учитель планирует урок таким образом, чтобы заинтересовать каждого ученика.

По курсу «Основы православной культуры» осуществляется большая внеклассная работа. В течение нескольких лет учащиеся школы под руководством В. И. Ла-рюшкина изучали историю храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» в поселке Сарма. В частности, им удалось выяснить, что храм был построен по прямому указанию императора Александра III, при содействии княгини Н. В. Карамзиной и графини А. Д. Блудовой. Ежегодно учащиеся 5-го класса совершают экскурсию в храм, которую проводит его настоятель отец Иоанн (Федотов).

Значительную роль в поддержании интереса к предмету и духовно-нравственном становлении личности играют паломнические поездки в Свято-Троицкий Сера-фимо-Дивеевский женский монастырь и Санаксарский мужской монастырь. Отправляясь на ежегодную научно-практическую конференцию в Центр внешкольной работы г. Сарова, учащиеся совершают экскурсию по маршруту «Старая Куриха». Старая Куриха — это место, где по благословению Серафима Саровского в течение пяти лет пустынножительствовала А. С. Логачева и где позднее на месте ее подвигов была основана Курихинская Знаменская женская община, просуществовавшая до 1928 года.

Задачи духовно-нравственного воспитания успешно решаются в рамках интегрированных уроков. Так, для старших клас-

сов учителями химии, истории и литературы (В. И. Ларюшкиным, С. Н. Ларюшкиной и Л. М. Дятловой) разработан интегрированный урок по теме «Д. И. Менделеев — гражданин, ученый, семьянин». Цель урока — помочь школьникам в выборе жизненного пути, тех идеалов и ценностей, с которыми они вступят во взрослую жизнь.

Как известно, эффективность любой работы с учащимися значительно возрастает, если она осуществляется совместно с родителями. Принципиально важно сделать родителей помощниками учителей. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания активно обсуждаются на родительских собраниях, в рамках родительского лектория.

Учитель истории, руководитель краеведческого кружка С. Н. Ларюшкина и ее воспитанники собрали богатый краеведческий материал об истории поселков, расположенных близ Курихи, о Курихин-ской железной дороге, об истории школы и храма, известных людях села и всех педагогах, работавших в сельской школе. С 2002 года образовательное учреждение тесно сотрудничает с Центром внешкольной работы г. Сарова: учащиеся ежегодно встречаются на конференциях, совместно совершают экскурсии и походы. Первый реферат — «История поселков Сармин-ского совета», работа учащегося А. Селиверстова, — вошел в сборник «Открытие родной земли: туризм, краеведение, экология», подготовленный управлением по делам молодежи, спорта и туризма Центра внешкольной работы г. Сарова.

В течение трех лет по инициативе С. Н. Ларюшкиной в Вознесенской центральной районной библиотеке проводятся краеведческие Логиновские чтения, посвященные В. И. Логинову — историку-краеведу, обобщившему материал об истории Вознесенского района в книге «Отчий край». Учащиеся — победители чтений — представляют свои работы в г. Сарове, а также отправляют на областной конкурс «Моя семья в истории страны».

В 2010 году чтения были посвящены 65-й годовщине Великой Отечественной войны. Первое место в номинации «Ветераны Великой Отечественной войны» заняла работа ученика Вознесенской школы № 1 В. Выгодина «Через все круги ада». Доклад был посвящен нашему земляку, который являлся узником Бухенвальда и вернулся домой живым. В 2009 году В. Выгодин получил благодарственное письмо за работу, представленную на областной конкурс «Моя семья в истории страны» в номинации «История страны в истории моей семьи». Ученик изучил свою родословную до 1865 года.

В качестве почетных гостей на чтениях присутствовали ветеран Великой Отечественной войны А. И. Золотов, руководитель районного совета ветеранов А. И. Гри-шунин, руководитель организации «Боевое братство» А. Шалыгин. Все они выступили перед участниками чтений и единодушно признали, что педагоги и учащиеся совершают важное дело, сохраняя для молодого поколения историю своей страны, района, каждого поселка и маленькой деревеньки.

В заключение отметим, что совместная работа отдела образования и Вознесенского благочиния по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и в дальнейшем будет направлена на развитие молодого поколения, желающего изучать историю своей страны, школы и семьи. Мы надеемся привить каждому ребенку чувство гордости за великую страну «с названьем кратким Русь», любви к месту, где родился, уважения к людям, которые живут и трудятся рядом.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 гг. — Н. Новгород, 2008.

2. Пономарева, В. А. С любовью к родному краю : сб. стихов / В. А. Пономарева. — Арзамас, 2001.

3. Фурсенко, А. А. Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования / А. А. Фурсенко // Вестник образования. — 2010. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.