Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание на основе авторской программы "Русская этнография"'

Духовно-нравственное воспитание на основе авторской программы "Русская этнография" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРИЕМЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карловская Н.В.

В статье раскрываются особенности работы в сельской школе по духовно-нравственному воспитанию. Понимание школьниками духовной и материальной культуры обеспечивается в процессе краеведческой работы учителя истории и обществознания на основе авторской программы: «Русская этнография».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание на основе авторской программы "Русская этнография"»

ВОСПИТАНИЕ

Н. В. Карловская

Духовно-нравственное воспитание на основе авторской программы «Русская этнография»

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В статье раскрываются особенности работы в сельской школе по духовно-нравственному воспитанию. Понимание школьниками духовной и материальной культуры обеспечивается в процессе краеведческой работы учителя истории и обществознания на основе авторской программы: «Русская этнография».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культура, национальные традиции, авторская программа, приемы музейной педагогики, внешние и внутренние мотивы.

В. А. Сухомлинский отмечал, что подлинное счастье человек обретает только в служении Отечеству. Познавая идею Родины, переживая чувство любви, благодарности, тревоги и заботы о ней, человек в подростковом возрасте познаёт себя, утверждает своё достоинство. Идеи Василия Александровича по духовно-нравственному воспитанию личности как никогда актуальны. Давайте заглянем в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В нём указано, что духовно-нравственное развитие - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Целью духовно-нравственного воспитания является развитие компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

В. А. Сухомлинский указывал, что патриотизм - это чувство, в котором органически переплетается любовь к малой родине с её народом, природой, традициями и культурой и чувство любви, верности, уважения к своему государству, готовность служить своему Отечеству, и если нужно, то отдать жизнь за него. Педагог-гуманист подчёркивал, что патриотизм - это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования. В своих произведениях педагог-учёный называл чувство любви к Родине «патриотической сердцевиной», кроме того, он ввёл такие термины, как «патриотическое сознание», «патриотический дух», «патриотическое начало», «патриотические чувства», «патриотическое видение мира», «патриотический долг», «патриотический порыв» и т. д., подчёркивая определением «патриотический» качественно новое значение категорий, наполняя их общечеловеческими ценностями и гуманистическим содержанием.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются базовые национальные ценности, передаваемые от поколения к поколению,

которые формируют, используя разные средства, формы и методы внеурочной деятельности.

Проблема духовного становления личности, самосовершенствования, неотделима от культуры и истории нашей Родины, большой и малой, поэтому одним из важных средств реализации духовно-нравственного воспитания стала авторская программа по русской этнографии, которая прошла экспертизу в Российской академии образования у известного ученого Галины Фёдоровны Суворовой. Программа включает два раздела: духовная и материальная культура. Программа раскрывает возможности воспитания и духовной, и материальной культуры в процессе создания краеведческого проекта обучающегося. Проведение занятий по авторской программе предполагает использование возможностей школьного краеведческого музея. В содержании программы реализуются системно-деятельностный подход и идеи развития познавательного интереса Г. И. Щу-рковой и Г. И. Щукиной. Поэтому занятия проводятся в разной форме: игра, экскурсия, аукцион, воспоминание, беседа, занятие в форме вопросов и ответов, путешествие в прошлое.

Ребята входят в музей и слышат слова учителя:

Заходите к нам в музей, Рады видеть здесь друзей: Что здесь только не найдёшь!.. Есть пила, чевечки, нож...

(Это стихотворение написано ученицей и руководителем музея.)

- Ребята, а вы слышали, что такое чевечки? Нет? А хотите узнать? (Да.)

- А зачем нам знать то, что было когда-то давно, 100 лет назад?

И дети задумываются над тем, чему нас учит история. Первое занятие посвящено знакомству с музеем. Но я не рассказываю об экспонатах музея. Дети ходят и сами называют экспонаты, которые они знают, выбирают наиболее понравившийся, объясняют свой выбор и находят тот, который им интересен, но о котором ничего не знают. Описывая экспонат, обращаю внимание детей на украшения, на то, с какой любовью изготовлены эти предметы, несмотря на то что мастера были неграмотными. Итак, одна из форм работы - это экскурсия в музей и на местности. Особенно нравится детям экскурсия на тему «Русское жилище». Дети узнают, какое место в доме было у каждого члена семьи, какую роль играли родители, дети, бабушки, дедушки, вспоминают об отношениях в семье, о которых узнали, изучая в первом разделе тему «Родной край, волость, деревня, дом, семья».

Большие возможности для духовно-нравственного воспитания имеет экскурсионная работа. Так, на экскурсиях по селу на тему «Ошлань - село родное» и в церковь на тему «Ошланская Троицкая церковь - памятник истории и культуры» обязательно обращаю внимание школьников на то, что мастера и жители окрестных сёл вкладывали в строительство церкви не только свои сбережения, но и душу. Они старались украсить храм каменными узорами, красивой, сделанной вручную металлической решёткой. Рассказываю о том, что служители церкви заботились о людях. Священник Ошланской церкви, первый учитель школы господин Двинянинов для обучения детей предоставил свой дом, в котором жила его семья и одновременно располагалась школа.

Очень нравятся детям краеведческие игры. Особый интерес вызывает игра «Наш музей», в которой используются стихи о школе, школьном музее и селе Ошлань. Краеведческие игры проводятся не только на занятиях внеурочной деятельности, но и в детском лагере отдыха, который посещают дети 1-7-х классов. Например, в игре «Внимание, слово!» дети должны назвать предмет, который был у каждой хозяйки, в нём хранили молоко, квас, а когда он выходил из строя, в нём хранили сыпучие вещества -крупы. Этот предмет был своеобразным термосом. Мастера украшали его узором, несмотря на то что сделать его на этом материале было непросто. Его вы видели в нашей

презентации. Как называется этот предмет? (Бурак.) Или игра «Экспонат в стихах». Учитель читает детям стихотворение о школьном музее, а они должны запомнить и назвать экспонаты, о которых в нём говорилось, а потом их найти в музее и рассказать об особенностях экспоната.

Раскрывая особенности понятия «патриотический долг», В. А. Сухомлинский обращал внимание на мотив деятельности, в котором сливаются общественное и глубоко личное. Принимая это за аксиому, мы при организации занятий обязательно используем опыт предшествующих поколений, их духовность, мудрость. Например, при проведении занятия по теме «Жизненный круг» даю детям задание узнать у бабушек или прабабушек, какие раньше были отношения в семье, какие песни пелись маленьким детям, о правилах поведения в семье, об играх и праздниках. На следующем занятии дети не просто рассказывают об этом (происходит обмен знаниями), но и высказывают своё отношение к услышанному.

Вершиной долга педагог-учёный Василий Александрович считал понимание и переживание интересов общества, но происходит оно только через предмет познания и понимание судеб отдельных людей, через отношения человека к человеку. К внешним мотивам можно отнести слово, красоту, примеры героических поступков, творчество, труд, патриотическую славу предков.

Идеи выдающегося педагога позволяют реализовать классные часы. Так как наша школа малокомплектная, то часто проводим их для всей школы или для 5-11-х классов. В 2016 г. был реализован проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Он включал в себя не только классный час, но и коллективный проект - оформление стенда. Чтобы его оформить, детям нужно было найти сведения о своих родных, их вкладе в Победу в Великой Отечественной войне. С каким интересом дети разыскивали на сайтах «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» сведения о своих дедушках, прадедушках, оформляли листовки о них, а потом представляли материал на общешкольном классном часе! На классных часах, посвящённых исторической тематике, обязательно использую краеведческий материал. 1 сентября были проведены классные часы для детей и родителей «Конституция - основной закон государства» и «Моя малая родина» с использованием снятого об Ошлани видеофильма и фотографий из жизни села, подтверждающих наши права и обязанности.

В 2015 г. был проведён Урок мужества по теме «Горячие сердца», где речь шла о сверстниках и их подвигах в прошлом и в настоящее время. Старшеклассники были ведущими, а остальные ребята включались в дискуссию и рассказывали о пионерах-героях Великой Отечественной войны, о земляках - Героях Чеченской войны и современных героях мирного времени.

С гуманистических позиций рассматривал педагог В. А. Сухомлинский категорию «Родина», увязывая её с понятиями «человек», «смысл жизни», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «красота», «любовь», «верность», «традиции», «народ».

Музейный урок на тему «О чём рассказал экспонат?» подготовили вместе с учителем и провели учащиеся 6-7-х классов. Пригласили детей участников войны - директора нашей школы В. А. Зашихина и учителя литературы Н. А. Чижову. Ребятам была показана ценность вещи, семейной реликвии, показано, как люди хранят память о своих родных и передают её из поколения в поколение, рассказано о людях, их ежедневном подвиге во имя Победы, во имя нашей Родины, нашего счастья.

Задача воспитания любви к Родине, уважения к людям труда, почитание своих предков осуществляется и через предметные недели (истории, краеведения, правовых знаний), участие детей в конкурсах (эссе, рисунков) и викторинах («Из истории Богородского района», «Родина. Честь. Слава», «Я - гражданин страны народного единства»).

В школе работает клуб интересных встреч, руководителем которого является директор школы В. А. Зашихин. Мы, учителя-предметники, также организуем встречи и

приглашаем на них ветеранов труда, известных в районе и области людей. Они не только рассказывают о своём жизненном пути, но и высказывают своё отношение к труду, людям, политике государства, к Родине. И это отношение является важным средством воспитания патриотизма, гражданственности, человечности, трудолюбия, высокой моральной ответственности прежде всего перед своей совестью, перед самим собой и, конечно, перед обществом и государством. Невозможно стать патриотом, не зная своих истоков, истории малой Родины. Всё чаще с карты Кировской области исчезают сёла и деревни, в которых жили наши прабабушки и прадедушки. Остаются живы лишь письменные и вещественные источники, которые мы должны изучать и знать. Задача учителя - расширить знания детей по истории родного края, заинтересовать историей своей малой родины.

Уделяя большое внимание духовной деятельности, В. А. Сухомлинский подчёркивал, что она связана с активными усилиями личности, которые необходимы для того, чтобы взгляды, убеждения, идеалы стали внутренними ценностями человека.

В таком случае важным средством духовно-нравственного воспитания является написание исследовательских работ. Обучающимися были написаны работы «История Ошланского детского дома», «Учителя - участники войны», «Какое оно, детство разных поколений?» и др. Материалы о жителях села, района, области используем при организации музейных выставок (выставки «Ошланские умельцы», «На службе России», «Спасибо вам, учителя!», «Они защищали Родину» и др.). Постоянно действующими экспозициями являются: выставка картин кировского художника Николая Широкова, фотовыставка выпускника школы С. П. Шаклеина, учительницы школы Е. В. Лекомцевой, расположенные в рекреации школы, по которым проводится экскурсия.

Непосредственное приобщение детей к практической деятельности на благо своей малой родины осуществляется через акции «Бессмертный полк», операция «Наш двор», «Красивое село», конкурс «Самое красивое учреждение», уборка территории у памятника и др. Формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию любви к Родине способствует вся сложившаяся в школе система внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности. Участие в социальных проектах является не только средством, но и показывает результативность духовно-нравственного воспитания детей. Ребёнок, у которого не развиты духовные начала, никогда не будет по своей инициативе искать сведения о вкладе своей семьи в Победу в Великой Отечественной войне, заниматься исследованием истории родного края или украшать свою школу, своё село.

Таким образом, идеи В. А. Сухомлинского, верного патриота, очень созвучны нашей современности и актуальны для нашей сельской малокомплектной школы.

Гуманизм, гражданственность и патриотизм как руководящие принципы педагогики учителя-исследователя из Павлыша чётко и последовательно отражаются во всём его творчестве. Свое педагогическое кредо, золотое правило воспитания подростков, как он сам называл, В. А. Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина», обращаясь к педагогическому сообществу, отмечал, что идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в живом трепете мысли и чувства, в созидании, поступках... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу. Это одно из золотых правил воспитания подростков, которое лежит в основе моей педагогической деятельности.

Список литературы

1. Байбородова Л. В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников : учеб.-метод. пособие. Ярославль : Департамент образования Яросл. обл., 2011. 289 с.

2. Байбородова Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся : учеб.-метод. пособие. Ярославль : Департамент образования Яросл. обл., 2008. 183 с.

3. Измайлова Е. И. Музейная педагогика как фактор позитивной социализации сельских школьников // Директор сельской школы. 2015. № 1. С. 83-88.

4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. URL: http://nsportal.ru/

5. Мусихин В. Е. Вятская деревня: история и современность : учеб.-метод. пособие для учителей и студентов. Киров : АОЗТ «Триада -С», 1996. 96 с.

6. Основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://oshlan-school.ucoz.ru/

Е. Г. Левченко, Р. Р. Шафигуллина, М. И. Губайдуллин, Л. Р. Халикова

Проект «Навигатор семейного национального воспитания»

В статье рассматривается проект по навигации семейного национального воспитания: актуальность, цель, задачи, ожидаемые количественные и качественные результаты.

Ключевые слова: навигатор, культурное наследие, семейные ценности, семейное национальное воспитание.

В настоящее время как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан существует острая необходимость формирования системы положительных установок в отношении семьи, семейных ценностей у детей, подростков и молодежи на примере национальных традиций народов Российской Федерации.

Современный мир глобализации выдвигает на первый план воспитание «человека мира», готового жить в мире полиязыковых, межкультурных отношений. Однако в такой ситуации существует и проблема потери национальной идентичности, осознания человеком своей национальной принадлежности и, соответственно, исчезновения уникальных культур и разнообразия языков. В настоящее время статистика межнациональных браков по Республике Башкортостан составляет 38%, что способствует смешению культур и традиций. Среди 160 этносов, коренной этнос «башкиры» составляет 29,5% от всего населения республики, однако процент говорящих на башкирском языке - 22,9%, что может свидетельствовать о некоторой потере языка и своих корней.

Знание языка, культуры, традиций является основой формирования национальной идентичности человека. При воспитании детей никакой иной социальный институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка. При этом только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, особенностей воспитания, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накоплено веками. Именно семья рождает осознание преемственности поколений, причастность к истории своего рода. В связи с этим существует необходимость возрождения семейных традиций, искоренение педагогической и правовой безграмотности родительского и педагогического сообществ.

Для успешного решения проблем социализации, воспитания детей и подростков необходимо создание единого портала-навигатора семейного национального воспитания, посредством которого возможна подготовка и систематизация информационно-методических материалов по семейному воспитанию и обучению детей и подростков, повышение квалификации педагогических работников в вопросах семейного воспитания, повышение информированности родителей и педагогов по гармонизации детско-роди-тельских отношений.

Целевые группы проекта: дети и подростки; педагоги; родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.