КОНЦЕПТ
Пупышева Л. Н. Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск №
научно-методический эАктронный журнал ^ ^ ^ 9-^ Ä "7П
ART 75059 УДК 371 49965. - issn 2304-120X.
Пупышева Людмила Николаевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ «Гимназия
имени Александра Грина», г. Киров
school-k3@mail.ru
Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий
и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей)
Аннотация. Внеурочная деятельность может рассматриваться как одна из форм развития уважения школьников к Родине. В статье обобщается инновационный опыт проектной деятельности общеобразовательной организации по формированию надпредметных результатов в ходе экскурсий на различных уровнях общего образования; дается анализ работы по комплексному патриотическому воспитанию обучающихся.
Ключевые слова: краеведение, надпредметные результаты, внеурочная деятельность, исследовательская и проектная деятельность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» накоплен интересный опыт работы по краеведению во внеурочной деятельности. Все мероприятия проекта «Вятский край. Краеведение» условно делятся на три группы, в которых гимназисты:
- выступают в роли потребителей краеведческой информации (уроки, кружки, факультативы);
- продолжают ученическую деятельность, начатую на занятиях кружков, факультативов, уроках;
- гимназисты применяют краеведческие знания и умения.
Д. С. Лихачев отмечал, то чувство Родины нужно заботливо выращивать, и, если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на растение перекати-поле [1].
Все начинается с начальной школы, где классные руководители организуют внеурочную деятельность детей, используя ресурс экскурсий и образовательных экспедиций по родному Вятскому краю, успешно формируют надпредметные результаты. Начиная с первого класса, классные руководители вместе с родительским комитетом, планируют внеклассную работу с детьми, определяя места для экскурсионных поездок. Начинается знакомство младших школьников с традициями и нравственно-этическими ценностями через целевые прогулки, выходы и выезды по городу, району, области, стране постепенно. Так, в первом классе гимназисты посещают библиотеки, музеи, театры родного города. Во втором классе расширяют круг выездов до границ области, практикуют выезды в город Котельнич с посещением музеев и Динопарка, в город Слободской, в село Рябово Зуевского района, на малую родину выдающихся русских художников Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых. В третьем и четвертом классах выезжают в другие города нашей страны, такие, как Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Великий Устюг.
Главный ожидаемый результат таких мероприятий заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: красоты, добра, истины, творчества, гражданственности, патриотизма [2]. Естественно, во время экскурсий ученики самостоятельно приобретают новые знания о Вятском крае, когда в процессе поездки они де-
г« ^ г«
КОНЦЕПТ
Пупышева Л. Н. Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск №
научмо-мзтодический эА^роиньиХ журнал ^ ^ j/059 9-htSi ""ре^Эл Ä ^ ART 75059 УДК 371 49965. - issn 2304-120X.
лают «открытия для себя». Формируются личностные результаты: основы гражданской и региональной идентичности личности; воспитываются чувства гордости и уважения к культурному наследию своей области.
В основной школе ребята тоже отдают предпочтение активному образу жизни, любят походы и экскурсии. Особое место классные руководители и учителя-предметники 5-7-х классов отводят экскурсиям по святым местам Вятки. Классный руководитель 7-го класса Ж. Г. Касимова считает, что Вятка - одно из самых удивительных мест России. И учащиеся должны знать о ней все. Воспитание с опорой на краеведение осуществляется ей по авторской программе «Ступени духовного роста», в которую включён раздел «Тропами предков». Эта программа позволяют учащимся быть не просто пассивными слушателями, но и самим принимать активное участие в занятиях. Привлекательной формой для ребят являются экспедиции и походы по Вятской земле. Походы планируются как пешеходные, так и выездные. Например, в 5-6 классе ребятам были предложены следующие пешеходные прогулки: «Вятский Арбат», «История Раздерихинского оврага», «Святыня Вятской земли», «Купеческая Вятка», «Дорога в космос», ЗАО «Сувенир» (производство матрешки), аэропорт, Дымковская игрушка, ГТРК «Вятка», музей «Плацдарм». Вместе с родителями были совершены интересные выездные экспедиции: экскурсия по старому Слободскому тракту, «Великорецкий крестный ход», «Васнецовское кольцо», посещение конефермы в Кирово-Чепецке, экскурсионный тур в Рябово. Посещены все памятные храмы и соборы города. Во время каждого похода обращается внимание ребят на красоту окружающего пейзажа, особенности архитектуры. Все это открывает мир прекрасного, ведет к пониманию и умению ценить свое, родное, местное. Детям в подростковом возрасте необходимо выезжать, знакомиться с заповедными местами Вятки, на практике изучать их географические, исторические, этнокультурные достопримечательности. Свои впечатления учащиеся записывают в классный дневник, пишут сочинения и путевые заметки, которые оформляются в классные ученические сборники и печатаются силами родителей. Кроме этого появляются замечательные презентации и видео из фотографий, привезенных с экскурсий и поездок, сделанные руками подростков. Так во внеурочной деятельности продолжают формироваться коммуникативные и информационные умения.
В 8-9-х классах большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся в научном гимназическом обществе «Парус». Образовательные экспедиции в этих классах носят целевой характер. Если это поездка в Санкт-Петербург, то ставится цель, узнать был ли в этом городе А. Грин, вятский писатель-романтик, имя которого носит Гимназия. Составляется план экспедиции. Собирается информация. По приезде домой участники экспедиции проводят обсуждение, делают выводы. Так поездка в Индию группы учащихся Гимназии имела цель познакомиться с образовательной школьной системой этой страны, Море воспоминаний, положительных эмоций и приобретение богатого социального опыта связано с этой поездкой в марте 2013 года. Учащиеся познакомились с традициями и обычаями индийских семей, посещали занятия в Дели-колледже города Индор, принимали активное участие на уроках географии, истории, химии, английского языка, в мастер-классе в стиле Варли. А после возвращения создали фильм о своей поездке и выступили перед коллективом учащихся с отчетом. Источником знаний о жизни и творчестве А. Грина стали поездки в Феодосию на международные гриновские чтения. Ученики Гимназии не только выступают там с исследовательскими работами по творчеству Грина, но и обогащаются новыми идеями, новыми знаниями, переоткры-
пи
КОНЦЕПТ
Пупышева Л. Н. Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск №
научно-методический эЛктронньиг журнал °е2р- ^ ^ 9-htS.2 -V, "еГЭл 'Кс ^ ART 75059 УДК 371 49965. - issn 2304-120X.
вающими для них уже известные факты. Так юные туристы-краеведы становятся исследователями, у них формируются исследовательские и проектные умения.
В старших 10-11 -х классах экскурсий и поездок меньше (ребята готовятся к экзаменам и поступлению в вузы), но они более целенаправленные. Чтобы иметь языковую практику по английскому языку группа гимназистов с педагогом отправилась в страны Скандинавии. Путешествие на пароме в Хельсинки и Стокгольм позволило учащимся познакомиться с традициями и обычаями Финляндии и Швеции. Гимназисты посетили сенатскую площадь с Кафедральным лютеранским собором Святого Николая, зданием Сената и памятником российскому императору Александру II Финляндии, Успенский собор, кафедральный собор православной церкви Финляндии, крупнейший православный храм Северной Европы, церковь Темппелиаукио, вырубленную в скале.
Восхитились красотой Королевского дворца - действующая резиденция шведской королевской семьи - а также церковью Риддархольмена, церковь в историческом центре Стокгольма, усыпальница шведских монархов до 1950 года. И конечно, пробовали себя в диалогах, общаясь с иностранными туристами.
Классный руководитель Г. Н. Воронова, работающая в классе с углубленным изучением истории, в образовательных экспедициях расширяет спектр исторических знаний гимназистов. Неоднократно она возила учащихся в С-Петербург, где они посетили Эрмитаж, Екатерининский дворец, Петропавловскую крепость, Русский музей, храмы С-Петербурга, учебные заведения С-Петербурга. Учащиеся в сопровождении Г. Н. Вороновой побывала в Москве, Нижнем Новгороде, Евпатории, Феодосии. Таким образом, педагог постоянно создает условия для активной познавательной деятельности учащихся в краеведческих экспедициях.
В 2014 году учащиеся Гимназии в рамках Федеральной программы побывали в спортивно-оздоровительном лагере «Горный. Гимназисты изучили Гриновские места Крыма: музей в Феодосии и Старом Крыму, посетили могилу Александра Степановича, систематизировали и обобщили много краеведческого материала о Грине. Погружение в историческую эпоху, присутствие на местах исторических событий осуществлялось в Севастополе: Сапун-гора, Малахов курган, панорама Крымской войны, Владимирский собор с усыпальницей адмиралов. Учащиеся прикоснулись к историческим экспонатам в пещерном городе и в Бахчисарае, посетили Воронцовский дворец, Массандровский дворец, замок Ласточкино гнездо, дом-музей Максимилиана Волошина, поднимались на потухший вулкан Кара-Даг. Вся экскурсионная деятельность в лагере повысила культурный уровень гимназистов и, конечно, формировала личностные ценности и смыслообразования в душе каждого ребенка.
Таким образом, анализ деятельности образовательного учреждения на позволяет утверждать, что педагоги Гимназии в тесном сотрудничестве с родителями и учащимися активно используют экскурсионный краеведческий ресурс как одно из направлений дополнительного образования для формировании надпредметных результатов.
Ссылки на источники
1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. - Изд. 3-е. -М.: Дет. лит., 1989. - 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683
м Q м
КОНЦЕПТ
Пупышева Л. Н. Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75059. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75059.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120Х.
ISSN 2304
7723С
научно-методический электронный журнал ART 75059 УДК 371
Lyudmila Pupysheva,
Deputy director for teaching and educational work, Alexander Green gymnasium, Kirov
school-k3@mail.ru
Formation of Hyper-objective Results of Gymnasium Students during Excursions and Educational Expeditions (Based on Tutors' Experience) Abstract. Extracurricular activities may be regarded as a form of developing students' respect for the motherland. The article summarizes the innovative project experience of the educational organization aimed at forming hyper-objective results during excursions at various levels of secondary education. It analyzes the work on integrated patriotic education of students.
Key words: local history, hyper-objective results, extracurricular activities, research and project work. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Вятский государственный гуманитарный университет»
ГУ r\J
9772304120159