СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ СТАЦИОНАРНОЙ ГРУППЫ ПЯТИДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Щербакова Екатерина Владиславовна
педагог-психолог ГКУСО МО «Наро-Фоминский РЦ «Сказка»
В условиях реабилитационных центров не всегда есть возможность формировать группы, учитывая возрастные, интеллектуальные и другие особенности детей. Зачастую, специалист сталкивается с необходимостью налаживать коррекционно-развивающий процесс в группах детей разноуровневого развития, что несет за собой определенные трудности.
Так как, в большинстве своем, группы формируются из детей разного возраста, социального положения, а также, с различными диагнозами, психологу в своей работе приходится иметь дело с разновозрастными и разноуровневыми группами, что не дает возможности применять классические методы групповой коррекции, поскольку они подчиняются довольно жесткому правилу: для каждого возраста и диагноза - свой подход. Использование только индивидуальной работы в таких условиях также неправомерно - слишком много детей и слишком мало времени.
Столкнувшись в своей работе с подобной проблемой, я попыталась перейти на новый уровень своей профессиональной деятельности. Постаравшись соединить в своей работе индивидуальный подход к каждому ребенку, новые и нестандартные приемы работы, применение технологий здоровьесбережения, я пришла к выводу, что оптимальным, в сложившихся условиях будет акцентирование внимания на создании и оптимизации комфортных зон ближайшего развития ребенка.
Как известно, среда оказывает значительное влияние на становление и развитие личности, формирование и усвоение когнитивно-бихевиоральной информации. Достижение цели оптимизации средового воздействия на ребенка с ограниченными возможностями может осуществляться различными способами, самым простым и популярным из которых, на сегодняшний день, является формирование вокруг ребенка пространства наиболее комфортного для его существования. В этом случае среда рассматривается с материальной позиции: организация пространства подразумевает под собой определенное зонирование помещения для занятий - выделение зон отдыха, активных игр, интеллектуальной работы. Помещение для проведения занятий должно быть достаточно просторно и хорошо освещено, и, самое главное, каждому из участников коррекционно-развивающего взаимодействия должно быть комфортно в нем.
Организация комфортного пространства, занимает важное место в создании условий для максимально продуктивного развития ребенка и активизации заложенного в нем потенциала. Однако, не стоит забывать, что это не «панацея» психологии и педагогики.
Комфортная среда развития и жизнедеятельности -это не только вещи нас окружающие, но и информационное пространство, в котором мы существуем. Нехватка информации, ее неадекватность, несовпадение тезаурусов собеседников - все это является одним из основных
стресс-факторов. Иными словами, среда — это основа существования и развития ребенка.
Концепция комплексного коррекционно-развиваю-щего воздействия на группы детей разноуровневого развития ставит своей основной целью организацию и оптимизацию комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями. Также к целевым установкам данной концепции относится:
■ Организация дифференциального обследования и наглядного отображения динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного кор-рекционного воздействия.
■ Построение комплексного коррекционно-развива-ющего процесса как целостной единой системы.
Рассмотрим каждый из элементов боле подробно. 1. Система дифференциальной диагностики в рамках группы пятидневного пребывания.
Для успешности и продуктивности коррекционно -развивающего процесса с детьми с ОВЗ необходима адекватная и объективная оценка курабельности их дефекта и потенциальных возможностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный маршрут сопровождения;
• обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность кор-рекционной работы;
• определить условия развития ребенка;
• консультировать родителей ребенка.
Все полученные в ходе дифференциальной диагностики данные заносятся в диагностическую карту ребенка и представляются в виде графического отображения коэффициента психического развития.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение коэффициента психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное
развитие). По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Диагностическое обследование ребенка проводится три раза в год, что способствует отслеживанию динамики и продуктивности коррекционного воздействия.
Такой способ диагностического исследования, как дифференциальная диагностика, позволяет взглянуть на дефект с различных сторон и выявить реальную картину его потенциальной компенсации или коррекции. Иными словами, изучив различные компоненты психического развития ребенка, мы можем говорить о курабельности дефекта, определить сильные стороны, за счет которых мы можем повысить коэффициент психического развития в
целом. По результатам диагностического обследования заполняется карта психологической диагностики. Наглядно результаты диагностического обследования представляются в графическом виде, что позволяет отследить общую тенденцию развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающая работа в рамках группы пятидневного пребывания.
Основная задача коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Приблизительный маршрут сопровождения детей в рамках группы пятидневного пребывания можно представить следующим образом (см. Таблица 1).
Таблица 1
Маршрут сопровождения.
Направление Задачи
Развитие внимания развивать способность к переключению внимания;
развивать концентрацию внимания;
развивать произвольное внимание;
развивать объём внимания;
развивать произвольное внимание.
Развитие восприятия развивать восприятие геометрических фигур
развивать точность восприятия
развивать цветоразличение
развивать восприятие длительности временного интервала
развивать представление о частях суток
развивать представления о временах года
развивать пространственные представления
развивать наблюдательность
Развитие мышления развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
развивать гибкость ума и словарный запас
развивать сообразительность
Развитие памяти увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
Развитие воображения и творческих способностей развивать воображение и творческие способности
Развитие тонкой моторики рук развивать тонкую моторику рук
Общая структура коррекционно-развивающего занятия включает в себя:
1. Вводная часть, цель которой - настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основными процедурами работы являются приветствие и игры на развитие навыков общения
2. Основная часть В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи.
3. Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основными проце-
дурами является проведение какой-либо общей игры, релаксация и рефлексия Все мероприятия психологического сопровождения рассчитаны на длительный срок реабилитации (9 месяцев) и включают в себя четкую проработку основных лексических (см. Таблица 2).
Основными условиями реализации комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках стационарных групп пятидневного пребывания является:
1. Взаимодействие специалистов разных категорий
2. Обладание необходимыми знаниями
• о характерных особенностях развития детей с различными диагнозами
• о современных формах и методах работы с различными категориями детей
Таблица 2
Календарное тематическое планирование._
Вид деятельности/название мероприятия Ко-во ак. часов Срок проведения
в неделю
Дифференциальная диагностика
Вводное занятие «Жили-были...» 2 сентябрь
Лексическая тема «ФРУКТЫ» «Груля и Дук» 2
Лексическая тема «ОВОЩИ» «У Копатыча»» 2
Лексическая тема «ОСЕНЬ» «Листопад» 2
Лексическая тема «ЧАСТИ ТЕЛА» «Руки, ноги, голова!» 2 октябрь
Лексическая тема «ОДЕЖДА» «Маша-растеряша» 2
Лексическая тема «ИГРУШКИ» «В стране живых игрушек» 2
Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» 2
«Кот Баюн приглашает в гости»
10 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ» «Мохнатые малыши» 2 ноябрь
11 Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» «Клыкастые и зубастые» 2
12 Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ» «Мамонтенок ищет маму» 2
13 Лексическая тема «ЖИВОТНЫЕ: ОБОБЩЕНИЕ» «Эти забавные животные» 2
14 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» «Птичий переполох» 2 декабрь
15 Лексическая тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ» «Полетаем» 2
16 Лексическая тема «НОВЫЙ ГОД» «Разноцветный серпантин» 2
17 Дифференциальная диагностика Январь
18 Лексическая тема «ЗИМА» «Приключения Снеговика» 2
19 Лексическая тема «СЕМЬЯ» «Белоснежка и семь гномов» 2 февраль
20 Лексическая тема «ДОМ» «Незнайка и все, все, все» 2
21 Лексическая тема «МЕБЕЛЬ» «Три медведя» 2
22 Лексическая тема «ПОСУДА» «Федорино горе» 2
23 Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК» «Девочки-препевочки» 2 март
24 Лексическая тема «ЕДА» «Ням, Хрум и Ляля» 2
25 Лексическая тема «ТРАНСПОРТ» «Страна Механия» 2
26 Лексическая тема «ВЕСНА» «Цветоград» 2
27 Лексическая тема «РАСТЕНИЯ» «Страна Вообразилия» 2 апрель
28 Лексическая тема «ПРОФЕССИИ» «Страна трудяжек» 2
29 Лексическая тема «ПРАЗДНИКИ» Смешилкин день» 2
30 Лексическая тема «ЛЕТО» «Прыг-скок» 2
31 Лексическая тема «ВРЕМЕНА ГОДА» «Калейдоскоп» 2 май
32 Дифференциальная диагностика
Принципами построения комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках данного направления является:
Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
• Единство диагностики и коррекции.
• Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Комплексность методов психологического воздействия.
• Учет объема и степени разнообразия материала. Главные ожидаемые результаты работы по данному направлению - это повышение уровня психического развития ребенка по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие).
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Ме-
тодическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2002.
3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1969.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С.. О детях с отклонениями в развитии. - М., «Просвещение», 1973.
6. Выготский Л.С.. Основы дефектологии. - СПб., «Лань», 2003.
7. Большая книга развивающих заданий для детей 4 -5 лет. - М., 2006.
8. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррек-ционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.
9. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
10. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
11. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
12. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
13. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., 2004.
14. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное
пособие для педагогов, психологов, дефектологов. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.
15. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. - РОСТОВ - НА ДОНУ., 2004.
16. Орехова О.А.. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., «Речь», 2002.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В РАБОТУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КЛИНИКИ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ
КошелевВ.В1., ВиноградоваМ.Г.2, Шабанова А.А.3
'- доктор мед. наук, замглавврача по КЭР, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Психиатрическая Клиническая Больница №12 Департамента здравоохранения города Москвы 2- канд. психол. наук, доцент кафедры нейро-и патопсихологии Московского государственного университета
имени М.В Ломоносова, г.Москва
3-клинический психолог Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы Психиатрической Клинической Больницы №12 Департамента здравоохранения города Москвы
Современный этап развития психологической службы в психиатрической клинике ставит ряд задач: расширение числа используемых методик, направленность на изучение личностных особенностей пациентов, анализ имеющихся у больных когнитивных нарушений, а также исследование характера соотношений между эмоционально-личностными особенностями и когнитивным функционированием. Эта задача особенно актуальна в условиях развития практики амбулаторного лечения в психиатрических учреждениях, подразумевающей ведение пациента без перерывов в его трудовой деятельности. Кроме того, внебольничные формы оказания психиатрической помощи позволяют сократить число регоспитализаций, увеличивать продолжительность ремиссий, улучшить качество социального и трудового функционирования пациентов [6].
Для определения возможностей такого лечения, выбора мишеней для фармакотерапии, оценки ее эффективности, определения стратегий для психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации необходимо комплексное взаимодействие специалистов и расширение применяемых качественных и количественных диагностических инструментов [1]. Для достижения данных целей в психологических диагностических исследованиях необходимо внедрение новых подходов.
Среди контингента больных, получающих внеболь-ничную психиатрическую помощь, по данным на 2013 г., преобладают пациенты с шизотипическим расстройством (22%), пациенты с расстройствами личности и невротическими расстройствами составляют 2,2% и 6,2%, соответственно [2].
На базе Городского бюджетного учреждения здравоохранения Психиатрической клинической больницы №12 Департамента Здравоохранения города Москвы нами были проведены многолетние исследования больных с шизотипическими расстройствами, а также расстройствами личности, которые позволили разработать методический подход к организации психологического обследования для решения задач фармакотерапии, психотерапии,
психологического консультирования и социальной адаптации.
Известно, что когнитивные нарушения при расстройствах личности, а также шизотипическом расстройстве редко достигают высокой степени выраженности и проявляются только в особых условиях дезорганизации «наиболее сложных форм социально-детерминированного адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее» [5]. Данная многоаспектность и не яркая выраженность когнитивных нарушений приводят к необходимости разработки специального методического аппарата для работы с пациентами в клинике пограничных расстройств, позволяющего сравнивать полученные результаты не только с нормативными показателями, но и фиксировать качественные особенности деятельности.
На основе опыта проведенных исследований было показано, что сочетание принципов качественного и количественного анализа позволяет развернуть процессы обработки различных стимулов (вербальных и невербальных, эмоционально-нейтральных и эмоционально-насыщенных) и выявить роль соответствующих факторов в структуре познавательных процессов. К данным факторам можно отнести варьирование степени эмоциональной наг-руженности стимульного материала, доминирующие способы обработки информации (симультанный, сукцессив-ный принцип), характер стимульного материала (наглядно-образный, слухоречевой).
Методической основой проведенных циклов исследований было сочетание тестовых и экспериментальных методик, направленных на изучение различных компонентов вербального и невербального интеллекта, процессов понимания причинно-следственных отношений в социальных и житейских ситуациях, способности к предвосхищению событий и особенностей взаимодействия с социально-значимым стимульным материалом. Подобная методология проведения исследований в клинике пограничных состояний позволяет моделировать познаватель-