Научная статья на тему 'Система работы педагога-психолога в рамках стационарной группы пятидневного пребывания в условиях реабилитационных центров социальной защиты населения'

Система работы педагога-психолога в рамках стационарной группы пятидневного пребывания в условиях реабилитационных центров социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербакова Екатерина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы педагога-психолога в рамках стационарной группы пятидневного пребывания в условиях реабилитационных центров социальной защиты населения»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ СТАЦИОНАРНОЙ ГРУППЫ ПЯТИДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Щербакова Екатерина Владиславовна

педагог-психолог ГКУСО МО «Наро-Фоминский РЦ «Сказка»

В условиях реабилитационных центров не всегда есть возможность формировать группы, учитывая возрастные, интеллектуальные и другие особенности детей. Зачастую, специалист сталкивается с необходимостью налаживать коррекционно-развивающий процесс в группах детей разноуровневого развития, что несет за собой определенные трудности.

Так как, в большинстве своем, группы формируются из детей разного возраста, социального положения, а также, с различными диагнозами, психологу в своей работе приходится иметь дело с разновозрастными и разноуровневыми группами, что не дает возможности применять классические методы групповой коррекции, поскольку они подчиняются довольно жесткому правилу: для каждого возраста и диагноза - свой подход. Использование только индивидуальной работы в таких условиях также неправомерно - слишком много детей и слишком мало времени.

Столкнувшись в своей работе с подобной проблемой, я попыталась перейти на новый уровень своей профессиональной деятельности. Постаравшись соединить в своей работе индивидуальный подход к каждому ребенку, новые и нестандартные приемы работы, применение технологий здоровьесбережения, я пришла к выводу, что оптимальным, в сложившихся условиях будет акцентирование внимания на создании и оптимизации комфортных зон ближайшего развития ребенка.

Как известно, среда оказывает значительное влияние на становление и развитие личности, формирование и усвоение когнитивно-бихевиоральной информации. Достижение цели оптимизации средового воздействия на ребенка с ограниченными возможностями может осуществляться различными способами, самым простым и популярным из которых, на сегодняшний день, является формирование вокруг ребенка пространства наиболее комфортного для его существования. В этом случае среда рассматривается с материальной позиции: организация пространства подразумевает под собой определенное зонирование помещения для занятий - выделение зон отдыха, активных игр, интеллектуальной работы. Помещение для проведения занятий должно быть достаточно просторно и хорошо освещено, и, самое главное, каждому из участников коррекционно-развивающего взаимодействия должно быть комфортно в нем.

Организация комфортного пространства, занимает важное место в создании условий для максимально продуктивного развития ребенка и активизации заложенного в нем потенциала. Однако, не стоит забывать, что это не «панацея» психологии и педагогики.

Комфортная среда развития и жизнедеятельности -это не только вещи нас окружающие, но и информационное пространство, в котором мы существуем. Нехватка информации, ее неадекватность, несовпадение тезаурусов собеседников - все это является одним из основных

стресс-факторов. Иными словами, среда — это основа существования и развития ребенка.

Концепция комплексного коррекционно-развиваю-щего воздействия на группы детей разноуровневого развития ставит своей основной целью организацию и оптимизацию комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями. Также к целевым установкам данной концепции относится:

■ Организация дифференциального обследования и наглядного отображения динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного кор-рекционного воздействия.

■ Построение комплексного коррекционно-развива-ющего процесса как целостной единой системы.

Рассмотрим каждый из элементов боле подробно. 1. Система дифференциальной диагностики в рамках группы пятидневного пребывания.

Для успешности и продуктивности коррекционно -развивающего процесса с детьми с ОВЗ необходима адекватная и объективная оценка курабельности их дефекта и потенциальных возможностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

• определить оптимальный маршрут сопровождения;

• обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность кор-рекционной работы;

• определить условия развития ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Все полученные в ходе дифференциальной диагностики данные заносятся в диагностическую карту ребенка и представляются в виде графического отображения коэффициента психического развития.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального маршрута).

Основной целью применения психологической диагностики является определение коэффициента психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное

развитие). По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Диагностическое обследование ребенка проводится три раза в год, что способствует отслеживанию динамики и продуктивности коррекционного воздействия.

Такой способ диагностического исследования, как дифференциальная диагностика, позволяет взглянуть на дефект с различных сторон и выявить реальную картину его потенциальной компенсации или коррекции. Иными словами, изучив различные компоненты психического развития ребенка, мы можем говорить о курабельности дефекта, определить сильные стороны, за счет которых мы можем повысить коэффициент психического развития в

целом. По результатам диагностического обследования заполняется карта психологической диагностики. Наглядно результаты диагностического обследования представляются в графическом виде, что позволяет отследить общую тенденцию развития ребенка.

2. Коррекционно-развивающая работа в рамках группы пятидневного пребывания.

Основная задача коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Приблизительный маршрут сопровождения детей в рамках группы пятидневного пребывания можно представить следующим образом (см. Таблица 1).

Таблица 1

Маршрут сопровождения.

Направление Задачи

Развитие внимания развивать способность к переключению внимания;

развивать концентрацию внимания;

развивать произвольное внимание;

развивать объём внимания;

развивать произвольное внимание.

Развитие восприятия развивать восприятие геометрических фигур

развивать точность восприятия

развивать цветоразличение

развивать восприятие длительности временного интервала

развивать представление о частях суток

развивать представления о временах года

развивать пространственные представления

развивать наблюдательность

Развитие мышления развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

развивать гибкость ума и словарный запас

развивать сообразительность

Развитие памяти увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

Развитие воображения и творческих способностей развивать воображение и творческие способности

Развитие тонкой моторики рук развивать тонкую моторику рук

Общая структура коррекционно-развивающего занятия включает в себя:

1. Вводная часть, цель которой - настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основными процедурами работы являются приветствие и игры на развитие навыков общения

2. Основная часть В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи.

3. Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основными проце-

дурами является проведение какой-либо общей игры, релаксация и рефлексия Все мероприятия психологического сопровождения рассчитаны на длительный срок реабилитации (9 месяцев) и включают в себя четкую проработку основных лексических (см. Таблица 2).

Основными условиями реализации комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках стационарных групп пятидневного пребывания является:

1. Взаимодействие специалистов разных категорий

2. Обладание необходимыми знаниями

• о характерных особенностях развития детей с различными диагнозами

• о современных формах и методах работы с различными категориями детей

Таблица 2

Календарное тематическое планирование._

Вид деятельности/название мероприятия Ко-во ак. часов Срок проведения

в неделю

Дифференциальная диагностика

Вводное занятие «Жили-были...» 2 сентябрь

Лексическая тема «ФРУКТЫ» «Груля и Дук» 2

Лексическая тема «ОВОЩИ» «У Копатыча»» 2

Лексическая тема «ОСЕНЬ» «Листопад» 2

Лексическая тема «ЧАСТИ ТЕЛА» «Руки, ноги, голова!» 2 октябрь

Лексическая тема «ОДЕЖДА» «Маша-растеряша» 2

Лексическая тема «ИГРУШКИ» «В стране живых игрушек» 2

Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» 2

«Кот Баюн приглашает в гости»

10 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ» «Мохнатые малыши» 2 ноябрь

11 Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» «Клыкастые и зубастые» 2

12 Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ» «Мамонтенок ищет маму» 2

13 Лексическая тема «ЖИВОТНЫЕ: ОБОБЩЕНИЕ» «Эти забавные животные» 2

14 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» «Птичий переполох» 2 декабрь

15 Лексическая тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ» «Полетаем» 2

16 Лексическая тема «НОВЫЙ ГОД» «Разноцветный серпантин» 2

17 Дифференциальная диагностика Январь

18 Лексическая тема «ЗИМА» «Приключения Снеговика» 2

19 Лексическая тема «СЕМЬЯ» «Белоснежка и семь гномов» 2 февраль

20 Лексическая тема «ДОМ» «Незнайка и все, все, все» 2

21 Лексическая тема «МЕБЕЛЬ» «Три медведя» 2

22 Лексическая тема «ПОСУДА» «Федорино горе» 2

23 Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК» «Девочки-препевочки» 2 март

24 Лексическая тема «ЕДА» «Ням, Хрум и Ляля» 2

25 Лексическая тема «ТРАНСПОРТ» «Страна Механия» 2

26 Лексическая тема «ВЕСНА» «Цветоград» 2

27 Лексическая тема «РАСТЕНИЯ» «Страна Вообразилия» 2 апрель

28 Лексическая тема «ПРОФЕССИИ» «Страна трудяжек» 2

29 Лексическая тема «ПРАЗДНИКИ» Смешилкин день» 2

30 Лексическая тема «ЛЕТО» «Прыг-скок» 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Лексическая тема «ВРЕМЕНА ГОДА» «Калейдоскоп» 2 май

32 Дифференциальная диагностика

Принципами построения комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках данного направления является:

Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

• Единство диагностики и коррекции.

• Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

• Комплексность методов психологического воздействия.

• Учет объема и степени разнообразия материала. Главные ожидаемые результаты работы по данному направлению - это повышение уровня психического развития ребенка по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие).

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Ме-

тодическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2002.

3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.

4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1969.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С.. О детях с отклонениями в развитии. - М., «Просвещение», 1973.

6. Выготский Л.С.. Основы дефектологии. - СПб., «Лань», 2003.

7. Большая книга развивающих заданий для детей 4 -5 лет. - М., 2006.

8. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррек-ционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.

9. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.

10. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

11. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.

12. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.

13. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., 2004.

14. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное

пособие для педагогов, психологов, дефектологов. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.

15. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. - РОСТОВ - НА ДОНУ., 2004.

16. Орехова О.А.. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., «Речь», 2002.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В РАБОТУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КЛИНИКИ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ

КошелевВ.В1., ВиноградоваМ.Г.2, Шабанова А.А.3

'- доктор мед. наук, замглавврача по КЭР, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Психиатрическая Клиническая Больница №12 Департамента здравоохранения города Москвы 2- канд. психол. наук, доцент кафедры нейро-и патопсихологии Московского государственного университета

имени М.В Ломоносова, г.Москва

3-клинический психолог Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы Психиатрической Клинической Больницы №12 Департамента здравоохранения города Москвы

Современный этап развития психологической службы в психиатрической клинике ставит ряд задач: расширение числа используемых методик, направленность на изучение личностных особенностей пациентов, анализ имеющихся у больных когнитивных нарушений, а также исследование характера соотношений между эмоционально-личностными особенностями и когнитивным функционированием. Эта задача особенно актуальна в условиях развития практики амбулаторного лечения в психиатрических учреждениях, подразумевающей ведение пациента без перерывов в его трудовой деятельности. Кроме того, внебольничные формы оказания психиатрической помощи позволяют сократить число регоспитализаций, увеличивать продолжительность ремиссий, улучшить качество социального и трудового функционирования пациентов [6].

Для определения возможностей такого лечения, выбора мишеней для фармакотерапии, оценки ее эффективности, определения стратегий для психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации необходимо комплексное взаимодействие специалистов и расширение применяемых качественных и количественных диагностических инструментов [1]. Для достижения данных целей в психологических диагностических исследованиях необходимо внедрение новых подходов.

Среди контингента больных, получающих внеболь-ничную психиатрическую помощь, по данным на 2013 г., преобладают пациенты с шизотипическим расстройством (22%), пациенты с расстройствами личности и невротическими расстройствами составляют 2,2% и 6,2%, соответственно [2].

На базе Городского бюджетного учреждения здравоохранения Психиатрической клинической больницы №12 Департамента Здравоохранения города Москвы нами были проведены многолетние исследования больных с шизотипическими расстройствами, а также расстройствами личности, которые позволили разработать методический подход к организации психологического обследования для решения задач фармакотерапии, психотерапии,

психологического консультирования и социальной адаптации.

Известно, что когнитивные нарушения при расстройствах личности, а также шизотипическом расстройстве редко достигают высокой степени выраженности и проявляются только в особых условиях дезорганизации «наиболее сложных форм социально-детерминированного адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее» [5]. Данная многоаспектность и не яркая выраженность когнитивных нарушений приводят к необходимости разработки специального методического аппарата для работы с пациентами в клинике пограничных расстройств, позволяющего сравнивать полученные результаты не только с нормативными показателями, но и фиксировать качественные особенности деятельности.

На основе опыта проведенных исследований было показано, что сочетание принципов качественного и количественного анализа позволяет развернуть процессы обработки различных стимулов (вербальных и невербальных, эмоционально-нейтральных и эмоционально-насыщенных) и выявить роль соответствующих факторов в структуре познавательных процессов. К данным факторам можно отнести варьирование степени эмоциональной наг-руженности стимульного материала, доминирующие способы обработки информации (симультанный, сукцессив-ный принцип), характер стимульного материала (наглядно-образный, слухоречевой).

Методической основой проведенных циклов исследований было сочетание тестовых и экспериментальных методик, направленных на изучение различных компонентов вербального и невербального интеллекта, процессов понимания причинно-следственных отношений в социальных и житейских ситуациях, способности к предвосхищению событий и особенностей взаимодействия с социально-значимым стимульным материалом. Подобная методология проведения исследований в клинике пограничных состояний позволяет моделировать познаватель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.