Научная статья на тему 'Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников'

Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1231
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SANDPLAY THERAPY / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / EMOTIONAL DISORDERS / SENIOR PRESCHOOL AGE / EMOTIONAL EXCITABILITY / ANXIETY / EMOTIONAL WELL-BEING / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (SANDPLAY) / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОЛНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Старостина Любовь Дмитриевна, Филиппова Мария Анатольевна

В статье освещается работа детского психолога по коррекции эмоциональных проблем детей дошкольного возраста. В качестве метода коррекции используется песочная терапия Sandplay, включенная в систему пихолого-педагогических занятий с детьми в детском саду. Цель выявление эффективности коррекции и условий необходимых для успешной реализации метода в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Методология и методы исследования. Исследование базируется на концепциях аналитической психологии, психологических учениях о роли игры и эмоций в психическом развитии ребенка. Применены методы теоретического анализа, беседы, наблюдения, экспертных оценок, количественно-качественного анализа результатов. Результаты. На основании данных психологического обследования была разработана программа коррекции с применением метода песочной терапии. Эффективность проведенной работы отразилось в нормализации уровня эмоциональной возбудимости, нейтрализации невротических симптомов, эмоционального благополучия. Рассмотрены условия обеспечивающие успешность применения метода в деятельности педагога-психолога дошкольного образования. Область применения результатов. Программа может быть рекомендована психологам системы дошкольногообразования. Диагностический блок программы будет полезен в психопрофилактической, медико-реабилитационной работе по части изучения динамики изменений в результате применения любого психотерапевтического метода по коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Старостина Любовь Дмитриевна, Филиппова Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANDPLAY THERAPY AS A METHOD OF CORRECTION OF PRESCHOOLERS’S EMOTIONAL DISORDERS

The article presents the correctional work of a child psychologist on the emotional problems of preschool children. Sandplay is used as a method of correction. The purpose is to identify parameters of the emotional sphere of the preschooler, which can be corrected by systematic psychological and pedagogical sessions using a Sandplay Therapy. Methodology and methods of research. The research is based on the conceptions of analytical psychology, of a Game Theory and Theory of Emotions, of the cultural and historical theory of mental development. In research are applied the methods of theoretical analysis, conversation, observation, expert assessments, quantitative-qualitative analysis of the empirical results. Results. On the basis of the data of psychological examination was created the correction program of the psycho-emotional sphere of the child with application of the sandplay therapy. The effectiveness of the correction was reflected in the normalization of the level of emotional excitability, neutralization of neurotic symptoms, but the level of emotional well-being in the peers group remains unchanged. The conditions ensuring the success of the method in the activity of the child psychologist of preschool education are considered. The scope of the results. The program can be recommended to psychologists of preschool education. The diagnostic block of the program will be useful in psychoprophylactic, medical rehabilitation work on the study of the dynamics of changes as a result of the use of any psychotherapeutic method for the correction of emotional and behavioral disorders in childhood.

Текст научной работы на тему «Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-10-133-150 УДК 159.9.072.52

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Старостина Л.Д., Филиппова М.А.

В статье освещается работа детского психолога по коррекции эмоциональных проблем детей дошкольного возраста. В качестве метода коррекции используется песочная терапия - Sandplay, включенная в систему пихолого-педагогических занятий с детьми в детском саду.

Цель - выявление эффективности коррекции и условий необходимых для успешной реализации метода в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Методология и методы исследования. Исследование базируется на концепциях аналитической психологии, психологических учениях о роли игры и эмоций в психическом развитии ребенка. Применены методы теоретического анализа, беседы, наблюдения, экспертных оценок, количественно-качественного анализа результатов.

Результаты. На основании данных психологического обследования была разработана программа коррекции с применением метода песочной терапии. Эффективность проведенной работы отразилось в нормализации уровня эмоциональной возбудимости, нейтрализации невротических симптомов, эмоционального благополучия. Рассмотрены условия обеспечивающие успешность применения метода в деятельности педагога-психолога дошкольного образования.

Область применения результатов. Программа может быть рекомендована психологам системы дошкольногообразования. Диагностический блок программы будет полезен в психопрофилактической, медико-реабилитационной работе по части изучения динамики изменений в результате применения любого психотера-

певтического метода по коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте.

Ключевые слова: песочная терапия (Sandplay); психоэмоциональное состояние; эмоциональные нарушения; старший дошкольный возраст; эмоциолнальная возбудимость; тревожность; эмоциональное благополучие.

SANDPLAY THERAPY AS A METHOD OF CORRECTION OF PRESCHOOLERS'S EMOTIONAL DISORDERS

Starostina L.D., Filippova M.A.

The article presents the correctional work of a child psychologist on the emotional problems of preschool children. Sandplay is used as a method of correction.

The purpose is to identify parameters of the emotional sphere of the preschooler, which can be corrected by systematic psychological and pedagogical sessions using a Sandplay Therapy.

Methodology and methods of research. The research is based on the conceptions of analytical psychology, of a Game Theory and Theory of Emotions, of the cultural and historical theory of mental development. In research are applied the methods of theoretical analysis, conversation, observation, expert assessments, quantitative-qualitative analysis of the empirical results.

Results. On the basis of the data of psychological examination was created the correction program of the psycho-emotional sphere of the child with application of the sandplay therapy. The effectiveness of the correction was reflected in the normalization of the level of emotional excitability, neutralization of neurotic symptoms, but the level of emotional well-being in the peers group remains unchanged. The conditions ensuring the success of the method in the activity of the child psychologist of preschool education are considered.

The scope of the results. The program can be recommended to psychologists ofpreschool education. The diagnostic block of the program

will be useful in psychoprophylactic, medical rehabilitation work on the study of the dynamics of changes as a result of the use of any psychotherapeutic method for the correction of emotional and behavioral disorders in childhood.

Keywords: sandplay therapy; psycho-emotional state; emotional disorders; senior preschool age; emotional excitability; anxiety; emotional well-being.

Проблема эмоционального развития в дошкольном возрасте признана актуальной всеми представителями различных направлений современной психологии и психотерапии. Как отмечал выдающийся русский философ, автор педагогической концепции воспитания, основанной на духовно-нравственном развитии личности, В.В. Зень-ковский, детство является "золотым веком эмоционального в чело-веке"[11]. В первой половине прошлого столетия внимание многих исследователей было приковано к изучению роли эмоций в возникновении всевозможных психических расстройству детей и подростков.

Почти у всех авторов исследований подчеркивается важность развития способности к пониманию эмоционального состояния другого и управлять собственными эмоциями. В этой связи распознавание и передача эмоций признается как сложный процесс, требующий формирования определенных жизненных компетенций. Так же важным признается умение ребенка выражать свои чувства, что является важным показателем понимания имсобственного внутреннего мира, что отражается на его психическом состоянии, благополучии, потенциале дальнейшего развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов у детей часто возникают негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Песочная терапия как метод коррекции имеет большое значение для поддержания психологического здоровья, формирования всех аспектов психического развития ребенка. Будучи недиррективным методом терапии и коррекции, песочная терапия формирует в де-

тях гуманность и искренностьв межличностном взаимодействии. Именно поэтому она может использоваться в развивающих и обучающих занятиях с детьми дошкольного возраста.

Опыт применения метода показывает, что игры с песком способствуют гармонизации эмоционального состояния ребенка, формируют умение прислушиваться к собственным ощущениям, осознавать свою соматику [8; 26]. Благотворно так же влияние песочной на развитие речи, произвольного внимания и памяти [18; 19]. Активный творческий процесс по отношению к различным ситуациям в песочнице, позволяет ребенку обрести опыт самостоятельного разрешения трудностей, улучшает деятельность мыслительных и эмо-циональныхпроцессов [3;28; 30].

В исследовании приняли участиедети в возрасте 6-7 лет, посещающие ДОУ. Предметом исследования выступилапесочная терапия как метод коррекционно-развивающей работы по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность метода песочной терапии в коррекции психоэмоционального состояния детей, разработать рекомендации по условиям обсепечивающим эффективность применения метода в рамках систематической психолого-педагогической деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1. Теоретико-методологическое обоснование метода Sandplay в коррекции эмоциональных нарушений.

2. Выявить особенности психоэмоционального состояния детей, посещающих ДОУ.

3. Разработать программу по коррекции психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста с применением метода песочной терапии.

4. Определить динамику психических показателей в результате психолого-педагогического воздействияна психоэмоциональный статус детей, с выделением факторов обеспечивающих успешность применения метода.

Методология исследования базируется на: концепциях аналитической психологии, в частности теории и практики песочной терапии-Sandplay: К.Г. Юнг [25], Д. Каллф [27], Дж. Аллан [1], Л. Штейнхард [22], Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6; 12] и др.; учениях зарубежных и отечественных психологов о роли игры и эмоций в психическом развитии ребенка А. Фрейд [20], Л.С. Выготский [5], С.Л. Рубинштейн [16], Д.Б. Эльконин [23], А.В. Запорожец [9], А.И. Захаров [10], Г.М. Бреслав [4], В.В. Лебединский [24].

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

I. Подготовительный этап. На данном этапе проведен констатирующий эксперимент (скрининговое обследование), в ходе которого был собран эмпирический материал по психоэмоциональному состоянию воспитанников детского сада; отбор выборки экспериментального исследования по результатам скрининга; разработка программы коррекции с применением метода песочной терапии.

II. Основной этап. Реализация коррекционно-развивающей программы.

На этом этапе: проведен формирующий эксперимент, где была реализована программа коррекционной работы; раскрыт комплекс психологических мер по песочной терапии в коррекции психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.

III. Заключительный этап. Обработка и анализ результатов, написание выводов и рекомендаций. На этом этапе проведен контрольный эксперимент, где показан сравнительный анализ результатов первичного и повторного срезов.

В диагностической части исследования были использованы следующие методики [14]:

1. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (по методике Ю.Я. Киселева).

2. Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.

3. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (по методике Любина Г., Микулик Л.).

Исследование проводилось на баземуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития

ребенка - детский сад «Сардаана» с. Амга муниципального района «Амгинский улус (район)" Республики Саха (Якутия). Психологическая работа велась на родном языке детей саха. Диагностические материалы использовались в оригинальной версии и проводились с экспертами на русском языке.

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе был собран эмпирический материал по психоэмоциональному состоянию воспитанников детского сада. Скринингом охвачено 60 воспитанника старших и подготовительных групп детского сада. Далее, из обследованных детей осуществлялся отбор выборки для группы коррекции.

В коррекционную группу вошли 15 детей, у которых были обнаружены неблагоприятные показатели по эмоциональной возбудимости, тревожности, эмоциональному благополучию в группе.

Далее представим результаты первичной диагностики по «Шкале оценки внешних признаков эмоционального возбуждения» (по методике Ю.Я. Киселева). Итоговые результаты скрининга внешних признаков эмоционального возбуждения на выборке обследованных детей представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты скрининга внешних признаков эмоционального возбуждения воспитанников подготовительных групп

Количественные

Уровень показатели по выборке

п=30 %

Оптимальный уровень 20 67%

Недостаточный уровень 4 13%

Повышенный уровень 3 10%

Чрезмерный уровень 3 10%

Как видно из таблицы, у 67% детей отмечается оптимальный уровень, которых мы отнесли к контрольной группе.

33% детей, у которых обнаружены недостаточный, повышенный и чрезмерный уровни, были определены в коррекционную группу.

Для этих детей характерны такие особенности психоэмоционального состояния как беспокойство, суетливость, частая смена настроений, резкие движения, сопровождающиеся излишними усилиями.

Далее представим результаты первого среза по диагностике уровня тревожности ребенка (методика А.И. Захарова).Экспертами выступили родители (законные представители), которым предлагалось оценить уровень тревожности ребенка. Методика включает 15 вопросов, где родители (законные представители) должны дать свои варианты ответов. Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположения к нему.

Результаты и протокол оценки уровня тревожности детей показаны в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты уровня тревожности детей

Количественные

Уровень показатели по выборке

n=30 %

Невроз - -

Невроз был или будет в ближайшее время 2 7%

Нервное расстройство 1 3%

Необходимое внимание 9 30%

Отклонения несущественны 18 60%

В результате анкетирования психических нарушений невротического спектра у детей не выявилось. Однако у 12 детей (40%) отмечены симптомы приближающегося невроза, нервного расстройства и неблагоприятного психоэмоционального статуса. Для них характерны такие особенности как обидчивость - они легко расстраиваются, много переживают; капризность; чрезмерная неустойчивость в настроении; чаще грустят, быстро устают, отвлекаются.

Результаты диагностики эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада по методике Г. Любиной и Л. Микулик представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты анкетированияпо определению эмоционального благополучия ребенка в группе (п=30)

Уровень Общая выборка (% и количество детей)

Испытывают эмоциональное благополучие 28 93%

Отсутствие эмоционального благополучия 2 7%

По таблице видно, что у 2-х детей отмечается эмоциональное неблагополучие и дискомфорт от пребывания в группе детского сада (7%). Дети не уверены, что их каждое утро ждут в группе, не понимают, что в присутствии взрослого надо вести себя образцово и не ощущают себя виноватыми, если что-то не получилось.

По итогам скринингового обследования детей была отобрана группа из 15 детей, у которых обнаружились те или иные показатели, указывающие на неблагоприятный психологический статус. С данной выборкой детей была проведена коррекционная работа с применением метода песочной терапии.

Опытно-экспериментальная работа заключалась в разработке и апробации коррекционно-развивающей программы «Волшебник Песочного города». Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование гуманных чувств, осознание нравственных понятий у детей посредством песочной терапии. В ходе реалиации программы решались задачи, касающиеся: теоретических и методических аспектов проблемы; разнообразия способов песочной терапии и разработки системы психокоррекционных занятий; создания оптимальных условий и средств развития эмоциональной сферы детей, атмосферы благополучия в группе; снижение психоэмоционального напряжения; сотрудничества с родителями (законными представителями) по решению данной проблемы.

Дети старшего и подготовительного групп способны успешно выполнять предлагаемые задания, подчиняться правилам игры, контролировать выполняемые действия. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут для детей подготовительных групп. Наполняемость групп 4-6 детей.

При составлении программы использовались методические разработки российских авторов, работающих по разным направлениям Песочной терапии - Sandplay [1; 2; 3; 6; 7; 12; 13; 17; 21].

В содержание каждого занятия были включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Включены игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.

К условиям, необходимым для организации коррекционно-раз-вивающего процесса, необходимо отнести просторное помещение с наличием соответствующего оборудования. В кабинете имеются разные формы для песка, сито, кисточки и т.д. С целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города используются иллюстрации, картины, звуковое сопровождение.

Каждое занятие содержит следующие блоки: познавательное развитие; развитие эмоциональной сферы; формирование социальных навыков общения, уверенности в себе, самооценки и гуманных чувств. К группе методов и приемов песочной терапии вошли: исследовательская, практическая деятельность; игровая деятельность; словесные методы; наглядные методы.

В качестве принципов воспитания и обучения можно назвать: создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность; спонтанность проявлений ребенка во время игр с песком; исключение негативной оценки действий и результатов ребенка; максимальное поощрение фантазии и творческого подхода; доброжелательное отношение к детям со стороны взрослого.

Сравнительный анализ результатов первого и второго срезов по оценке внешних признаков эмоционального возбуждения детей приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Сравнительный анализ оценки внешних признаков эмоционального возбуждения детей до и после коррекции (п=15)

Уровень Первичный срез Повторный срез

% и количество детей % и количество детей

Оптимальный уровень 5 33% 14 93%

Недостаточный уровень 4 27% - -

Повышенный уровень 3 20% 1 7%

Чрезмерный уровень 3 20% - -

После проведенной коррекционной работы результат детей из группы коррекции (93%) достиг оптимального уровня по признакам эмоционального возбуждения. Повышенный уровень снизился от 20% до 7%, недостаточный уровень от 27% до 0, чрезмерный уровень от 20% до 0.

Сравнительный анализ оценки уровня тревожности детей до и после коррекции показаны в таблице 5.

Таблица 5.

Сравнительный анализ оценки уровня тревожности детей до и после коррекции (п=15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень Первичный срез Повторный срез

кол-во детей % кол-во детей %

Невроз - - - -

Невроз был или будет в ближайшее время 2 13% - -

Нервное расстройство 1 7% - -

Необходимое внимание 9 60% 7 47%

Отклонения несущественны 3 20% 8 53%

В результате первичной диагностики наблюдалось: пограничное с неврозом состояние у 13%, симптомы нервного расстройства у 7%, требующие внимания по возможному развитию невроза у 60%, несущественные отклонения у 20%. После прохождения детьми коррекции по песочной терапии состояние невроза и симптомы

невротического расстройства не были обнаружены. Значительно возросло количество детей, у которых уровень тревожности достиг оптимального уровня (от 20% до 53%). А также снизилось количество детей, которым требуется внимание (от 60% до 47%).

Сравнительный результат и протокол анкетирования по определению эмоционального благополучия ребенка в группе детей до и после коррекции представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Сравнительный результат анкетирования по определению эмоционального

благополучия ребенка в группе детей до и после коррекции (n=15)

Уровень Первичный срез Повторный срез

% кол-во детей % кол-во детей

Испытывают эмоциональное благополучие 13 87% 14 93%

Отсутствие эмоционального благополучия 2 13% 1 7%

По итогам анкетирования 93% детей в группе испытывают эмоциональное благополучие. Дети уверены, что каждое утро их ждут в группе, им очень рады; они имеют возможность проявлять двигательную активность, ощущают себя достойными людьми и т.д.

Математико-статистический анализ был проведен по компьютерной программе SPSS. Для сравнения количественных данных исследования был применен метод Уилкоксона для связных выборок.

Анализу подвергнулись данные первичной и повторной диагностики по трем методикам среди детей, посещавших занятия по песочной терапии. В итоге была обнаружена динамика показателей в эмоциональном развитии:

- по эмоциональной возбудимости выявились наиболее статистически значимые сдвиги показателей в сторону улучшения на уровне р<0,005;

- по тревожности также обнаружено улучшение показателей на уровне значимости р<0,01;

- по эмоциональному благополучию ребенка отмечена незначительная положительная динамика (р<0,3).

Заключение

Можно утверждать, что метод песочной терапии эффективен как в профиактической, так и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Статистически значимый эффект от занятий достигается по показателям эмоциональной возбудимости (в сторону оптимального уровня) и тревожности (в сторону несущественных отклонений).

Следует отметить, что эмоциональное благополучие ребенка - это тот фактор, который во многом определяется характером детско-родительских отношений в семье, что отражается в целом в социальных и межличностных контактах ребенка. Семья может быть не только оказывающим эмоциональную поддержку ребенку, но при наличии дисфункций, является источником психической травматизации личности, особенно в детском возрасте [15].

В этой связи при разработке новых коррекционно-развивающих программ с использованием метода песочной терапии представляется целесообраным включить блок психологического сопровождения родителей. Такая работа должна предполагать разработку организационно-методических вопросов работы с семьей. При этом целесообразным представляется использование вариативных форм работы с родителями, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности взрослого и ребенка.

Список литературы

1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. [Пер.с англ.]. СПб.: Диалог-Лотаць, 1997.

2. Барсукова О.В. Песочная игротерапия для дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 5-7. URL https://moluch. ru/th/1/archive/54/1951/ (дата обращения: 29.09.2018)

3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск: Информ-Вест, 2010. 74 с.

4. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 2000. №3. С. 53-59.

5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1986.

6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеееа Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: ООО "Издательство Детство-Пресс", 2002.

7. Досаева Р.Н. Психологическая коррекция эмоциональных состояний различной этиологии у дошкольников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 101-107.

8. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.

9. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. №6. 1974. С. 59-73.

10. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Союз, 2004.

11. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.

12. Зинкевич-Евстигнеееа Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.

13. Карелина И.О.Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их корррекция //Ярославский педагогический вестник. 2004. № 1-2 (38-39). С. 104-108.

14. Психодиагностика эмоциональной сферы личности практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. М.: АРКТИ, 2006.

15. Родители и дети. Психология взаимоотношений [Электронный ресурс]/ Е.А. Савина [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Когито-Центр, 2003. 230 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3873. Мт1.ЭБС «IPRbooks».

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1979.

17. Сакович Н.А. История и современные тенденции песочной терапии // Вестник Практической Психологии Образования. 2007. № 2.

18. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.

19. Томкрасова Ж.В. Возможности педагогической песочницы в развитии детей дошкольного возраста // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. № 4. С.141-149.

20. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. [Пер. с англ. и нем.] М.: Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 384 с.

21. Чухрова М.Г., Белобрыкина О.А., Радованович М. Профилактика психосоматических нарушений эмоционального генеза в дошкольном возрасте // Uticaj porodice na formiranje kreativne licnosti: Zbornik radova. Urednici: Mujana Milankov, Julijan Tamas; Novi Sad, Filozofski fakultet Univerzitet. 2015. С. 127-131.

22. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. [Пер.с англ.] СПб.: Питер, 2001.

23. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4.

24. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Издательство Моск. ун-та, 1990. С. 197.

25. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тави-стокские лекции. [Пер.с англ.] СПб.: БСК, 1998.

26.Якубенко О.В. Песочная терапия как средство коррекционной помощи детям с эмоциональными нарушениями // В сборнике: Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы научно-практической конференции. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. 2018. С. 195-196.

27. Kalff D. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. USA: Te-menosPress, 2003. P. 169.

28. Labovitz Boih В., Goodwin Е. A Sandplay therapy. Lnd.: W.W. Norton and Company, 2000.

29. Lowenfeld M. Play in childhood. With a foreword by John Davis. [1935]. London, NewYork, 1991.

30. Mitchell R.R., Friedman H.S. Sandplay. Past, Presentand Future. 2002.

References

1. Allan G. The landscape of the child's soul. [Translation from English] SPb.: Dialogue-Lotac, 1997.

2. Barsukova O.V. Pes Pesochnaya igroterapiya dlya doshkol'nikov [Sandplay therapy for preschool children]. Voprosy doshkol'noy pedagogiki

[Questions of preschool pedagogy]. 2017. No. 2, pp. 5-7. https://moluch. ru/th/1/archive/54/1951/

3. Bolshebratskaya E.E. Pesochnaya terapiya [Sandplay therapy]. Pet-ropavlovsk: Inform-Vest, 2010. 74 p.

4. Breslav G.M. Problemy emotsional'noy regulyatsii obshcheniya u dos-hkol'niko [Problems of emotional regulation of communication in preschool children]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology]. 2000, no. 3, pp. 53-59.

5. Vygotsky L.S. Diagnostika razvitiya i pedologicheskaya klinika trudnogo detstva [Diagnostics of development and pedological clinic of difficult childhood]. M., 1986.

6. Grabenko T.M, Zinkevich-Evstigneeea T.D. Korrektsionnye, razvivay-ushchie i adaptiruyushchie igry [Correctional, developing and adapting games]. SPb.: OOO "IzdatelstvoDetstvo-Press", 2002.

7. Dosayeva R.N. Psikhologicheskaya korrektsiya emotsional'nykh sostoy-aniy razlichnoy etiologii u doshkol'nikov [Psychological correction of emotional States of different etiology in preschool children]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of the southern Federal University]. Pedagogicheskie nauki. 2011. no. 2, pp. 101-107.

8. Epanchintseva O.Yu. Rol'pesochnoy terapii v razvitii emotsional'noy sfery detey doshkol'nogo vozrasta: Konspekty zanyatiy. Kartoteka igr [The Role of a Sand Therapy in the development of the emotional sphere of children of preschool age. Game files]. SPb.: OOO «Izdatelstvo «Det-stvo-press», 2010.

9. Zaporozhets A.V., Neverovich Ya.Z. K voprosu o genezise, funktsii i strukture emotsional'nykh protsessov u rebenka [To the question of the Genesis, function and structure of emotional processes in the child]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. no. 6, 1974, pp. 59-73.

10. Zaharov A.I. Nevrozyi u detey [Neuroses in children]. SPb.: Soyuz, 2004.

11. Zenkovskiy V.V. Psikhologiya detstva [Psychology of childhood]. M.: Akademiya, 1996. 346 p.

12. Zinkevich-Evstigneeea T.D., Grabenko T.M. Praktikum po pesochnoy terapii [Workshop on sand therapy]. SPb.: Rech, 2002.

13. Karelina I.O. Emotsional'nye narusheniya v doshkol'nom vozraste i ikh korrrektsiya [Emotional disorders in preschool age and their correction]. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin]. 2004. no. 1-2 (38-39), pp. 104-108.

14. Psikhodiagnostika emotsional'noy sfery lichnosti : prakticheskoe poso-bie [Psychodiagnostics of the emotional sphere of the personality: practical guide] / Avt.-sost. G.A. Shalimova. M.: ARKTI, 2006.

15. Savina E.A . et al. Roditeli i deti. Psikhologiya vzaimootnosheniy [Parents and children. Psychology of relationships]. M.: Kogito-Tsentr, 2003. 230 p. http://www.iprbookshop.ru/3873.html

16. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii [Fundamentals of General psychology]. M., 1979.

17. Sakovich N.A. Istoriya i sovremennye tendentsii pesochnoy terapii [History and current trends of sand therapy]. Vestnik Prakticheskoy Psikhologii Obra-zovaniya [The Bulletin of Practical Psychology of Education]. 2007, no. 2.

18. Sapozhnikova O.B., Garnova E.V. Pesochnaya terapiya v razvitii dosh-kol'nikov [Sand therapy in the development of preschool children]. M.: TTs Sfera, 2017. 64 p.

19. Tomkrasova Zh.V. Vozmozhnosti pedagogicheskoy pesochnitsy v razvitii detey doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical Possibilities of the sandbox in the development of preschool children]. Vestnik psikhologii i pedagogi-ki Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal of psychology of Altai state University]. 2017. no. 4, pp. 141-149.

20. Freyd A. Teoriya i praktika detskogo psikhoanaliza [The theory and practice of child psychoanalysis]. [Translation from English] M.: Aprel Press, ZAO Izd-vo EKSMO-Press, 1999. 384 p.

21. Chukhrova M.G., Belobrykina O.A., Radovanovich M. Profilaktika psik-hosomaticheskikh narusheniy emotsional'nogo geneza v doshkol'nom vozraste [Prevention of psychosomatic disorders of emotional origin in preschool age]. Uticajporodice naformiranje kreativne licnosti: Zbornik radova. Urednici: Miijana Milankov, Julijan Tamas; Novi Sad, Filozof-ski fakultet Univerzitet. 2015, pp. 127-131.

22. Shteynkhard L. Yungianskayapesochnayapsikhoterapiya [Jungian sand therapy]. [Translation from English]. SPb.: Peter, 2001.

23. El'konin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [The problem of periodization of mental Development in childhood]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology]. 1971. no. 4.

24. Emotsional'nye narusheniya v detskom vozraste i ikh korrektsiya [Emotional disorders in childhood and their correction]/ V.V. Lebedinskiy, O.S. Nikolskaya, E.R. Baenskaya, M.M. Libling. M.: Izdatelstvo Mosk. un-ta, 1990. p.197.

25. Yung K.G. Analiticheskaya psikhologiya: ee teoriya i praktika. Tavis-tokskie lektsii [Analytical psychology: its theory and practice. The Tavistock lectures]. [Translation from English] SPb.: BSK, 1998

26. Yakubenko O.V. Pesochnaya terapiya kak sredstvo korrektsionnoy po-moshchi detyam s emotsional'nymi narusheniyami [Sandtherapy as a means of correctional assistance to children with emotional disorders]. Sovremennye napravleniya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozh-deniya detstva. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood. Materials of scientific and practical conference]. Edited by G. S. Chesnoko-va, E.V. Ushakova. 2018, рp. 195-196.

27. Kalff D. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. USA: Te-menosPress, 2003. P. 169.

28. Labovitz Boih В., Goodwin Е. A Sandplay therapy. Lnd.: W.W. Norton and Company, 2000.

29. Lowenfeld M. Play in childhood. With a foreword by John Davis. [1935]. London, NewYork, 1991.

30. Mitchell R.R., Friedman H.S. Sandplay. Past, Presentand Future. 2002.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Старостина Любовь Дмитриевна, доцент кафедры психологии и социальных наук, кандидат психологических наук Северо-Восточный федеральный университет ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Российская Федерация [email protected]

Филиппова Мария Анатольевна, педагог-психолог

Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" муниципального района "Амгинскийулус"

ул. Мира, 29/1, с. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия), 678000, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Starostina Lyubov Dmitrievna, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Ph.D. in Psychology

North-Eastern Federal University

58, Belinsky Str., Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), 677000, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 7331-5124

Filippova Mariya Anatolevna, Psychologist

The Center of Child Development "Sardaana" 29/1, Mira St., Amga, Republic of Sakha (Yakutia), 678000, Russian Federation [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.