Научная статья на тему 'Комплексный подход в психологическом сопровождении сферы детско-родительских отношений семей с часто болеющими и здоровыми детьми как условие развития надежного типа привязанности'

Комплексный подход в психологическом сопровождении сферы детско-родительских отношений семей с часто болеющими и здоровыми детьми как условие развития надежного типа привязанности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ширяева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход в психологическом сопровождении сферы детско-родительских отношений семей с часто болеющими и здоровыми детьми как условие развития надежного типа привязанности»

ную деятельность пациентов в условиях развернутого анализа вербальной и невербальной информации с социальным контекстом различной степени сложности, обуславливая возможность делать выводы о способах взаимодействия с вербальным и невербальным материалом при его эмоциональной нагруженности, имеющихся у больных нарушениях и компенсаторных механизмах.

Для иллюстрации подобного подхода в данной статье мы сфокусируемся на исследованиях психической деятельности при истерическом расстройстве личности и шизотипическом расстройстве. Исследование психических функций при истерическом расстройстве личности проводились с помощью моделирования ситуаций пристрастности сознания и ориентированности познавательных процессов на желание. Результат данных исследований позволил раскрыть механизм нарушения регуляции познавательной деятельности, специфический для больных с истерическим расстройством личности - «избыточная пристрастность», «неспособность удержать автономность когнитивных и аффективных составляющих деятельности и в доминировании аффектов и эмоций» [4]. При шизотипическом расстройстве личности в качестве оптимальной рабочей модели для изучения нарушений аффективно-когнитивных процессов в рамках патопсихологического эксперимента были установлены ситуации фрустрации [3]. В результате исследования было выявлено, что изучение способов реагирования на фрустрацию больных с шизотипическим расстройством личности может служить признаком качества их социального функционирования, а также быть весьма информативным для изучения особенностей межличностных трудностей данных пациентов в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и повседневных. Впоследствии данная информация может быть применима для разработки целей и задач в рамках психологической и социальной реабилитации. Сопоставление профилей выполнения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга с различными параметрами выполнения невербальных субтестов Векслера, а также с особенностями клинической картины состояния больных позволило заключить о вкладе нарушений когнитивных процессов в формирование дисфункциональных паттернов социального взаимодействия (трудностях в сфере социальных контактов, особенностях взаимодействия с экспериментатором).

Подобная модель исследования отражает интегра-тивный подход к интерпретации экспериментальных данных, что позволяет преодолеть ограничения в описании

обнаруживаемых при личностных расстройствах нарушений психической деятельности на уровне отдельных феноменов [7], и представить более полную квалификацию особенностей выполнения экспериментальных заданий на уровне констелляций факторов. Также реализация предложенного методического подхода в практической работе психологической службы психиатрической больницы позволяет в рамках проведения клинико-психологической диагностики формулировать задачи и мишени для пси-хокоррекционной работы, учитывать роль личностных особенностей пациентов с пограничной патологией в укреплении их мотивации к лечению на разных этапах оказания терапевтической помощи (стационарном и амбулаторном лечении).

Список литературы

1. Бочкарева О.С. Отдаленный катамнез шизофрении и расстройств шизофренического спектра. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014- №3 (24)

2. Винидиктова Г.И., Висневская Л.Я. Дифференциация контингентов больных и замещающая госпитализацию больных функция дневного стационара. //Социальная и клиническая психиатрия. - 2014- №2 (24)

3. Виноградова М.Г., Кошелев В.В., Шабанова А.А. Психологическое исследование фрустрации в клинической практике. // Материалы XI международной научно-практической конференции «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». - Рязань. - 2011.

4. Виноградова М.Г., Тхостов А.Ш. Смысловая регуляция познавательной деятельности при истерическом расстройстве личности. // Медицинская психология в России: электрон. журн. - 2010. - № 2(3).

5. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Ильина Н.А. Расстройства личности: актуальные аспекты систематики, динамики и терапии. // Журнал психиатрии. -Москва. - 2003. - №5.

6. Чуканова Е.К. эффективность комплексной психосоциальной помощи больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра на базе психоневрологического диспансера//Социальная и клиническая психиатрия, 2014, Т.24, №1, стр.21-27

7. Duff S., Kinderman P. An interacting cognitive subsystems approach to personality disorder. // Clinical Psychology & Psychotherapy. - 2006. - Vol. 13. -Issue 4.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СФЕРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СЕМЕЙ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ И ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАДЕЖНОГО ТИПА

ПРИВЯЗАННОСТИ

Ширяева Ольга Александровна

Аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Истоки развития личности происходят из семьи, представляющей на ранних этапах жизни единственный и важнейший институт социализации. Психологически здоровые и функциональные семьи обеспечивают удовлетво-

рение витальных потребностей и формирование эмоционально стабильного, жизнеспособного индивида. Дефицит родительской заботы и поддержки детерминирует выраженные нарушения психического и физического развития, психосоматические нарушения [1, с. 33].

Адаптация ребенка к миру и к окружающим людям является стрессогенной, от ощущения психологического дискомфорта возрастает уровень тревоги, способной перейти в хроническую форму [3, с. 37]. Физический комфорт, эмоциональная безопасность, протекция, внимание, принятие, любовь образуют группу основных потребностей ребенка, игнорирование которых выражается в реакции организма - болезни - как способа выживания в условиях, травмирующих психику [2, с. 342].

С целью сбора эмпирического материала по теме диссертационного исследования «Влияние типов привязанности часто болеющих детей раннего возраста к родителям на особенности общения со сверстниками в младшем дошкольном возрасте» на первом этапе кроме диагностического обследования, направленного на выявление типов привязанности к каждому из родителей, проводилось исследование специфики родительского отношения к детям. Участниками стали 160 родителей в возрастной категории 25-35 лет из 80 семей с часто болеющими и здоровыми детьми, с равным распределением по группам испытуемых по 80 человек. Диагностический кейс психологического исследования включал авторскую методику Е.И. Захаровой «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия». Анализ результатов данных обследования позволил выделить следующие стили родительского отношения:

1) Функциональный стиль, предполагающий развитие таких родительских способностей, как восприятие состояний ребенка понимание причин его поведения, сопереживание, проявление чувств любви и заботы во взаимоотношениях с ребенком, умение выстраивать конструктивное общение с ним, родитель способен к безусловному принятию, ему нравится «исполнение» его социальной роли «родителя», он верит в собственные возможности преодолеть трудности в воспитании ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон взаимодействия, существует телесный контакт, оказание всесторонней родительской эмоциональной поддержки. Данный стиль, представляющий основу формирования надежного типа привязанности, практикуют в семье 66% родителей (48% -матери и 18% - отцы). 2) Дисфункциональный стиль с противоположными тенденциями, характерый для 34% родителей (31% -отцы, 3% - матери).

Детско-родительские отношения в значительной степени определяют личностное развитие часто болеющего ребенка, соматический статус которого делает его особенно зависимым от родителей. Роли матери и отца дифференцированы в общении с ребенком. Преимущественно матери успокаивают детей, пребывающих в состоянии тревоги, удовлетворяют жизненные потребности. Отцы в большей степени вовлекают детей в новые виды деятельности, стимулируют физическую и игровую активность. Ребенок особенно нуждается в матери, когда расстроен, переживает гамму негативных эмоций, а отцу предпочитает воспринимать как партнера по игре и организатору пространства для исследовательской деятельности.

Результаты комплексной диагностики родителей и детей позволил выявить проблемное поле и разработать программу коррекционно-развивающей деятельности психолога, взаимодействующего с семьей. Концептуаль-

ная основа представлена моделью Альфреда Адлера, согласно теории которого семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Данный подход содержит ведущий принцип взаимоуважения всех членов семьи, заложенный в процесс сознательного и целенаправленного изменения поведения родителей.

Совершенствование воспитательных методов родителей предваряет диагностическая и коррекционная работа с их личностью, в данном случае речь идет о восприятии их не только в роли родителей, но и супругов, принятии своеобразия совокупности их психологических черт, воплощенных в индивидуальности. Целесообразным представляется провести первоначальную работу по преодолению внутренней дисгармонии, дефицитов в развитии личности взрослого, в межличностных отношениях с окружающими, а на последующем этапе формировать представления об эффективном воспитательном взаимодействии с ребенком, развивать педагогическую культуру родителей, необходимые навыки и умения.

1. Цель программы: развитие компонентов интегральной психологической структуры родительства.

В данном случае речь идет о совокупности ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувствах, ответственности и стиле семейного воспитания. Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, представляющих психологические формы проявления родительства.

Когнитивный компонент предполагает наличие представлений о родительских функциях, о себе как о родителе, об образе идеального родителя, осознание родителями родственных чувств во взаимоотношениях с детьми.

Эмоциональный компонент представлен родительскими чувствами, отношением к ребенку, отношение к супругу как партнеру в воспитании ребенка.

Поведенческий компонент рассматривается как совокупность необходимых компетенций в области ухода, удовлетворения базовых потребностей ребенка, выполнение воспитательно-обучающей функции, взаимоотношения с супругом(ой) по вопросам воспитания ребенка, стиль семейного воспитания.

2. Задачи программы:

1. Исследование особенностей взаимоотношений в супружеской паре, представляющих источник психологического здоровья семьи и благополучной атмосферы для развития личности ребенка, и коррекция дефицитов межличностного взаимодействия супругов.

2. Развитие осознанного отношения к родительству, выражающееся в достижении понимания своих функций и восприятии данной социальной роли на когнитивном и эмоциональном уровнях.

3. Формирование педагогической культуры родителей, повышение уровня компетентности в области интерпретации поведения ребенка и выбора конструктивных методов воспитания.

3. Направления работы:

1. Направление «Супружеская диада: гармония взаимоотношений». Данное направление ориентировано на сохранение психологического здоровья семьи как одного из основополагающих факторов

развития личности ребенка и условий ощущения ребенком протекции, уверенности, понимания и благоприятной психологической атмосферы.

2. Направление «Счастливое родительство». Содержание данного направления предполагает работу с родителями в области адекватного восприятия и осознания и принятия своей социальной роли родителя, движущих сил своих действий и родительского поведения.

3. Направление «В мире детства». Целью данного направления является формирование способности родителей к определению и выбору эффективных воспитательных методов.

4. Основные блоки программы:

- Диагностический блок - исследование психологического здоровья семьи, особенностей восприятия участниками родительства». Для отслеживания эффективности групповой работы и индивидуальных консультаций рекомендуется проводить диагностику по завершению обучающей программы.

- Просветительский блок раскрывается в конкретном содержании знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.

- Развивающий блок программы состоит в формировании эффективных способов взаимодействия с ребенком и развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания особенностей детской психологии.

5. Критерии эффективности:

1. Повышение уровня родительской компетентности, выраженной в активном и конструктивном взаимодействии с ребенком: родитель меньше применяет санкций в отношении него, ребенок «слышит» просьбы взрослого и адекватно реагирует на них.

2. Уменьшение негативных тенденций, конфликтности во взаимоотношениях членов семьи ввиду согласования ролей и функций и, как следствие, установление благоприятного для психического развития ребенка семейного микроклимата.

3. Ослабление негативной гаммы эмоций родителей: чувств вины, страха, тревоги, агрессии.

4. Позитивный характер эмоциональных реакций и поведенческих проявлений ребенка как результат восприятия родителем субъектности ребенка, понимания его актуальных потребностей и учета психологических особенностей возраста.

5. Улучшение соматического статуса ребенка: меньший процент заболеваемости в течении года, устойчивая сопротивляемость организма, ребенок активен, бодр, эмоционально позитивен благодаря заботе взрослого, своевременной реакции взрослого на его сигналы о потребностях в протекции, заботе, в участии родителя в повседневной его жизни.

6. Ребенок демонстрирует поведение надежной привязанности в отношении родителя: следует за ним, тревожится, когда чувствует себя небезопасно в незнакомой обстановке, обращается за помощью ко взрослому и принимает ее, позитивно эмоционально реагирует на появление объектов привязанности, мамы или папы, проявляет поведение, сцепленное с полом.

7. Родитель воспринимает и осознает свою социальную роль, испытывает положительные эмоции при реализации своих функций, представленные заботой о ребенке, созданием условий для полезного досуга и активным вовлечением в развивающую деятельность.

Библиографический список

1. Иванова В. И. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений / В. И. Иванов // Вестник МГУ. - 2003. - № 1. - С. 31-38.

2. Исаев, Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста / Д.Н. Исаев. - СПб.: Специальная литература, 2003. - С. 341-344.

3. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника,

4. младшего школьника и подростка. - Красноярск, 1997. - 122 с.

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Шитикова Елена Вячеславовна

Аспирантка кафедры возрастной и социальной психологии, НИУ «БелГУ», г. Белгород

В чем специфика мыслительной деятельности ученого? Почему одни, обладая незаурядными интеллектуальными способностями, становятся научными деятелями, добиваясь самых высоких результатов в науке, а другие, обладая не менее развитым интеллектом, так и не способны раскрыть свои возможности?

Анализ биографий некоторых выдающихся ученых таких, как М. В. Ломоносов, Г.В. Плеханов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р. Кеттелл, А. Мас-лоу, З. Фрейд и др., дает возможность выделить ряд специфических качеств, позволяющих им достичь успехов в исследовательской деятельности. К таким качествам

относятся инициативность, интерес к новому, основательность, образованность, стремление содействовать прогрессу (научному, экономическому, духовному и культурному), когнитивная одаренность, креативность, уверенность в себе и др.

Научная деятельность, являясь сложной интеллектуальной деятельностью, предъявляет высокие требования к развитию мыслительной деятельности исследователя. Доронин А.М. и Романов Д.А. указывают, что мыслительная деятельность имеет определенную структуру, является неотъемлемым атрибутом существования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.