Научная статья на тему 'Перспективы внедрения новых психодиагностических методик в работу психологической службы клиники пограничных состояний'

Перспективы внедрения новых психодиагностических методик в работу психологической службы клиники пограничных состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кошелев В.В., Виноградова М.Г., Шабанова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения новых психодиагностических методик в работу психологической службы клиники пограничных состояний»

10. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

11. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.

12. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.

13. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., 2004.

14. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное

пособие для педагогов, психологов, дефектологов. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.

15. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. - РОСТОВ - НА ДОНУ., 2004.

16. Орехова О.А.. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., «Речь», 2002.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В РАБОТУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КЛИНИКИ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ

КошелевВ.В1., ВиноградоваМ.Г.2, Шабанова А.А.3

'- доктор мед. наук, замглавврача по КЭР, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Психиатрическая Клиническая Больница №12 Департамента здравоохранения города Москвы 2- канд. психол. наук, доцент кафедры нейро-и патопсихологии Московского государственного университета

имени М.В Ломоносова, г.Москва

3-клинический психолог Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы Психиатрической Клинической Больницы №12 Департамента здравоохранения города Москвы

Современный этап развития психологической службы в психиатрической клинике ставит ряд задач: расширение числа используемых методик, направленность на изучение личностных особенностей пациентов, анализ имеющихся у больных когнитивных нарушений, а также исследование характера соотношений между эмоционально-личностными особенностями и когнитивным функционированием. Эта задача особенно актуальна в условиях развития практики амбулаторного лечения в психиатрических учреждениях, подразумевающей ведение пациента без перерывов в его трудовой деятельности. Кроме того, внебольничные формы оказания психиатрической помощи позволяют сократить число регоспитализаций, увеличивать продолжительность ремиссий, улучшить качество социального и трудового функционирования пациентов [6].

Для определения возможностей такого лечения, выбора мишеней для фармакотерапии, оценки ее эффективности, определения стратегий для психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации необходимо комплексное взаимодействие специалистов и расширение применяемых качественных и количественных диагностических инструментов [1]. Для достижения данных целей в психологических диагностических исследованиях необходимо внедрение новых подходов.

Среди контингента больных, получающих внеболь-ничную психиатрическую помощь, по данным на 2013 г., преобладают пациенты с шизотипическим расстройством (22%), пациенты с расстройствами личности и невротическими расстройствами составляют 2,2% и 6,2%, соответственно [2].

На базе Городского бюджетного учреждения здравоохранения Психиатрической клинической больницы №12 Департамента Здравоохранения города Москвы нами были проведены многолетние исследования больных с шизотипическими расстройствами, а также расстройствами личности, которые позволили разработать методический подход к организации психологического обследования для решения задач фармакотерапии, психотерапии,

психологического консультирования и социальной адаптации.

Известно, что когнитивные нарушения при расстройствах личности, а также шизотипическом расстройстве редко достигают высокой степени выраженности и проявляются только в особых условиях дезорганизации «наиболее сложных форм социально-детерминированного адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее» [5]. Данная многоаспектность и не яркая выраженность когнитивных нарушений приводят к необходимости разработки специального методического аппарата для работы с пациентами в клинике пограничных расстройств, позволяющего сравнивать полученные результаты не только с нормативными показателями, но и фиксировать качественные особенности деятельности.

На основе опыта проведенных исследований было показано, что сочетание принципов качественного и количественного анализа позволяет развернуть процессы обработки различных стимулов (вербальных и невербальных, эмоционально-нейтральных и эмоционально-насыщенных) и выявить роль соответствующих факторов в структуре познавательных процессов. К данным факторам можно отнести варьирование степени эмоциональной наг-руженности стимульного материала, доминирующие способы обработки информации (симультанный, сукцессив-ный принцип), характер стимульного материала (наглядно-образный, слухоречевой).

Методической основой проведенных циклов исследований было сочетание тестовых и экспериментальных методик, направленных на изучение различных компонентов вербального и невербального интеллекта, процессов понимания причинно-следственных отношений в социальных и житейских ситуациях, способности к предвосхищению событий и особенностей взаимодействия с социально-значимым стимульным материалом. Подобная методология проведения исследований в клинике пограничных состояний позволяет моделировать познаватель-

ную деятельность пациентов в условиях развернутого анализа вербальной и невербальной информации с социальным контекстом различной степени сложности, обуславливая возможность делать выводы о способах взаимодействия с вербальным и невербальным материалом при его эмоциональной нагруженности, имеющихся у больных нарушениях и компенсаторных механизмах.

Для иллюстрации подобного подхода в данной статье мы сфокусируемся на исследованиях психической деятельности при истерическом расстройстве личности и шизотипическом расстройстве. Исследование психических функций при истерическом расстройстве личности проводились с помощью моделирования ситуаций пристрастности сознания и ориентированности познавательных процессов на желание. Результат данных исследований позволил раскрыть механизм нарушения регуляции познавательной деятельности, специфический для больных с истерическим расстройством личности - «избыточная пристрастность», «неспособность удержать автономность когнитивных и аффективных составляющих деятельности и в доминировании аффектов и эмоций» [4]. При шизотипическом расстройстве личности в качестве оптимальной рабочей модели для изучения нарушений аффективно-когнитивных процессов в рамках патопсихологического эксперимента были установлены ситуации фрустрации [3]. В результате исследования было выявлено, что изучение способов реагирования на фрустрацию больных с шизотипическим расстройством личности может служить признаком качества их социального функционирования, а также быть весьма информативным для изучения особенностей межличностных трудностей данных пациентов в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и повседневных. Впоследствии данная информация может быть применима для разработки целей и задач в рамках психологической и социальной реабилитации. Сопоставление профилей выполнения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга с различными параметрами выполнения невербальных субтестов Векслера, а также с особенностями клинической картины состояния больных позволило заключить о вкладе нарушений когнитивных процессов в формирование дисфункциональных паттернов социального взаимодействия (трудностях в сфере социальных контактов, особенностях взаимодействия с экспериментатором).

Подобная модель исследования отражает интегра-тивный подход к интерпретации экспериментальных данных, что позволяет преодолеть ограничения в описании

обнаруживаемых при личностных расстройствах нарушений психической деятельности на уровне отдельных феноменов [7], и представить более полную квалификацию особенностей выполнения экспериментальных заданий на уровне констелляций факторов. Также реализация предложенного методического подхода в практической работе психологической службы психиатрической больницы позволяет в рамках проведения клинико-психологической диагностики формулировать задачи и мишени для пси-хокоррекционной работы, учитывать роль личностных особенностей пациентов с пограничной патологией в укреплении их мотивации к лечению на разных этапах оказания терапевтической помощи (стационарном и амбулаторном лечении).

Список литературы

1. Бочкарева О.С. Отдаленный катамнез шизофрении и расстройств шизофренического спектра. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014- №3 (24)

2. Винидиктова Г.И., Висневская Л.Я. Дифференциация контингентов больных и замещающая госпитализацию больных функция дневного стационара. //Социальная и клиническая психиатрия. - 2014- №2 (24)

3. Виноградова М.Г., Кошелев В.В., Шабанова А.А. Психологическое исследование фрустрации в клинической практике. // Материалы XI международной научно-практической конференции «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». - Рязань. - 2011.

4. Виноградова М.Г., Тхостов А.Ш. Смысловая регуляция познавательной деятельности при истерическом расстройстве личности. // Медицинская психология в России: электрон. журн. - 2010. - № 2(3).

5. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Ильина Н.А. Расстройства личности: актуальные аспекты систематики, динамики и терапии. // Журнал психиатрии. -Москва. - 2003. - №5.

6. Чуканова Е.К. эффективность комплексной психосоциальной помощи больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра на базе психоневрологического диспансера//Социальная и клиническая психиатрия, 2014, Т.24, №1, стр.21-27

7. Duff S., Kinderman P. An interacting cognitive subsystems approach to personality disorder. // Clinical Psychology & Psychotherapy. - 2006. - Vol. 13. -Issue 4.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СФЕРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СЕМЕЙ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ И ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАДЕЖНОГО ТИПА

ПРИВЯЗАННОСТИ

Ширяева Ольга Александровна

Аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Истоки развития личности происходят из семьи, представляющей на ранних этапах жизни единственный и важнейший институт социализации. Психологически здоровые и функциональные семьи обеспечивают удовлетво-

рение витальных потребностей и формирование эмоционально стабильного, жизнеспособного индивида. Дефицит родительской заботы и поддержки детерминирует выраженные нарушения психического и физического развития, психосоматические нарушения [1, с. 33].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.