Научная статья на тему 'Из опыта работы по внедрению программы интегрированного психологологопедического курса «Гармония»'

Из опыта работы по внедрению программы интегрированного психологологопедического курса «Гармония» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сандуляк Мария Алексеевна

В статье рассматривается система работы, основанная на интеграции опыта педагога-психолога и учителя логопеда, которая позволяет учителю-логопеду и педагогу-психологу найти единую незаметную нить коррекционно-развивающей работы, незаметно для обучающихся 8-9-ти лет, помочь им, создавая при этом внешнюю обстановку уюта, тепла, душевного равновесия и гармонии. Что позволяет повысить эффективность и качество обучения гимназистов, предполагает своевременное выявление и предупреждение имеющихся у гимназистов недостатков в развитии речи и познавательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сандуляк Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по внедрению программы интегрированного психологологопедического курса «Гармония»»

В статье рассматривается система работы, основанная на интеграции опыта педагога-психолога и учителя - логопеда, которая позволяет учителю-логопеду и педагогу-психологу найти единую незаметную нить коррекционно-развивающей работы, незаметно для обучающихся 8-9-ти лет, помочь им, создавая при этом внешнюю обстановку уюта, тепла, душевного равновесия и гармонии. Что позволяет повысить эффективность и качество обучения гимназистов, предполагает своевременное выявление и предупреждение имеющихся у гимназистов недостатков в развитии речи и познавательных процессов.

Сандуляк Мария Алексеевна

педагог-психолог Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия

города Лабытнанги [email protected]

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ

ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПСИХОЛОГОЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КУРСА «ГАРМОНИЯ»

Может ли соответствующая коррекционно-развивающая работа помочь уменьшить вероятность перерастания временных неудач младших гимназистов в хроническую неуспеваемость в будущем?

Ключевые слова: коррекция эмоциональной сферы, самопознание, самооценка, речевые нарушения, процессы памяти

Большая часть того, что есть мы, - это результат наученья.

В. Каппони

Пояснительная записка

Актуальность проблемы: био-социо-психо-

духовная модель адаптации отражает совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и духовных потребностей и способностей личности, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Наряду с внешним воздействием, личностный потенциал играет большую роль в формировании и функционировании или нарушении адаптационных механизмов. Вчерашний дошкольник, переступив порог гимназии, а затем переход в среднее звено в зависимости от своего адаптационного потенциала может по-разному справляться с трудностями перед ним возникающими. Задача психологов и логопедов - выявить этот личностный потенциал, проработать с возникающими проблемами. В нашей современной жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на

практике это стремление, человек, и особенно ребенок зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми, не может, в силу своих психологических или возрастных особенностей.

Психология-наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь особенно подрастающему поколению решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку, а особенно младшему школьнику лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими, как взрослыми людьми, так и со сверстниками и в дальнейшем успешно адаптироваться к обучению в среднем звене, в новых социальных условиях.

Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2. Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой коррекционно-развивающий за-

ряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов -психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако, ребенок не может самостоятельно справиться со сложными личностными и учебными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, коррекцию, развитие, психологическое консультирование, и др. В зависимости от учебной ситуации школьника, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д., такую помощь может оказать: психолог-специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать, развивать.

Как известно, у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы возникают те или иные трудности. Одним из самых сложных школьных предметов, для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения, возникающие при его изучении, во многом связаны с логопедическими проблемами, где оказывает помощь учитель-логопед.

Но, по результатам многих исследователей, речевые нарушения у детей почти всегда, в разной степени выраженности, сопровождаются нарушением когнитивных, коммуникативных навыков, связанных с развитием психических процессов, что является большой проблемой качества обучения. Соответствующая коррекционно-развивающая работа может уменьшить вероятность перерастания временных неудач младших гимназистов в хроническую неуспеваемость в будущем.

По мнению Р.С. Немова, «коррекция» состоит в следующем: коррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового ребенка.

В логопедии, как правило, используют систему коррекционного воздействия для воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также для предупреждения речевых расстройств

Термин “коррекция” буквально означает "исправление”.

Выделяют специфическую черту коррекционного процесса:

Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В связи с данной психолого-логопедической проблемой появилась необходимость в создании интегрированной программы сопровождения обучающихся, в которой бы систематизировался опыт педагога-психолога и учителя - логопеда.

Программа интегрированного психолого-ло-гопедического курса «Гармония « предназначена и ориентирована для использования в коррекционноразвивающей логопедической и психологической работе с обучающимися имеющими нарушения речи и нарушения в развитии эмоционально-аффективной сферы.

Цели курса:

Активизация и развитие познавательных процессов с одновременным развитием всех компонентов речевой деятельности младших гимназистов, развитие коммуникативных навыков. Формированием эмоций и коррекции эмоциональной сферы, создание благоприятных условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей простейшими навыками саморегуляции.

Задачи курса:

Коррекционно-развивающие:

1. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, уменьшение тревожности, беспокойства.

2. Развитие и формирование процессов внимания (зрительного, слухового), мышления, памяти (в том числе слуховой), восприятия.

3. Развитие фонематических процессов.

4. Развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.

5. Закрепление правильного произношения всех звуков русского языка, развитие просодической стороны речи.

6. Развитие мелкой моторной организации.

7. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.

Воспитывающие:

1. Содействовать конструктивному направлению внутренних конфликтов. Уменьшение тревожности, беспокойства.

2. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

Внедрение программы позволит: заложить основу для поддержки хорошего физического здоровья; сформировать адаптивный тип взаимодействия организма с внешней средой; улучшить академическую успеваемость за счет усиления мотивации, развития сосредоточенности, умение найти требуемое равновесие между необходимым уровнем возбуждения и релаксации в обстановке учебных занятий.

Содержание программы основано на применении в коррекционно-развивающей работе здоровье сберегающих технологий, игровой терапии, музыко-терапии, психогимнастики, пантомимического метода, активного аппаратного массажа, использования сенсорной комнаты.

Занятия по каждой из тем носят характер психологического тренинга, фронтального логопедического занятия, игры. Применяются методики для развития зрительной, слуховой и речевой памяти, зрительного и слухового внимания, саморегуляции. Для изучения коллектива обучающихся применяется методика социометрии. Совершенствование фонематического слуха, оптико-пространственных представлений, обогащения словаря, совершенствование лексико-грамматических конструкций применяется как профилактика дисграфии. Для получения ожидаемого результата необходимо создание атмосферы комфорта и гармонии для обучающихся, создание атмосферы заинте-

ресованности и индивидуальный роздаточный материал. соответствующий изучаемой теме. Программа расчитана на 34 учебных часа, 1 учебный год.

Методическое обеспечение программы: методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления, воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха. На каждом занятии используется опыт учителя-логопеда и педагога-психолога.

Использование в коррекционно-развивающей работе здоровьесберегающих технологий учителю-логопеду и педагогу - психологу позволяет реализовывать как групповой, так и индивидуальный подход для каждого обучающегося. Учитывать в своей работе обходные пути коррекции и развития, учитывать этиологию психологической и логопедической проблемы ребенка, что в совокупности дает комплексный подход в процессе коррекции речевых нарушений и нормализации психической сферы обучающихся.

Использование программы как целостной единой системы работы, применение различных направлений использованных в программе позволяет усилить оздоровительное и благотворное влияние используемых технологий, а также модифицирует существующие и использованные программы, обеспечивая новизну и повышенную значимость для коррекционно-развивающего образовательного процесса в Гимназии г. Лабытнанги.

Информационное обеспечение программы.

Компьютерные обеспечение, видеофильмы для релаксации, видеокамера, музыкальные сопровождения, обозначенные в учебно-тематическом плане.

Направленность:

Данная программа позволяет учителю-логопеду и педагогу-психологу найти единую незаметную нить коррекционно-развивающей работы, незаметно для обучающихся 8-9-ти лет, помочь им, создавая при этом внешнюю обстановку уюта, тепла, душевного равновесия и гармонии. Что позволяет повысить эффективность и качество обучения гимназистов, предполагает своевременное выявление и предупреждение имеющихся у гимназистов недостатков в развитии речи и познавательных процессов.

Отличительной особенностью программы является интеграция опыта педагога-психолога и учителя-логопеда.

Основные принципы: гуманизм; добровольность; самоуправление; со управление; творчество; доступность; открытость; самообслуживание; диалогичность; преемственность; информационная насыщенность.

Для реализации данной программы определены три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.

Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов речевого развития детей. Для диагностики когнитивного компонента нравственного сознания можно использовать метод «Беседа», методику «Закончи историю», и др. Для диагностики эмо-

ционального компонента можно использовать следующие методики: «Сюжетные картинки», «Цветовой тест Люшера», и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания используются следующие методики: «Сделаем вместе», «Наше изобретение», «Презентация» «Авторская сказка», методика Р. Кеттелла и другие.

Содержанием формирующего этапа является проведение коррекционно-развивающих занятий когнитивной, эмоциональной волевой, речевой направленности.

Контрольный этап заключается в тестировании.

Формы и режим занятий:

Комплекс предлагаемых занятий рассчитан на обучающихся 8-9 лет. Обучающие и коррекционно-развивающие психолого-логопедические занятия по данной системе проводятся 1 раз в неделю, предлагаемое учебно тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Численность группы: 10 -12 человек

Комплекс урока состоит из двух блоков: Психологическое сопровождение. Логопедическое сопровождение.

Основные методы и приемы: поисковая деятельность; презентации; дискуссии; упражнения; конкурсы; тренинг; психологические упражнения; выставки творчески работ; постановка и проигрывание жизненных трудных ситуаций и др.

Способы фиксации результатов:

Результаты деятельности обучающихся фиксируются в процессе каждого занятия и в течение сравнительных диагностик и оформляются соответствующими графиками и диаграммами. Проявляются в устной речи и поведении детей. Дети становятся спокойнее, уравновешеннее, активнее работают мыслительные процессы.

Ожидаемые результаты:

Программа разработана и реализуется на основании изученных материалов педагогом-психологом М.А.Сандуляк и учителем-логопедом О.В. Пермяковой Гимназия г. Лабытнанги в 2008-2009 уч.году и в настоящее время активно применяется в психолого-логопе-дической и педагогической деятельности. Для изучения в данной программе были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны детям 8-9 лет.

Результативность применения разработанной программы представляется в групповом порядке по мере реализации после 34 занятий. Дети становятся спокойнее, владеющие навыками саморегуляции, активнее работают мыслительные процессы, формируется нравственный иммунитет.

• Программа утверждена научно-методическим советом Гимназии г. Лабытнанги;

• Утверждена Городским экспертным советом г. Лабытнанги.

С помощью настоящей программы планируем повысить уровень развития познавательных процессов с одновременным развитием всех компонентов речевой деятельности младших гимназистов, помочь развить коммуникативные навыки, скорректировать эмоциональную сферу обучающихся.

Пример тематического планирования для детей 8-9 лет

№ Тема занятий

1. Социометрия. Знакомство. Введение в понятие познавательные (психические процессы) Ощущение и восприятие. Представление. Внимание. Память. Воображение. Мышление. Речь. Психогимнастика. Диагностика.

2. Через игру к познанию. Осознание своего «Я». Осознание своего физического облика половозрастной идентичности, себя как носителя определенного имени. Игры, упражнения. Психогимнастика. Диагностика.

3. Ощущения и восприятие. Представление . Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Виды ощущения и их характеристика ( зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые). Отличие представлений от восприятий по времени их проявления. Элементы тренинга. Упражнение на релаксацию.

Кол-во

часов

3

2

2

Итогом реализации настоящей программы мы рассматриваем выход на повышение качества обучения гимназистов.

Конспект одного из занятий по программе: Интегрированный психолого-логопедический курс «Гармония» - согласно тематического планирования

СандулякМария Алексеевна,

педагог-психолог Пермякова Ольга Васильевна,

учитель-логопед

1. Тема: Знакомство. Социометрия.

Цель: Познакомить детей с опытом работы в группе, установить основные правила и обсудить вопросы доверия. Развивать речь.

Задачи:

Развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

Формирование навыков понимания друг друга.

Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.

Краткое содержание урока.

Урок ознакомительный, где вместе с детьми выдвигаются правила проведения и поведения элементов тренинговых занятий, упражнений, игр, ритуал входа и выхода, создания положительного эмоционального настроя с помощью упражнений; совершенствование фонематического восприятия.

Материалы и оборудование:

Планшет, бумага, фломастеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магнитофон (музыкальные СО из серии: «Живая планета»)

Игрушечный массажный мяч

Видеокамера

Видеомагнитофон

Телевизор

Ход урока: Звучит классическая музыка.

Вводная часть

Ритуал входа:

Психолог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей с вами встрече. Давайте станем в круг и поприветствуем друг друга мимикой и жестом.

Хорошо получилось, спасибо.

Садитесь удобнее, продолжим нашу встречу с обсуждения, чем нам предстоит заниматься в дальнейшем, и каким образом будут начинаться, и заканчиваться наши занятия. На протяжении каждой нашей с вами встречи будет помогать нам ритуал вхождения в занятие. При входе в нашу волшебную комнату (сенсорная комната), мы поздороваемся, прикоснувшись ладошкой к колокольчику, который висит при входе и встречает вас. Ритуал выхода, нужно прикоснувшись к колокольчику попрощаться. Сопровождать наши занятия будут музыкальные сопровождения из серии «Живая планета». С помощью разнообразных упражнений, игр, заданий, тестов, мы с вами узнаем много нового и интересного, познакомимся с такими понятиями как правила и зачем их нужно соблюдать, что такое мышление, воображение, память, фантазия.

Основная часть

Психолог: И так, мы продолжаем нашу встречу. Как же мы будем общаться друг с другом, не зная имен. Давайте знакомиться. Мир имен очень многообразен. Каждое имя человека прекрасно, помогает во многих направлениях, и одно из них - это общение. Чтобы легче было нам всем вместе общаться, сейчас каждый из вас сделает презентацию своего имени. На планшетке закреплены листы бумаги. Подготовлены разноцветные фломастеры. Напишите свое имя, цвет, шрифт выбирайте тот, какой наиболее вам приятен. Можно сопровождать разными рисунками, небольшими предложениями. В презентации кратко, понятно для других сообщите о себе самое важное, на ваш взгляд. Что любите, чем занимаетесь в свободное от учебы время, где любите гулять, какое у вас увлечение и т., д. (Звучит спокойная музыка) Время 10 минут.

Время закончилось. Сейчас нужно выйти в центр круга и защитить свою презентацию. Это значит не только рассказать о себе с помощью презентации, но и ответить на вопросы участников.

Ответы детей. Презентация своего имени.

Психолог: Молодцы. Как много мы узнали друг о друге. Какие интересные у нас получились презентации. Но этого мало для дальнейшего нашего общения. Нам нужно создать и принять правила. Давайте подумаем, что такое правила? Зачем они нужны человеку? Вспомним наши игры. Если в игру играть без правил, что будет?

Ответы детей.

Психолог: Какие правила предлагаете вы?

Ответы детей.

Психолог: Замечательные вы предложили правила, теперь послушайте мое предложение и в конце обсудим какие нам правила принять.

Правила:

1. Правило «Здесь и теперь» - предметом анализа и обсуждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на чувства, мысли, переживания.

2. Искренность и открытость - соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.

3. Принцип «Я» - основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания.

4. Активность - желательно активное участие всех.

5. Конфиденциальность - вся информация относительно конкретных участников должна сохранятся в группе - это условие психологической безопасности и самораскрытия.

Учитель-логопед:

Ребята, давайте проверим, как вы поняли наши с вами правила

«Палочки» - Ведущий говорит, что он будет показывать определенное количество палочек (можно взять счетные), и вслед за этим действием должны быстро встать со своих мест именно столько участников, сколько палочек показал ведущий. Нужно учесть, что быстрее всех встают потенциальные лидеры.

Психолог: Итак, мы с вами обсудили и приняли правила. А сейчас соблюдая выше принятые правила поиграем в игру «Стоп - кадр». Условия этой игры следующие, вы свободно перемещаетесь по аудитории. По команде ведущего, которого мы сейчас выберем с помощью считалки, вы останавливайтесь после хлопка в ладоши и словосочетания «Стоп - кадр». Ведущий затем произносит слово, которое вы впоследствии демонстрируете с помощью мимики и жеста. Ваша игра будет сниматься на видео, а затем мы посмотрим, что у нас получилось. Кто соблюдал правила игры, а кто, может быть, забыл о них.

Можно использовать, например, такие наборы слов:

• Время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех.

• Встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

(после игры просмотр видеозаписи с последующим просмотром).

Рефлексия.

Молодцы. Мы сегодня славно общались. Многое узнали. Что вам более всего запомнилось? Чего вы не знали? Какое у вас сейчас настроение?

Ответы детей ( по кругу передавая мячик). Учитель-логопед: Вы знаете, что нас всех окружает множество звуков? Давайте их назовем. А сейчас попробуйте отгадать, что звучит. Детям включается запись со звуками предметов, природы.

Упражнение «Узнай и скажи что звучит».

Ответы детей.

Ритуал выхода

Психолог: Здорово мы сегодня все вместе дружно сотрудничали. Давайте попрощаемся с помощью слов «Благодарим за сотрудничество» и прикосновения к колокольчику.

Литература

1. Бардиер Г.Л. Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. изд. «Речь» Санкт-Петербург 2004. - 5-6 с.

2. Зинченко-Евстегнеева Т.Д. Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2003. - 9-10 с.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Развивающая сказкотера-пия. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2006.- 1-22 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2005. - 2-8 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Дмитрий Кудзилов. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. Издательство «Речь» Санкт-Петербург. 2004. - 4-16 с.

6. Козлова Т.И., Полюхова Е.П. Влияние междисциплинарного обучения на познавательно-личностное развитие младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 2.

7. Навакатикян А.О., Ковалева А.И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. Киев: Здоровье, 1989.84 с.

8. Назаров И.Т. Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности. Л.: Труженики печати, 1929.

9. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 348 с.

10. Николаева, Л.П. Уроки профилактики в школе: Пособие для учителя / Л.П.Николаева, Д.В. Колосов. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. - 3-4 с.

11. Рогов Е.И. Психология познания. Изд. «Владос», Москва 1998 г.

12. Рахманкулова Р «Работа по профилактике и коррекции дезадаптации, 2003. - 2-14 с.

13. Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». М. 2001. - 112 с.

14. Солдаткина, Козырева «Лаборатория психологии Козыревой» 2005.

15. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. Издательство «Речь» 2006.-1-6с.

16. Шмидт В.В. Шмидт В.Р. «Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками», М, 2005.- 2-12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.