Научная статья на тему 'Партнерство в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Партнерство в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добровольская О. В.

В статье описана проблема формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи. Отражена важность проведения комплексной работы по коррекции и формированию данного процесса. Показана преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добровольская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнерство в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

УДК 373.2:376.4:81

ПАРТНЕРСТВО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© 2019 О. В. Добровольская

обучающаяся 4 курса, специальность Логопедия e-mail: oksanadobrovolskaya97@ mail. ru

Республика Беларусь, г. Гродно, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

В статье описана проблема формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи. Отражена важность проведения комплексной работы по коррекции и формированию данного процесса. Показана преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного направления работы.

Ключевые слова: комплексная работа, общее недоразвитие речи, пространственные представления, учитель-логопед, педагог-психолог.

Общее недоразвитие речи - одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Поэтому одной из актуальных задач выступает поиск эффективных методов и средств коррекции проявлений общего недоразвития речи. При общем недоразвитии речи наблюдаются вторичные нарушения, они затрагивают как речевое, так и неречевое развитие ребенка. Недостаточная сформированность речевых процессов напрямую связана с общим психическим состоянием ребенка.

Рассматривая основы коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, Р. Е. Левина отмечает в качестве важных принципов построения системы коррекционной работы принцип связи речи с другими сторонами психического развития и принцип комплексного решения задачи устранения речевого расстройства и преодоления нарушений развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Именно поэтому в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи реализуются задачи коррекции речевого нарушения и профилактики вторичных нарушений познавательной и личностной сфер. Эффективность коррекционной работы обеспечивается знанием особенностей психического развития ребенка и их учетом в ходе проведения логопедических занятий. Подбор всего коррекционного инструментария осуществляется только на основе анализа результатов обследования ребенка с общим недоразвитием речи, которое носит системный характер [Баль 2015].

Одним из наиболее важных психических процессов, определяющих успешность общего развития ребенка и готовность его к овладению школьной системой знаний, умений и навыков, выступают пространственные представления. Процесс формирования пространственных представлений сложный и требует создания специальных условий и использования соответствующих методов для их формирования. В норме пространственные представления должны быть сформированы к 5-7 годам.

Формирование пространственных представлений зависит от многих факторов: от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка, от окружающей лингвистической среды, от уровня реализации ведущей для ребенка

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

деятельности (предметной, игровой), а также от профессионализма учителя-логопеда, использующего закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения [Баль, Дроздова 2015].

Процесс формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, обусловленную замедленным темпом сенсорного развития. Проведенное нами исследование позволило установить, что у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи пространственные представления сформированы преимущественно на среднем и низком уровне. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляется в несформированности ориентировки в схеме собственного тела: определении расположения частей тела, выделении правой и левой стороны, словесном обозначении выполняемых действий. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения коррекционной работы по данному направлению.

Коррекционная работа по формированию пространственных представлений строится с опорой на принцип единства диагностики и коррекции. Кроме логопедических сведений о ребенке, необходимы сведения о педагогическом и психологическом статусе ребенка. Важно ориентироваться в зоне ближайшего развития ребенка, учитывать состояние моторики, восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и т.д. В ходе диагностики специалист не только получает информацию о сформированности сторон психики ребенка, но и выделяет трудности и проблемы, с которыми встречается ребенок в процессе познания окружающего мира. Педагог-психолог, проведя обследование ребенка с общим недоразвитием речи, не только анализирует трудности ребенка, но и выделяет причины, по которым эти трудности проявляются, устанавливает закономерности усвоения ребенком информации, выделяет особенности уровня актуального и ближайшего развития. Подобная информация, полученная от педагога-психолога, оказывает учителю-логопеду существенную помощь в планировании и проведении коррекционной работы. Кроме этого педагог-психолог является участником и коррекционной работы с ребенком.

Коррекционная работа с ребенком с общим недоразвитием речи должна носить согласованный комплексный характер. Каждый специалист использует свои средства и приемы воздействия, строит свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, педагог-психолог и учитель-логопед осуществляют свою работу не обособленно, а дополняя и углубляя влияние на разные стороны психического развития ребенка с общим недоразвитием речи. Оба специалиста работают над тем, чтобы повысить мотивацию ребенка, воспитать уверенность в своих силах и возможностях, создают ситуацию успеха. Так как работа над познавательными процессами является спецификой работы педагога-психолога, то именно его рекомендациями руководствуется учитель-логопед на коррекционных занятиях.

Работа педагога-психолога в ходе коррекционной работы направлена на развитие всех высших психических функций, преодоление тревожности, создание адекватного эмоционального реагирования, развитие волевой сферы детей с общим недоразвитием речи. При работе над пространственными представлениями специалист осуществляет индивидуально-дифференцированный подход, подбирает практические задания и упражнения для формирования умений использовать их в различных видах

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Добровольская О. В. Партнерство в работе учителя - логопеда и педагога - психолога

при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

деятельности и в своей речи.

Оба специалиста работают над созданием коррекционно-развивающей среды. Совместно могут разрабатываться опорные схемы, значки, карточки. Важным аспектом взаимодействия специалистов является совместное планирование коррекционного процесса. Педагог-психолог, используя знания возрастных норм формирования пространственных представлений в онтогенезе, дает рекомендации учителю-логопеду. Последний учитывает их в своей работе и со своей стороны планирует работу, исходя из критериев нормального развития речи и появления в речи дошкольника предлогов и слов с пространственным обозначением.

Учитель-логопед в процессе проведения коррекционной работы по развитию речи одновременно осуществляет формирование пространственных представлений по следующим направлениям: ориентация в схеме собственного тела; пространственные представления о взаиморасположении внешних объектов и тела; пространственные представления о взаиморасположении внешних объектов по отношению друг к другу; понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения. Данные направления реализуются в процессе работы над словом, фразой, связным высказыванием. Педагог-психолог развивает зрительное, пространственное восприятие, все виды мышления, мыслительные операции, воображение. Оба специалиста совместно подбирают и используют, исходя из тематики занятий, игры и упражнения по развитию пространственной ориентировки. При этом педагог-психолог делает акцент на развитии высших психических функций, а учитель-логопед - на развитии речевых способностей.

Педагог-психолог и учитель-логопед также проводят консультативно-просветительскую работу среди воспитателей и родителей.

Особенно важно соблюдать принцип комплексности и преемственности специалистов в коррекционной работе, так как ориентация в пространстве выступает одной из важнейших компетенций дошкольника. Все виды деятельности требуют сформированности умения воспринимать пространственные свойства и определять взаиморасположение предметов. Именно в процессе обучения конструктивной деятельности, изодеятельности, познания окружающей действительности, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются процессы оперирования образами, которые играют существенную роль в процессе обучения. Развитие пространственных представлений оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка к окружающему миру, создает основу для дальнейшего усложнения мыслительной деятельности, усвоения школьной программы.

Библиографический список

Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2015. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.