ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УДК 159.923
Ваниева Виктория Юрьевна
Старший преподаватель кафедры специальной психологии Северо-Осетинского государственного педагогического института, vvanieva@yandex.ru, Владикавказ
Юрловская Иллона Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедры специальной психологии Северо-Осетинско-го государственного педагогического института, illona1978@mail.ru, Владикавказ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВОГО ИГРОТРЕНИНГА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Представленная статья посвящена использованию в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи цветового игротренинга, авторской методики Н.В. Погосовой. Полученные в ходе практической работы результаты подтверждают обоснованность выбора данной технологии как средства оптимизации коррекционно-развивающего процесса в виде интегрированных занятий, объединяющих логопедию, психологию и изодеятельно сть.
Ключевые слова: цветовой игротренинг, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, коррекционно-развивающий процесс, интегрированные занятия.
Vanieva Victoria Yurievna
Senior lecturer in special psychology of the North-Ossetian State Pedagogical Institute, vvanieva@yandex.ru, Vladikavkaz
Yurlovskaya Illona Alexandrovna
Ph.D., Associate Professor, Head of Special Psychology of the North-Ossetian State Pedagogical Institute, illona1978@mail.ru, Vladikavkaz
USING A COLOUR PLAYING TRAINING IN SPEECH THERAPY WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WHO HAVE SPEECH DISORDERS
Abstract. The given article is dedicated to the use of color playing training in the corrective work with the children of pre-school age wing defects of speech based on the principles singled out by
H.V.Pogosova. The results got in the process of the practical work prove well-founded choice of the given technology as optimal means of corrective and developing process in the form of diversified lessons uniting speech therapy, psychology and art.
Keywords: colour playing training, phonetic deficiency of speech, general deficiency of speech, corrective and developing process, diversified activities.
Воспитание гармоничной личности нения в речевом развитии, неуклонно растёт.
должно начинаться с самых ранних лет жиз- Имея полноценный слух и интеллект, они,
ни, ведущая роль в этом процессе принадле- как правило, не готовы к усвоению школь-
жит дошкольным учреждениям - начальной ной программы либо из-за недостаточного
ступени в системе образования. развития фонематического восприятия и
Анализ реальной ситуации, сложившейся дефектов звукопроизношения (фонетико-
в настоящее время в системе воспитания и фонематическое недоразвитие речи), либо
обучения детей дошкольного возраста, пока- из-за поражения всех компонентов речевой
зал, что количество детей, имеющих откло- системы (общее недоразвитие речи). Эти
дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письменной речью.
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемых деятельностью головного мозга. Не существует речевых расстройств, при которых вследствие функционирования межсистем-ных связей, не отмечались бы психологические нарушения. У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Речь, как один из наиболее мощных факторов развития ребенка, оказывает большое влияние на формирование его личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, отражает социальную среду, в которой растет ребенок. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии. Дети с речевыми нарушениями часто имеют органические или функциональные отклонения в центральной нервной системе.
В литературе нет данных, свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед.
В настоящее время остро встает вопрос о поисках новых форм организации коррекционной деятельности, повышения эффективности логопедической работы. Все чаще логопеды используют нетрадиционные технологии: фитотерапию, аромате-рапию, стоунтерапию, точечный массаж.
Н. М. Погосова предлагает еще одно, на наш взгляд, необыкновенно интересное средство коррекции речи цветовой игротренинг [4]. «Цветовой игротренинг» - это авторская программа, направленная на комплексное развитие ребенка и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния. Мало того, что эта технология позволяет успешно работать над всеми сторонами речи и языка, но она создает небывалый уровень мотивации детей.
Не секрет для любого логопеда, что повторяющиеся из занятия в занятие упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков порой вызывают у детей откровен-
ную скуку. Но когда мы используем яркие краски, рассматриваем подобранные по цвету предметы, сочиняем о них различные истории и сказки, процесс развития и коррекции речи происходит интересно, ярко, на эмоциональном подъеме.
Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны: физику интересует энергетическая природа цвета; физиологию - процесс восприятия цвета человеческим глазом; биологию - значение цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов; психологию - проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции. А теория цвета в живописи занимается эстетическими свойствами цвета.
Со времен И. В. Гете принято, что за определенным цветом достаточно жестко закреплены определенные эмоции. По мнению ряда психологов [1; 6], большинство людей считают, что красный цвет вызывает активность и возбуждение, желтый - радость и интерес, зеленый - покой и расслабление, синий - покой и грусть. Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Существует мнение, что цвета одежды ребенка могут оказать воздействие на его формирующийся характер [5]. П. В. Яньшин [6], раскрывая психосемантические характеристики цвета, называет цвет феноменом «загадочным», который сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Цвет - источник многих парадоксов мышления. «Изучение цвета по японской системе «Ироритай» - пишет художник-педагог Б. М. Неменский, - дает возможность довольно широко развить различительные и аналитические возможности зрения. Это приносит огромную пользу человеку в дальнейшей жизни, кем бы он не стал и чем бы не занимался. Это развитие мозга, развитие особых ассоциативных форм мышления» [3].
Человек давно отметил определенные свойства цветов и их воздействие на живые организмы. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует
на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качество характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами. Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности. Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонии с Космосом.
Используя в несколько модифицированном варианте методику Н. М. Погосовой, мы постарались в своей работе соединить, казалось бы, несоединимые вещи: погружение в мир цвета и развитие речи. Каким образом могут быть связаны процессы восприятия цвета и становление важнейшей психической функции?
Нами проводились занятия по цветовому игротренингу с детьми, страдающими фо-нетико-фонематическим и общим недоразвитием речи одном из дошкольных учреждений города Владикавказа. Их нельзя было строго классифицировать и относить к чисто логопедическим, психологическим или к каким-либо иным. Эти занятия раскрывают широкий спектр воздействия на ребенка, объединяя в себе психологию, изодеятельность и логопедию, решая специфические речевые и неречевые задачи.
Формирование и коррекция звукопроизно-шения. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом. Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).
Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука, то один из
звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным.
1. Автоматизация звука «Р»: красный, розовый, серый, черный.
2. Автоматизация звука «Рь»: сиреневый, серебряный. коричневый.
3. Автоматизация звуков «С» и «Сь»: красный. синий. серый, серебряный.
4. Автоматизация звуков «З» и «Зь»: золотой, розовый, зеленый.
5. Автоматизация звука «Ж»: желтый, оранжевый.
6. Автоматизация звука «Л»: белый, золотой, голубой, желтый.
7. Автоматизация звука «Ль»: зеленый, фиолетовый.
8. Автоматизация звука «Ч»: черный, коричневый.
Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Детям предлагается найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда и т.д.), а потом те в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т.д.). А сначала автоматизация на материале грамматических категорий. Например, на этапе появления звука для фиксации внимания ребенка на его звучании и артикуляции мы использовали картинки-символы, игрушки для звукоподражания. На этапе усвоения и автоматизации поставленного звука применялись фронтальные занятия - увлекательные путешествия то в «Красную страну», то в «Оранжевую». Соблюдался принцип постепенности и тщательно отбирался дополнительный материал, включая песни.
Обогащение и активизация словаря. В процессе занятий по цвету создавались благоприятные условия для развития словарного запаса детей, обогащения словаря и его активизации. Так как на занятии дети знакомились, рассматривали и манипулировали с множеством интересных предметов подобранных по цвету, нужно было обозначить предмет, представить, описать его. К примеру, на занятии «Золотой цвет» девочка даже образовала «свое» слово - «золо-тобристое» платье у феи.
Формирование грамматического строя. Наши занятия позволили работать со следу-
ющими категориями:
- согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо, синие сливы);
- изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (синий василек; синего василька; подошел к синему васильку; вижу синий василек; любуюсь синим васильком; мечтаю о синем васильке);
- практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок (розовая бабочка вылетела из розовой комнаты; розовая бабочка прилетела на розовую поляну; розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике; розовая бабочка перелетела на розовую звезду);
- согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод);
- составление предложений по демонстрации действий (я положил на желтую салфетку желтого жука; я рисую желтым карандашом желтого жирафа; желтая жаба скачет по желтой дорожке);
- подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый).
Развитие связной речи. На занятиях с использованием цвета дети знакомятся со сказками, сюжетный материал которых строится на одном или нескольких звуках. Дети, просматривая сказку, беседуют по её содержанию, выполняют различные упражнения, связанные с грамматическим оформлением слов, а также драматизируют отрывки. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от занятия. Кроме решения множества речевых задач мы получили неожиданные результаты: дети научились расслабляться, ощущать свое тело, чувствовать, осознавать. Фиксация внимания на дыхании помогала успокоить возбужденный ум. Подсознательно легковозбудимые дети, стремясь к отдыху и успокоению, брали коробку с синими игрушками, облачались в синюю накидку. А заторможенные и вялые выбирали для игр красный цвет. Так корректировались определенные психологические проблемы.
Ниже приведены некоторые виды работ на примере разных цветов, которые могут широко использоваться как специалистами, так и педагогами в логопедической работе.
1.Упражнение «Положи и скажи»: упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе; развитие диалогической речи; автоматизация звука «С» или «Р».
2.Упражнение «Чёрные пуговицы»: контрастное напряжение и расслабление кистей; развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли; формирование умения плавно и длительно выдыхать; автоматизация звука «р» (или «ч»).
3. Упражнение «Ах, как вкусно!»: формирование вкусовых образов и развитие умения описывать свои ощущения словами; автоматизация звука «рь» (или «ч»).
4. Составление описательного рассказа «Яблоко».: развитие связной речи и способности составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы; автоматизация звука «л» (или «ж»).
Таким образом, комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых технологий обеспечили хорошие результаты коррекции речи, повышение мотивации к логопедическим занятиям, повышение эффективности коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями.
Библиографический список
1. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолече-ние для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.
2. Крюкова С. В., СлободнякН. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис. 2003. - 208 с.
3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1979. - 218 с.
4. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. -СПб.: Речь. 2007. - 152 c.
5. СеровН. В. Лечение цветом. - СПб.: Крис-мас, 1997. - 108 с.
6. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 189 с.