Научная статья на тему 'Бинарная деятельность логопеда и психолога с элементами образовательной кинезиологии'

Бинарная деятельность логопеда и психолога с элементами образовательной кинезиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1436
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГ / ЛОГОПЕД / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркина Ольга Юрьевна, Грачева Марина Николаевна

В последнее время психологи, педагоги и логопеды констатируют тот факт, что резко возросло число детей с отклонениями в психическом и речевом развитии. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций, оказываются уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития. В связи с этим важно использование в дошкольных учреждениях таких методов в коррекционной работе, которые могут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что позволит ему в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в обществе. Психологом и логопедом ГБОУ Школа № 656 им. А.С. Макаренко был разработан цикл занятий для воспитанников с общим нарушением речи. Адресат цикла занятий был выбран не случайно, так как дети с общим недоразвитием речи нуждаются в комплексном подходе. Психолог имеет возможность видеть детей в другой деятельности, и в то же время непосредственно формировать основу развития высших психических функций. Цель совместной работы логопеда и психолога проведение коррекционно-развивающих занятий для наиболее эффективного развития речевой функции, пропедевтики нарушений, которые могут возникнуть в школьном периоде (дисграфия, дислексия, акалькулия). Методы работы: 1.Игровые, наглядно-демонстрационные, словесные. 2.Методы образовательной кинезиологии. 3.ИКТ технологии. 4.Технология обеспечения группового взаимодействия. 5.Сказкотерапия Результат работы повышение учебной мотивации, в результате чего происходит полноценное усвоение материала, полученного на занятии и, в итоге улучшение звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса, улучшение коммуникативных навыков, повышение работоспособности, активизация механизмов саморегулиции и развития. Положительная динамика у всех детей, как у педагога психолога, так и у учителя логопеда. По результатам проведенных в настоящее время занятий можно сделать вывод, что объединение специалистов нужно и эффективно. На одном материале каждый из специалистов решает свою задачу. Деятельность по автоматизации и дифференциации звуков становятся интересными и увлекательными, дети активны на протяжении всего занятия. После реализации нескольких пробных бинарных занятий, возникла идея написания целого цикла, который в настоящее время реализуется в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркина Ольга Юрьевна, Грачева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бинарная деятельность логопеда и психолога с элементами образовательной кинезиологии»

Бинарная деятельность логопеда и психолога с элементами образовательной

кинезиологии

Баркина Ольга Юрьевна, Грачева Марина Николаевна

ГБОУ г. Москва Школа № 656 им. А.С. Макаренко

Ключевые слова:

кинезиология, сказкотерапия, психолог, логопед, развитие

В последнее время психологи, педагоги и логопеды констатируют тот факт, что резко возросло

число детей с отклонениями в психическом и речевом развитии. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций, оказываются уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития. В связи с этим важно использование в дошкольных учреждениях таких методов в коррекционной работе, которые могут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что позволит ему в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в обществе. Психологом и логопедом ГБОУ Школа № 656 им. А.С. Макаренко был разработан цикл занятий для воспитанников с общим нарушением речи. Адресат цикла занятий был выбран не случайно, так как дети с общим недоразвитием речи нуждаются в

комплексном подходе.

Психолог имеет возможность видеть детей в другой деятельности, и в то же время непосредственно формировать основу развития высших психических функций.

Цель совместной работы логопеда и психолога - проведение коррекционно-развивающих занятий для наиболее эффективного развития речевой функции, пропедевтики нарушений, которые могут возникнуть в школьном периоде (дисграфия, дислексия, акалькулия).

Методы работы:

1.Игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.

2.Методы образовательной кинезиологии.

3.ИКТ технологии.

4.Технология обеспечения группового взаимодействия.

5.Сказкотерапия

Результат работы - повышение учебной мотивации, в результате чего происходит полноценное усвоение материала, полученного на занятии и, в итоге улучшение звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса, улучшение коммуникативных навыков, повышение работоспособности, активизация механизмов саморегулиции и развития. Положительная динамика у всех детей, как у педагога психолога, так и у учителя - логопеда.

По результатам проведенных в настоящее время занятий можно сделать вывод, что объединение специалистов нужно и эффективно.

На одном материале каждый из специалистов решает свою задачу. Деятельность по автоматизации и дифференциации звуков становятся интересными и увлекательными, дети активны на протяжении всего занятия.

После реализации нескольких пробных бинарных занятий, возникла идея написания целого цикла, который в настоящее время реализуется в ДОУ.

Список литературы:

1.Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1998.

2.Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, 2001.

3.Венгер «Психологические рисуночные тесты» Москва, издательство Владос-Пресс 2006

4.Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, Москва, 2004.

5.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Москва, «Питер» 2004

6.Дубровина И.В. Готовность к школе. Москва, 2001.

7.Дьяченко О.М., Булычева А.И. и др. Психолог в дошкольном учреждении, Москва.: «Новая школа» 1996.

8.Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.

9.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва, 1998.

10.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое

пособие, - Москва: Айрис - пресс, 2005 11.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2002 г

12.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2008;

13.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. Москва, 2003.

14.Чистякова М.И. Психогимнастика в детском саду.Москва, 2008.

15.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002

16.Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями

речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2005.

17.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей

группе для детей с общим недоразвитием речи. - М.: Гном-Пресс, 1999.

18.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. -

М.: Гном-Пресс, 1998.

19.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по

коррекции звукопроизношения. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

20.Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - Москва: ТЦ

Сфера, 2007.

21.Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. - СПб.:

ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.

22.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном

учреждении. - Москва: ТЦ Сфера, 2003.

23.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет.

Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

24.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - Москва.:

Школьная Пресса, 2003.

25.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы

дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - Москва: Просвещение, 2008.

26.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием.- Москва: МГОПИ,1993

27.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -Москва:

АРКТИ,1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.