ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК37
Е. Ю.Бочкарева
Учитель - логопед МБУ №45 «Яблонька»
г. Тольятти E-mail: [email protected] Ю.А. Вертей
Педагог психолог МБУ № 45 «Яблонька» E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ ПСИХОЛОГОМ В ДОО В КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
Аннотация
В работе представлена комплексная работа специалистов в детском саду, для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В частности взаимодействие педагога - психолога и учителя -логопеда, с помощью которых происходит коррекция сразу нескольких видов деятельности речевое, познавательное и личностное развитие ребенка. Предлагаются формы работы специалистов, с помощью которых, будет получен ожидаемый результат.
Ключевые слова: Педагог, ребенок, ограниченные возможности, комплексная работа.
С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день считается актуальной, т.к нарушения в развитии коммуникативной сферы неизбежно ведет за собой возникновение сочетанных нарушений.
Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Жизнь - это общение, а ведущую роль в общение играет речь. Но речь - как правило, это вторичное нарушение, в качестве первичных нарушений выступают психологические нарушения. В совокупности эти дефекты имеют сложную структуру, ведущим синдромом, которого и является нарушения в речевом развитии.
Отклонения в речевом развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи могут повлечь за собой трудности абсолютно во всех областях жизни ребенка, все это произойдет из за недостаточно низкой познавательной активности. Низкая познавательная активность связанна с тем, что коммуникативная сфера содержит в себе обедненость и примитивизм речевых высказываний. Не для кого не секрет, что коммуникативная сфера очень тесно связанна с остальными видами деятельности.
Нарушения в развитии основных психических процессов, таких как память, внимание, мышление, нарушение произвольной сферы, затруднения в развитии основных компонентов речи может наблюдаться и у детей и с нормальным интеллектуальном развитием, и у детей с тяжелым нарушением речи. Не стоит так же забывать и о том, что в эмоционально - волевой сфере могут быть так же нарушения такие, как возбудимость, раздражительность, общая заторможенность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Из выше написанного можно сделать вывод о том, что взаимодействие специалистов педагога -психолога и учителя- логопеда очень необходима для коррекционно - развивающей образовательной деятельности. Единое коррекционно - образовательное пространство создается при совместной работе различных специалистов. Благодаря взаимному тандему учителя - логопеда и педагога - психолога у ребенка с тяжелыми нарушениям речи корректируются сразу несколько видов деятельности речевое,
познавательное и личностное развитие ребенка.
Структура работы специалистов включает в себя целую систему, которая исполняет ряд функций, таких как диагностика, коррекция, профилактика.
Требования, которые предъявляются к взаимной работе учителя - логопеда и пегагога - психолога -это совместное планирование работы, четкое распределение задач каждого из участников и соблюдение единства требований, предъявляемых детям.
Основой является активизация развития детей в различных сферах деятельности.
Активизация функционального потенциала ребенка вот главная задача учителя - логопеда, а для педагога- психолога ведущим видам деятельности является коррекция в отставании развития психических функций. Найти подход к нарушению в речевом развитии - прерогатива логопеда, а привести в действие и активизировать речевую деятельность ребенка - задача психолога.
Мимика и пантомимика, которую используют дети на своих лицах при игре исследуется логопедом, как просодическая сторона речи, а психологом в свою очередь изучается восприятия графическое изображения эмоции, формировать умение понимать свое эмоциональное состояние, так же изучать и понимать социальные эмоции.
Как показывают результаты диагностики у детей с общим недоразвитием речи очень скудные и обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.
На начальном этапе работы учителю - логопеды и педагогу - психологу особенно важно сотрудничество, так как основной целью на этом этапе является изучение и уточнение эмоциональных состояний и формирование интонационной стороны речи.
Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей, пониманию причин появления основных эмоциональных проявлений. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.
Одной из важных форм взаимодействия узких специалистов является журнал взаимосвязи, в котором учитель - логопед и педагог-психолог планируют и отражают коррекционные задачи, а так же предполагаемое игровое сопровождение для отработки и закрепления формируемых навыков у воспитанников и отмечают успешность выполнения упражнений. Систематически проводя такую работу, становятся очевидными успехи и затруднения воспитанников, к этой работе на всех этапах ее проведения подключаются и родители. Кроме того, такая форма работы исключает дублирование проводимой коррекционной работы с ребенком, позволяет координировать и объединять усилия специалистов в нивелировании выявленных затруднений.
Принципиальным в работе специалистов коррекционного учреждения является единое комплексное тематическое планирования по лексическим темам. Такая форма работы позволяет обеспечить более глубокое изучение материала, полноценно накопить лексический материал, погрузиться в изучаемую тему воздействуя на разные системы анализаторов, обеспечить интеграцию сенсорного опыта ребенка.
Формы работы, в которых можно проследить взаимодействие логопеда и психолога в дошкольном учреждении выглядят следующим образом:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог - познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы), - проектирование образовательного маршрута каждого воспитанника, обсуждение имеющихся затруднений на всех этапах коррекционно-развивающей работы;
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
- взаимопосещение занятий с целью определения динамических показателей в развитии;
- интегрированные занятия с детьми с участием обоих специалистов;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации посвященные данной теме, стендовая информация, на которой освещаются вопросы познавательного и речевого развития;
- распространение позитивного передового опыта педагогической общественности города.
В результате работы двух специалистов учителя — логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:
- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
- педагогической процесс осуществляется полноценно с профессиональной точки зрения, имеющиеся нарушения у детей подлежат качественной оценке и углубленному изучению со стороны специалистов;
- проектируется зона ближайшего развития с учетом потенциальных возможностей каждого ребенка
- в содержании коррекционно-развивающей работы с детьми появляются новые эффективные формы взаимодействия;
- происходит обогащение и амплификация опыта работы в условиях взаимодействия. Список использованной литературы:
1. «Преемственность в работе логопеда и других специалистов»/ Л.Н. Жога и [др.] // Логопедия 2007 № 4 С.37-45
2. Давыдова М.С. «Взаимосвязь логопеда со специалистами ДОУ» // Логопед 2008 №1 С. 108-121.
© Бочкарева Е. Ю., Вертей Ю.А., 2019
УДК 376.42
Е.Н. Вербицкая
учитель начальных классов ГКОУ школы №9,
г. Туапсе, РФ E-mail: [email protected] М.А. Яковлева учитель-дефектолог ГКОУ школы №9,
г. Туапсе, РФ E-mail:[email protected] Л.Г. Присяжная учитель математики ГКОУ школы №9,
г. Туапсе, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕКОРИРОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта в процессе создания сюжетной аппликации. Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, социализации и интеграции в обществе. В результате использования различных методов корригируются психические функции, такие как внимание, память, пространственное и зрительное восприятие, речь, мышление, что ведет к развитию творческих способностей.
Ключевые слова: Сюжетная аппликация, творческие способности, нарушение интеллекта.