О.Н. ГОРЛОВА, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии факультета педагогики и психологии
Орловского государственного университета Тел.: 8 915 5066090, (4862) 77-71-57; [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме организации коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка. В статье представлена схема, наглядно демонстрирующая технологическую цепочку организации коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка, раскрываются направления взаимодействия специалистов учреждения, подчеркиваются основные требования для создания коммуникативно-речевой среды.
Ключевые слова: коммуникативно-речевая среда, дом ребенка, дефицит общения, коммуникативно-речевое общение, задержка речевого развития, активизация речевого развития, взаимодействие специалистов.
Контакты с внешним миром, полноценная речевая среда и благоприятный эмоциональный фон общения со взрослыми стимулируют развитие коммуникативной деятельности и речи ребенка в целом.
Главным фактором, способствующим возникновению отклонений в психическом и речевом развитии воспитанников дома ребенка, является неполноценное общение со взрослыми, которое порождает цепь наслаивающихся деформаций по мере взросления ребенка. Этот фактор начинает действовать с первых дней жизни. Дефицит общения, возникающий у детей-сирот младенческого и раннего возраста, не только затрудняет процесс овладения речью, но и обусловливает ее качественное своеобразие: бедность лексикона и примитивность используемых синтаксических структур, пониженную речевую активность, ситуативный характер речи. Это неоднократно было отмечено в специальной литературе (М.И. Лисина, 1974, 1985, 1986; B.C. Мухина, 1991; И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990, 2007).
Большинство воспитанников дома ребенка, имея достаточно высокий уровень развития понимания речи, долго не пользуются активной речью. По данным Л.Н. Га-лигузовой, С.Ю. Мещеряковой, Л.М. Царегародцевой, только у 40% детей к трем годам речь формируется как средство общения, но и у них она находится на низком уровне. Нарушение процесса овладения активной речью негативно влияет на психическое развитие, эмоционально-волевую сферу и поведение воспитанников домов ребенка, препятствует в дальнейшем их полноценной социализации, в процессе которой важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению. Недоразвитие коммуникативно-речевых способностей детей-сирот обусловлено рядом факторов: неблагоприятное воздействие окружающей среды до поступления в дом ребенка; ограниченное социальное окружение; эмоциональная, сенсорная депривация; медико-педагогические проблемы (соматическая ослабленность, неврозы, органические поражения ЦНС, ЗПР) и др.
Эти факторы затормаживают формирование процесса общения в раннем детстве, сензитивном периоде становления речи, что приводит к недоразвитию языковых средств - задержке речевого развития. Расширение пространства воздействия на сферу коммуникативно-речевого общения воспитанников возможно лишь в рамках коммуникативно-речевой среды.
Мы предположили, что специальная организация коммуникативно-речевой среды с первых минут пребывания ребенка в условиях сиротского учреждения создаст благо© О.Н. Горлова
приятные возможности для развития речи и речемыслительной деятельности детей, в частности для своевременного формирования фразовой речи.
Для организации коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка необходимы:
- изучение уровня развития вербальнокоммуникативной деятельности, диалогов взрослый - ребенок в различных ситуациях общения, то есть определение уровня активной речи детей и особенностей использования ее в общении со взрослыми, а также речевого режима и коммуникативного поведения персонала дома ребенка;
- разработка и реализация направлений, форм, приемов коррекционно-педагогической работы, направленной на активизацию речевого развития, адаптированных для воспитанников дома ребенка с учетом их речевых особенностей;
- организация целенаправленной логопедической работы в условиях коммуникативно-речевой среды;
- организация целенаправленного сотрудничества персонала дома ребенка (учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников) для совместного решения задач коммуниативно-речевого развития воспитанников:
• Информирование специалистов дома ребенка об особенностях речевого развития воспитанника, об уровне речевого общения и способах установления коммуникативных контактов, уровне тех умений и навыков, которые играют ключевую роль в процессе развития речи (моторика, просодика, психические процессы).
• Разработка и реализация практических рекомендаций для создания коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка с целью формирования коммуникативного поведения персонала дома ребенка, а также учета речевых возможностей конкретного ребенка при планировании и отборе содержания коррекционно-педагогической работы.
• Разработка условий взаимодействия участников коррекционно-педагогического процесса.
Сущность взаимодействия заключается в создании речевого режима в группе. Каждый специалист уделяет внимание вопросам речевого развития воспитанников в разных ситуациях:
- в рамках своей практической деятельности. например, осмотр педиатра в игровой форме на фоне эмоционального общения с ребенком;
- во время режимных моментов. Например, в процессе одевания воспитатель называет предметы одежды и действия разными способами, побуж-
дая детей к речевому общению. «Ах, какая у Тани курточка красивая, с кармашками! Давай мы ее наденем! Какая теплая шапочка с помпончиком! Какие теплые сапожки! А что мы с тобой наденем на головку? Что наденем на ножки? Вот мы и оделись! Куда мы сейчас пойдем? Правильно, мы пойдем гулять! Во что мы будем играть на улице?» Воспитатель также может сопровождать процесс одевания стихотворными текстами: «Вот они, сапожки: этот - с левой ножки, этот - с правой ножки. Хороши сапожки!» Медицинская сестра может прокомментировать в стихотворной форме момент пробуждения ребенка ото сна: «Потянемся, потянемся! Маленькими не останемся! В ручки-хватунки, в ножки-прыгунки, в роток-говорок, в головку-разу-мок!», сопровождая при этом стихотворный текст действиями;
- в разнообразных играх (игры с предметными и сюжетными картинками, игры-потешки, хороводные игры, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.);
- во время занятий продуктивными видами деятельности. В ходе рисования (лепки, аппликации) можно создать особую ситуацию общения. Например, взрослый ставит на стол резиновую игрушку - курицу, лист картона и пластилин, предлагает ребенку поиграть: «Давай поиграем! Пришла к нам в гости... Кто пришел? Правильно, курица. Как говорит курочка? Да, ко-ко-ко! Давай покормим курочку». Взрослый показывает, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина и класть их на картон, - это крошки и зернышки. Все действия комментируются: «Это у нас крошки и зернышки. На, курочка, покушай! Не ест. Попроси сам курочку, может, у тебя будет кушать? Скажи: на, курочка, кушай! Молодец, накормил курочку! Что курочка кушала?» и т.д.
Логопед строит систему коррекционной работы с учетом данных о речевых особенностях детей, полученных в процессе изучения их вербально-коммуникативной деятельности, а также информационно-аналитического обмена между специалистами, работающими в конкретной группе (учителем-логопедом группы, педаго-гом-психологом, воспитателями группы, специ-алистами-медиками). Таким образом осуществляется совместный подход к развитию речи детей, что помогает создать целостную картину этиологии, механизмов и симптоматики речевых нарушений, определить пути коррекционнопедагогического воздействия, а также разработать комплексные рекомендации для всех категорий специалистов.
В связи с такой позицией в условиях дома ребенка нами выделены направления взаимодействия в системе «логопед - специалисты», что отражено на следующей схеме.
Данная схема наглядно демонстрирует технологическую цепочку организации коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка, целью которой является активизация речевого развития
детей-сирот, в частности своевременное формирование фразовой речи в общении со взрослыми.
Диагностико-информационное направление. В рамках данного направления проводится комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка, целью которого является раннее выявление отклонений, планирование индивидуальных мер коррекции и профилактики,
ДИАГНОСТИКО-
ИНФОРМАЦИОННОЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОМ РЕБЕНКА
КОНСУЛЬТАТИВНО-
ПРОЕКТИВНОЕ
КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕЕ
А
направленных на создание условий полноценного, всестороннего развития ребенка. Проводится изучение коммуникативно-речевых навыков и предпосылок для успешного развития речевых способностей.
В рамках данного направления логопед информирует специалистов об особенностях речевого развития воспитанников; консультирует по вопросам планирования и отбора содержания коррекционной работы.
Педагоги, психолог информируют логопеда, медицинских работников об индивидуальных особенностях детей; о возможностях их общения в коллективе сверстников, способах установления речевых и неречевых коммуникативных контактов; об уровне умений и навыков, базисных для развития речи (моторика, просодика, психические процессы и др.).
Консультативно-проективное направление. Содержание данного направления заключается в организации информационно-аналитического обмена между субъектами коррекционно-развивающего процесса по вопросам речевого развития детей. Результатом реализации данного направления является определение индивидуализи-
рованных микропрограмм коррекционного воздействия для целенаправленного формирования фразовой речи в условиях коммуникативно-речевой среды.
Основными формами взаимодействия педагогов являются: педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, консультации; собеседование, взаимопосещения занятий, ведение тетрадей для коррекционных занятий, журнал рабочих контактов логопеда со специалистами.
Приоритетными формами сотрудничества, на наш взгляд, являются семинары-практикумы, взаимопосещения занятий, консультации. Традиционной формой взаимодействия участников коррекционно-речевого процесса являются семинары-практикумы, позволяющие объединить теоретический потенциал знаний педагогов о речевых процессах с практической деятельностью; стать участниками разработки целеполагания, содержания и форм речевой работы с воспитанниками и впоследствии реализовать их в сфере своей профессиональной деятельности. Тематика семинаров-практикумов, консультаций касается вопросов создания коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка. Например, «Педагогичес-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
кие приемы развития речи детей в повседневной жизни», «Психолого-педагогические условия создания коммуникативно-речевой среды в доме ребенка», «Развитие речевого подражания у де-тей-сирот раннего возраста», «Организация специальных игр и упражнений для активизации речи детей», «Как общаться с ребенком? Проблемные ситуации» и др.
Коррекционно-развивающее направление. В рамках данного направления осуществляется целенаправленная работа по активизации речевого развития детей в общении со взрослыми. Основными формами реализации коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка являются:
■ Индивидуальные и групповые логопедические занятия на фоне игры.
■ Логопедические занятия вне кабинета на фоне наблюдения за работой персонала дома ребенка.
■ Логоритмические занятия.
■ Развивающие игровые занятия воспитателей: развитие речи, рисование, аппликация, лепка, элементарный труд в природе, занятия по ознакомлению с окружающим (экскурсии).
■ Развивающие занятия педагога-психолога: в сенсорной комнате, комнате Монтессори, в зимнем саду, психогимнастика.
■ Развивающие занятия медицинского персонала: проведение занятий по лечебно-оздоровительной физкультуре, комплексные занятия с использованием закаливания в сочетании с массажем и дыхательной гимнастикой.
Основными требованиями для создания коммуникативно-речевой среды в условиях дома ребенка являются:
- наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
- постоянный разговор с ребенком (необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации: одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну и др. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек и т.д.);
- единые требования к речевому общению с ребенком для окружающих взрослых;
- единые требования к речи взрослых;
- постепенное усложнение речевого общения;
- организация специальных речевых игр и упражнений.
Мониторинг. В задачи данного направления входят:
- текущий контроль речевого развития ребенка с целью индивидуализации педагогического процесса в учреждении;
- анализ динамики развития коммуникативноречевых навыков;
- оценка эффективности используемых форм работы по взаимодействию со специалистами для индивидуального консультирования педагогов, специалистов-медиков.
Предлагаемая модель коррекционно-педагогической помощи объединяет усилия специалистов в развитии коммуникативно-речевых способностей воспитанников, расширяет возможности влияния на процесс овладения ребенком активной речью посредством навыков общения.
Таким образом, организация коммуникативноречевой среды в условиях дома ребенка создает благоприятные возможности для развития активной речи, расширения коммуникативного репертуара ребенка и, как следствие, успешной социально-психологической адаптации детей-сирот в обществе.
Библиографический список
1. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.
2. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. - СПб.: КАРО, 2008. - С. 94-109.
O. N. GORLOVA
THE ORGANIZATION OF THE COMMUNICATIVELY-SPEECH ENVIRONMENT IN THE CONDITIONS OF CHILDREN’S HOME
The article is devoted to the actual for modern correctional pedagogies to problem of the organization of the communicatively-speech environment in the conditions of children’s home. In the article the scheme visually showing technological chain of the organization of the communicatively-speech environment in the conditions of children’s home is presented, directions of interaction of experts of establishment reveal, the basic requirements for creation of the communicatively-speech environment are underlined.
Key words: the communicatively-speech environment, children’s home, deficiency of dialogue, communicatively-speech dialogue, delay of speech development, activization of speech development, interaction of experts.