Научная статья на тему 'Особенности психоречевого развития детей – воспитанников дома ребенка'

Особенности психоречевого развития детей – воспитанников дома ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
831
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ранний возраст / задержка речевого развития / нормы речевого развития / сензитивный период / early age / speech development delays / norms of speech development / sensitive period. References

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бодрова Тамара Владимировна

В статье проанализированы теоретические и практические аспекты особенностей психоречевого развития детей – воспитанников дома ребенка. Рассмотрены факторы и причины задержек речевого развития в раннем возрасте (отсутствие доверительных отношений, неблагоприятные социально-бытовые условия). Раскрыты особенности речевого развития детей в раннем возрасте в условиях дома ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бодрова Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological and speech development of a Children’s Home inmates

The article analyzes the theoretical and practical aspects of psychological and speech development peculiarities of a Children’s Home inmates. The author considers the factors and causes of delays in speech development at an early age (lack of trust, unfavorable social conditions). The peculiarities of the speech development of children at an early age in the conditions of a Children’s Home are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности психоречевого развития детей – воспитанников дома ребенка»

ART 196017 УДК 37.013.41

Бодрова Тамара Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск toma eva [email protected]

Особенности психоречевого развития детей - воспитанников дома ребенка

Аннотация. В статье проанализированы теоретические и практические аспекты особенностей психоречевого развития детей - воспитанников дома ребенка. Рассмотрены факторы и причины задержек речевого развития в раннем возрасте (отсутствие доверительных отношений, неблагоприятные социально-бытовые условия). Раскрыты особенности речевого развития детей в раннем возрасте в условиях дома ребенка.

Ключевые слова: ранний возраст, задержка речевого развития, нормы речевого

развития, сензитивный период.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Дом ребенка - это особое учреждение, где первые три года жизни воспитываются дети, по той или иной причине оставшиеся без попечительства родителей. Перед коллективом дома ребенка стоит важнейшая задача - создание развивающей среды и благоприятной атмосферы, способствующей своевременному физическому и психическому развитию детей. Специалисты, няни и воспитатели дома ребенка уделяют большое значение индивидуальному эмоциональному общению с каждым ребенком, но к сожалению, не удается полностью удовлетворить эту потребность детей, что является характерной спецификой детских учреждений постоянного проживания. Частая смена персонала, перевод воспитанников из группы в группу, малое количество обращений взрослых к детям, значительно реже, чем в семье, их эмоциональная бедность и однообразие оставляют не реализованной в полной мере потребность у детей во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле и положительных эмоциональных контактах. В работе «Формирование коммуникативно-речевых компетенций», автор приводит аргументы, доказывающие, «что формирование коммуникативно-речевых компетенций у детей с общим недоразвитием речи - интегративный процесс, во многом определяющийся педагогическим взаимодействием всех специалистов ДОУ» [1].

Дети, растущие без опеки родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье, темпом психического и речевого развития, уровнем адаптивной способности. Темп формирования психических функций и речи у воспитанников дома ребенка замедлен в сравнении с возрастной нормой развития. Здоровье детей имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства, а в дальнейшем чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Дети позднее начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно брать в руки ложку, чашку. У них имеется недоразвитие как общей, так и мелкой моторики. Для многих характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, отмечены «стертые формы госпитализма», что проявляется в сосании пальцев, языка, раскачивании корпуса. Эмоциональный фон снижен. На первом году жизни у ребенка начинает страдать регулирующая функция речи [2].

Детям, воспитывающимся вне семейной среды, свойственна повышенная возбудимость, нервозность, быстрая утомляемость. Положительные поведенческие реакции на общение со взрослыми формируются медленно, на занятиях дети рассеянны,

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

малоактивны. Замедлено развитие психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения в результате чего страдает развитие активной речи. Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени. В работе «Влияние общения на языковую способность детей с нарушениями речи» Л. В. Ковригина подчёркивает необходимость правильной организации речевой среды и развивающего пространства для повышения качества обучения и воспитания детей [3].

Существуют различные гипотезы о причинах, вызывающих отставание в речевом развитии, но все они сходятся на том, что в основе задержки вербального (словесного) общения этих детей лежит дефицит внимания со стороны взрослого, и в первую очередь недостаток эмоциональных контактов с ними.

Речь - это сложный психофизиологический процесс использования языка и сопутствующих ему речевых компонентов. Проходя через призму личности конкретного человека, речь отражает многие внутренние психологические аспекты личности, приобретает индивидуальность и является важным диагностическим критерием при проведении психодиагностики, диагностики развития интеллектуальных способностей, других не менее важных показателей физического и психического состояния и здоровья человека.

Таким образом, осуществление взаимосвязи между людьми является руководящим механизмом развития человека как личности.

Главная задача речевой коммуникации - обмен информацией, в процессе которого человек удовлетворяет определенные эмоциональные, интеллектуальные и другие личностные потребности, такие как потребность в оценке или инициатива на проявление себя.

Речевая деятельность определяется рядом сложных психологических механизмов. Психологические и физиологические механизмы речевой деятельности занимают важное место в исследованиях многих психологов, психолингвистов, физиологов, нейропсихологов.

А. Н. Корнев отмечает, что «формирование языковой компетентности и речевых навыков в онтогенезе происходит в тесной зависимости от развития коммуникативной деятельности, так как и то и другое является средством реализации этой деятельности».

К такому же выводу пришли такие авторы, как А. Г. Рузская и М. И. Лисина, а также А. Н. Леонтьев.

Задолго до того, как ребенок начинает говорить, в процессе ситуативно-личностного (эмоционального) общения ребенка со взрослым происходит формирование коммуникативной потребности. Для характеристики и диагностики потребности в коммуникации у младенца необходимо учитывать активность (реактивность) ответной реакции ребенка на общение с несколькими разными людьми. В младенческом возрасте диагностическим критерием служит улыбка и эмоциональные реакции ребенка. В норме инициативные коммуникативные реакции проявляются у всех детей и являются критерием для суждения о наличии деятельности общения. Непосредственно речевая деятельность возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым как результат сотрудничества между ними. Поэтому можно предположить, что все особенности в развитии вербальной коммуникации у детей связаны со спецификой этих двух форм коммуникативной деятельности. Таким образом, можно предположить, что становление навыков речевой коммуникации у воспитанников дома ребенка зависит от качества общения со взрослыми, окружающими детей. Именно качественное своеобразие общения определяет своевременность формирования навыков речевой коммуникации, а главное, формирования мотивов, нацеленных на овладение необходимыми средствами языкового

научно-методический электронный журнал

общения. Проверка этого предположения была приведена в исследованиях Т. А. Фина-шиной и А. Г. Рузской в 1982 г. Гипотеза вышеприведенных авторов состояла в том, что в закрытых детских учреждениях особенности развития речи воспитанников обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью эффективных компонентов общения. Эффективными компонентами общения являются все эмоциональные действия детей, которыми ребенок пользуется в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); к деловым можно отнести все контакты, опосредованные предметом.

Проведенное в 1980 г. исследование М. И. Лисиной было направленно на сопоставление развития и становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях), и на определение характера общения ребенка со взрослыми. Автор утверждает, что дети, воспитывающиеся в семьях, как правило, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Поведение и требования этих взрослых постоянны и становятся понятны ребенку. Дети быстро начинают вступать в качественно-однородные эмоциональные отношения с близкими взрослыми, которые подкрепляются предсказуемым ответным поведением как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, оно адресуется непосредственно ребенку. Дети, воспитывающиеся в семье, находятся в постоянном контакте со взрослыми, общаясь с ними по различным поводам: личностным, деловым, познавательным.

Дети, растущие в закрытых детских учреждениях, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разным поведением. В такой ситуации общение взрослого с детьми менее эмоционально насыщено. Доверительность в общении со взрослыми у ребенка практически отсутствует. Количество и качество общения ребенка с персоналом даже в режимных моментах (кормление, переодевание) не всегда соответствует потребности ребенка. Общее количество обращений персонала к ребенку минимально, ограничивается минутами сухого взаимодействия в режимных моментах. Воздействия взрослого на ребенка носят, скорее характер групповой отнесенности. Поведение и деятельность детей подчинены внутреннему распорядку дня и расписанию, четко регламентируются взрослыми: пойди, поставь, прекрати. В большей степени взаимодействие ребенка и взрослого приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка, а тематические занятия носят эмоционально бедный, стандартизированный характер. Анализ исследований авторов, разрабатывающих данную проблему, показал, что дети, воспитывающиеся в разных условиях, в неодинаковой степени овладевают речью. Так, дети, воспитывающиеся в семье, к 2 годам 6 месяцам в большинстве активно владеют речью (более 70% детей), в домах ребенка - только около 40% детей, то есть к активной речи дети, растущие в семье, переходят к концу второго полугодия жизни, а дети из дома ребенка - к концу третьего полугодия жизни.

Жизнь детей в доме ребенка, подчиненная вербальным (словесным) распоряжениям взрослого, его «командам», требует от детей в основном контекстного или ситуативного понимания речи. По этой причине новые лексические единицы в вербальной речи детей появляются с запозданием по сравнению с детьми, воспитывающимися в семейной речевой среде, где мать или близкий взрослый отвечают на вопросы ребенка, поясняя смысл новых для него слов, высказываний, чутко и положительно эмоционально реагируют на успехи и достижения ребенка. У воспитанников дома ребенка отсутствие такого рода внимания приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею.

научно-методический электронный журнал

По данным исследователей, существует как минимум три основные особенности, отличающие общение воспитанников дома ребенка со взрослыми от общения в семейной речевой среде:

1. Общение воспитанников дома ребенка с персоналом характеризуется пониженным эмоциональным фоном общения и делового взаимодействия. Взрослые менее заинтересованы в успехах ребенка, не так эмоционально живо радуются его успехам или огорчаются неприемлемым действиям, не всегда стремятся поддержать инициативу ребенка. Эмоциональность взрослого в значительной мере влияет на степень активности ребенка, что находит отражение и в речевой деятельности.

2. Общение слабо организует предметную деятельность детей и не взаимодействует с ней, что определяется сниженной регулятивной функцией речи у воспитанников дома ребенка и ослабленной мотивацией к познавательной деятельности. Совместная деятельность детей, растущих в доме ребенка, и окружающих, задающая малышу стимулы к подражанию и обучающая его приемам и способам целесообразных действий, ограничена по объему, бедна и по содержанию и состоит лишь из набора элементарных действий.

3. Смещение и смешение оценки предметно-дисциплинарных моментов в жизни ребенка, когда оценочное действие со стороны взрослого всегда носит специализированный, критериальный характер качественных и количественных показателей ребенка. Взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка, кроме того, среди оценок преобладают отрицательные, которые часто смещены в сферу дисциплинарных моментов жизни ребенка. Родителю свойственно иначе оценивать ребенка, оценка родителя всегда компенсируется безусловным принятием и любовью к собственному ребенку.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ранний возраст развития ребенка является сензитивным периодом для формирования речевой функции, которая играет важную роль в психическом развитии ребенка. Речь в этом возрасте включена во взаимодействие со взрослым, она формируется и развивается прежде всего как средство общения. Главной предпосылкой становления речевого общения в первые годы жизни ребенка является высокий уровень мотивации речевого общения.

Пребывание малыша в доме ребенка противоречит основной потребности развития ребенка, а именно потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых, потребности пребывания в семейной речевой среде.

У детей дома ребенка наблюдаются отклонения в эмоциональном, моторном, психическом, речевом развитии, что отрицательно влияет на адаптацию и социализацию ребенка, на формирование личности.

При правильной организации коррекционной работы большинство недостатков и нарушений, диагностируемых у воспитанников дома ребенка, могут быть смягчены или вовсе устранены, что также находит подтверждение в статье М. В. Шороховой [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, поможет достичь максимально возможного уровня общего развития для каждого ребенка, будет способствовать интеграции в обществе.

В раннем возрасте детская речь отличается ситуативностью, она отрывочна, экспрессивна по своему характеру, содержит звукоподражания, некоторую жестикуляцию, мимику и часто понятна лишь в конкретной ситуации.

Подобная ситуативность наблюдается и в младшем дошкольном возрасте, но постепенно речь становится все более связной, контекстной. Появление новой формы

научно-методический электронный журнал

речи объясняется усложняющимися задачами и характером общения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Усложняется познавательная деятельность ребенка, что требует навыков развернутой речи, и наличие прежних умений и средств ситуативной речи не обеспечивает понятности и ясности высказываний ребенка. А. М. Леушиной было отмечено, что содержание речи раскрывается в контексте сказанного, благодаря чему для слушателя становится понятен смысл высказывания.

В процессе индивидуальной работы педагога с ребенком у младших дошкольников достаточно быстро растет словарный запас и совершенствуется понимание речи. Речь становится не просто средством общения, а источником получения знаний через словесное объяснение взрослого. Речь начинает носить регулирующую поведение функцию. Занятия по развитию речи с ребенком позволяют достигнуть достаточно быстрого эффекта при наличии правильно подобранной методики работы с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, а также условий, в которых происходит его развитие.

Смысловое содержание речи обогащается при благоприятных условиях во время непосредственного общения ребенка с взрослым, расширяется словарь. В процессе занятий по развитию речи ребенок знакомится с новыми доступными по содержанию текстовыми произведениями, учится отвечать на простые вопросы, использовать описательные приемы, также осваивает понятийные представления о некоторых свойствах и качествах предметов. Дети начинают правильно строить сначала фразу, затем простое предложение, далее используя различные слова и меняя их порядок. Позже появляются первые придаточные предложения, которые относятся к описанию времени или причины.

Детям трехлетнего возраста доступна простая форма диалогической речи в виде ответно-вопросной формы общения, таким образом, они только начинают овладевать умением излагать свои мысли связно. Детская речь все еще ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение, часто ярко эмоционально окрашенное. Малыши продолжают допускать много ошибок при построении высказывания, в определении действия или качества предмета. Обучение разговорной речи и ее развитие являются основой для формирования в дальнейшем монологической речи.

С возрастом, под влиянием внешних условий, благоприятной речевой среды, при постоянной дозированной интеллектуальной нагрузке совершенствуется мыслительная деятельность ребенка, что находит свое отражение в изменении содержания и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники активно участвуют в беседе или разговоре, приводят аргументы и доводы, рассуждают, спорят, достаточно легко вычленяют характерные признаки и свойства предметов и явлений.

Таким образом, среда и непосредственное внимание взрослых к речи ребенка играют немаловажную роль в становлении и развитии речи и речевого общения у детей в раннем возрасте. Правильно подобранные методики по развитию речи дают быстрый положительный эффект при условии наличия благоприятной речевой среды и единых требований педагогов к ребенку с учетом его возраста и личностных характеристик.

Ссылки на источники

1. Чистобаева А. Ю., Сокольникова С. Б. Формирование коммуникативно речевых компетенций возраста в условия внедрения ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ комбинированного вида // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства Всероссийская научно-практическая конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 34-37.

научно-методический электронный журнал

2. Ковригина Л. В. Проблема личностного развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Современные проблемы науки и образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2006. - № 3. - С. 39-40.

3. Ковригина Л. В. Влияние общения на языковую способность детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание: состояние направление и перспективы развития. - Семипалатинск: ЮНИСЕФ, 2010. - С. 459-462.

4. Шорохова М. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с нарушением речи в учреждении здравоохранения (на примере психоневрологического диспансера) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - С. 99-105.

Tamara Bodrova,

Graduate Student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk toma eva [email protected]

Features of psychological and speech development of a Children's Home inmates

Abstract. The article analyzes the theoretical and practical aspects of psychological and speech development

peculiarities of a Children's Home inmates. The author considers the factors and causes of delays in speech

development at an early age (lack of trust, unfavorable social conditions). The peculiarities of the speech

development of children at an early age in the conditions of a Children's Home are revealed.

Key words: early age, speech development delays, norms of speech development, sensitive period.

References

1. Chistobaeva, A. Yu. & Sokol'nikova, S. B. (2014). "Formirovanie kommunikativno rechevyh kompetencij vozrasta v usloviya vnedreniya FGOS DO v obrazovatel'nom processe DOU kombinirovannogo vida", Sovremennye problemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detstva Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferencii, Izd-vo NGPU, Novosibirsk, pp. 34-37 (in Russian).

2. Kovrigina, L. V. (2006). "Problema lichnostnogo razvitiya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 3, pp. 39-40 (in Russian).

3. Kovrigina, L. V. (2010). "Vliyanie obshcheniya na yazykovuyu sposobnost' detej s narusheniyami rechi", Doshkol'noe vospitanie: sostoyanie napravlenie i perspektivy razvitiya, YUNI-SEF, Semipalatinsk, pp. 459-462 (in Russian).

4. Shorohova, M. V. (2017). "Korrekcionno-logopedicheskoe soprovozhdenie detej s narusheniem rechi v uchrezhdenii zdravoohraneniya (na primere psihonevrologicheskogo dispansera)", Nauchno-ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № S11, pp. 99-105 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 03.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.12.18

Принята к публикации Accepted for publication 20.12.18 Опубликована Published 28.02.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Бодрова Т. В., 2019

977230412019702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.