Научная статья на тему 'Рекомендации по организации и управлению образовательным процессом, и привлечение младших воспитателей к организации коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения'

Рекомендации по организации и управлению образовательным процессом, и привлечение младших воспитателей к организации коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфаева Е. А.

Целью статьи является осветить следующие вопросы в рамках темы: 1. Коррекция отклонений в развитии ребенка одна из задач нашей образовательной организации. 2.Основные направления взаимодействия взрослых в индивидуальном коррекционном процессе. 3.Задачи обеспечивающие единство в работе всех педагогов и специалистов с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. 4. Роль младших воспитателей в воспитательно-образовательном процессе. 5. Практические рекомендации, по работе младших воспитателей коррекционных групп для детей с нарушениями речи, и для групп общего вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по организации и управлению образовательным процессом, и привлечение младших воспитателей к организации коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения»

Рекомендации по организации и управлению образовательным процессом, и привлечение младших воспитателей к организации коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения

Яфаева Е. А.,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №2», г. Нефтекамск, Россия

Аннотация. Целью статьи является осветить следующие вопросы в рамках темы:

1. Коррекция отклонений в развитии ребенка - одна из задач нашей образовательной организации.

2.Основные направления взаимодействия взрослых в индивидуальном коррекционном процессе.

З.Задачи обеспечивающие единство в работе всех педагогов и специалистов с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОО.

4. Роль младших воспитателей в воспитательно-образовательном процессе.

5. Практические рекомендации, по работе младших воспитателей коррекционных групп для детей с нарушениями речи, и для групп общего вида.

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать — давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и использовать их в жизни» Общей основой воспитания и обучения в ДОО является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Одной из задач нашей образовательной организации является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

В нашем ДОО функционирует четыре коррекционные группы для детей с ОНР. Максимальное устранение нарушений речи у дошкольников осуществляется нами благодаря созданию оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Но даже создание таких групп не обеспечивает охват всех нуждающихся, а некоторые родители по какой-либо причине не могут или не желают переводить своего ребенка в специализированную группу ДОУ, поэтому у нас помимо специализированных групп организован логопедический пункт.

Тема взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда с родителями и воспитателями, а тем более с младшими воспитателями, общего или коррекционного вида, при проведении коррекционной работы в литературе освещена недостаточно. Работа по преодолению речевых нарушений не может ограничиваться индивидуальными занятиями и консультациями с учителем-логопедом. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных ребенком. Поэтому участникам такого коррекционного микропроцесса — воспитателям, учителю-логопеду, младшему воспитателю, родителям — необходимо соблюдать «единый речевой режим» — строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. В первую очередь это правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, младшего воспитателя, родителей, которая должна быть образцом для ребенка. Также каждому участнику коррекционной работы необходимо знать причину нарушений и речевые возможности ребенка, с которыми знакомит логопед. Помимо этого, участники коррекционной работы обязаны всегда и везде исправлять ошибки в речи ребенка, делая это спокойно. Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без пропусков посещал занятия учителя-логопеда. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, поэтому зачастую приходится начинать работу сначала.

К сожалению, взаимодействие и преемственность всех участников процесса наладить порой весьма трудно, но необходимо, так как это способствует более высоким темпам речевого развития ребенка. Результатами такой совместной деятельности является правильная, чистая речь детей, хорошая подготовка к школе и их успешное обучение в дальнейшем.

Отметим основные направления взаимодействия взрослых в индивидуальном коррекционном процессе.

Учителя-логопеды более подробно рассказывают родителям об уровне речевого развития детей, чтобы помочь им изучить их индивидуальные особенности речевого развития. А, следовательно, — более эффективно построить образовательный процесс. Самое главное, что должны понять родители, — без их участия результат работы будет менее эффективным.

Воспитателям не коррекционных групп следует учитывать наличие детей, которым оказывается логопедическая помощь, следовать рекомендациям логопеда, планировать с такими детьми коррекционную работу.

Коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю целесообразно реализовывать через индивидуальные и групповые дидактические игры, которые способствуют устранению нарушений и закрепляют правильное речевое развитие у детей с нормальным речевым развитием.

Таким образом, планомерное и систематическое коррекционное обучение, тесно охватывающее всех участников процесса, будет способствовать повышению мотивации у ребенка к преодолению речевого нарушения. Успешная и результативная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОО невозможна без взаимодействия специалистов. Взаимодействие участников образовательного процесса (воспитателей, музыкально руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога учителя-логопеда и младшего воспитателя) необходимо для того, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов и младших воспитателей в том числе, мы решили поставить следующие задачи.

• Создание команды единомышленников из всех специалистов.

• Тесное взаимодействие с родителями.

• Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

• Совместное, с младшими воспитателями, изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем образовательным областям.

• Активное совместное участие педагогов и младших воспитателей, в подготовке и проведении праздников, развлечений с детьми коррекционных групп.

• Организация и проведение семинаров , всеобучей, педсоветов и других мероприятий для повышения педагогической компетентности младших воспитателей, раскрытия потенциальных профессиональных возможностей всех сотрудников.

Основная же задача учителя-логопеда в ДОО — выявление недостатков речи детей и их коррекция. Чтобы эта работа была более эффективной, воспитатель выполняет эту работу в течение дня, НОД в режимных моментах и в индивидуальной работе. В вопросах взаимодействия мы решили пойти еще дальше и привлечь младших воспитателей.

Роль младших воспитателей в воспитательно-образовательном процессе прописана в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Младшие воспитатели нашего ДОО участвуют в планировании и организации жизнедеятельности детей, в проведении занятий, организуемых воспитателем, в открытых показах непосредственно образовательной деятельности. Например для младших воспитателей города в рамках Республиканских курсов повышения квалификации для младших воспитателей ДОО «Содержание образовательной деятельности в ДОО в условиях ФГОС ДО» при государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального Института развития образования Республики Башкортостан.

Для эффективного осуществления повседневной работы направленной на создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей, младшему воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в своей возрастной группе. Именно индивидуальная коррекционная работа решает вопрос индивидуализации образования и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. И, конечно, знать содержание ФГОС ДО, в котором говорится, что коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осваивающих Программу в группах комбинированной направленности (в том числе и для детей со сложными нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Для реализации этих вопросов, мы проводим : педагогические советы с участием младших воспитателей, на которых они представляют свои рефераты, по работе с детьми в своей возрастной группе, в разных

образовательных областях; совместно с воспитателями готовят инсценировки художественного произведения по программе своего возраста; делятся опытом участия в праздниках и развлечениях.

Не только помогают воспитателям подготовить детей к различным конкурсам, но и сами активно учувствуют не в выставках и конкурсах

Младшие воспитатели, на всеобучах, проводимых у нас в ДОУ, ознакомлены с новым законом об образовании, ФГОС ДО, правилами охраны жизни и здоровья воспитанников, с СанПиН 2.4.1.3049-13 и другими нормативные правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность.

Младшие воспитатели активно участвуют в педагогических чтениях и обучающих мини семинарах внутри ДОО.

По требованиям единого квалификационного справочника раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» дополнительная подготовка в области образования и педагогики является обязательной, поэтому все младшие воспитатели прошли курсы «Содержание образовательной деятельности в ДОО в условиях ФГОС ДО» при государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального Института развития образования Республики Башкортостан.

В заключении, мы можем дать практические рекомендации, по работе младших воспитателей как коррекционных групп для детей с нарушениями речи, так и для групп общего вида.

Развитие общей и мелкой моторики

Привлечение к разрезанию салфеток, раскладыванию их в салфетницы.

Застегивание пуговиц, кнопок, молний; завязывание шнурков, поясов, ленточек и т. п. При этом действие только контролируется, а не выполняется за ребенка: можно помочь ребенку или научить его.

Закрепление произносительных навыков

Пример взрослых: четкая, чистая по произношению, ясная, неторопливая, грамматически правильная речь без «съедания» слогов и окончаний слов, с живостью тона и богатством интонаций.

Показ правильной артикуляции звуков, постоянная демонстрация своей заинтересованности в качестве звукопроизношения ребенка, наблюдение за звукопроизношением в бытовой обстановке во время проведения режимных моментов, в игре, при выполнении поручений.

Обязательная похвала за каждое волевое усилие, направленное на самоконтроль.

Развитие лексико-грамматических категорий

Во время режимных моментов, в ходе естественных бесед уточнение и расширение знаний ребенка о посуде, еде, продуктах, способах приготовления, об одежде, внешнем виде. В данных ситуациях уместно, не акцентируя внимания ребенка на выполнении определенной речевой задачи, поупражнять его в правильном употреблении лексико-грамматических форм через игры, у ребенка непринужденно развиваются также слуховое внимание, связная речь и память через умение запоминать и выполнять предложенную многоступенчатую инструкцию с последующим сообщением о проделанной работе.

Развитие связной речи

Младшие воспитатели наиболее тесно общаются с детьми во время проведения режимных моментов, и в таких ситуациях они могут проявить себя как активные участники коррекционной деятельности.

В настоящее время систематическое повышение профессиональной квалификации является нормой жизни для коллектива, а профессиональная компетентность коллектива ДОО складывается из развитости различных видов профессиональной компетентности всех сотрудников.

Поэтому мы считаем что условия созданные у нас в ДОО для раскрытия потенциальных профессиональных возможностей всех сотрудников, от младшего воспитателя до специалиста, ведет не только к повышению качества образования в ДОУ, но и к успешному становлению профессионального коллектива.

Литературы

Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение.-М.:ТЦ «Сфера»,2004.

Лукина Л.И. организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ.-М.:ТЦ «Сфера» 2010. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Никитина С.В. оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно методические рекомендации информационные материалы.- М.: « Линка-Пресс», 2008.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ.- М.: «Детство-пресс» 2009.

Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Сацивич С.В..-М.: «Просвящение»2008.

Филичева.Т.Б, , Туманова.Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи» М.: Академия, 1999. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие/Шашкина Г.Р., Зимина И.А-М.: «Академия»2003. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет.сада.-М.: Просвящение,1981. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.-М.: « Линка-пресс»2000.

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. ЕКС ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н) Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

Приказ Минобрнауки Российской Федераций от 17 октября 2013 №1155.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Иллюстрации

Рис. 1. Педсовет. Инсценировка младшими воспитателями и воспитателями, художественного произведения, по программе в рамках своей возрастной группы. С использованием музыкальных инструментов.

Рис. 2. Организация младшим воспитателем

совместной деятельности с детьми , аппликация. Старшая группа

Рис. 3. Семинар практикум для воспитателей специалистов и младших воспитателей «Творческое решение изобразительных задач»

Рис. 4. Педсовет с участием младших воспитателей «Пусть говорят. Освоение и внедрение образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО»

Рис. 5. Семинар участием младших воспитателей

!

«Организация инклюзивного образования по ФГОС. Физиологические основы речи»

Рис. 6. Участие младших воспитателей в презентации проектов «Что такое Новый год»

Рис. 7. Педагогические чтения. «Социально-коммуникативное развитие, направленное на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками в игровой деятельности»

Рис. 8. Выступление старшего воспитателя Яфаевой Е.А. «Роль младшего воспитателя в работе по формированию речи в коррекционной группе ДОУ»

на городских курсах ПК младших воспитателей «Содержание образовательной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО», проводимых Институтом Развития Образования г.Уфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.