УДК 372.3/.4+376+3.6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ГРУППЫ ДОО
Самсонова Светлана Николаевна.
г. Елец, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы дошкольной организации. Предлагаются конкретные рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи. Полагается, что учёт определённых факторов (структура и проявления речевого дефекта, уровень развития неречевых психических функций, индивидуальные особенности детей) способствует достижению положительного результата коррекционной работы воспитателя логопедической группы.
Ключевые слова: рекомендации, коррекционная работа, дошкольная образовательная организация, дети с нарушениями речи, логопедическая группа.
RECOMMENDATIONS ON THE ORGANIZATION AND CONTENTS OF CORRECTIONAL WORK OF THE TEACHER SPEECH THERAPY GROUP
DOO
Samsonova Svetlana.
Yelets, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Yelets State University n. a. I. A. Bunin», senior teacher of «Preschool and special education» Chair, svetasamsonova2013 @yandex.ru.
Abstract. Problem of the organization and content of a teacher speech therapy correctional work in group of preschool organizations were described in the article. Specific recommendations to teachers of children with speech disorders are provided. It is believed the specific factors (the structure and manifestations of speech defect, development level of non-speech mental functions, children's individual characteristics) contribute to the positive outcome of a teacher speech therapy groups correctional work.
Key words: recommendations, correctional work, preschool educational institution, children with speech disorders, speech therapy group.
Общеизвестно, что становление всесторонне развитой личности должно начинаться с самых ранних лет жизни, ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным организациям - начальной ступени в системе
образования. Ежегодно в нашей стране расширяется сеть дошкольных организаций для детей с нарушениями речи.
Ряд авторов (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова) в своих психолого-педагогических исследованиях доказали тот факт, что дети с нарушенным речевым развитием имеют специфические особенности общего психического развития [3, с. 112]. Это обусловило важность разработки и введения системы специальных методов, приёмов и заданий коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого воспитателем в целях более полной нормализации речевой и других психических функций детей [1, с. 54].
Особенности работы воспитателя логопедической группы определяются рядом факторов, это, прежде всего, своеобразие проявлений речевого нарушения, имеющегося у ребёнка; наличием нарушений высших психических функций, связанных с речевой деятельностью (словесно-логического мышления, слухоречевой памяти, мелкой моторики) и личностными особенностями воспитанников.
Все эти факторы влияют на процесс организации коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Прежде всего, педагог должен помнить, что дети с нарушениями речи могут проявлять нестандартные формы поведения (отказ от участия в занятиях, нежелание идти на прогулку, отсутствие дистанции во взаимодействии с взрослым и т.д.). В данных случаях воспитателю необходимо выбирать индивидуальные меры воздействия на детей, важно учитывать, что деликатный, сосредоточенный, сугубо субъективный подход к каждому проблемному ребёнку будет содействовать устранению нарушений речи [2, с. 42].
Следующим направлением работы с данной категорией детей является уточнение, накопление и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов, в самой непредсказуемой ситуации: в спальне, в раздевалке, в уголке природы, в игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая предметная основа для развития лексического запаса.
Также воспитателю необходимо осуществлять регулярный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей, однако следует помнить, что ошибки должны быть исправлены корректно, не допускается высмеивание, передразнивание, поскольку это может вызвать уменьшение речевой активности, речевой негативизм, отчуждённость, негативное отношение ребёнка к воспитателю. Соответственно, можно вычленить определённые требования к речи воспитателя логопедической группы, служащей для воспитанников образцом для подражания и культуры речевого общения.
Педагогу следует избегать ряда специфических речевых недостатков:
1. Смазанное артикулирование речевых звуков.
2. Побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся не так, как пишутся (кого вместо [ково], его вместо [ево]).
3. Неправильная постановка ударения в словах.
4. Однообразность, монотонность речи, снижающие интерес к внутреннему содержанию высказывания.
5. Слишком ускоренный или замедленный темп речи.
6. Многословность речи, насыщенность лишними фразами, деталями.
7. Присутствие в речи большого количества сложных грамматических конструкций и оборотов.
8. Употребление неологизмов, просторечий и диалектизмов.
9. Неоправданное изобилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
10. Засоренность речи словами-паразитами (это, вот, так сказать и т.д.).
11. Копирование речи малышей.
12. Произнесение слов, непонятных детям без уточнения их значения.
Таким образом, реализация коррекционной работы воспитателя логопедической группы воплощается с учётом исходных принципов дошкольной педагогики: взаимосвязи речевого, умственного и сенсорного развития детей; совершенствования речи, учитывая логику её формирования в онтогенезе; воплощение коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Педагогу логопедической группы ДОО в своей работе необходимо учитывать позиции психолингвистики о последовательном усложнении речевых процессов -от речевого навыка к речевому умению и осуществлению речевых высказываний, реализующих коммуникативные задачи; о формировании элементарного понимания языковых явлений; о необходимости инициативной речевой практики.
Библиографический список:
1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте // Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с.
2. Гаврилова Н.В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - №1. - с. 42-43.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 2007. - 213 с.