- взаимопосещение занятий с целью определения динамических показателей в развитии;
- интегрированные занятия с детьми с участием обоих специалистов;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации посвященные данной теме, стендовая информация, на которой освещаются вопросы познавательного и речевого развития;
- распространение позитивного передового опыта педагогической общественности города.
В результате работы двух специалистов учителя - логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:
- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
- педагогической процесс осуществляется полноценно с профессиональной точки зрения, имеющиеся нарушения у детей подлежат качественной оценке и углубленному изучению со стороны специалистов;
- проектируется зона ближайшего развития с учетом потенциальных возможностей каждого ребенка
- в содержании коррекционно-развивающей работы с детьми появляются новые эффективные формы взаимодействия;
- происходит обогащение и амплификация опыта работы в условиях взаимодействия. Список использованной литературы:
1. «Преемственность в работе логопеда и других специалистов»/ Л.Н. Жога и [др.] // Логопедия 2007 № 4 С.37-45
2. Давыдова М.С. «Взаимосвязь логопеда со специалистами ДОУ» // Логопед 2008 №1 С. 108-121.
© Бочкарева Е. Ю., Вертей Ю.А., 2019
УДК 376.42
Е.Н. Вербицкая
учитель начальных классов ГКОУ школы №9,
г. Туапсе, РФ E-mail: [email protected] М.А. Яковлева yчитель-дефектолог ГКОУ школы №9,
г. Туапсе, РФ E-mail:[email protected] Л.Г. Присяжная учитель математики ГКОУ школы №9,
г. Туапсе, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕКОРИРОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта в процессе создания сюжетной аппликации. Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, социализации и интеграции в обществе. В результате использования различных методов корригируются психические функции, такие как внимание, память, пространственное и зрительное восприятие, речь, мышление, что ведет к развитию творческих способностей.
Ключевые слова: Сюжетная аппликация, творческие способности, нарушение интеллекта.
Широко известно, что дети с нарушением интеллекта составляют наиболее многочисленную категорию среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание к данной проблеме вызвано увеличением каждый год количества детей с умственной отсталостью.
Одна из главных задач, стоящих перед учителями коррекционной школы - это раскрепостить каждого ученика, позволив ему быть самим собой. Развить способности каждого обучающегося, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его способностей.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому с помощью изобразительной деятельности у ребенка с умственной отсталостью корректируют и развивают восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, познавательную деятельность в целом.
Недостаточность развития сложнокоординированных графических движений руки, вследствие поражения головного мозга, затрудняет овладение детьми с нарушением интеллекта движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.
Творчество является интегральной деятельностью человека, которая нужна любой личности в современном мире. От готовности людей к активным творческим занятиям зависит будущее развитие современного социума.
Интеллектуальное, эмоционально-нравственное, художественное состояние детей в ходе их практической деятельности может проявляться в детских поступках, но оптимальное развитие детей может совершаться лишь при целенаправленном, систематическом и соответствующем возрастным особенностям обучении и воспитании.
Особенное место в данной деятельности отводят изобразительному искусству, что есть форма активного, эмоционально-нравственного познания окружающего мира, его творческого характера.
Таким образом, актуальность поставленных проблем, запросы практики создали необходимость в дополнительных занятиях по развитию художественно - творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта посредством сюжетной аппликации с элементами декорирования.
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при работе с бумагой, ножницами и материалом для декорирования напрямую влияет на развитие мелкой моторики и формирование (фантазии. Ведь (развитие фантазии 1у ребенка тесно (связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, I стимулируя с помощью аппликации развитие I фантазии ребенка, I его способность I представлять перед I собой образы I предметов, закладывается I база для формирования I зрительного и пространственного I восприятия умственно-отсталого I ребенка, что благотворно влияет на развитие его интеллекта.
Простота (аппликации (делают ее доступной (детскому творчеству. Дети (могут, как (использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений (и т.д. Таким (образом, занятия (аппликацией способствуют, (с одной стороны, формированию изобразительных умений, с другой - развитию творческих способностей детей.
Аппликация как I вид изобразительности I заключается в передаче I различного содержания, представлений об окружающем мире с помощью таких приемов как вырезывание из бумаги различными способами, размещение вырезанных форм на листе, приклеивание их с последующим декорированием.
Сюжетная аппликация - представление 1в детской изобразительной (деятельности изображений, явлений и событий действительности, при чем в этом плане она схожа с сюжетным рисованием, решает
такие же задачи пространственного расположения на листе.
Изображение сюжета требует передачи места действия, пространства, характерных особенностей персонажей. Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.
Как отбирать сюжеты для аппликации?
Историческое прошлое страны, города, памятники архитектуры, старины могут служить темами сюжетной аппликации.
Обширный I материал для I сюжетной аппликации I представляет художественная I литература. Требования к подбору художественных произведений определяется возможностью передачи их содержания в аппликации.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. Дети могут отражать явления природы, общественную жизнь страны, трудовую деятельность самих детей, игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстрированную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т.д. Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй (аппликации, ее колорит, (доступные детям (приемы работы (и т. д. Сюжеты аппликации (могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей.
В сюжетной аппликации особое место занимают творческие задания. Их цель - подвести детей к образному I отображению окружающей I действительности, видеть I характер цветовых I сочетаний. В творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные признаки, позу, движения.
Основная задача (сюжетной аппликации - научить 1детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог обсуждает с детьми задуманную тему, уточняет ее, поправляет.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
В сюжетной аппликации возможно развитие творчества детей при соблюдении специальных условий, к которым в первую очередь, относится развитие эстетического отношения к содержанию аппликационных работ, мелкой (моторики, речи, овладение (детьми разнообразными (способами вырезывания (из бумаги, создание эмоционально творческой атмосферы.
Аппликация в школе рассматривается I как вид I изобразительной деятельности, I который имеет большое значение 1для гармонического (развития детей. Анализ Iисследований (И.Л. Гусаровой, |З.А. Богатеевой, |М.Л. Гусаковой 1и т.д.) показывает, 1что аппликация ¡способствует развитию (творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, воспитывает волю, развивает ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
В процессе I занятий изобразительной I деятельностью и аппликацией, в I частности у детей, воспитываются I нравственно-волевые качества: I умение и потребность I доводить начатое I до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Помня, что изобразительная деятельность весьма важна для детей с нарушением интеллекта, что она способствует всестороннему развитию ребенка, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала (детей, вызывала (положительное эмоциональное (отношение к ней. Привлечение родителей к творчеству детей благоприятно сказывается на укреплении внутрисемейных отношений и стабилизации эмоциональных проявлений у умственно отсталых учащихся.
Важным (путем развития (творчества детей (является творческий (подход учителя к руководству занятиями. Чтобы стимулировать творческий подход детей к решению изобразительных задач, развивать умение придумывать что-то свое, чего раньше никто не делал, необходимо постоянное варьирование всего,
что связано с организацией и проведением занятий изобразительной деятельностью.
В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления (закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Список использованной литературы:
1. Бгажнокова И.М.,Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 239с.
2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной щколы. М.: Педагогика, 1990. - 120с.
3. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. - М.: Просвещение, 1987. -128с.
4. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально - трудовая адаптация: учебно - методическое пособие /А.Р. Маллер, под ред. Е.Ю. Головинской. - Самара: Современные образовательные технологии, 2010.- 208с.
5. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. - СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. - 279с.
© Вербицкая Е.Н., Яковлева М.А., Присяжная Л.Г., 2019
УДК37.022
А.А.Гаврилюк,
учитель географии, г.Краснознаменск, Московская область, РФ
РАЗВИВАЮЩИЕ КВЕСТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Аннотация
В современных методиках преподавания географии как школьного предмета все чаще можно заметить обособленную значимость квестовых заданий в качестве инструмента для разнообразия образовательного процесса. Целью данной статьи является ознакомление читателей с общим процессом создания квестов, их проведения, важной роли заданий такого типа в социализации и индивидуализации обучающихся. Основой для написания послужили различные квесты, организованные во время учебного процесса и вне него, которые были проведены для дифференциации учебной деятельности. Результаты, полученные в процессе осуществления данных воспитательно-образовательных игр показали, что такого рода методы обучения проявили себя успешными как среди учеников, так и среди преподавателей.
Ключевые слова:
Квест, самоизучение, команда, образовательная деятельность, креативность.
Клиповое мышление - своеобразный бич XXI века. Искушённые повсеместной визуализацией ученики с трудом справляются с запоминанием нового материала. Он либо воспринимается ими как абсолютно ненужный, либо попросту не создаёт новых нейронных связей, так как недостаточно визуализирован или требует акцентирования внимания временным промежутком дольше 3 секунд. Поэтому учителям зачастую приходится придумывать новые формы как обучающих, так и развлекательных