Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная власть / публичное управление / система публичного управления / государственные органы / органы местного самоуправления / юридические лица публичного права / обеспечение безопасности дорожного движения / public authority / public administration / public administration system / state bodies / local governments / legal entities of public law / ensuring road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Россинский Борис Вульфович

Рассматриваются вопросы публичной власти и публичного управления, особое внимание уделяется субъектам публичного управления. Отмечается, что частным случаем публичного управления является публичное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения, определяются субъекты этой деятельности. Сделан вывод о том, что имеется широкий круг организаций, которые вместе с государственными и местными органами, наделёнными соответствующими властными полномочиями, образуют единую, достаточно эффективную систему публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Россинский Борис Вульфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Issues of public authority and public administration are considered, with special attention paid to subjects of public administration. It is noted that a special case of public administration is public administration in the field of road safety, and the subjects of this activity are determined. It is concluded that there is a wide range of organizations that, together with state and local authorities with appropriate authority, form a unified, fairly effective public administration system in the area of road safety.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 34

© Россинский Б.В., 2024

СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Борис Вульфович Россинский

Московский государственный юридический Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы публичной власти и публичного управления, особое внимание уделяется субъектам публичного управления. Отмечается, что частным случаем публичного управления является публичное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения, определяются субъекты этой деятельности. Сделан вывод о том, что имеется широкий круг организаций, которые вместе с государственными и местными органами, наделёнными соответствующими властными полномочиями, образуют единую, достаточно эффективную систему публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: публичная власть, публичное управление, система публичного управления, государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица публичного права, обеспечение безопасности дорожного движения

Для цитирования: Россинский Б.В. Система публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2024. № 1. С. 6-10.

Original article

PUBLIC MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Boris V. Rossinskiy

Kutafin Moscow State Law University [email protected]

Abstract. Issues of public authority and public administration are considered, with special attention paid to subjects of public administration. It is noted that a special case of public administration is public administration in the field of road safety, and the subjects of this activity are determined. It is concluded that there is a wide range of organizations that, together with state and local authorities with appropriate authority, form a unified, fairly effective public administration system in the area of road safety.

Keywords: public authority, public administration, public administration system, state bodies, local governments, legal entities of public law, ensuring road safety

For citation: Rossinskiy B.V. Public management system in the field of road safety // Road Safety. 2024. № 1. P. 6-10.

Как известно, на протяжении многих десятилетий во всех отраслях народного хозяйства СССР, в том числе и в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, функционировали достаточно жёсткие централизованные системы государственного управления. Советская система государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения была детально проанализирована автором в его докторской диссертации [1].

Такие системы включали как союзные и республиканские исполнительные и распорядительные органы (в современной терминологии - органы исполнительной власти), так и аналогичные местные (краевые, областные, автономных областей и округов, районные, городские, поселковые, сельские) органы.

Укажем, что в соответствии с положениями конституций СССР органы этих территориальных образований считались местными в отличие от современного понимания органов местного самоуправления. В то время подобные системы представляли собой единую вертикальную субординационную конструкцию органов государственного управления.

В 90-е годы прошлого века в условиях перехода страны на новые принципы управления, в том числе его децентрализации, в России была образована система управления государством, теоретически состоящая из двух подсистем.

Конституцией Российской Федерации [2] признаются как деятельность органов государственной

власти, осуществляемая в Российской Федерации и в субъектах РФ, так и деятельность органов местного самоуправления. При этом отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 (в ред. от 25 декабря 2023 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] местное самоуправление в отличие от существовавшего в СССР и отмеченного выше понимания местных органов осуществляется в значительно меньших территориальных образованиях.

Однако излишняя жёсткость редакции ст. 12 Конституции Российской Федерации, определяющей, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», а также зачастую имевшее место заведомо тенденциозное восприятие данного положения обусловили нередкий фактический разрыв между двумя составными частями системы управления государством.

В силу этого разрыва в последнем десятилетии ХХ века - начале нынешнего столетия в отдельных регионах страны складывались достаточно сложные отношения между руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и главами органов местного самоуправления, муниципальных администраций.

Например, автор настоящей статьи, выезжая в тот период в командировки во многие республики, края и области Российской Федерации, не раз был свидетелем проблем, возникавших при взаимодей-

ствии государственных и местных органов, в частности, по вопросам организации дорожного движения.

Интересно отметить, что многие специалисты в области административного права предвидели такую ситуацию и утверждали, что муниципальную систему управления необходимо рассматривать в качестве подсистемы общей системы государственного управления. Так, по мнению И.Л. Бачило, высказанному ею практически сразу после принятия Конституции Российской Федерации, столь жёсткое разделение органов государственной власти и органов местного самоуправления породило большой комплекс проблем в реализации полномочий как самой исполнительной власти, так и муниципальных образований [4].

Проанализировав почти пятнадцатилетнюю практику отдельного государственного управления и местного самоуправления, Ю.А. Тихомиров писал о сходстве того и другого, утверждая, что оба эти вида деятельности должны рассматриваться как составные части единого государственного управления в его интегральном понимании [5].

С учётом сказанного невозможно переоценить включение в Конституцию Российской Федерации ч. 3 ст. 132, определяющей, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» [6].

В развитие этого конституционного положения в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации» определено, что составной частью единой системы публичной власти, помимо органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в их совокупности являются также иные государственные органы [7].

Обратим внимание на то, что в научной литературе и российском законодательстве «иными государственными органами» именуются органы, не входящие в конституционную триаду органов государственной власти (Администрация Президента Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Центризбирком Российской Федерации, Государственный Совет Российской Федерации и др.).

Однако в Федеральном законе от 8 декабря 2020 года № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации» (далее - ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации») ничего не говорится об организациях, наделённых публичными полномочиями. Между тем известно, что существует ряд как государственных, так и частных организаций, реализующих подобные полномочия. В административно-правовой науке такие организации получили название юридических лиц публичного права [8, 9, 10], хотя в законодательстве Российской Федерации это понятие отсутствует. Отдельные юридические лица публичного права реализуют даже властно-распорядительные полномочия по правовому регулированию, осуществлению контроля и надзора в определенных областях государственного (публичного) управления, а некоторые - даже юрисдикционные полномочия.

Нельзя не отметить, что Федеральным законом от 29 ноября 2021 года № 378-ФЗ «О предоставлении публичному акционерному обществу «Сбербанк России» отдельных полномочий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работникам Сбербанка в ряде случаев разрешено даже применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, а также задерживать лиц, совершивших определённые правонарушения [11].

Применительно к сфере дорожного движения следует назвать, например, Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который занимается в том числе подготовкой, по сути дела, распорядительных документов, в частности, по вопросам организации дорожного движения.

В частности, имеются в виду Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Развитие пешеходных пространств поселений, городских округов в Российской Федерации [12].

Как автор уже писал ранее, в процессе публичного управления в ряде случаев, действительно, крайне важно участие наряду с органами, имеющими внешние властные полномочия, государственных и даже негосударственных организаций, наделённых некоторыми из таких полномочий. Дело в том, что и государственным, и особенно негосударственным организациям зачастую свойственны более оперативные и гибкие управленческие решения, чем органам власти. Если говорить конкретно о негосударственных организациях, то они, как правило, обладают иными, чем бюджетные структуры, финансовыми возможностями для достижения поставленных перед ними управленческих задач. При этом осуществляется конвергенция публичных и частных правовых средств [13].

Исследуя вопросы конвергенции частного и публичного права, Н.М. Коршунов отмечал, что главной особенностью проникновения частного права в публичную сферу является возможность стимулирования частноправовыми средствами публичных правоотношений. Это обеспечивает переход общества на более высокую ступень своего развития, что позволяет в более полной мере раскрыть творческий потенциал работников [14].

Использование в процессе государственного управления негосударственных структур, реализующих отдельные государственно-властные полномочия, является новым подходом к осуществлению управленческого процесса, с одной стороны, сочетающим принципы централизации и децентрализации управления, а с другой - методы публичного и частного права. В этой связи думается, что организации, наделённые государственными полномочиями, должны также рассматриваться как субъекты публичного управления.

Конечно, дальнейшее расширение конституционного понимания системы публичной власти федеральными законами, в частности ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации», представляется проблематичным.

Правда, обратим внимание, что согласно ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления и органов государственной власти употребляется глагол «входят» в систему публичной власти, а не глаголы «составляют» или «образуют» эту систему.

Однако принятые в развитие ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [15] фактически определили существование в стране не только единой системы публичной власти, но и интегральной системы публичного управления.

Последняя включает в качестве своих подсистем, во-первых, систему государственного управления, осуществляемого органами государственной власти и иными государственными органами и, во-вторых, систему местного самоуправления, осуществляемого муниципальными органами.

Вопрос о различии субъектов системы государственной власти и системы государственного управления поднял ещё 40 лет назад Ю.М. Козлов, который утверждал, что система управления включает не только государственные органы, но и иные структуры, в том числе негосударственные, например, общественные организации [16]. Развивая взгляды Ю.М. Козлова теперь уже применительно к публичному управлению, В.Е. Чиркин также отмечал важность деятельности юридических лиц в этом процессе [17].

Выше уже было указано, что мы поддерживаем точку зрения о необходимости участия организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия, в системе публичного управления.

В этой связи полагаем, что следует говорить и о третьей подсистеме системы публичного управления - совокупности организаций, наделённых публичными полномочиями. Это могут быть государственные, муниципальные и частные юридические лица, включая общественные объединения.

Сказанное в полной мере относится и к системе публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Кстати, заметим, что даже в СССР при наличии только государственной собственности и фактически полностью централизованной экономики система управления в данной сфере включала государственные и общественные организации [1].

Структура подсистемы, включающей государственные органы, современной системы публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения очевидна.

Это, во-первых, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в данной области (МВД России, Минтранс России, Росавтодор, Ространснадзор, Минпромторг России, Минобороны России, МЧС России, Минздрав России, Минобрна-уки России и др.), включая территориальные органы в субъектах Российской Федерации или межрегиональные территориальные органы централизованных федеральных органов исполнительной власти (управления или главные управления МВД России по субъектам Российской Федерации с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции, межрегиональные управления государственного автодорожного надзора и др.).

Во-вторых, это собственные органы исполнительной власти субъектов РФ (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Брянской области, Департамент транспорта

и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и др.).

И, наконец, в-третьих, это в определенной мере иные государственные органы (Прокуратура Российской Федерации, Счётная Палата Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации и др.).

Полагаем, что к иным государственным органам следует отнести и Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения, аналогичные комиссии при правительствах субъектов Российской Федерации.

Конечно, формально такие комиссии следует отнести к образованиям исполнительной власти, ибо они являются координационными органами правительств, образованными прежде всего для обеспечения согласованных действий соответственно федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Однако к основным задачам данных комиссий относится не только обеспечение скоординированных действий в области обеспечения безопасности движения тех или иных исполнительных органов.

Такие задачи включают и разработку основных направлений совершенствования правового регулирования в данной области, чем, в частности, занимаются органы законодательной (представительной) власти, и повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти с заинтересованными организациями и общественными объединениями.

Подсистема системы публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, в которую входят местные органы, конечно, проще.

Здесь следует говорить лишь о муниципальных исполнительно-распорядительных органах, осуществляющих функции в данной сфере общественных отношений, а также о предусмотренных в ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иных органах местного самоуправления, если они определены уставом муниципального образования и занимаются вопросами, каким-либо образом связанными с обеспечением безопасности дорожного движения.

Исполнительно-распорядительные муниципальные органы, занимающиеся жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом, строительством, развитием территории муниципального образования, прочими аналогичными вопросами, в определённой мере связанными с обеспечением безопасности движения, которые подчинены местным администрациям, имеются как в городских, так и районных муниципальных образованиях.

Имеются в виду комитеты, управления, службы, отделы, в компетенцию многих из которых входят вопросы обеспечения безопасности движения. Например, Брянской городской администрации подчинён Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, а администрации Дубровского района Брянской области - отдел ЖКХ, в полномочиях которых имеются определённые права и обязанности, касающиеся организации дорожного движения.

Третья, последняя подсистема системы публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения включает организации, наделённые такими публичными управленческими функциями, без реализации которых невозможно решать задачи предотвращения, дорожно-транспорт-

ных происшествий, снижения тяжести их последствий, спасения участников дорожного движения.

На федеральном уровне это в основном государственные или некоммерческие организации, которые, как отмечалось, принято называть юридическими лицами публичного права.

В настоящей публикации уже упоминался Научно-исследовательский институт транспорта, однако есть много других подобных учреждений и предприятий.

Например, в последние полтора десятка лет в стране стали широко создаваться государственные компании, публично-правовые компании, государственные корпорации и другие производственные объединения.

В частности, в 2007 году в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» [18] была образована Государственная корпорация Ростех, на предприятиях которой создаётся в том числе новая автомобильная техника. Так, для магистральных перевозок разработан седельный тягач КАМАЗ-54901, а для городских пассажирских перевозок - низко-польный электробус. Подобное перечисление автомобильных новинок можно продолжать.

Безусловно, в упомянутой Государственной корпорации разрабатываются прогрессивные технологии в сфере безопасности движения. Там же создаются современная медицинская техника, используемая для оказания помощи лицам, попавшим в ДТП, электронное оборудование, потребное для обеспечения безопасного дорожного движения.

При этом следует особо подчеркнуть, что государственные корпорации вообще и Ростех, в частности, которые заменили ранее существующие федеральные агентства, сами реализуют определённые государственно-властные полномочия. Об этом свидетельствуют результаты анализа положений как Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», так и Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [19], Федерального закона от 13 июля 2015 года № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» [20].

В частности, разработанные государственными корпорациями новеллы, в том числе в сфере обеспечения безопасности движения, получают юридическое закрепление в ряде подготавливаемых ими нормативных правовых актов, в других документах, обязательных и для иных субъектов, причастных к решению соответствующих проблем.

Если говорить о государственных компаниях, то следует назвать Государственную компанию «Российские автомобильные дороги», которая не только занимается проектированием, строительством, реконструкцией и содержанием автомобильных дорог, но и в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [21] наделена определёнными властными полномочиями.

Естественно, её вклад в функционирование системы публичного управления в области обеспечения

безопасности дорожного движения тоже значителен. Подобных примеров можно привести немало.

Среди региональных юридических лиц публичного права можно упомянуть, например, акционерное общество «Брянскавтодор», многие другие подобные научные, производственные и эксплуатационные структуры.

Отметим, что и на местном уровне существует множество муниципальных и частных организаций, вносящих свой вклад в решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, в стране создан широкий круг организаций различных форм собственности, деятельность которых в той или иной мере направлена на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, сохранение жизни, здоровья и трудоспособности граждан.

Учитывая, что указанные организации нередко осуществляют не только производственную деятельность, но и наделены определёнными управленческими функциями в этой сфере, они вместе с государственными и местными органами, реализующими соответствующие властные полномочия, образуют единую, достаточно эффективную систему публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Список источников

1. Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития): дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1993. 376 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2023 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

4. Бачило И.Л, Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. и др. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М.: Юристъ, 1998. С. 63.

5. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. С. 30.

6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

7. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

8. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. 352 с.

9. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. М.: Норма, 2011. 336 с.

10. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права. Вопросы теории. М.: Наука, 2010. 382 с.

11. Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 378-ФЗ «О предоставлении публичному акционерному обществу «Сбербанк России» отдельных полномочий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

12. Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Развитие пешеходных пространств поселений, городских округов в Российской Федерации. Одобрены

Научно-техническим советом Научно-исследовательского института автомобильного транспорта 25 апреля 2017 г. и Межведомственным координационным комитетом Минтранса России 5 октября 20l7 г.

13. Россинский Б.В. Значение организаций, реализующих государственно-властные полномочия, в системе публичного управления // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 8.

14. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, 2011. С. 117.

15. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

16. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. и др. Советское административное право / под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1985. С. 6.

17. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. С. 129-167, 265-361.

18. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

19. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

20. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

21. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).

References

1. Rossinsky B.V. State system for ensuring road safety (trends, problems and development prospects): dis. ... Dr. of Sciences in Jurisprudence. M.: Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1993. 376 p.

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

3. Federal Law dated 06.10.2003 № 131-FZ (as amended on 25.12.2023) «On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bachilo I.L., Salishcheva N.G., Khamaneva N.Yu. et al. Executive power in the Russian Federation. Development problems. M.: Yurist, 1998. P. 63.

5. Tikhomirov Yu.A. Law-based management. M.: Formula of Law, 2007. P. 30.

6. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 14.03.2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

7. Federal Law dated 08.12.2020 № 394-FZ «On the State Council of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

8. Chirkin V.E. Legal entity of public law. M.: Norma, 2007. 352 p.

9. Chirkin V.E. Public legal education. M.: Norma, 2011. 336 p.

10. Yastrebov O.A. Legal entity of public law. Theory issues. M.: Nauka, 2010. 382 p.

11. Federal Law dated 29.11.2021 № 378-FZ «On granting certain powers to the public joint-stock company «Sberbank of Russia» and on introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

12. Methodological recommendations for the development and implementation of measures to organize traffic. Development of pedestrian spaces in settlements and urban districts in the Russian Federation. Approved by the Scientific and Technical Council of the Scientific Research Institute of Automobile Transport on 25.04.2017 and the Interdepartmental Coordination Committee of the Ministry of Transport of Russia on 05.10.2017.

13. Rossinsky B.V. The importance of organizations exercising state powers in the public administration system // Administrative law and process. 2024. № 2. P. 8.

14. Korshunov N.M. Convergence of private and public law: problems of theory and practice. M.: Norma, 2011. P. 117.

15. Federal Law dated 21.12.2021 № 414-FZ «On the general principles of the organization of public power in the constituent entities of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

16. Alekhin A.P., Karmolitsky A.A., Kozlov Yu.M. el al. Soviet administrative law / ed. Yu.M. Kozlova. M.: Legal literature, 1985. P. 6.

17. Chirkin V.E. Legal entity of public law. M.: Norma, 2007. P. 129-167, 265-361.

18. Federal Law dated 23.12.2007 № 270-FZ «On the state corporation for promoting the development, production and export of high-tech industrial products «Rostec» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

19. Federal Law dated 01.12.2007 № 317-FZ «On the state atomic energy «Rosatom» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

20. Federal Law dated 13.07.2015 № 215-FZ «On the state corporation for space activities «Roscosmos» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

21. Federal Law dated 17.07.2009 № 145-FZ «On the state company «Russian highways» and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).

Информация об авторе

Б.В. Россинский - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА)

Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Москва, Россия, 125993 Information about the author

B.V. Rossinskiy - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Process Kutafin Moscow State Law University

Contacts: ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

Статья поступила в редакцию 31.01.2024; одобрена после рецензирования 07.02.2024; принята к публикации 14.02.2024. The article was submitted 31.01.2024; approved after reviewing 07.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.