Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение безопасности дорожного движения / государственные органы / органы местного самоуправления / социальное управление / централизованное управление / децентрализованное управление / синергетические подходы / ensuring road safety / government agencies / local governments / social management / centralized management / decentralized management / synergetic approaches

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Россинский Борис Вульфович

Отмечается, что потребность осуществления процессов самоорганизации и самоуправления при социальном управлении обусловлена как тенденциями самой жизни, так и появлением в конце ХХ века новой науки – синергетики, изучающей общие закономерности упорядочения различных систем путем их самоорганизации и саморегулирования. Обращается внимание на то, что такое свойство саморегулируемых (самоуправляющих) систем, как согласованность действий составляющих их элементов, во многом обусловливает возможность самостоятельного решения задач, стоящих перед указанными системами. Утверждается, что в области обеспечения безопасности дорожного движения основное развитие синергетических подходов в настоящее время связано с совершенствованием соответствующей деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

It is noted that the need to implement the processes of self-organization and self-government in social management is due to both the trends of life itself and the emergence of a new science of synergetics at the end of the twentieth century, studying the general patterns of ordering various systems through their self-organization and self-regulation. Attention is drawn to the fact that such a property of self-regulating (self-governing) systems as the coordination of the actions of their constituent elements largely determines the possibility of independently solving the problems facing a synergetic system. Attention is drawn to the fact that such a property of self-regulating (self-governing) systems as the consistency of the actions of their constituent elements largely determines the possibility of independently solving the tasks facing these systems. It is argued that in the field of road safety, the main development of synergetic approaches is currently associated with the improvement of the relevant activities of local governments.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 34

© Россинский Б.В., 2024

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Борис Вульфович Россинский

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) boris.rossinskiy@gmail.com

Аннотация. Отмечается, что потребность осуществления процессов самоорганизации и самоуправления при социальном управлении обусловлена как тенденциями самой жизни, так и появлением в конце ХХ века новой науки - синергетики, изучающей общие закономерности упорядочения различных систем путем их самоорганизации и саморегулирования. Обращается внимание на то, что такое свойство саморегулируемых (самоуправляющих) систем, как согласованность действий составляющих их элементов, во многом обусловливает возможность самостоятельного решения задач, стоящих перед указанными системами. Утверждается, что в области обеспечения безопасности дорожного движения основное развитие синергетических подходов в настоящее время связано с совершенствованием соответствующей деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, государственные органы, органы местного самоуправления, социальное управление, централизованное управление, децентрализованное управление, синергетические подходы

Для цитирования: Россинский Б.В. Синергетические подходы к осуществлению публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2024. № 2. С. 11-15.

Original article

SYNERGISTIC APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Boris V. Rossinskiy

Kutafin Moscow State Law University boris.rossinskiy@gmail.com

Abstract. It is noted that the need to implement the processes of self-organization and self-government in social management is due to both the trends of life itself and the emergence of a new science of synergetics at the end of the twentieth century, studying the general patterns of ordering various systems through their self-organization and self-regulation. Attention is drawn to the fact that such a property of self-regulating (self-governing) systems as the coordination of the actions of their constituent elements largely determines the possibility of independently solving the problems facing a synergetic system. Attention is drawn to the fact that such a property of self-regulating (self-governing) systems as the consistency of the actions of their constituent elements largely determines the possibility of independently solving the tasks facing these systems. It is argued that in the field of road safety, the main development of synergetic approaches is currently associated with the improvement of the relevant activities of local governments.

Keywords: ensuring road safety, government agencies, local governments, social management, centralized management, decentralized management, synergetic approaches

For citation: Rossinskiy B.V. Synergistic approaches to the implementation of public administration in the field of road safety // Road Safety. 2024. № 2. P. 11-15.

До середины 60-х годов прошлого века в СССР доминировала концепция, согласно которой государственное управление понималось как деятельность, осуществляемая исключительно исполнительными и распорядительными органами [1, 2].

Когда в последней трети ХХ века начались исследования применения кибернетических подходов к государственному управлению, рядом администрати-вистов оно стало рассматриваться в широком смысле, как совокупная деятельность различных, а не только исполнительных и распорядительных государственных органов [3, 4, 5].

К середине 80-х годов уже многими представителями научного сообщества признавалось, что исполнительные и распорядительные органы являются, конечно, очень важными, но далеко не единственными субъектами системы государственного управления [6, 7].

Естественно, соответствующая концепция распространялась и на область обеспечения безопасности дорожного движения, система управления кото-

рой рассматривалась как многосубъектная, но преимущественно централизованная кибернетическая конструкция [8].

В то же время Ю.А. Тихомиров отмечал, что для более глубокого понимания природы управления общественными процессами недостаточно лишь уяснения кибернетического подхода.

Обращая внимание на необходимость изучения механизма самоуправления как составной части всего публичного управления, он писал, что на пороге XXI века тенденция роста начал самоорганизации в обществе бесспорна, ибо самоуправление приобретает свойства самоорганизованной публичной власти [9].

Еще через десять с лишним лет Ю.А. Тихомиров уже однозначно утверждал, что самоуправление представляет собой одну из наиболее эффективных форм управления в обществе, учитывающих те или иные территориальные особенности, особенности осуществления конкретной деятельности и др.

Безопасность до]

При этом, как он полагал, существует закономерность - чем эффективнее управление, тем быстрее развиваются начала самоуправления, и наоборот [10].

В отношении муниципальных образований такое понимание получило конституционное закрепление в ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации, определившей, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач и интересов населения, проживающего на соответствующей территории» [11].

Думается, что с учётом этого можно говорить о местном самоуправлении как о составной части публичного (интегрального государственного) управления. Безусловно, сказанное касается и сферы обеспечения безопасности дорожного движения.

Внимание к самоуправлению в обществе обусловлено как потребностями самой жизни, так и появлением в конце ХХ века, а также дальнейшим развитием нового научного направления - синергетики, изучающей общие закономерности процессов обеспечения порядка в саморегулируемых системах.

Один из основоположников синергетики Г. Ха-кен, изучив такое свойство саморегулируемых (самоуправляющих) систем, как согласованность действий составляющих их элементов, показал, что именно это качество во многом обусловливает возможность самостоятельного решения задач, стоящих перед ними. Система, организованная подобным образом, способна без чьей-либо помощи добиться нужного управленческого результата [12].

В Энциклопедии государственного управления в России отмечается, что, когда в синергетически образованной системе нарушаются привычные процессы и обостряется управленческая ситуация, то как противовес возникает определённая созидательная сила. Именно в такой ситуации активизируется механизм её самоорганизации и самоуправления, а это в свою очередь позволяет системе приспосабливаться к изменениям окружающей среды. В этих условиях происходит выбор дальнейшего пути развития системы, другими словами, ее перехода в иное состояние [13].

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения основное развитие синергетических подходов в настоящее время связано с совершенствованием соответствующей деятельности органов местного самоуправления.

В одной из ранее опубликованных работ автором настоящей статьи было обращено внимание на то, что на обеспечение безопасности дорожного движения в определенной мере нацелены муниципальные исполнительные и распорядительные органы, занимающиеся жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом, строительством, развитием территории муниципального образования и другими вопросами такого рода [14].

В муниципальных образованиях возможно существование так называемых «иных» органов местного самоуправления, не являющихся исполнительными и распорядительными структурами, если их создание, согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15] определено уставом муниципального образования.

Подобные органы решают определённые вопросы местного значения, которые, в частности, мо-

>жного движения -

гут быть связаны с обеспечением безопасности дорожного движения.

Функционирование всех органов местного самоуправления основано в том числе на согласованности действий составляющих их структур, а следовательно, на реализации синергетических методов управления.

Слова «в том числе» означают, что помимо синергетических подходов при управлении муниципальными образованиями осуществляются и традиционные управленческие действия.

Дело в том, что управление государством как системным образованием осуществляется за счёт использования информации, проходящей по огромному числу каналов прямой и обратной связи. При централизованном управлении эти каналы соединяют субъекты и объекты управления, но в конечном итоге - их всех с центром управления системы.

Централизованное государственное управление имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, только централизованное управление способно обеспечить устойчивость системы. С другой стороны, при передаче информации из центра управления в нижестоящие звенья системы и обратно информация частично теряется, искажается, уменьшается степень её достоверности (как принято говорить, в системе управления появляются информационные шумы) [16, 17].

Кроме того, в централизованных социальных системах в орган управления стекается не только вся информация о функционировании системы, но и значительная часть материальных, финансовых и иных ресурсных потоков с целью их дальнейшего централизованного распределения.

С учётом этого централизованные системы медленнее приспосабливаются к происходящим в них изменениям, хуже понимают свои действительные потребности и проблемы, теряют способность действовать в условиях конкуренции [18, 19].

Выходом из положения является оптимальное сочетание в системе управления как централизованных, так и децентрализованных подходов. В частности, это внедрение в общую централизованную систему подсистем, которые по определённым аспектам подчиняются центру управления, а по другим вопросам самостоятельно, то есть в децентрализованном порядке, осуществляют ту или иную управленческую деятельность.

Система местного самоуправления - это подсистема всей системы публичного управления, в которой реализуются как централизованный, так и децентрализованный механизмы управления. Но второй механизм является синергетическим, выражающимся в самоорганизации и самоуправлении данной подсистемы. Таким образом, органы местного самоуправления фактически интегрируют традиционные управленческие действия и синергетические методы управления [20].

Не рассматривая в настоящей работе сущность и управленческие особенности всех возможных каналов информационной связи в социальных системах управления, отметим лишь следующее.

Своеобразной конструкцией в любом подобном образовании является так называемая собственная обратная связь. Она не направлена, как все другие каналы обратной связи, от управляемых объектов к управляющим элементам системы, а является связью между выходным и входным управленческими сигналами одного и того же элемента системы (местного

органа, администрации организации, трудового коллектива, должностного лица), осуществляющего самоорганизацию и самоуправление.

Каналы такой связи, прежде всего, обеспечивают возможность этого элемента системы управления в отсутствии нормативных требований, каких-либо рекомендаций или поступивших свыше указаний принимать управленческие решения в основном с учётом результатов ретроспективного анализа собственных, ранее осуществлённых действий.

Данный элемент системы управления, исходя из своих знаний, накопленного опыта, интуиции (собственно, обусловленной этими знаниями и опытом) самостоятельно принимает какое-либо управленческое решение и руководствуется им [21].

Как было отмечено выше, успешное самостоятельное решение задач, стоящих перед синергети-ческой системой, во многом обусловливается согласованностью действий составляющих ее элементов. Однако информационная природа синергетических методов управления свидетельствует о возможности в ряде случаев осуществлять единоличное руководство.

Что касается процесса дорожного движения, то единоличная реализация синергетических методов управления зачастую используется в организации дорожного движения.

В качестве примера можно привести достаточно часто встречаемую во многих европейских странах альтернативу перекресткам со светофорным регулированием в виде перекрестков с круговым движением.

Использование данных элементов дорожной инфраструктуры способствует обеспечению непрерывности дорожного движения наряду со снижением скорости при въезде на такие перекрестки и движении по ним, не говоря уже об экономии материально-технических и финансовых средств [22].

Считаем необходимым еще раз акцентировать внимание на том, что в сфере дорожного движения основное развитие синергетических подходов в настоящее время связано с совершенствованием соответствующей деятельности органов местного самоуправления.

В ст. 6 и 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N° 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов наделены полномочиями по осуществлению мероприятий в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения [23].

В Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы также указывается, что для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо привлечение усилий органов местного самоуправления [24].

К соответствующим полномочиям муниципальных органов относятся: утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог, разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения и на объектах улично-дорожной сети при осуществлении дорожной деятельности; принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и др.

В целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления осуществляются также мероприятия по организации дорожного движения, в том числе создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов.

При этом муниципальные органы руководствуются положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [25] и Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 444-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [26].

Возможность принятия в результате самоуправления (без указаний, поступивших из государственных органов, а зачастую даже и при отсутствии соответствующих нормативных требований) оптимальных решений объясняется не только согласованностью действий субъектов, входящих в муниципальную управленческую систему.

Повторно укажем на то, что при самоуправлении субъекты в большинстве случаев ориентируются на ранее осуществленные в аналогичных ситуациях свои собственные действия.

Результаты проведенного анализа принятия органами местного самоуправления решений по вопросам безопасности дорожного движения в рамках реализации вышеназванных полномочий свидетельствуют, что и в этих случаях должностные лица муниципальных органов в значительной степени учитывают накопленный ими соответствующий опыт.

То обстоятельство, что принимаемые решения во многом определяются «историческим» опытом людей, является преимуществом синергетической модели управления.

Но это является и недостатком такой модели, ибо при ее реализации, по мнению Г.В. Мальцева, нет «излишне жёсткой детерминации, возможности антиципировать будущее без риска ошибиться, натолкнуться на нечто непредвиденное» [27].

Между тем, согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15] к вопросам местного значения относятся многие виды деятельности, при осуществлении которых использование опыта, имеющегося у субъектов управления, не только целесообразно, но зачастую просто необходимо, хотя с достаточной точностью заранее определить выбор решения зачастую не представляется возможным.

Это касается различных работ на автомобильных дорогах местного значения, обеспечения безопасности движения по ним, организации дорожного движения, реализации других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Не случайно, в ст. 52 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [28], принятого после внесения изменений в Конституцию Российской Федерации [11] и признания существования в стране единой системы власти, предусмотрено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Безопасность до]

С учетом этого в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в ряде муниципальных образований значительное внимание уделяется различным аспектам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе дорожной деятельности, организации дорожного движения, транспортному обслуживанию населения и иным вопросам, причем реализация соответствующих полномочий во многом основывается на использовании опыта, имеющегося у субъектов управления.

В развитие вышеуказанных федеральных законов в органах местного самоуправления имеются программы и другие муниципальные акты, специально направленные на решение различных задач, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения.

Как отмечал Г.В. Мальцев, несмотря на определенный вероятностный подход при принятии управленческих синергетических решений, можно утверждать, что доказанные для технических и биологических систем неизбежность их самоорганизации с целью установления и поддержания порядка в элементах системы, а также невозможность обеспечения этого только средствами централизованного управления справедливы и для социально-экономических, в том числе правовых систем [29].

На основании изложенного представляется возможным сделать обоснованный вывод о том, что в области обеспечения безопасности дорожного движения синергетические подходы в публичном управлении имеют значительные перспективы.

Список источников

1. Власов В.А., Евтихиев И.И. Административное право СССР: учебник для юридических институтов и факультетов. М.: Юрид. изд.-во, 1946. 430 с.

2. Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. 228 с.

3. Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М.: Изд-во Московского университета, 1967. 160 с.

4. Пискотин М.И., Лунёв А.Е., Тихомиров Ю.А. Научные основы государственного управления в СССР. М.: Наука, 1968. 439 с.

5. Лунёв А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М.: Наука, 1974. 248 с.

6. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. Правовые проблемы. М.: Наука, 1984. 238 с.

7. Бахрах Д.Н., Лунёв А.Е., Шергин А.П. и др. Гражданин и аппарат управления в СССР. М.: Наука, 1984. 144 с.

8. Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития): дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1993. 376 с.

9. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Издательство БЕК, 1995. 486 с.

10. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. М.: Эксмо, 2008. 448 с.

11. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

12. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчиво-стей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 423 с.

)жного движения -

13. Энциклопедия государственного управления в России. Том 4. Часть I. М.: Издательство РАГС, 2006. 304 с.

14. Россинский Б.В. Система публичного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2024. № 1(32). С. 6-10.

15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

16. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 408 с.

17. Урсул А.Д. Природа информации. М.: ЛЕНАНД, 2020. 288 с.

18. Фомин Э.В., Фомина Ю.А. Общий системный подход и социально-экономические системы (от управления к самоорганизации): в 2 кн. Кн. 2. ЖКХ и местное самоуправление. М.: ЛЕНАНД, 2014. 168 с.

19. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. 8-е изд. М.: ИНФРА-М, 2013. 848 с.

20. Россинский Б.В. Исполнительная власть в системе государственного управления. М.: Норма, 2023. 376 с.

21. Россинский Б.В. Управленческая природа административного усмотрения // Законы России: опыт, анализ, практика, 2024, № 2. С. 87-91.

22. Якимов А.Ю. Некоторые недостатки нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения и предложения по совершенствованию правового регулирования указанной деятельности // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 7-15.

23. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

24. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

25. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

26. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 444-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

27. Мальцев Г.В. Социальные основы права, М.: Норма, 2007. 800 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2024).

29. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации», 2005. 200 с.

References

1. Vlasov V.A., Evtikhiev I.I. Administrative law of the USSR: a textbook for legal institutes and faculties. M.: Legal. publishing house, 1946. 430 p.

2. Yampolskaya T.A. Bodies of Soviet government in the modern period. M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1954. 228 p.

3. Kozlov Yu.M. Subject of Soviet administrative law. M.: Moscow University Publishing House, 1967. 160 p.

4. Piskotin M.I., Lunev A.E., Tikhomirov Yu.A. Scientific foundations of public administration in the USSR. M.: Nauka, 1968. 439 p.

5. Lunev A.E. Theoretical problems of public administration. M.: Nauka, 1974. 248 p.

6. Bachilo I.L. Organization of Soviet public administration. Legal problems. M.: Nauka, 1984. 238 p.

7. Bakhrakh D.N., Lunev A.E., Shergin A.P. et al. Citizen and administrative apparatus in the USSR. M.: Nauka, 1984. 144 p.

8. Rossinskiy B.V. State system for ensuring road safety (trends, problems and development prospects): thesis ... Doctor of Sciences in Jurisprudence. M.: Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1993. 376 p.

9. Tikhomirov Yu. A. Public law. M.: BEK Publishing House, 1995. 486 p.

10. Tikhomirov Yu. A. Modern public law: Monographic textbook. M.: Eksmo, 2008. 448 p.

11. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 14.03.2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

12. Haken G. Synergetic. Hierarchies of instabilities in self-organizing systems and devices. M.: Mir, 1985. 423 p.

13. Encyclopedia of public administration in Russia. Vol. 4. Part I. M.: Publishing house RAGS, 2006. 304 p.

14. Rossinskiy B.V. Public management system in the field of road safety // Road Safety. 2024. № 1. P. 6-10.

15. Federal Law dated 06.10.2003 № 131-FZ «On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

16. Afanasyev V.G. Social information and management of society. M.: LIBROKOM, 2013. 408 p.

17. Ursul A.D. The nature of information. M.: LENAND, 2020. 288 p.

18. Fomin E.V., Fomina Yu.A. General systems approach and socio-economic systems (from management to self-organization): in 2 books. Book 2. Housing and communal services and local government. M.: LENAND, 2014. 168 p.

19. Milner B.Z. Theory of organization: textbook. 8th ed. M.: INFRA-M, 2013. 848 p.

20. Rossinskiy B.V. Executive power in the public administration system. M.: Norma, 2023. 376 p.

21. Rossinskiy B.V. Managerial nature of administrative discretion // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2024. № 2. P. 87-91.

22. Yakimov A.Yu. Some shortcomings of the regulatory legal framework for the organization and implementation of road traffic and proposals for improving the legal regulation of these activities // Administrative law and Process. 2018. № 6. P. 7-15.

23. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

24. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

25. Federal Law dated 08.11.2007 № 257-FZ «On highways and road activities in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

26. Federal Law dated 29.12.2017 № 444-FZ «On the organization of road traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

27. Maltsev G.V. Social foundations of law, M.: Norma, 2007. 800 p.

28. Federal Law dated 21.12.2021 № 414-FZ «On the general principles of organizing public power in the constituent entities of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.03.2024).

29. Maltsev G.V Development of law: towards unity with reason and science. M.: International Law Institute under the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2005. 200 p.

Информация об авторе

Б.В. Россинский - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Москва, Россия, 125993

Information about the author

B.V. Rossinskiy - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Process Kutafin Moscow State Law University

Contacts: ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

Статья поступила в редакцию 25.03.2024; одобрена после рецензирования 01.04.2024; принята к публикации 08.04.2024. The article was submitted 25.03.2024; approved after reviewing 01.04.2024; accepted for publication 08.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.