Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯКАК ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ) НАУК'

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯКАК ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ) НАУК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Россинский Б.В.

Рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как комплексная научная проблема, имеющая интегральный характер. Анализируются изменения в подходах к научным специальностям и определяется место в них вопросов безопасности дорожного движения. Делается вывод, что система новой Номенклатуры научных специальностей во многом вернулась на круги своя к организации, существовавшей в 70-е годы прошлого века. Среди юридических специальностей, которым свойственны проблемы безопасности дорожного движения, особо выделяются публично правовые (государственно-правовые) науки. Утверждается, что вопросы безопасности движения являются элементами этих наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Россинский Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD SAFETY ISSUES AS ELEMENTS OF PUBLIC LAW (STATE LAW) SCIENCES

The article deals with ensuring road safety as a complex scientific problem of an integral nature. Changes in approaches to scientific specialties are analyzed and the place of road safety issues is determined in them. It is concluded that the system of the new Nomenclature of scientific specialties has largely returned to its original place to the organization that existed back in the 70s of the last century. Among the legal specialties, which are characterized by problems of road safety, public law (state-legal) sciences stand out in particular. It is argued that the issues of traffic safety are elements of these sciences

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯКАК ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ) НАУК»

Научная статья © Россинский Б.В., 2023

УДК 342.9

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ) НАУК

Борис Вульфович Россинский

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина boris.rossinskiy@gmail.com

Аннотация. Рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как комплексная научная проблема, имеющая интегральный характер. Анализируются изменения в подходах к научным специальностям и определяется место в них вопросов безопасности дорожного движения. Делается вывод, что система новой Номенклатуры научных специальностей во многом вернулась на круги своя к организации, существовавшей в 70-е годы прошлого века. Среди юридических специальностей, которым свойственны проблемы безопасности дорожного движения, особо выделяются публично правовые (государственно-правовые) науки. Утверждается, что вопросы безопасности движения являются элементами этих наук.

Ключевые слова: административное право, безопасность дорожного движения, государственно-правовые науки, диссертационные советы, публично-правовые науки, специальности научных работников

Для цитирования: Россинский Б.В. Вопросы безопасности дорожного движения как элементы публично-правовых (государственно-правовых) наук // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 16-20.

Original article

ROAD SAFETY ISSUES AS ELEMENTS OF PUBLIC LAW (STATE LAW) SCIENCES

Boris V. Rossinsky

Kutafin Moscow State Law University boris.rossinskiy@gmail.com

Abstract. The article deals with ensuring road safety as a complex scientific problem of an integral nature. Changes in approaches to scientific specialties are analyzed and the place of road safety issues is determined in them. It is concluded that the system of the new Nomenclature of scientific specialties has largely returned to its original place to the organization that existed back in the 70s of the last century. Among the legal specialties, which are characterized by problems of road safety, public law (state-legal) sciences stand out in particular. It is argued that the issues of traffic safety are elements of these sciences.

Keywords: administrative law, road safety, state-legal sciences, dissertation councils, public-law sciences, specialties of scientists

For citation: Rossinsky B.V. Road safety issues as elements of public law (state law) sciences // Road Safety. 2023. № 1. P. 16-20.

Как известно, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивая значительный комплекс общественных отношений, рассматриваются во многих отраслях знания.

Различные аспекты указанных общественных отношений изучаются техническими, юридическими, экономическими, медико-физиологическими, психологическими, социальными науками.

По соответствующим научным специальностям защищались кандидатские и докторские диссертации, посвященные проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. В первую очередь эти специальности относились к техническим и юридическим наукам.

Неслучайно, в 70-х годах прошлого века, когда в СССР начался интенсивный процесс интеграции знаний и в силу этого создавались комплексные научные специальности, возникла идея о включении в перечень Высшей аттестационной комиссии самостоятельной научной дисциплины «Безопасность дорожного движения».

Прообразом подобной конструкции служила образованная ранее научная специальность 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах», диссертации по которой защищались в диссертационных советах, компетентных принимать

и рассматривать работы, представляемые на соискание ученых степеней по техническим, юридическим, а также экономическим наукам.

Например, в Академии МВД СССР (ныне -Академия управления МВД России) функционировал комплексный диссертационный совет по данной специальности, в котором, в частности, защищались диссертации по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако это были работы, посвященные лишь управленческим аспектам соответствующих общественных отношений. Более того, в силу научной ориентации этого вуза, других учебных и исследовательских организаций, при которых работали советы по специальности 05.13.10, диссертации, принимаемые ими к защите, касались в основном социальных сторон управления.

Естественно, что большинство технических и медико-физиологических вопросов в области безопасности дорожного движения оставались за рамками данной научной специальности.

С учетом наличия проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения и особенностей данной деятельности, позволявших говорить о необходимости и возможности выделения соответствующих вопросов в самостоятельную научную

специальность, руководством Главного управления ГАИ МВД СССР и Всесоюзного научно-исследовательского института безопасности дорожного движения (далее -ВНИИИБД МВД СССР) была поставлена задача подготовить обоснование и документацию, которые требовались для образования научной специальности «Безопасность дорожного движения».

Члены соответствующей рабочей группы, в состав которой входил и автор настоящей статьи, высказывали различные суждения об отраслях науки, связанных с предполагаемой специальностью.

Однако, несмотря на заманчивость включения в нее экономических, психологических и медико-физиологических проблем, исходя из основного объема исследований, проводимых в этой сфере, существенной специфики медицинских диссертаций, а также ряда конъюнктурных соображений, подготовлены проекты документов в МВД СССР и Государственный Комитет Совета Министров СССР по науке и технике с обоснованиями необходимости образования комплексной специальности «Безопасность дорожного движения» по техническим и юридическим наукам и целесообразности создания соответствующего диссертационного совета во ВНИИБД МВД СССР.

К сожалению, в связи с известными реорганизационными изменениями, связанными с упразднением ВНИИБД МВД СССР, идея не была реализована.

Существовавшие технические диссертационные советы продолжали работать в автомобильных и автодорожных вузах, научных организациях, а по юридическим наукам диссертации защищались, помимо вузов МВД СССР (затем - МВД России) и ВНИИ МВД СССР (соответственно - ВНИИ МВД России), в гражданских юридических научно-образовательных учреждениях.

Кроме того, в этот период осуществлялась модернизация общей системы научных специальностей, в том числе в технических и юридических отраслях знания, а отменить уже принятые решения фактически было невозможно.

Так, например, в 1972 году появилась новая Номенклатура научных специальностей [1], в которую был включен и пересмотренный перечень юридических специальностей.

В частности, туда входила юридическая специальность 12.00.02 «Государственное право и управление; административное и финансовое право; прокурорский надзор; советское строительство».

Именно в рамках этой специальности рассматривались диссертации, посвященные организационно-правовым, контрольно-надзорным, адми-нистративно-юрисдикционным и иным вопросам, касающимся обеспечения безопасности дорожного движения.

В том же перечне была и специальность 12.00.08 «Уголовное право и процесс; исполнительно-трудовое право», в рамках которой исследовались уголовно-правовые аспекты безопасности дорожного движения.

Необходимо отметить, что данная Номенклатура научных специальностей в целом просуществовала 28 лет (с 1972 по 2000 год), хотя в содержание как специальностей 12.00.02 и 12.00.08, так и иных научных специальностей периодически вносились определенные изменения.

Следует обратить внимание на то, что за 28 лет по двум указанным специальностям, а также за последующие 22 года по научным специальностям, по-

явившимся в их развитие и имевшим несколько иные наименования, защищены десятки диссертаций по юридическим проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.

В целом за полвека по всем этим специальностям написаны многочисленные фундаментальные исследования в данной области, в основном административно-правовой направленности, хотя немало работ носили уголовно-правовой характер [2-17].

В современной Номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени [18], установлены пять юридических научных специальностей вместо пятнадцати, существовавших ранее, но только по двум из них реально могут готовиться диссертационные работы в области безопасности дорожного движения.

Имеются в виду специальность 5.1.2 «Публично-правовые (государственно-правовые) науки» и специальность 5.1.4 «Уголовно-правовые науки».

Учитывая направленность настоящей статьи на рассмотрение вопросов безопасности дорожного движения в системе публично-правовых (государственно-правовых) наук, сосредоточимся прежде всего на работах административно-правового характера.

Как известно, наука административного права всегда представлялась как совокупность научных знаний об организации и деятельности исполнительной власти, что четко отграничивало ее от других правовых наук вообще и государственно-правовых наук в частности.

Даже то обстоятельство, что административно-правовая наука традиционно связывалась с государственным управлением, которое в последние десятилетия стало пониматься широко - как деятельность всех ветвей государственной власти и иных государственных органов, не явилось основанием для размывания существовавшей грани между административным правом и другими государственно-правовыми науками.

В настоящее время, когда в соответствии с ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации [19] государственная власть рассматривается в качестве подсистемы единой системы публичной власти, возник вопрос о месте административного права в комплексе публично-правовых наук.

Поскольку наука административного права отождествляется с наукой об организации и деятельности органов исполнительной власти, о формах и методах реализации их управленческих полномочий, она является частью всего комплекса наук, связанных с функционированием иных институтов государства, - государственно-правовых наук.

Вместе с тем поскольку наука административного права затрагивает вопросы, касающиеся деятельности муниципальных исполнительных органов (которые вместе с государственными органами входят в единую систему публичной власти), а также вопросы административной деятельности организаций, она, несомненно, является частью публично-правовых наук.

Таким образом, представляется необходимым подчеркнуть, что наука административного права является составной частью системы публично-правовых наук.

Однако конституционное положение о том, что органы государственной власти входят в систему публичной власти, само по себе не дает оснований утверждать, что государственно-правовые науки в целом входят в публично-правовые науки.

Думается, что достаточно разумный подход, которому можно следовать в настоящее время, определен в названии научной специальности 5.1.2, сформулированном в ее паспорте: «Публично-правовые (государственно-правовые) науки». В равной мере допустимо использовать по отдельности как одно, так и другое название данных наук.

Естественно, что в систему данной научной специальности наряду с другими правовыми дисциплинами входит и наука административного права.

Однако крайне интересным является следующий вопрос: административное право - это подсистема общей системы публично-правовых (государственно-правовых) наук или совокупность ее отдельных элементов?

Как известно из теории систем, подсистема представляет собой часть системы, обладающей относительной целостностью. Системы, имеющие подобные строгие структурные части (то есть подсистемы), были представлены в предыдущих вариантах систематизации научных специальностей, существовавших до нынешней Номенклатуры научных специальностей.

Например, в паспорте специальности 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право», утвержденном в 2001 году, как области исследования отдельно выделялись административное право, финансовое право и информационное право с соответствующими вопросами.

В паспорте специальности 12.00.14 «Административное право; административный процесс», действовавшем с 2012 года, как области исследования также самостоятельно выделялись административное право и административный процесс. Все это очевидные подсистемы указанных научных специальностей.

В паспорте новой специальности 5.1.2. «Публично-правовые (государственно-правовые) науки» направления всех исследований представлены единым списком (30 пунктов) без разбивки на самостоятельные правовые дисциплины.

Кроме того, во многих случаях они сформулированы вообще без привязки к конкретным публично-правовым дисциплинам либо с привязкой одновременно к нескольким из них.

Например, третий пункт направлений исследования специальности 5.1.2. звучит так: «Публичное право: понятие, предмет, метод, принципы, функции, система. Соотношение публично-правового и частно-правового регулирования».

Пятнадцатый пункт сформулирован следующим образом: «Принуждение в публичном праве, в том числе конституционно-правовое, административно-правовое, финансово-правовое принуждение».

Говорить здесь о каких-либо правовых дисциплинах, в том числе административном праве, как о подсистемах, входящих в общую систему данной научной специальности, нельзя.

Фрагменты этих дисциплин, то есть их отдельные вопросы можно охарактеризовать как элементы, составляющие систему публично-правовых (государственно-правовых) наук.

В частности, вопросы административно-правового характера - это совокупность элементов, составляющих систему, наряду с входящими в нее другими элементами, которые представляют иные публично-правовые (государственно-правовые) науки.

Следует подчеркнуть, что сделанный нами переход от понятия «подсистема» к понятию «элементы

системы», конечно, в определенной степени связан с формально изменившимся характером структуры данной научной специальности: она стала гомогенной.

Однако главное заключается в том, что этот переход обусловлен фактическим изменением сущности самой специальности, которая, приобретя интегрированный характер, также стала гомогенной.

Подобные изменения произошли не только с юридическими, но и с иными гуманитарными, экономическими, естественно-научными и прочими специальностями.

Это, видимо, неизбежно, так как происходит интеграция научных знаний, и, как следствие, сближение предметов научного исследования.

Например, многие диссертации, в том числе юридические, ранее затрагивали фактически две научные специальности и должны были защищаться в диссертационном совете, куда вводились специалисты из других советов. Это серьезно осложняло организацию их защиты.

Предыдущая многолетняя модернизация научных специальностей, включая юридические, являлась процессом их дифференциации.

Данный процесс начался с середины 90-х годов прошлого столетия, достигнув к концу второго десятилетия нынешнего века положения, которое стало противоречить реалиям времени.

Не говоря уже о сдерживании самих исследований, нуждавшихся в определенной интеграции, отметим следующее. Практически во всех отраслях знаний было стремление к образованию новых научных специальностей и к созданию соответствующих диссертационных советов.

При этом они зачастую простаивали, так как диссертации по подобной проблематике в основном защищались по имевшимся ранее, традиционным специальностям.

Так, например, в юридической сфере в структуре существовавшей научной специальности 12.00.07, помимо корпоративного права и энергетического права, появилось конкурентное право.

При этом работы по проблематике Федеральной антимонопольной службы продолжали защищаться по привычным специальностям, в частности по специальности 12.00.14 «Административное право; административный процесс».

С немалым трудом Высшая аттестационная комиссия предотвратила образование специальности по таможенному праву. Здесь удалось доказать, что соответствующие работы с успехом защищались по уже существовавшим специальностям, в том числе по специальности 12.00.14, причем в самой Российской таможенной академии.

Была также пресечена попытка создать новую юридическую специальность - транспортное право. Не говоря о прочих юридических проблемах транспортной отрасли, отметим, что диссертации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения защищались прежде всего по специальности 12.00.14 «Административное право; административный процесс». В целом за последние годы отвергнуто создание десятков новых юридических специальностей.

В этих условиях старая Номенклатура научных специальностей, исчерпав себя, перешла на следующий виток спирали. В частности, в современной Номенклатуре научных специальностей специальность 5.1.2. «Публично-правовые (государственно-правовые) науки» очень напоминает юридическую специальность 12.00.02, о которой ранее уже шла речь.

В последние годы своего существования данная специальность именовалась следующим образом: «Государственное право и управление; советское строительство; административное право; финансовое право».

В советское строительство помимо центральных и республиканских органов входили вопросы организации и деятельности местных органов. В эту специальность до 1978 года входили также прокурорский надзор и судопроизводство, в том числе адвокатура. Отметим также, что государственное право с 1995 года стало именоваться конституционным правом.

Все соответствующие вопросы теперь входят в единую специальность 5.1.2. Таким образом, очевидна невероятная близость содержания существовавшей несколько десятилетий назад специальности 12.00.02 и новой специальности 5.1.2.

Существенная часть и той, и другой - вопросы административно-правового характера. Фактически, как отмечалось, произошел качественный скачок как данной, так и других юридических специальностей на новый виток спирали. Для такого перехода на новый уровень потребовалось 50 лет. Никуда не деться от Ее Величества диалектики!

Добавим, что среди юридических дисциплин, которые относятся к публичному праву, в течение последних десяти лет административное право и административный процесс вообще выделялись в качестве самостоятельной специальности (12.00.14), что также свидетельствует о важности этих направлений публично-правовых исследований. Вне всяких сомнений, административное право является существенной частью всей системы публично-правовых наук.

В заключение резюмируем изложенное ранее. Фрагменты различных публично-правовых дисциплин, то есть их отдельные вопросы можно охарактеризовать как элементы, составляющие систему публично-правовых (государственно-правовых) наук. В частности, вопросы административно-правового характера - это совокупность элементов, составляющих данную систему.

Анализ упомянутых в настоящей статье научных трудов административно-правовой направленности, посвященных безопасности дорожного движения, которые подготовлены как многие годы назад, так и в последние два десятилетия, свидетельствует о том, что рассмотренные в них аспекты этой проблемы в полной мере отвечают вопросам, содержащимся в паспорте научной специальности 5.1.2 «Публично-правовые (государственно-правовые) науки».

Так, решение различных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения связано со следующими пунктами паспорта этой юридической специальности:

с публично-правовым механизмом обеспечения безопасности личности, общества и государства (п. 13);

с правовым регулированием управления в данной сфере (п. 14);

с административно-правовым принуждением (п. 15);

с публичным контролем и надзором (п. 16); с проблемами административных правонарушений и ответственности за их совершение (п. 19);

с производством по делам об административных правонарушениях (п. 19);

с правовым регулированием использования цифровых технологий (п. 26);

с рядом других вопросов, содержащихся в паспорте данной научной специальности.

Таким образом, имеются все основания утверждать, что вопросы безопасности дорожного движения являются элементами публично-правовых (государственно-правовых) наук.

Список источников

1. Постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 28 июня 1972 г. № 385 «О номенклатуре специальностей научных работников» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 06.03.2023).

2. Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Омск, 2007. 208 с.

3. Денисов Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 1982. 141 с.

4. Жулёв В.И., Митин В.П. Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения. М., 1979. 112 с.

5. Жулёв В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989. 223 с.

6. Жулёв В.И., Гирько С.И. Ответственность участников дорожного движения. М., 1997. 159 с.

7. Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М., 1972. 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб, 2003. 404 с.

9. Куринов Б.А. Автотранспортные преступления. М., 1976. 208 с.

10. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М., 1978. 247 с.

11. Лукьянов В.В. Обеспечение безопасности дорожного движения. М., 1979. 379 с.

12. Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. 167 с.

13. Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы. Челябинск, 2007. 191 с.

14. Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993. 167 с.

15. Россинский Б.В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическим комментарием. М., 1997. 136 с.

16. Россинский Б.В. Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения. М., 2002. 347 с.

17. Якимов А.Ю. Правовое регулирование в сфере дорожного движения // Избранные научные труды (Раздел V). М., 2021. С. 495-569.

18. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 06.03.2023).

19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 06.03.2023).

References

1. Decree of the State Committee of the Council of Ministers of the USSR on science and technology dated 28.06.1972 № 385 «On the nomenclature of speciaities of scientific workers» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 06.03.2023).

2. Golovko VV. Administrative and jurisdictional activities of the State Road Safety Inspectorate. Omsk, 2007. 208 p.

3. Denisov R.I. Administrative supervision in the field of traffic. M., 1982. 141 p.

4. Zhulev V.I., Mitin V.P. Administrative liability for traffic violations. M., 1979. 112 p.

5. Zhulev VI. Prevention of traffic accidents. M., 1989.

223 p.

6. Zhulev V.I., Girko S.I. Responsibility of road users. M., 1997. 159 p.

7. Zotov B.L. Investigation and prevention of motor vehicle accidents. M., 1972. 190 p.

8. Korobeev A.I. Transport crimes. St. Petersburg, 2003.

404 p.

9. Kurinov B.A. Motor vehicle crimes. M., 1976. 208 p.

10. Lukyanov VV. Road safety. M., 1978. 247 p.

11. Lukyanov VV Ensuring road safety. M., 1979. 379 p.

12. Lukyanov V.V. Problems of qualification of road traffic crimes. M., 1979. 167 p.

13. Mayorov VI. State-legal provision of road safety in the Russian Federation: theoretical and applied problems. Chelyabinsk, 2007. 191 p.

14. Rossinsky B.V Organizational and managerial problems of the functioning of the state system for ensuring road safety. M., 1993. 167 p.

15. Rossinsky B.V Federal Law «On road safety» with a practical commentary. M., 1997. 136 p.

16. Rossinsky B.V Administrative liability for violations in the field of traffic. M., 2002. 347 p.

17. Yakimov A.Yu. Legal regulation in the field of road traffic // Selected scientific works (Section V). M., 2021. P. 495-569.

18. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated 24.02.2021 № 118 «On approval of the nomenclature of scientific specialties in which academic degrees are awarded, and amendments to the Regulations on the Council for the defense of dissertations for the degree of Candidate of Sciences, for the degree of Doctor Sciences, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 10.11.2017 № 1093» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 06.03.2023).

19. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 06.03.2023).

Информация об авторе

Б.В. Россинский - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Москва, Россия, 125993 Information about the author

B.V. Rossinsky - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Process Kutafin Moscow State Law University

Contacts: ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

Статья поступила в редакцию 07.03.2023; одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 21.03.2023. The article was submitted 07.03.2023; approved after reviewing 14.03.2023; accepted for publication 21.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.