Научная статья УДК 34
Безопасность дорожного движения -
© Колычева А.Н., Булыжкин А.В., 2024
ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
'Алла Николаевна Колычева, 2Александр Викторович Булыжкин
'•Юрловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
Аннотация. В статье рассматриваются организационные сложности назначения и производства комплексных судебно-медицинских экспертиз, с которыми сталкиваются следователи при расследовании преступлений в области дорожного движения, а также преступления в области дорожного движения, в результате которых у следствия возникают затруднения с установлением вида участника дорожного движения и его местонахождения в транспортном средстве.
Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, автотехническая экспертиза, комплексная экспертиза, преступление в области дорожного движения, пешеход, велосипедист
Для цитирования: Колычева А.Н., Булыжкин А.В. Проблемы назначения и производства комплексных судебно-медицинских экспертиз при расследовании преступлений в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2024. № 1. С. 64-67.
Original article
PROBLEMS OF PURPOSE AND PRODUCTION OF COMPREHENSIVE FORENSIC EXAMINATIONS IN THE INVESTIGATION OF CRIMES IN THE FIELD OF TRAFFIC
'Alla N. Kolycheva, 2Alexander V. Bulyzhkin
12Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov
Abstract. The article examines the organizational difficulties of the appointment and production of complex forensic medical examinations that investigators face when investigating traffic crimes. The article deals with traffic crimes, as a result of which the investigation has difficulties establishing the type of road user and their location in the vehicle.
Keywords: forensic medical examination, automotive technical examination, complex examination, traffic crime, pedestrian, cyclist
For citation: Kolycheva A.N., Bulyzhkin A.V Problems of purpose and production of comprehensive forensic examinations in the investigation of crimes in the field of traffic // Road Safety. 2024. № 1. P. 64-67.
По данным Госавтоинспекции, ежедневно в нашей стране регистрируются дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) с ранеными и погибшими. За период с января по ноябрь 2023 года на территории России зарегистрировано 121 112 ДТП, 13 146 человек погибли, 151 623 пострадали [1].
Основу доказательственного процесса по расследованию преступлений в области дорожного движения составляют не только характерные для каждого уголовного дела следственные действия, такие как следственные осмотры, допросы участников, но и два обязательных вида экспертиз, без которых не обходится ни одно расследование рассматриваемой категории - это судебно-медицинская [2] и автотехническая экспертизы.
Главным итогом расследования преступления в области дорожного движения с участием пешеходов, велосипедистов или лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, является оценка действий водителя (водителей) транспортного средства (транспортных средств) и участников дорожного движения на соответствие требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) [3], определение последствий, а также установление причинно-следственных связей между нарушениями в действиях
участников дорожного движения и наступившими последствиями.
Эксперт не может устанавливать причинно-следственную связь между несоответствием действий водителя требованиям ПДД РФ и наступившими последствиями, поскольку это прерогатива следователя [4].
Однако представленные в заключении эксперта-автотехника выводы являются доказательственным базисом для следователя, устанавливающего все обстоятельства совершенного противоправного деяния.
Как правило, судебно-медицинская экспертиза позволяет установить локализацию, характер и направление удара при сочетанной травме пешехода, велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности [5].
Наибольший эффект при расследовании достигается при комплексном подходе к производству судебно-медицинской экспертизы в конкретной следственной ситуации, который возможен в рамках бригадного выезда на место ДТП.
В рамках указанного подхода судебно-медицинским экспертом устанавливаются источники травмирования для проведения комплексной ситуационной судебно-медицинской экспертизы.
Напомним, что подобная экспертиза обязательна:
Road
при необходимости установить ориентацию направления столкновения транспортных средств или наезда на пешехода, велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности;
для определения локализации, вектора и характера изначального удара при наличии множественных повреждений у участников ДТП;
при необходимости установить соотношение полученных телесных повреждений у участников ДТП с повреждениями транспортных средств и действиями водителей.
При производстве комплексной ситуационной экспертизы сравниваются зафиксированные динамические характеристики ДТП, восстанавливается событие дорожной ситуации путем установления местоположения участников и транспортных средств до, в момент и после столкновения. При этом тщательно изучаются показания участников ДТП, дополнительно сравниваются повреждения транспортных средств и травмы, полученные участниками ДТП. В завершении указываются выводы.
Таким образом, в рамках ситуационного исследования реализуется комплекс работ по установлению соотношения различных составляющих механизма преступления в области дорожного движения и последствий для их участников.
Следует также учитывать, что при назначении и производстве комплексной ситуационной (автотехнической, судебно-медицинской) экспертизы следователи и эксперты руководствуются требованиями федеральных законов и ведомственных приказов, регулирующих порядок назначения и производства судебных экспертиз [6, 7, 8, 9].
Согласно п. 5 Приложения N° 1 к приказу Минз-дравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 346н) определяется, когда в штате судебных медиков создается отдельная должность судебно-медицинского эксперта, уполномоченного осуществлять производство комплексных ситуационных экспертиз.
Для этого в соответствии с данным нормативным актом в календарном году в экспертном учреждении необходимо произвести не менее 20 ситуационных экспертиз.
Подобное условие стало причиной того, что в отдельных региональных Бюро судебно-медицинской экспертизы отсутствует должностная врачебная единица эксперта, осуществляющего ситуационные экспертизы в составе комиссии.
Это приводит к значительным затруднениям при необходимости проведения комиссионных ситуационных экспертиз при расследовании преступлений в сфере безопасности дорожного движения.
Для решения подобной организационной проблемы следователям приходится обращаться с соответствующим постановлением в те региональные экспертные учреждения, где есть судебно-медицинские эксперты, уполномоченные проводить рассматриваемый вид экспертиз.
Указанная организационная проблема приводит к затягиванию сроков предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях в области дорожного движения.
На практике следователи при невозможности производства комплексной ситуационной эксперти-
Safety
зы для сокращения сроков расследования и получения достоверной доказательственной информации по сложным вопросам соответствия полученных травм участниками ДТП при наезде или столкновении транспортных средств выходят из складывающейся ситуации в рамках проведения следственного эксперимента [10].
Учитывая вышесказанное, полагаем целесообразным рассмотрение вопроса о возможности корректировки п. 5 Приложения № 1 к приказу Минз-дравсоцразвития России № 346н о предоставлении возможности судебно-медицинским экспертам осуществлять производство комплексных судебно-медицинских экспертиз без выделения соответствующей отдельной должности, но после прохождения обучения в рамках повышения квалификации врача по производству комиссионных экспертиз в тех регионах, где не хватает нагрузки для введения дополнительной должности судебно-медицинского эксперта.
Еще одной сложностью, с которой сталкиваются сотрудники правоохранительных органов при необходимости назначения судебно-медицинских экспертиз по делам о преступлениях в области дорожного движения, является реализация нормы, указанной в ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ) [6].
Так, например, в случае, если с виновным в преступлении в области дорожного движения водителем в транспортном средстве находится близкий родственник, и необходимо установить тяжесть телесных повреждений у пострадавшего пассажира, то для установления степени повреждения проводится судебно-медицинская экспертиза.
Однако в данном случае в отношении пострадавшего пассажира судебная экспертиза будет проведена в добровольном порядке, то есть от пострадавшего лица следует получить письменное согласие на производство в отношении него судебно-медицинской экспертизы [11].
На практике пассажиры, находящиеся в родстве с виновным водителем, отказываются от производства судебно-медицинской экспертизы.
В результате сотрудникам Госавтоинспекции не представляется возможным установить степень тяжести причиненного вреда здоровью в рамках административного производства и, как следствие, при необходимости передать материалы в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [12].
Складывающуюся картину изменить не представляется возможным исходя из тех юридических ресурсов, которые имеются в настоящий момент. Поскольку в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ принудительное проведение судебно-медицинской экспертизы возможно только в случаях, предусмотренных ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [13], согласно которой характер и степень причиненного здоровью вреда может устанавливаться в принудительном порядке, если лицо имеет уголовно-процессуальный статус потерпевшего или свидетеля.
Получается, что в рамках административного производства или проверки по заявлению или сообщению о преступлении в области дорожного движения субъекты, указанные в примере выше, статусом потерпевшего или свидетеля не наделены, поскольку
Безопасность до]
возбужденное уголовное дело по данному факту отсутствует. В таких случаях складывается юридический замкнутый круг.
Согласно ст. 20 УПК РФ уголовное преследование по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации [14] относится к делам публичного обвинения, то есть возбуждается по факту совершенного преступления.
Но, если посмотреть на ситуацию с позиции обеспечения прав пострадавших от преступления в области дорожного движения, они вправе самостоятельно в данном случае взвесить и оценить сложившиеся обстоятельства и развитие возможных последствий. И если пострадавший в преступлении в области дорожного движения родственник не имеет претензий к виновнику происшествия, то в таком случае государству в лице органов предварительного следствия не стоит вмешиваться [15].
Таким образом, заключение комплексной ситуационной автотехнической судебно-медицинской экспертизы может стать основополагающим доказательством при расследовании преступлений в области дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное, отметим, что организационные сложности, возникающие с назначением, производством судебно-медицинских экспертиз и комплексных ситуационных автотехнических судебно-медицинских экспертиз, зачастую связаны с отсутствием надлежащего нормативного регулирования.
Список источников
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения // URL: https://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 01.02.2024).
2. Морозова Н.В., Воробей С.Н. Проблемные аспекты организации судебно-медицинских экспертов при расследовании причинно-следственных связей дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции (Орел, 2021 апреля 2023 г.). Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2023. С. 284-288.
3. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.01.2024).
4. Лосев П.А. О некоторых аспектах производства автотехнических судебных экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 202-204.
5. Петелин Ю.Ю., Осокин С.А., Миронец Е.Н. и др. Реконструкция сложных дорожно-транспортных происшествий на основе комплексной автотехнической-судебно-медицинской экспертизы // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: сборник трудов Всероссийской научно-технической конференции (с международным участием). Омск, 2011. С. 201-205.
6. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской
)жного движения -
Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).
8. Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации и производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2024).
9. Приказ Минюста России от 20 апреля 2023 г. № 72 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз. Выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.01.2024).
10. Приговор Кромского районного суда Орловской области от 1 декабря 2016 г. по делу № 1/1-39/2016 // URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-kromskoi-raionnyi-sud-orlovskaia-oblast/ (дата обращения: 02.01.2024).
11. Сучков А.И. Актуальные проблемы производства следственного эксперимента по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования: сборник материалов XVI международной научно-практической конференции к 100-летию со дня рождения В.В. Лукьянова (Орел, 21-22 апреля 2022 года). Том 1. Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2022. С. 349-356.
12. Копыл Д.В., Былинин И.А. Административная ответственность лица, управляющего велосипедом, в правовых позициях судов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 3(92). С. 66-74.
13 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.01.2024).
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.01.2024).
15. Малышева О.А. О частно-публичном балансе через призму интересов потерпевшего в досудебном производстве // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2021. № 2(87). С. 89-94.
References
1. Indicators of the state of road safety // URL: https:// stat .gibdd.ru (date of access: 01.02.2024).
2. Morozova N.V., Vorobey S.N. Problematic aspects of the organization of forensic experts in the investigation of cause-and-effect relationships of fatal road accidents // Management of activities to ensure road safety: status, problems, ways of improvement: collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference (Orel, 20-21.04.2023). Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2023. P. 284-288.
3. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 09.02.2024)
4. Losev P.A. On some aspects of the production of automotive forensic examinations of road traffic accidents involving pedestrians // Bulletin of Economic Security. 2020. № 6. P. 202-204.
5. Petelin Yu.Yu., Osokin S.A., Mironets E.N. et al. Reconstruction of complex road traffic accidents on the basis of a comprehensive auto-technical-forensic medical examination // Oriented fundamental and applied research -the basis for modernization and innovative development of architectural, construction and road transport complexes of Russia: collection of proceedings of the All-Russian scientific
Road
and technical conference (with international participation). Omsk, 2011. P. 201-205.
6. Federal Law dated 31.05.2001 № 73-FZ «On state forensic expert activities in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).
7. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated 12.05.2010 № 346n «On approval of the procedure for organizing and conducting forensic medical examinations in state forensic institutions of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).
8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.06.2005 № 511 «Issues of organizing and conducting forensic examinations in the forensic units of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.01.2024).
9. Order of the Ministry of Justice of Russia dated 20.04.2023 № 72 «On approval of the List of types (types) of forensic examinations. Performed in the federal budgetary forensic institutions of the Ministry of Justice of Russia, and the List of expert specialties for which the right to independently conduct judicial proceedings in the federal budgetary forensic institutions of the Ministry of Justice of Russia is granted» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.02.2024).
10. Verdict of the Kromsky District Court of the Oryol Region dated 01.12.2016 in case № 1/1-39/2016 // URL:https://
Safety
sudact.ru/regular/court/reshenya-kromskoi-raionnyi-sud-orlovskaia-oblast/ (date of access: 01.02.2024).
11. Suchkov A.I. Current problems of conducting investigative experiments in cases of road traffic accidents // Management of activities to ensure road safety: status, problems, ways of improvement: collection of materials of the XVI international scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of V.V. Lukyanova (Orel, 21-22.04.2022). Vol. 1. Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2022. P. 349-356.
12. Kopyl D.V., Bylinin I.A. Administrative responsibility of a person driving a bicycle in the legal positions of the courts // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2022. № 3(92). P. 66-74.
13. Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 18.12.2001 № 174-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.02.2024).
14. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.02.2024).
15. Malysheva O.A. On the private-public balance through the prism of the interests of the victim in pre-trial proceedings // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2021. № 2(87). P. 89-94.
Информация об авторах
А.Н. Колычева - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
А.В. Булыжкин - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова (по учебной работе)
Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027 Information about the authors
A.N. Kolycheva - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Senior Lecturer at the Department of Criminalistics and Preliminary Investigation at the Department of Internal Affairs of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov
A.V. Bulyzhkin - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Deputy Head of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (for educational work)
Contacts: ul. Ignatova, d. 2, Orel, Russia, 302027
Статья поступила в редакцию 15.02.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 29.02.2024. The article was submitted 15.02.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 29.02.2024.