УДК 343.983 ББК 67.52
© 2019 г. Бондарева Галина Викторовна,
доцент кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского
юридического института МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
Осяк Валентина Владимировна,
заместитель начальника кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности
Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ О ДТП
В статье рассматриваются проблемные вопросы назначения отдельных видов судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Особое внимание уделяется возможностям использования специальных знаний в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории преступлений.
Ключевые слова: специальные знания, судебная экспертиза, транспортное средство, дорожно-транспортное преступление, экспертные задачи, идентификация, установление групповой принадлежности.
Bondareva Galina Viktorovna - Associate Professor of the Department of Criminalistics and Investigative
Activities of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Osyak Valentina Vladimirovna - Deputy Head of the Department of Criminalistics and Investigative Activities
of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
COMPREHENSIVE APPROACH FOR DETERMINING OFTHE TYPE OF FORENSIC EXAMINATION
ON CASES OFACCIDENTS
The article discusses the problematic issues of the appointment of certain types offorensic examinations in the investigation of road traffic crimes. Particular attention is paid to the possibilities of using special knowledge in establishing the circumstances to be proved in this category of crimes.
Keywords: special knowledge, forensic examination, vehicle, traffic crime, expert tasks, identification, establishment of group affiliation.
Снижение дорожно-транспортного травматизма входит в число приоритетных направлений деятельности во многих странах мира. Определенные успехи за последние годы достигнуты и в нашей стране. Число погибших на дорогах с 2006 по 2018 год сократилось в 1,8 раза (с 32,7 до 18,2 тыс. человек). Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских. Показатель социального риска в России составил 13 погибших на 100 тыс. населения, в то время как в Великобритании - 2,9, в Германии - 4,3, Франции - 5,1, Японии - 4,7, Канаде - 6, Чехии - 6,1, а среднее значение в Европейском союзе - 5 погибших [1, с. 8]. Профилактический потенциал в снижении гибели людей от дорожно-транспортных проишествий (далее - ДТП) имеет эффективное расследование уже совершенных преступлений.
Установление некоторых обстоятельств,
подлежащих доказыванию в ходе расследования, невозможно без использования специальных знаний (в судебной медицине, криминалистике, химии, биологии и др.), которые способствуют значительному увеличению объема информации о расследуемом деянии, находящейся в распоряжении следователя, что позволяет улучшить качество и эффективность деятельности по расследованию преступлений данной категории.
В связи с этим возникает необходимость назначения той или иной судебной экспертизы, выводы которой помогают полнее и объективнее исследовать обстоятельства произошедшего события. Наиболее распространенными видами экспертиз, назначаемыми при расследовании дорожно-транспортных преступлений, являются: судебно-медицинская экспертиза, трасологическая, химическая, автотехническая и др. Следует отметить, что для
рассматриваемой категории дел в большей степени характерно производство комплексных исследований.
По данным отдела инженерно-технических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Ростовской области, за 9 месяцев 2019 года 98 % из общего количества проведенных экспертиз составили автотехнические экспертизы. Из них 48 % - исследование обстоятельств ДТП, 36 % - исследование следов столкновения на транспортном средстве (далее - ТС) и месте ДТП; 13 % - исследование маркировочных обозначений ТС; 3 % - исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств.
Несмотря на наличие специальных работ по транспортной трасологии и на то, что отдельные ее положения рассматриваются в трудах, посвященных расследованию ДТП [2; 3; 4; 5; 6; 7], и некоторых статьях [8; 9], ее теоретические основы и методология остаются в недостаточной мере разработанными.
До сегодняшнего времени нет однозначной точки зрения по вопросу определения вида экспертизы при расследовании ДТП. Так, например, не вполне ясно, какие обстоятельства устанавливаются с помощью автотехнической и трасологической экспертизы путем исследования самих следов и обстоятельств места ДТП, а какие требуют проведения комплексной экспертизы, какие объекты ими исследуются. Нуждается в уточнении и система задач рассматриваемых экспертиз, которая должна соответствовать теоретическим концепциям, принятым в криминалистике.
Мы согласны с мнением Е. Р. Россинской, Е. И. Галяшиной, указывающих в своих работах, что экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы [10, с. 14-17]. При этом ученые выделяют идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные (ситуалогические) задачи. Последние две рассматриваются как варианты диагностической задачи.
Согласно Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» к перечню родов (видов) экспертиз, проводимых в ЭКП ОВД Российской Федерации (приложение № 2), относятся автотехническая и трасологическая экспертиза. Законодательно
понятие транспортно-трасологической экспертизы нормативными документами не закреплено.
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением М. В. Беляева о том, что «основу транс-портно-трасологических исследований составляют познания из общей части трасологии и из ее особенной части, в которой изучаются следы транспортных средств». Использование понятия «транспортно-трасоло-гическая диагностика» призвано, в первую очередь, подчеркнуть то обстоятельство, что речь идет об анализе следов, образованных в результате ДТП. Поэтому изучение следов ТС позволяет определить механизм происшествия (его отдельных стадий) и обстоятельства, которые были с ним связаны, установить вид, модель ТС, скрывшегося с места ДТП, разобраться в последовательности образования следов и повреждений, и, в конечном итоге, уяснить процесс всей дорожно-транспортной ситуации. При этом возможно получить достаточный объем исходных данных о дорожно-транспортном происшествии для производства последующего автотехнического исследования [2, с. 5-6].
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются следы, отображающие свойства ТС, оставшиеся на других ТС, а также на проезжей части, водителях, пешеходах, других составляющих дорожной обстановки (столбы, ограждения и т. д.) в процессе ДТП. Особым - комплексным объектом такой экспертизы - является место ДТП, т. е. участок местности со всеми его особенностями (вещная обстановка, следы и т. п.) [11, с. 134-137]. Осмотр и точная фиксация всей обстановки на месте ДТП имеют большое значение для последующих экспертных исследований.
Основные экспертные задачи транспорт-но-трасологической экспертизы обусловливаются теми обстоятельствами ДТП, которые помогают устранить противоречия в представленных эксперту данных и решить поставленные вопросы.
К таким обстоятельствам относят, во-первых, взаиморасположение ТС и препятствия, направление движения в момент возникновения опасности. Установление этих обстоятельств необходимо для уточнения места наезда, столкновения, установления соответствия данных о различных следах на месте происшествия, расположении ТС и других связанных с механизмом происшествия объектов после ДТП,
Во-вторых, это характер движения ТС перед происшествием (в состоянии торможения, при свободном качении, с заносом, разворотом и т. п.). Исследование данных обстоятельств позволяет в определенной мере судить о влиянии технической неисправности на движение ТС, действиях водителя и наличии у него возможности предотвратить происшествие.
В-третьих, к ним относят место наезда, столкновения. Его необходимо установить, чтобы оценить действия водителя. В механизме происшествия место наезда (столкновения) является связующим звеном между его стадиями, позволяющим уточнять происшедшее, исходя из результатов изучения следов, расположения ТС и отдельных их деталей после происшествия.
Следующим обстоятельством ДТП является расположение ТС и препятствий в момент контакта, которое позволяет устанавливать место наезда (столкновения) и направление движения их перед происшествием, и одновременно является элементом события происшествия.
Направление силы воздействия устанавливается и в тех случаях, когда выясняется механизм травмирования лиц, находившихся в нем в момент ДТП. Кроме того, направление возникших усилий, установленное по следам на ТС, позволяет уточнять характер его движения перед происшествием или относительную скорость движения при столкновении. Характер повреждения колеса и других деталей ТС, влияющих на возможность его движения, может указывать на момент возникновения этого повреждения и его причину и помочь установить причинную связь его с происшествием.
Обстоятельства, связанные с повреждением одежды и самих лиц, находившихся в ТС, включают в себя информацию, позволяющую устанавливать занимаемые ими в ТС места в момент ДТП и ответить на вопрос о том, кто управлял транспортным средством.
Ученые-криминалисты, рассматривая процесс ДТП, разделяют его на три стадии: возникновение опасной ситуации, требующей от водителя применения экстренных мер по ее предотвращению (торможение, маневрирование); непосредственное контактирование участников происшествия между собой; отбрасывание автомобилей и перемещение их до места остановки.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия, при исследовании первой стадии может появиться необходи-
мость установить, как двигалось ТС с момента возникновения опасности до столкновения (наезда): в каком направлении; по какой траектории; каков был характер движения (при свободном качении или в состоянии торможения, прямолинейно или с поворотом, заносом); какие обстоятельства способствовали такому движению (переезд через неровности, наезд на бордюр, контактирование с другими объектам, повреждения ходовой части и т. п.). Все эти обстоятельства могут быть установлены при осмотре места происшествия и транспортного средства.
Место происшествия должно рассматриваться в качестве единой системы - сложного, комплексного следа, свойства которого изучаются с помощью ситуационного анализа. Однако кроме свойств места ДТП как целостной системы должны исследоваться и свойства его отдельных элементов, в первую очередь - следов. Перед местом, где произошел наезд ТС на препятствие, могут оставаться следы качения колес, торможения, заноса, на предметах (бордюрах, деревьях и т. п.) -следы контакта (притертости, повреждения).
В местах, откуда начиналось движение ТС, могут оставаться пятна от выхлопных газов, подтекания жидкостей и т. п. Если такие следы были зафиксированы с достаточной точностью при следственном осмотре места происшествия или обнаружены экспертом непосредственно в процессе экспертного осмотра, представляется возможным определить траекторию и характер движения ТС перед наездом на препятствие, а исследование технического состояния ТС (тормозной системы, рулевого управления, ходовой части) позволяет выяснить и причины такого движения (является ли оно результатом неисправностей или вызвано действиями водителя) [7, с. 33-39].
Одной из основных задач эксперта-транс-портного трасолога является извлечение из следов информации о действиях водителя перед происшествием. Важно также установить, почему водитель действовал именно таким образом. При этом эксперты опираются на оценку складывавшейся для водителя дорожной обстановки, исходя из Правил дорожного движения (далее - ПДД), а в некоторых случаях - из водительской и экспертной практики.
Развитие автомобильной промышленности, появление новых моделей ТС, усовершенствование технологических процессов производства автомобилей, модернизация узлов ходовых частей транспортных средств,
внедрение компьютерного моделирования при установлении механизма ДТП и его стадий, использование при проведении исследований информации видеорегистраторов, тахографов, информационно-диагностических комплексов, оснащенных системами «ГЛОНАСС» или «GPS», совершенствование технологий изготовления автомобильных шин и др. обусловливают актуальность рассматриваемых вопросов. Поэтому анализ следов ДТП с помощью современной транспорт-но-трасологической экспертизы позволяет получить данные, необходимые для установления указанных выше обстоятельств, решения задач по выяснению условий образования следов, а также по определению групповой принадлежности и идентификации ТС.
Судебная автотехническая экспертиза является одним из наиболее распространенных видов судебных экспертиз при расследовании ДТП и имеет, по сравнению с другими видами (родами), существенную специфику. Определение скорости движения транспортных средств по следам торможения, установление возможности предотвращения наезда, техническая оценка действий водителя в конкретной сложившейся дорожной обстановке являются существенными доказательствами, без знания которых невозможно провести расследование.
Так, Г. И. Сафонов к основаниям для назначения автотехнической экспертизы относит следующие [9, с. 37-39]:
«- в случаях, когда водитель заявляет, что у него не было технической возможности предотвратить дорожно-транспортное преступление, следует назначать судебную автотехническую экспертизу по исследованию обстоятельств ДТП;
- при наличии видеозаписи с места происшествия, на которой зафиксировано недостаточное количество информации, в то же время позволяющее провести необходимые расчеты, следует назначать комплексную ав-товидеотехническую экспертизу по исследованию обстоятельств ДТП;
- для проверки версии водителя транспортного средства о том, что преступление произошло в результате технической неисправности его автомобиля, назначается судебная автотехническая экспертиза по исследованию технического состояния ТС;
- в случаях, когда при производстве расчетов необходимо учитывать повреждения на ТС, образовавшиеся в результате преступления, и следы, образовавшиеся на месте ДТП, следует
назначать комплексные автотехнические и транспортно-трасологические экспертизы».
Следует отметить, что только в совокупности с другими доказательствами результаты производства автотехнической экспертизы позволят следователю дать правильную оценку событию ДТП, решить вопрос о наличии или отсутствии в действиях водителей состава преступления, вины водителя, причинах события и т. д.
Так, в городе Т. произошло резонансное ДТП, не оставившее равнодушным ни одного человека. Около 18:00 один из местных жителей на своем автомобиле двигался по проезжей части улицы О. В этот момент из-за забора на проезжую часть с целью ее перехода выбежал мальчик. Уже после, в ходе расследования, будет доказано, что водитель иномарки нарушил ПДД - и это стало причиной страшной трагедии. Превысив скоростной режим, мужчина совершил наезд на малолетнего пешехода. Мальчик, 2010 года рождения, с многочисленными травмами был доставлен в больницу. Спустя несколько дней он скончался.
По факту ДТП было возбуждено уголовное дело. Версии выдвигались разные: и та, что водитель, наверное, был пьян, и та, что мальчик сам виноват в произошедшем, и многие другие. Установить истинные причины трагедии смогли только следователи.
Путем детальных допросов и изучений места происшествия были восстановлены все условия и расположение объектов на месте ДТП в момент его развития. Это позволило установить взаиморасположение пешехода и автомобиля, процесс их сближения, возможность водителя заметиь мальчика. Были проведены соответствующие следственные эксперименты, являющиеся неотъемлемым элементом расследования подобных преступлений. Водитель иномарки утверждал, что двигался со скоростью 55 км/ч. Однако результаты проведенной судебной автотехнической экспертизы показали, что скорость в составляла около 70 км/ч. Это значит, водитель нарушил ПДД, превысив допустимую скорость движения. Собранные доказательства были положены в качестве исходных данных при разрешении дополнительной судебной автотехнической экспертизы.
Таким образом, в ходе предварительного следствия, а в частности - благодаря автотехнической экспертизе, было установлено, что водитель находился на достаточном расстоянии от пешехода, чтобы его заметить. Своей вины
обвиняемый не признал, однако это не освободило его от уголовной ответственности.
Каждая из указанных видов экспертиз имеет определенный круг задач, который может быть решен экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими (тра-сологической, судебно-медицинской, криминалистической, металловедческой и др.). Следует отметить, что комплексные экспертизы позволяют не просто суммировать сведения специалистов разных областей знаний, а получить принципиально новое интегрированное знание, способное диалектически правильно объяснить возникновение следов и на этой основе установить механизм и обстоятельства ДТП.
Изучением видов экспертиз, назначаемых при расследовании преступлений по факту ДТП, установлено, что более половины из них назначается следователями в виде комплексной транспортно-трасологической и автотехнической экспертизы. Однако недостаточное количество указанных экспертов и востребованность производства автотехнических экспертиз приводит к увеличению сроков предварительного расследования. Вместе с тем вопросы диагностического характера, не связанные с математическими расчетами и оценкой действий водителя, вполне могут быть решены и в рамках трасологической экспертизы.
Литература
1. Стешич Е. С. Криминология гомицида: монография. М., 2019.
2. Беляев М. В. Современные возможности транспортно-трасологических исследований: монография. М., 2017.
3. Бирюков С. Ю. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений. Волгоград, 2017.
4. Варданян А. В. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в условиях, когда личность водителя не установлена. Орел, 2018.
5. Особенности квалификация и расследования преступлений о ДТП с обоюдной формой вины. Тюмень, 2017.
6. Расследование нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Омск, 2017.
7. Городокин В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Осмотр места ДТП. Схема места ДТП. Челябинск, 2010.
8. Беляев М. В. Некоторые вопросы организации и производства комплексных исследований по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6.
9. Сафонов Г. И. Тактика назначения судебной автотехнической экспертизы и использования ее результатов в процессе доказывания: дис... канд. юрид. наук. М., 2017.
10. Россинская Е. Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М., 2010.
11. Осяк В. В., Дудниченко А. Н. Современное состояние безопасности дорожного движения и пути его обеспечения // Сб. материалов Всерос. научно-теоретич. конференции: Актуальные вопросы конституционного и административного права. Ростов н/Д, 2017.
Bibliography
1. Steshich E. S. Criminology homicide: monograph. M., 2019.
2. Belyaev M. V. Modern possibilities of trans-port-traceological researches: monograph. M., 2017.
3. Biryukov S. Yu. Features of investigation of traffic crimes: studies. manual. Volgograd, 2017.
4. Vardanyan A. V. Features of investigation of traffic crimes in conditions when the identity of the driver is not established. Orel, 2018.
5. Features of qualification and investigation of crimes about road accident with a mutual form of guilt: methodical recommendations. Tyumen, 2017.
6. The investigation of violations of traffic rules and operation of vehicles. Omsk, 2017.
7. Gorodokin V. A. Examination of traffic accidents. Inspection of the accident site. Scheme of the accident site: educational and methodical manual. Chelyabinsk, 2010.
8. Belyaev M. V. Some issues of organization and production of complex studies on cases of traffic accidents // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 6.
9. Safonov G. I. Tactics of appointment ofjudi-cial autotechnical examination and use of its results in the process of proof: dis. ... PhD in law. M., 2017.
10. Rossinskaya E. R., Galyashina E. I. Judge's Handbook: forensic examination. M., 2010.
11. Osyak V. V., Dudnichenko A. N. Modern state of road traffic safety and ways of its provision // Collection of materials of the all-Russian scientific and theoret. conf.: Actual issues of con-stitut. and admin. law. Rostov n/D, 2017.