Научная статья на тему 'Современные подходы дидактики преподавания дисциплины «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия»'

Современные подходы дидактики преподавания дисциплины «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОБНАРУЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ-ОТОБРАЖЕНИЙ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / TRAFFIC ACCIDENT / DETECTION AND FIXATION OF TRACES-MAPS / PRACTICAL CLASS / SEMINAR / FORENSICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демин Константин Евгеньевич, Беляев Михаил Вячеславович

Рассматриваются вопросы, посвященные инновациям в преподавании дисциплины «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation methods in the teaching discipline study of traces of collision on the vehicles and the scene of a traffic incident

The article discusses several issues on innovations in the teaching discipline «Study of traces of collision on the vehicles and the scene of a traffic incident» at Moscow university name V.J. Kikot of the Interior Ministry

Текст научной работы на тему «Современные подходы дидактики преподавания дисциплины «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия»»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147 ББК 67.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ДИДАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ

СЛЕДОВ СТОЛКНОВЕНИЯ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО

ПРОИСШЕСТВИЯ»

КОНСТАНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ ДЕМИН,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научая специальность 12.00.12 - криминалистика, судебно-экспертная деятельность и оперативно-разыскная деятельность;

МИХАИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ БЕЛЯЕВ, преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы, посвященные инновациям в преподавании дисциплины «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, обнаружение и фиксация следов-отображений, практическое занятие, семинарское занятие, судебная экспертиза.

Annotation. The article discusses several issues on innovations in the teaching discipline «Study of traces of collision on the vehicles and the scene of a traffic incident» at Moscow university name V. J. Kikot of the Interior Ministry

Keywords: traffic accident, detection and fixation of traces-maps, practical class, seminar, forensics.

За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов и со столкновением автомобилей. Статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к росту таких происшествий. Так, за период 2010 г и 2011 гг., в России зарегистрировано 218558 дорожно-транспортных происшествий1 и 232342 ДТП соответственно. Увеличение количества ДТП по России за данный период составляет от 8 до 14%. Совершено наездов на пешеходов в 2009 г. - 15156, в 2010 г. - 16430. Увеличение количества наездов составляет от 7 до 12%. Количество автомобилей, находящихся в федеральном розыске по кражам и угонам, в России ежегодно возрастает и в настоящее время составляет 92789 единиц.

Несмотря на рост вышеуказанных правонарушений в практической деятельности органов внутренних дел, экспертно-криминалистическое сопровождение осмотров мест дорожно-транспортных происшествий не всегда эффективно, что приводит к снижению результативности транспортно-трасологических и автотехнических экспертиз. Установлено, что специалистами редко и не в полном объеме проводится предварительное исследование объектов вещной обстановки места дорожно-транспортного происшествия. Стоит отметить, что многие вопросы, не связанные с математическими расчетами и оценкой действий водителя, могут эффективно решаться экспертом-трасологом в ходе выполнения первоначальной транспор-тно-трасологической экспертизы. Однако, на практике вопросы по установлению механизма ДТП или его

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

отдельных стадии, места столкновения транспортных средств, условии и последовательности образования повреждении на элементах ТС, являются объектами исследования последующей автотехнической экспертизы. В связи с загруженностью экспертов-автотехников данное обстоятельство иногда приводит к затягиванию сроков расследования.

В сложившейся ситуации актуальным является вопрос о подготовке специалистов-трасологов на базе образовательных учреждений системы МВД России, обладающих расширенными специальными познаниями в области транспортной трасологии в части диагностических исследований и осмотра места ДТП.

Принимая во внимание вышеизложенное с 2011 г. на кафедре оружиеведения и трасологии для обучения студентов Института права, экономики и судебной экспертизы Московского университета МВД России была введена дисциплина «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия». Положительный опыт преподавания показал необходимость внедрения данного курса для курсантов и слушателей факультета экспертов-криминалистов. Для реализации данной инновации, а также в связи с вводом нового Государственным образовательным стандарта высшего профессионального образования по специальности 031003.65 - «Судебная экспертиза» сотрудниками кафедры была подготовлена рабочая учебная программа указанной дисциплины и с 2014 г. осуществляется преподавание на базе специализируемой лаборатории.

На наш взгляд, цель преподавания данной дисциплины должна быть направлена на подготовку специалистов-трасологов, способных квалифицированно и на современном уровне решать задачи использования специальных познаний путем установления фактических данных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, а также самостоятельного проведения некоторых видов исследования следов столкновения транспортных средств, обнаруженных на месте дорожно-транспортного происшествия, которые согласно приказу МВД России от 2 февраля 2005 г. № 511 являются подвидом судебно-автотехнической экспертизы. Отметим, что в ранее опубликованных нами работах мы аргументировали необходимость расширения компетенции эксперта-трасолога путем внесения изменений в данный приказ [1, с. 26-27].

Исходя из названной цели нами выделены следующие задачи курса:

• изучение системы методов и средств транспортной трасологии;

• овладение специальным терминологическим глоссарием;

• изучение классификации следов и признаков, возникающих при дорожно-транспортном происшествии и закономерностей следообразования в целом;

• практическое освоение основных методических принципов диагностических и ситуационных транс-портно-трасологических исследований3.

• овладение практическими навыками производства осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

Учебный материал, предусмотренный программой, реализуется в форме лекционных, семинарских, практических занятий, и контрольных работ (экспертиз) а также в процессе самостоятельной работы слушателей. Согласно общим дидактическим требованиям лекции имеют в основном своей целью дать слушателям систематизированные научные знания по изучаемой дисциплине, а также ознакомить с существующими проблемами и возможными путями их решения. Семинарские занятия по дисциплине проводятся с целью закрепления и расширения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельного изучения материала; на семинары выносятся ключевые, наиболее сложные и дискуссионные вопросы. Специфика изучения дисциплины состоит в том, что закрепление теоретических знаний слушателей, полученных на лекциях и при самостоятельном изучении литературы, происходит в процессе практической отработки приемов экспертного исследования. Практические занятия планируется выстраивать на основе сочетания отработки задания под руководством преподавателя с индивидуальным выполнением обучающимися. В качестве инновации преподавания уместно, на наш взгляд, проведение практических занятий в части, посвященной разбору теоретических вопросов, в форме реферативных выступлений слушателей, дискуссий, программированного контроля, широкого применения интерактивной мультимедии и др. активных форм обучения. Производство учебных исследований осуществляется в специально оборудованной аудитории, а выбор форм и методов проведения занятий должен осуществляться соответствующей методической секцией кафедры в соответствии с требованиями современной вузовской педагогики, характером и особенностями содержания учебного материала. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Раннее содержание дисциплины носило блочный межкафедральный характер. Так, первые две темы дисциплины «Основы безопасности движения» и «Устройство автотранспортных средств» вели преподаватели кафедры административного права и процесса, в них, в частности, уяснялись вопросы, посвященные правовому регулированию основ безопасности дорожного движения, государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения (объекты, субъекты, средства), основным причинам и сопутствующим факторам, влияющим на возникновение дорожно-транспортного происшествия, а также понятиям, сопряженным с устройством кузовов легковых, грузовых автомобилей и автобусов, их составных частей кузова [2, с. 44-48.]. Однако, как показала практика, блочная система не оправдала своей эффективности, в виду дублирования указанных тематик дисциплиной «Автомобильная подготовка (Техническая эксплуатация автотранспорта)».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исходя из поставленных целей и задач преподавания дисциплины «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия», логики последовательности подачи учебного материала стоит остановиться на вопросах транспортно-трасологических исследований. Как показал опыт преподавания, учебную дисциплину целесообразно разделить на четыре темы (см. таблицу).

В том числе

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Практические занятия Контрольные работы

Теоретические основы

криминалистического

1. исследования следовой картины дорожно-транспортного происшествия. 6 4 2

Исследование следов

столкновения на наруж-

ных деталях, элементах

2. ходовой части и деталях транспортных средств, входящих в систему активной безопасности. 24 12 12

Установление взаим-

ного расположения и

3. координат расположения транспортных средств в момент столкновения и наезда. 6 6

Участие специалиста-

криминалиста в осмотре

места происшествия и

4. других следственных действиях в ходе расследования дорожно-транспортных происшествий. 14 2 2 6 4

ВСЕГО: 50 6 4 24 16

Зачет

При рассмотрении вопросов первой темы необходимо уяснить, что она является вводной для всего курса поэтому в ней необходимо рассмотреть основные понятия диагностической транспортной трасологии (предмет, объекты, задачи), ее место в системе специальных трасологических и автотехнических знаний; далее рассматриваются вопросы понятия ДТП согласно правилам дорожного движения и согласно концепции науки криминалистики, перечисляются виды ДТП и с учетом

динамического процесса, происходящего в различной дорожно-транспортной ситуации, раскрывается содержание механизма ДТП и его стадий. Изучаются виды столкновений транспортных средств4, а так же классификация следов на месте ДТП и их информационная значимость при производстве экспертиз.

Вторая тема состоит из двух основных компонентов. Первый связан с уяснением вопросов, посвященных трасологическому исследованию повреждений автомобильных шин, их классификация, их основные характеристики, природа происхождения признаков, а также излагается алгоритм решения экспертных ситуационно-диагностических задач по данному роду исследования в соответствии с принципам и стадиям типовой трасологической экспертизы. Второй компонент состоит в понимании возможностей трасологического исследования частей транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП с целью определения механизма образования повреждений, а так же установления вида, модели, конкретного экземпляра транспортного средства. Проведение второй темы подразумевает наличие значительного объема объектов исследования (автомобильных шин с различного рода повреждениями, дисков ТС, частей ТС отделившихся при столкновении), а так же соответствующей технической оснащенности, прежде всего, установки демонтажа автомобильных шин, их прокачки и пр. Исследование частей ТС подразумевает наличие интернета для работы с официальными сайтами производителей автомобилей или их дилерами, либо с официальными сайтами крупных компаний, реализующих комплектующие части ТС по России (например Exist.ru). Вторая тема закачивается проведением двух контрольных экспертиз.

Изучение третьей темы основано на исследовании признаков места столкновения ТС, определение угла взаиморасположения и угла столкновения ТС, направления удара при столкновении. Освоение принципов реконструкции механизма ДТП, на примерах мысленного, макетного, натурного и компьютерного моделирования5. В данной теме апробирована новая форма обучения - проведение занятия в реферативной форме. Для этого преподаватель заранее определяет круг актуальных вопросов подлежащих изучению. Очень важно мульмедийная составляющая докладов. Закончить занятие необходимо проведением небольшой контрольной работы (например, по представленным схемам или фотографиям определить место столкновения, угол взаиморасположения и угол столкновения ТС), либо провести тестирование обучающихся.

Логическим завершением данного курса является четвертая тема, в основном посвященная исследованию вещной обстановки места ДТП, а также возможностям предварительного исследования объектов ее составляющих. В ней раскрываются вопросы тактики и порядка проведения осмотра места ДТП специалистом-трасологом, особенности фиксации вещной обстановки места ДТП, фото-видеофиксации вещной обстановки ДТП, возможности комплексных экспер-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тиз по делам о ДТП. Важным в рамках четвертой темы является проведение практического занятия. Данное занятие проводится на полигоне университета «Фрагмент города», где имитируется дорожно-транспортное происшествие с участием трех ТС, одно из которых скрылось. По результатам проведенного осмотра места ДТП проводят транспортно-трасологическую экспертизу для решения следующих вопросов:

• какое было направление движения обоих ТС на всех стадиях ДТП;

• где было место столкновения ТС;

• каков был угол взаиморасположения и столкновения ТС в момент их контакта;

• какая последовательность образования повреждений ТС;

• какой скоростной режим одного из ТС был в момент столкновения (перемещалось либо было не подвижно);

• какой механизм ДТП;

• какая марка, модель ТС скрывшегося с места ДТП.

В качестве приложений к заключению составляются фототаблицы и план-схемы места ДТП.

Четвертая тема специфична для преподавания процессов имитации ДТП. Образовать повреждения на ТС в учебных целях в большинстве случаев невозможно. В связи с этим мы рекомендуем применять заготовленные наклейки с соответствующими обозначениями ( «вмятина», «динамические трассы», «притертость» и т.п.), которые помещаются на оба ТС согласно разработанной концепции механизма ДТП. Некоторые следы хорошо имитировать красками (гуашью), например следы боковых притертостей от колес ТС, либо следы резкого отклонения следа торможения и т.п.

Таким образом, в результате изучения дисциплины обучающимся планируется приобретение компетенции в системе судебно экспертного образования путем уяснения содержания методик проведения экспертизы при исследовании следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; основ исследования обстоятельств ДТП, системы методов и средств диагностической транспортной трасологии, а также владение навыками применения приемов, средств и методов выявления и фиксации следов-отображений при производстве осмотра места ДТП.

Литература

1. Беляев М.В Некоторые вопросы организации и производства комплексных исследований по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Вестник Московского университета МВД России. М., 2014. Вып. 6.

2. Беляев М.В., Демин К.Е., Киселевич И.В. Об инновационных подходах подготовки судебных экспертов в свете стандартов третьего поколения // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений: Сб. матер. всерос. науч.-практ. конф.: В 3-х ч. М.: Академия Управления МВД России, 2011. Ч. 3.

3. Беляев М.В. Современные возможности экспертного исследования механизма дорожно-транспортного происшествия // Судебная экспертиза : научно-практический журнал. Волгоград: ВА МВД России. 2015. Вып. 3 (43).

References

1. Belyaev M.V. Some problems of organization and production of complex investigations in cases of road traffic accidents // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. M. 2014. Vol. 6.

2. Belyaev M.V., Demin E.K., Kiselevich I.V. On innovative approaches for training forensic experts in the light of the standards of the third generation. // Legal and forensic management bodies investigation of crimes: FR. mater. vseros. scientific.-practical. conf.: In 3 parts. M.: Academy of MIA of Russia, 2011. Part 3.

3. Belyaev M.V. Modern possibilities of the expert study of the mechanism of road traffic accidents // Judicial expertise : research and practice journal. Volgograd: VA Ministry of interior of Russia. 2015. Vol. 3 (43).

1 Далее - ДТП.

2 Статистические данные ГУ ГАИ МВД России за 2011 г.

3 Понятия диагностической транспортной трасологии и исследование следов столкновения транспортных средств на месте ДТП нами в данной статье отождествляются и носят одинаковую смысловую нагрузку.

4 Далее по тексту - ТС.

5 См. более подробно Беляев М.В. Современные возможности экспертного исследования механизма дорожно-транспортного происшествия // Судебная экспертиза: Научно-практический журнал. Волгоград: ВА МВД России. 2015. Вып. 3 (43). С. 124-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.