Научная статья на тему 'К вопросу о трасологическом исследовании повреждений автомобильных шин'

К вопросу о трасологическом исследовании повреждений автомобильных шин Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1201
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шины «Run Flat» / транспортно-трасологическое исследование / повреждения автомобильных шин / усиленный борт автомобильной шины / время образования повреждений / дорожно-транспортное происшествие / движение автомобиля на разгерметизированной шине. / tire «Run Flat» / transport-traceological study of damage to automobile tires / reinforced Board car tires / the formation damage / a traffic accident / driving on the depressurized tire

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Михаил Вячеславович Беляев, Михаил Александрович Четвергов

Рассматривается ряд вопросов, посвященных транспортно-трасологическому исследованию повреждений автомобильных шин, выполненных по современным технологиям системы «Run Flat». Изложены конструктивные характеристики шин данной технологии. Всего имеется три типа шин — самоподдерживающаяся конструкция, самозаклеивающиеся, имеющие вспомогательную конструкцию. Рассмотрены возможности их трасологического исследования, исходя из ранее разработанных методических рекомендаций. Даны практические рекомендации по особенностям исследования шин «Run Flat» и обычных шин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Михаил Вячеславович Беляев, Михаил Александрович Четвергов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE TECHNICAL STUDY, DAMAGE CAR TIRES

The article discusses a number of issues on transport-traceological study of the damage of tires is made on modern technologies of system «Run Flat». Set forth design characteristics of the tires of this technology. There are three types of tyres — self-sustaining design, samosogrevaetsya having auxiliary structure. Considered the possibility of their technical studies, based on previously developed guidelines. Practical recommendations on peculiarities of the study of tires «Run Flat» and normal tyres.

Текст научной работы на тему «К вопросу о трасологическом исследовании повреждений автомобильных шин»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

© М.В. Беляев, М.А. Четвергов, 2018 УДК 343 ББК 67.52

К ВОПРОСУ О ТРАСОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Михаил Вячеславович Беляев,

преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]; Михаил Александрович Четвергов, преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается ряд вопросов, посвященных транспортно-трасологическому исследованию повреждений автомобильных шин, выполненных по современным технологиям системы «Run Flat». Изложены конструктивные характеристики шин данной технологии. Всего имеется три типа шин — самоподдерживающаяся конструкция, самозаклеивающиеся, имеющие вспомогательную конструкцию. Рассмотрены возможности их трасологического исследования, исходя из ранее разработанных методических рекомендаций. Даны практические рекомендации по особенностям исследования шин «Run Flat» и обычных шин.

Ключевые слова: шины «Run Flat», транспортно-трасологическое исследование, повреждения автомобильных шин, усиленный борт автомобильной шины, время образования повреждений, дорожно-транспортное происшествие, движение автомобиля на разгерметизированной шине.

Для цитирования: Беляев М.В., Четвергов М.А. К вопросу о трасологическом исследовании повреждений автомобильных шин. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):17-23.

Abstract. The article discusses a number of issues on transport-traceological study of the damage of tires is made on modern technologies of system «Run Flat». Set forth design characteristics of the tires of this technology. There are three types of tyres — self-sustaining design, samosogrevaetsya having auxiliary structure. Considered the possibility of their technical studies, based on previously developed guidelines. Practical recommendations on peculiarities of the study of tires «Run Flat» and normal tyres.

Keywords: tire «Run Flat», transport-traceological study of damage to automobile tires, reinforced Board car tires, the formation damage, a traffic accident, driving on the depressurized tire.

TO THE QUESTION OF THE TECHNICAL STUDY, DAMAGE CAR TIRES

Mikhail V. Belyaev,

Teacher of the Department of Arms and Traceology of the Educational and Scientific Complex of Forensic Expertise Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Legal Sciences; Mikhail A. Chetvergov,

Teacher of the Department of Arms and Traceology of the Educational and Scientific Complex of Forensic Expertise Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Статистика ДТП показывает, что около 35% назначения транспортно-трасологических экспертиз связано с определением времени образования повреждений на шинах. И в какой бы форме ни формулировалась экспертная задача, она, как правило, сводится к решению вопросов: когда — в момент происшествия, до него или после — образовались повреждения на шине и что явилось причиной их образования.

В криминалистической литературе вопросам исследования повреждений на шинах посвящено сравнительно небольшое число работ. В них авторы утверждают (с чем нельзя не согласиться), что тра-сологические свойства шин зависят от их конструктивных особенностей, которые влияют на прочность и способность шин противостоять повреждениям и на отображение признаков следообразующего объекта.

Следует обратить внимание, что за последние 10—12 лет конструктивные характеристики автомобильных шин претерпели ряд существенных изменений, что не могло не сказаться на возможностях их трасологического исследования и оценке его результатов. Речь идет о технологии автомобильных шин «Run Flat» (в дословном переводе — «езда на спущенных колесах»).

Шины, сделанные по технологии «Run Flat», относительно недавно появились на рынке (2005— 2006 гг.). Они отличаются от обычных шин специальными прочными вставками в боковинах. Такие вставки придают шинам жесткость даже в тот момент, когда в них не будет воздуха. Это прямо отражается на безопасности водителя и пассажиров. При разгерметизации шины на автомо-

биле возможно ехать на скорости до 80 км/ч, при этом расстояние перемещения составляет от 50 до 100 км.

Если рассматривать обычную шину и шину, выполненную по технологии «Run Flat» в разрезе, то очевидно заметно, что боковой каркас шин, выполненных по новой технологии, имеет большую толщину в сравнении с обычными шинами. Шина «RunFlat», также имеет более жесткое бортовое кольцо, что не позволяет покрышке соскакивать с диска при разгерметизации (см. рис. 1, 2).

В настоящее время выделяют несколько типов шин «Run Flat» [4]:

1. Самоподдерживающаяся конструкция. Здесь необходимо отметить борта и профиль шин, характеризующиеся повышенной жесткостью. В профиль самого колеса вмонтировано специальное металлическое кольцо, что предполагает также увеличение жесткости.

2. Самозаклеивающаяся конструкция. Этот тип шин «Run Flat» особенно технологически сложен, но интересен. Внутри шины находится дополнительный слой, который в случае прокола самораспечатывается и устраняет отверстие повреждения.

3. Шина, имеющая вспомогательную конструкцию. Этот тип шин характеризуется дополнительной проставкой, способная в случае прокола удерживать вес автомобиля.

Самоподдерживающаяся конструкция и ее схематическое строение нами описана выше. Стоит особо отметить, что ведущие производители автомобильных шин гарантируют устойчивое движение транспортного средства с разгерметизиро-

Рис. 1. Принцип действия усиленной боковины шины «RunFlat»

ванной шиной до 80 км/ч. Обязательным условием при эксплуатации шин «Run Flat» является наличие электронной системы контроля давления в шинах. При ее отсутствии водитель просто не сможет узнать о том, что одно из колес повреждено и пошел отсчет максимально возможному пробегу (до 100 км), ведь поведение автомобиля даже на полностью спущенном колесе ничем не будет отличаться от его обычной езды. Это существенный фактор, из-за которого следует устанавливать такие шины только на тот автомобиль, который для них предназначен. Также производители рекомендуют использовать резину «Run Flat» на специальных дисках с ободом ЕН2 (обод с расширенными полками хэмпа).

Выпуском шин по технологии «Run Flat» занимаются многие ведущие шинные компании. Некоторые крупные автомобильные концерны, в частности BMW, Mercedes, Porsche, MINI, Lexus, Chevrolet начали выпускать автомобили изначально укомплектованные шинами «Run Flat». В таких автомобилях в принципе не предусмотрено место для запасного колеса.

Следует обратить внимание, что такие шины имеют особенную маркировку на боковине и в зависимости от производителя она имеет различные обозначения [5]:

• Nokian — RFT, RunFlat, RunFlat Tyres;

• BridgeStone — RFT III — RunFlat Tyres 3-го поколения;

• Pirelli — RunFlat Technology, RFT;

• Michelin — ZP (Zero Pression — то есть нулевое давление), могут быть и такие обозначения — ZP SR, RFT, PAX;

• BMW — RSC (Ранфлэт системный компонент);

• Continental — SSR (Self Supporting RunFlat — самоподдерживающий ранфлэт);

• Dunlop — DSST (Dunlop Self Support System). Так же могут встречаться и другие обозначения — SSS, ZPS.

Самозаклеевающаяся конструкция шин. Компания Michelin запустила самозаклееваю-щиеся шины в серийное производство. Впервые такие шины были представлены на форуме «Michelin Challenge Bibendum» в китайском Чэн-ду в 2014 году под названием «Michelin SelfSeal» (см. рис. 3, 4).

Рис. 2. Изображение двух видов шин в разрезе

Рис. 3. Состояние внутренних стенок шины с полимерным составом во время прокола

Рис. 4. Маркировка самозаклеивающихся шин

Рис. 5. Технология «Michelin PAX» в разрезе

Шины «Michelin SelfSeal» изготавливаются с использованием уникальной по составу резиновой смеси. Michelin SelfSeal имеют конструкцию, сходную с обычными шинами: никаких жестких боковин или внутреннего каркаса. Их основная особенность — это слой специального самозатягиваюше-гося полимера толщиной в несколько миллиметров, нанесенный с внутренней стороны протектора. Слегка липкий на ощупь полимер желтого цвета (чтобы отличать его от обычной резины при утилизации) на основе каучука сохраняет форму. Технология «Michelin SelfSeal» справляется с проколами диаметром до 6 мм. Рассматриваемый вид шин имеет хорошую балансировку, прокол или пробой не влияют на существенное изменение устойчивости автомобиля при движении.

Шина, имеющая вспомогательную конструкцию, разработана также компанией Michelin и имеет название «Michelin PAX».

Конструкция шины имеет внутренний полужесткий полимерный кольцевой каркас. При разгерметизации шины происходит потеря давления, но автомобиль остается на ходу и управляемым, поскольку вес автомобиля берет на себя внутренний каркас (см. рис. 5). Шины имеют низкий профиль, что положительно сказывается на управляемости автомобиля, и гибкие боковины, что улучшает комфорт езды в штатных условиях. В данной модели шины обязательно устанавливаются датчики давления в шинах, поскольку дальность и скорость движения со спущенными шинами ограничены. Применение таких шин достаточно ограничено и применяется такими производителями как Rolls Royce Phantom, Bugatti Veyron, бронированные представи-

тельские автомобили, Mercedes S600 Guard. Стоит отметить, что производитель гарантирует возможность движения на разгерметизированной шине до 30 км. Боковина такой шины не усилена и достаточно пластична.

Необходимо отметить, что трасологическое исследование автомобильных шин, выполненных по современным технологиям несомненно имеет свои особенности. Однако проведенный нами анализ экспертной практики свидетельствует о том, что эксперты при проведении транспортно-тра-сологического исследования затрудняются установить время образования повреждений (до или в момент столкновения образовано повреждение). Особенно трудно диагностируются признаки повреждений являющиеся причиной дорожно-транспортного происшествия1. Также следует констатировать, что исследования таких моделей автомобильных шин в настоящее время встречается редко.

В нашей статье мы хотели бы оценить проявления трасологических признаков в повреждениях автомобильных шин выполненных по новым технологиям. Сразу отметим, что нами не проводились эксперименты направленные на образование повреждений, на шинах выполненных по новым технологиям, при различных условиях образования, поскольку это дорогостоящий процесс. Анализ информации производился на основании незначительного количества транспор-тно-трасологических экспертиз и данных о технологии производства и испытаний исследуемых шин.

Далее по тексту — ДТП.

Как известно повреждения автомобильных шин по времени их образования подразделяются на:

• образованные до момента происшествия (повреждения, являющиеся причиной ДТП);

• образованные в момент происшествия (повреждения, образованные вследствие ДТП);

• образованные после происшествия. Трасологические признаки вышеуказанных повреждений описаны и систематизированы криминалистической литературе [1; 2; 3].

Повреждения, являющиеся причиной ДТП характеризуются следующими признаками:

• шина проворачивается на ободе колеса;

• вентиль камеры смещен относительно отверстия обода (камерная шина);

• на вентиле наблюдаются следы скольжения (камерная шина);

• на поверхности камеры располагаются следы трения в виде темных полос, иногда имеются поперечные складки;

• на внутренней поверхности наблюдается излом каркаса;

• шероховатость или разволокнение полимерной поверхности в виде темных полос, расположенных перпендикулярно направлению протектора шины;

• отделение слоев корда и разрыв его нитей. Повреждения вследствие ДТП. Эти повреждения возникают в момент ДТП (столкновения). Они характеризуются следующими признаками:

• отсутствие всех или части признаков являющихся причиной ДТП;

• наружные шероховатости;

• окрашивание;

• перенос краски;

• отметки столкновения;

• деформации закраин обода;

• разрывы каркаса на боковине шины;

• резаные повреждения (прямолинейные в случае заблокированного колеса);

• наличие значительного по размерам повреждения, которое повлекло мгновенную разгерметизацию шины;

• отсутствие на камере «минуса» резины, обусловленного «пневматическим взрывом». Признаки, свидетельствующие о разгерметизации шины после происшествия, наблюда-

ются, когда водитель или другие лица, стремясь уйти от ответственности, предпринимают действия, направленные на инсценировку повреждений шины, якобы образованных до происшествия или в момент происшествия, либо образуются в результате небрежной транспортировки автомобиля с места происшествия. К признакам этой группы относятся:

• отсутствие всех или большей части следов, свидетельствующих о разгерметизации шины в момент происшествия или до него;

• наличие на боковых стенках множества мелких надрезов, надрывов и т.п.;

• наличие следов на вентиле камеры, свидетельствующих о механическом воздействии на него;

• наличие иных повреждений, которые противоречат обычному процессу эксплуатации колеса (негативные обстоятельства) либо известным обстоятельствам ДТП.

Анализируя проявление признаков повреждений автомобильных шин, выполненных по технологии «Run Flat» представляется, что повреждения образованные в момент происшествия и после него по сути аналогичны вышеописанным характеристикам. Однако необходимо обратить внимание, что при попытке образовать «искусственные» повреждения самим автовладельцем на боковине шины будут видны следы неоднократного воздействия колюще-режущим инструментом (объектом). Это обусловлено усиленной и более жесткой боковиной шины (исключение самозаклеивающиеся шины, поскольку боковины у них стандартные). Соответственно на торцах таких повреждений обнаруживаются динамические следы от острых граней инструмента, разрывы или разволокнения отсутствуют.

Более тщательного анализа требуют повреждения образованные до момента происшествия. Самое главное это то, что шины «Run Flat» не позволяют терять устойчивость автомобилю до 80 км/ч (согласно данным производителей). Из этого следует, что если заведомо известна скорость движения транспортного средства в момент проявления опасной (аварийной) ситуации и эта скорость составляла менее 80 км/ч, то имеющиеся повреждения не могли повлиять на изменение дорожно-транспортной ситуации.

Рис. 6. Типовое повреждение вследствие продолжительного перемещения на спущенной шине

(вид снаружи)

Что касается следов прокатки обода колеса на спущенной шине в виде темных полос на внутренней стороне, то эти следы отсутствуют. Исключение составляют автомобильные шины системы «Michelin PAX», поскольку встроенная в них полимерная вкладка контактирует при разгерметизации шины с протекторной частью и образует широкую темную полосу (до 70% от ширины шины).

Рис. 7. Типовое повреждение вследствие продолжительного перемещения на спущенной шине (вид внутри)

22

Смещение или проворачивание шины на ободе колеса, а также поперечные складки и шероховатости во внутренней полости не наблюдаются. Данные признаки могут образоваться в шинах системы «Run Flat» только при значительном по расстоянию перемещении на разгерметизированной шине (от 30—50 км, в зависимости от условий вождения). В таком случае типичное место образование повреждений так называемая плечевая зона (место схождения усиленной боковины и протекторной части шины. см. рис. 6, 7).

Стоит обратить внимание, что в случае пробоя самозаклеивающейся шины (т.е. повреждения более 10 мм), ей будут присуще все трасологические признаки повреждений обычной шины. Данное обстоятельство должно учитываться экспертом при производстве исследования.

В целом необходимо констатировать, что образование повреждений образованных до момента происшествия (являющихся причиной ДТП) на шинах системы «Run Flat» маловероятно. В первую очередь это связано с усовершенствованной конструкцией шин — усиленная боковина, которую затруднительно повредить различными объектами дорожного покрытия; усиленный корд, способный выдерживать значительные эксплуатационные перегрузки и механические удары; расширенные полки хэмпов обода колеса и усиленный борт

№ 1 / 2018

Вестник экономической безопасности

Рис. 8, 9. Набивные грузики и дефекты бортового кольца шины

позволяющие жестко удерживать шину при разгерметизации; слой самозаклеивающейся шины, способный в считанные доли секунды устранить повреждение.

В заключении мы хотели обратить внимание на некоторые особенности анализа следов при производстве транспортно-трасологической экспертизы повреждений автомобильных шин. В определенных случаях вызывает затруднения установление первоначального положения шины, сместившейся относительно обода колеса. В таком случае мы рекомендуем совместить след на шине от балансировочного грузика с местом расположения данного грузика на ободе (или его следом). В данном случае речь идет о так называемых «набивных» балансировочных грузиках устанавливаемых (набиваемых) при помощи скобы на закраины обода диска. Также возможно установить первоначальное положение шины по следам на ободе от дефектов (излома, извилистости) бортового кольца шины (см. рис. 8, 9).

Оценивая следы прокатки обода колеса на спущенной шине необходимо учесть наличие следов ремонта ранее образованного повреждения. Особенно таких повреждений величина которых указывает на возможность резкой разгерметизации шины. Данное обстоятельство иногда не позволяет достоверно использовать имеющиеся следы в виде темных концентрических полос прокатки для обоснования выводов. Дело в том, что не исключено, что

такие признаки образовались ранее и не относятся к предмету исследования в рамках конкретного происшествия. Исключение составляют повреждения имеющие на момент исследования сквозной, не герметичных характер.

Литература

1. Гольчевский В.Ф., Власов Ф.М., Несмеянов А.А., Чепурных Н.К., Седов Д.В., Думнов С.Н. Теоретические основы решения практических задач автотехнической экспертизы. Ч. 1: Базовые основы теории автотехнических экспертиз: Учебник / В.Ф. Гольчевский, Ф.М. Власов, А.А. Несмеянов, Н.К. Чепурных, Д.В. Седов, С.Н. Думнов. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2014.

2. Беляев М.В. Бушуев В.В. Демин К.В. Трасология и трасологическая экспертиза. Частная методика преподавания по специальности 031003.65 Судебная экспертиза // Учебно-методическое пособие. М.: Московский университет МВД России, 2013.

3. Криминалистическая техника: учебник / под ред. К.Е. Демина. М.: Юридический институт МИИТ, 2017.

4. http://netormozy.ru/news.php?id=1136 — /последняя дата обращения 19.03.2017 г./

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. http://thomifelgen.ru/statji/runflat-technology-advantages-disadvantages/ — последняя дата обращения 18.03.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.