Научная статья © Сучков А.И., 2023
NIION: 2010-0082-2/23-129 УДК 343.851
MOSURED: 77/27-006-2023-02-148
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЫНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Андрей Игоревич Сучков
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова [email protected]
Аннотация. В статье поднимается вопрос о способности органа предварительного следствия в лице следователя оказывать непосредственное влияние на изменение дорожной инфраструктуры посредством выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в области дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, преступления в области дорожного движения, следователь, дорожная инфраструктура
Для цитирования: Сучков А.И. Обеспечение безопасности дорожного движения посредством вынесения представлений в ходе расследования преступлений в области дорожного движения // Современная наука. 2023. № 2. С. 31-35.
Original article
ROAD SAFETY BY MARKING SUBMISSIONS DURING THE INVESTIGATION OF CRIMES IN THE FIELD OF TRAFFIC
Andrey 1 Suchkov
Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov [email protected]
Abstract. In the article under consideration the author raises the question of the ability of the body of preliminary investigation, represented by the investigator, to have a direct impact on changing the road infrastructure by identifying the circumstances that contributed to the commission of road traffic crimes.
Keywords: traffic safety, traffic offenses, investigator, road infrastructure
For citation: Suchkov A.I. Road safety by marking submissions during the investigation of crimes in the field of traffic // Modern Science. 2023. № 2. P. 31-35.
Профилактика дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и правонарушений в области безопасности дорожного движения [1].
Наряду с деятельностью подразделений Госавтоинспекции, занимающихся непосредственно пропагандой безопасности дорожного движения, следует отметить, что органы предварительного следствия также наделены законодателем полномочиями, которые оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения.
При осуществлении предварительного следствия по уголовным делам, предусмотренным ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), правоприменитель в лице следователя может оказывать непосредственное влияние на обеспечение безопасности дорожного движения на том участке проезжей части, где произошло преступное деяние в виде ДТП, что может оказать влияние на состояние ситуации с аварийностью в целом в регионе.
Обстоятельства, подлежащие установлению, могут рассматриваться в реализации общей концепции обеспечения безопасности дорожного движения посредством устранения причин и условий, которые оказали влияние на развитие ситуации, повлекшей ДТП.
Преступления в области дорожного движения в большей мере вызывают общественный резонанс, чем обычные ДТП без пострадавших, в связи с чем к ним наблюдается особое внимание общества, что,
в свою очередь, заставляет уполномоченные органы ставить вопрос об внесении каких-либо изменений в действующую систему обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, следователи в ходе осуществления предварительного следствия по данной категории уголовных дел должны принимать меры по установлению доказательственной базы преступного деяния и обязаны выявлять причины и условия, которые способствовали совершению преступления в области дорожного движения.
При установлении причин и условий, способствовавших ДТП, следователь составляет представление и направляет его для исполнения в соответствующую организацию или должностному лицу.
Данное представление в соответствии ч. 2 ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения [2].
Работа по предупреждению ДТП также влияет на динамику преступности в данной области [3]. Задачами уголовного судопроизводства являются не только охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира
и безопасности человечества, но и предупреждение преступлений.
Правовым инструментом устранения установленных обстоятельств, способствовавших совершению ДТП, является вынесение постановления.
Необходимо отметить, что внесение представления не является свидетельством завершения профилактической деятельности следователя, так как сам факт внесения представления представляет собой юридическое основание для осуществления профилактической деятельности организацией, в которую оно внесено.
Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения [2].
Контроль качества дорожного покрытия влечет снижение количества ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Также проводится учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения. Результаты такого анализа указывают на причины и условия, порождающие ДТП и преступность на дорогах, позволяют устанавливать и проводить эффективные меры по их профилактике [4].
Сотруднику, осуществляющему надзор за дорожным движением, при выезде на место ДТП необходимо установить и зафиксировать (с составлением при необходимости соответствующего акта) причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, дорожные условия, сопутствовавшие ДТП, недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги путем изучения места ДТП, в том числе с использованием специальных технических средств, а также опросить участников и свидетелей происшествия [5].
Аналогичные требования предъявляются и к следователю при составлении протокола осмотра места ДТП (специализированный бланк, разработанный Следственным департаментом МВД России совместно с ЭКЦ МВД России).
Он содержит требования о необходимости внесения сведений о состоянии дорожного полотна проезжей части, ее освещенности на момент совершения ДТП, наличии или отсутствии каких-либо повреждений дорожного полотна, наличии или отсутствии отдельных элементов дорожной инфраструктуры (бордюрные камни, металлические ограждения, мачты освещения, светофорные объекты, дорожные знаки и разметка и т.д.).
Таким образом, следователь проводит анализ имеющейся инфраструктуры дорожной сети и обстоятельств (причин и условий), при которых произошло ДТП, на данном участке проезжей части.
Не вызывает сомнений тезис о том, что в связи с увеличением количества транспортных средств и пешеходов, то есть интенсивности дорожного движения, на безопасность влияет транспортная инфраструктура, направленная на разделение встречных потоков транспортные средств, создание сооружений, исключающих выход пешеходов на проезжую часть [6].
Однозначно причиной большинства преступлений в области дорожного движения является нарушение требований правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, то есть субъективный (человеческий) фактор в лице водителя транспортного средства.
Вместе с тем нередко устанавливаются дополнительные факторы, способствовавшие развитию критической дорожно-транспортной ситуации и, как следствие, ДТП.
К таким факторам чаще всего относят: отсутствие дорожной разметки (ремонт проезжей части - замена дорожного полотна, износ (стирание) разметки - полный или частичный в зависимости от сезонности, «скрытие» ввиду погодных условий - снегопад и т.д.);
отсутствие дорожных знаков (ремонт участка проезжей части, умышленное повреждение либо кража, повреждение или заграждение ввиду погодных условий - сильный ветер, ливень, снегопад и т.д.);
отсутствие мачт освещения проезжей части, а равно освещение ненадлежащего качества;
отсутствие на сложно регулируемом перекрестке светофорного объекта;
организация дорожного движения на участке с высокой загруженностью транспортных средств без учета современных реалий (устаревшая схема проезда дорожного движения - отсутствие дорожных знаков, разметки, рассмотрение вопроса об организации кругового движения и т.д.);
обустройство прилегающей территории к проезжей части (наличие тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек с ограждением и без; наличие или отсутствие высоких бордюрных камней, обустройство ливневок и т.д.);
ненадлежащий уход за покрытием дорожной сети (несвоевременное принятие мер по обработке дорожного полотна реагентами (пескосоляной смесью), предотвращающими образование гололеда, очистке снега и иного мусора, отсутствие своевременного ямочного ремонта поврежденных участков проезжей части и т.д.).
Перечисленные факторы подлежат подробному изучению и анализу в ходе следственной деятельности, а также как предмет экспертного исследования обстоятельств, при которых произошло ДТП, в рамках автотехнических судебных экспертиз.
Как правило, в развитии критической дорожно-транспортной ситуации не может быть мелочей, поэтому следователю и эксперту-автотехнику необходимо быть максимально внимательными.
Так, например, состояние дорожного покрытия влияет на коэффициенты сцепления колес ТС и, как следствие, на итоговый остановочный путь, степень освещенности - на конкретную и общую видимость элементов проезжей части, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на установление отсутствия технической возможности предотвратить ДТП.
Нельзя не согласиться с мнением В.Д. Кондратьева, который указал, что следует определить сферу организации движения транспорта и пешеходов и улучшения дорожных условий.
Эта сфера деятельности содержит значительный потенциал для упорядочения движения участников дорожного движения и, как следствие, для повышения безопасности дорожного движения и включает: поддержание транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и улично-до-рожной сети городов (ровность, коэффициент сцепления, видимость, сопряжение кромки проезжей части с обочиной и т.д.);
возможное своевременное реагирование на неблагоприятные погодно-климатические факторы (гололед, туман, осадки и т.д.);
оптимизацию скоростных режимов; распределение транспортных потоков по загородным и городским дорогам;
применение режимов регулирования на перекрестках улиц и дорог, обеспечивающих безопасное движение в этих местах с минимальными задержками;
установка технических средств регулирования (дорожные знаки, разметка, барьерные и пешеходные ограждения, освещение и т.д.), четко и однозначно воспринимаемых участниками движения;
расширение внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением [7].
Рассматривая вынесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления в области дорожного движения, можно выделить два больших самостоятельных раздела, с помощью которых следователь осуществляет деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.
Анализ проводился на основе сложившейся судеб-но-следственной практики производства расследования преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, на территории Орловской области, в частности, в г. Орле.
По нашему мнению, первый раздел будет относиться к организации дополнительной профилактической работы по пропаганде безопасности дорожного движения.
Данный аспект реализуется через вынесение представления по устранению причин и условий, способствовавших совершению ДТП, в адрес работодателя (руководства) водителя.
Как правило, это ДТП в сфере осуществления грузовых и пассажирских перевозок либо с участием служебных транспортных средств государственных и коммерческих предприятий (организаций), в том числе муниципального (хозяйственного) специального транспорта, выполняющего уборку дорожной сети города, а также специального транспорта, обслуживающего федеральный (магистральный) дорожный фонд.
В своем постановлении следователь, как правило, указывает причины и условия развития дорожно-транспортной ситуации, в результате которой произошло ДТП.
После анализа причин и условий, способствовавших совершению ДТП, следователь выносит предложения об устранении указанных обстоятельств, которые могут быть сформулированы следующим образом:
рассмотреть вопрос об организации ежемесячных зачетов на знание положений ПДД РФ водителями Вашей организации;
организовать работу по проведению собраний и иных мероприятий с водителями Вашей организации, направленных на изучение правил дорожного движения, профилактику предотвращения ДТП с использованием фото- и видеоматериалов последствий ДТП;
усилить контроль за подбором кандидатов на должность водителей и прохождением ими тестирования на знание ПДД РФ.
на совещании (собрании) работников вверенного Вам подразделения рассмотреть вопрос об усилении мер по надзору за лицами, неоднократно допускав-
шими нарушения административного законодательства - ПДД РФ;
принять меры к усилению и улучшению мер безопасности при проведении дорожных работ, в том числе в темное время суток, с учетом недостатков, выявленных при расследовании ДТП;
провести профилактические беседы с работниками Вашей организации, непосредственно осуществляющими дорожные работы, на тему соблюдения ими ПДД РФ во время исполнения служебных обязанностей и вне рабочего времени;
рассмотреть вопрос об организации ежемесячных зачетов на знание положений ПДД РФ водителями Вашей организации;
усилить работу по выявлению водителей, управляющих транспортными средствами при отсутствии права управления соответствующей категории;
усилить работу по выявлению водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.
Второй раздел является организационно-правовым и направлен на совершенствование уличной дорожной магистральной сети и инфраструктуры в целом.
В указанных случаях представления об устранении причин и условий будут вноситься в уполномоченные государственные органы, так как будут касаться непосредственного изменения дорожной инфраструктуры.
Предложения могут быть сформулированы следующим образом. Рассмотреть вопросы:
об установке мачт освещения на данном участке проезжей части (дополнительных матч освещения, например, на противоположной стороне дороги);
об установке дополнительного источника света над нерегулируемым пешеходным переходом;
об оснащении дорожного знака 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» светодиодной индикацией;
об использовании светоотражающей и люминесцентной дорожной разметки, в частности 1.2 (край проезжей части), 1.14.1 (пешеходный переход) и т.д.;
об использовании сигнальных маячков, вмонтированных в дорожное покрытие, для обозначения контуров извилистой проезжей части;
о ремонте покрытия дорожного полотна проезжей части;
об изменении организации дорожного движения на данном участке проезжей части - изменении дорожной разметки с выделением «островка безопасности» либо дополнительной полосы движения, предназначенной для разворота и поворота, полосы разгона (съезда) - на дорогах федерального значения;
об установке мачт освещения в местах возможного появления пешеходов (населенные пункты), о наличии придорожной инфраструктуры (АЗС, кафе, гостиницы и т.д.) на дорогах федерального значения;
об установке дополнительного барьерного сооружения (отбойники) для разграничения встречных потоков транспортных средств, а также ограничения съезда с дороги, мостов и т.д. - на дорогах федерального значения;
об оборудовании места для пешеходного перехода (установка соответствующих дорожных знаков и разметки) либо демонтаже пешеходного перехода (перенос);
об установке светофорного объекта как для пешеходного перехода, так и для организации проезда перекрестка;
об изменении (обновлении) светофорного объекта (замена старых светофоров на новые светодиодные с цифровым обозначением работы того или иного сигнала);
об установлении светофорного объекта с режимом работы в часы пик с последующим отключением, в том числе об установлении кнопки для активации необходимого сигнала светофора для осуществления перехода проезжей части;
о пересмотре организации дорожного движения, например, об установлении режима особого проезда перекрестка, кругового движения, о введении одностороннего движения, о запрете поворота при выезде с прилегающей территории, поворота на перекрестке и т.д.;
об обновлении стертой дорожной разметки и поврежденных дорожных знаков, обеспечении их очистки от загрязнений, о содержании надлежащего качества покрытия проезжей части;
об установлении надземного пешеходного перехода в местах интенсивного транспортного потока, в местах организации движения многополосных проезжих частей;
об установлении камер фото- и видеофиксации административных правонарушений правил дорожного движения.
ДТП всегда состоит из нескольких фаз, одной из которых являются обстоятельства дорожно-транспортной ситуации, предшествовавшие развитию данной критической ситуации, которая привела к ДТП.
Следователь при расследовании уголовных дел указанной категории всегда должен устанавливать причины развития сложившейся ситуации, анализировать их и сопоставлять с фактическими обстоятельствами ДТП, определить техническую возможность предотвращаения ДТП, а также влияние выявленных недостатков дорожной сети на совершение ДТП.
Через призму анализа причин и условий следователь вносит изменения в общую структуру обеспечения безопасности дорожного движения, тем самым предотвращая новые ДТП, которые могут повлечь преступное деяние, предусмотренное ст. 264 УК РФ.
Если рассматривать ДТП, происходящие в городской черте, то можно выделить следующие обстоятельства, которые оказывают влияние на ход расследования уголовного дела данной категории:
отсутствие уличного освещения надлежащего качества;
отсутствие надлежащего качества содержания дорожного покрытия (своевременная уборка и обработка дорожного полотна, ямочный ремонт и т.д.);
отсутствие металлического ограждения проезжей части и примыкающего к нему тротуара, дорожек и т.д.;
устаревшая форма организации дорожного движения на конкретном участке проезжей части (например, установка рядом с перекрестком, регулируемым светофорным объектом, нерегулируемого пешеходного перехода).
Таким образом, указанные обстоятельства имеют важное значение для расследования ДТП в городской черте. Так, гололед, влияет на коэффициент сцепления, увеличивает остановочный путь; повреждение проезжей части, например,
в виде «колейности» от грузовых транспортных средств может спровоцировать неконтролируемый занос транспортного средства; отсутствие освещения влияет на конкретную видимость и, соответственно, техническую возможность.
В последнем случае установление технической возможности является основным критерием выявления причинно-следственной связи и основанием для привлечения лица к уголовной ответственности по уголовным делам о ДТП.
Отсутствие технической возможности избежать ДТП освобождает лицо от уголовной ответственности. Таким образом, ненадлежащее освещение влияет на юридическую оценку действий водителя. Несмотря на наступление последствий (причинение тяжкого вреда здоровью, смерть участников дорожного движения), водитель транспортного средства освобождается от ответственности.
Следователь может вынести представление о рассмотрении вопроса установки мачт освещения либо улучшения освещенности потенциально аварийно-опасных участков проезжей части, об оборудовании места для пешеходного перехода (демонтаж пешеходного перехода), что, в свою очередь, должно снизить количество таких ДТП, как наезд на пешехода, наезд на стоящее транспортное средство.
Анализ следователем причин и условий развития ДТП позволяет поднимать перед профильными комитетами и службами вопросы о пересмотре организации дорожного движения с обоснованием той или иной необходимости развития дорожной инфраструктуры либо, наоборот, о демонтаже каких-либо объектов, упрощающих организацию дорожного движения.
Сам факт, что представление, вынесенное следователем, обязательно для рассмотрения, при этом требуется получение ответа на рассмотренное представление с указанием, какие меры были или будут приняты, говорит о том, что проигнорировать рекомендации следователя уже не получится. В таком случае предусмотрен алгоритм привлечения к административной ответственности.
Обеспечение безопасности дорожного движения через вынесение представлений следователем реализуется посредством предложений по осуществлению дополнительных профилактических мер и внесению предложений по изменению дорожной инфраструктуры.
При этом представление формируется с учетом конкретных обстоятельств расследуемого уголовного дела. Во многих случаях представления могут быть типизированы исходя из общих проблем безопасности дорожного движения, однако в каждом случае такие представления являются конкретизированными, отражая причину, способствовавшую совершению ДТП.
Нередки случаи формального подхода к вынесению представления. Вместе с тем указанное направление деятельности следователя в настоящее время находится под контролем непосредственного руководства как следователя, так и надзорных органов прокуратуры как приоритетное направление деятельности органов предварительного следствия.
Профилактика преступлений, в том числе преступлений в области дорожного движения, является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов.
Важно помнить, жизнь и здоровье человека -высшая ценность и главное достояние, которое необходимо беречь [8]. Таким образом, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления в области дорожного движения, и принятие мер к их устранению позволяет создать условия для предупреждения новых ДТП и трагических последствий.
Список источников
1. Гуряшина Е.В. Пропаганда как один из способов обеспечения БДД и профилактики ДТП с участием детей // Межведомственное взаимодействие при проведении профилактической работы подразделениями Госавтоинспекции: материалы межведомственного научно-практического круглого стола (Санкт-Петербург, 30 сентября 2020 г.). Спб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 32-34.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.02.2023).
3. Качан О.А. Роль систем видеонаблюдения в профилактике дорожно-транспортных происшествий // Транспортное право. 2012. № 3. С. 35.
4. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 63-68.
5. Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2017 № 48459) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.02.2023).
6. Иванов А.Ю. Аналитическая деятельность как способ профилактической работы подразделений Госавтоинспекции (на примере Красноярского края) // Межведомственное взаимодействие при проведении профилактической работы подразделениями Госавтоинспекции: материалы межведомственного научно-практического круглого стола (Санкт-Петербург, 30 сентября 2020 г.). Спб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 50-53.
7. Кондратьев В.Д., Лисин В.В. Безопасность дорожного движения - необходимость дальнейших мер // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 5-12.
8. Семенова Т.Ю. Основные подходы к безопасности дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 23-28.
References
1. Guryashina E.V Propaganda as one of the ways to ensure road safety and prevention of traffic accidents involving children // Interdepartmental interaction in carrying out preventive work by divisions of the State Automobile Inspectorate: materials of the interdepartmental scientific and practical round table (St. Petersburg, 30.09.2020). Spb.: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 32-34.
2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation from 18.12.2001 № 174-FZ (ed. from 29.12.2022) (with amendments and additions, effective from 11.01.2023) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.02.2023).
3. Kachan O.A. Role of video surveillance systems in the prevention of road traffic accidents // Transport law. 2012. № 3. P. 35.
4. Molchanov P.V Prevention of traffic offenses // Administrative Law and Process. 2019. № 5. P. 63-68.
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 23.08.2017 № 664 (ed. from 21.12.2017) «On approval of the Administrative Regulations for the execution by the Ministry of Internal Affairs of Russia of the state function of federal state supervision of compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety» (Registered in the Ministry of Justice of Russia 06.10.2017 № 48459) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.02.2023).
6. Ivanov A.Yu. Analytical activity as a way of preventive work of the divisions of the State Automobile Inspectorate (by the example of Krasnoyarsk region) // Interdepartmental interaction in carrying out preventive work by the divisions of the State Automobile Inspectorate: materials of the interdepartmental scientific and practical round table (St. Petersburg, 30.09.2020). Spb.: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 50-53.
7. Kondratyev V.D., Lisin VV Road safety need for further action // Road Safety. 2022. № 3. P. 5-12.
8. Semenova T.Yu. The main aspects of road safety in a traffic accident // Road Safety. 2022. № 3. P. 23-28.
Информация об авторе
А.И. Сучков - преподаватель кафедры криминалистики и предварительного следствия в ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027 Information about the author
A.I. Suchkov - Lecturer at the Department of Criminology and Preliminary Investigation in the Department ofInternal Affairs of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov
Contacts: ul. Ignatova, d. 2, Orel, Russia, 302027
Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 17.03.2023. The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 17.03.2023.