Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА К БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА К БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ШТРАФ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебряков Вадим Викторович

Рассматривается актуальность смены действующего подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Указываются недостатки действующего подхода и причины, по которым стоит его совершенствовать. Приводятся различные статистические данные и мнения других авторов по рассматриваемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серебряков Вадим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF TRANSITION TO A POINT SYSTEM OF RESPONSIBILITY OF DRIVERS FOR VIOLATION OF CORRECT TRAFFIC IN THE RUSSIAN FEDERATION

The urgency of changing the current approach to ensuring road safety in the Russian Federation is considered. The drawbacks of the current approach and the reasons why it should be improved. Various statistical data and the opinions of other authors on the issue under consideration are given.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА К БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES_

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-115-119 NIION: 2007-0083-1/23-228 MOSURED: 77/27-005-2023-01-427

Актуальные вопросы перехода к балльной системе ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения в Российской Федерации

Вадим Викторович Серебряков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматривается актуальность смены действующего подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Указываются недостатки действующего подхода и причины, по которым стоит его совершенствовать. Приводятся различные статистические данные и мнения других авторов по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, безопасность, дорожное движение, ответственность, штраф, соблюдение правил дорожного движения, балльная система

Для цитирования: Серебряков В. В. Актуальные вопросы перехода к балльной системе ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2023. № 1. С. 115-119. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-115-119.

Original article

Topical issues of transition to a point system of responsibility of drivers for violation of correct traffic in the Russian Federation

Vadim V. Serebryakov

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The urgency of changing the current approach to ensuring road safety in the Russian Federation is considered. The drawbacks of the current approach and the reasons why it should be improved. Various statistical data and the opinions of other authors on the issue under consideration are given.

Keywords: traffic safety, traffic rules, safety, traffic, fine, compliance with traffic rules, point system For citation: Serebryakov V. V. Topical issues of transition to a point system of responsibility of drivers for violation of correct traffic in the Russian Federation. Criminological journal. 2023. (1):115-119. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-1-115-119.

Актуальность перехода от существующей системы ответственности водителей за допущенные нарушения ПДД к «балльной», суть которой заключается в начислении водителю баллов за его правонарушения и последующем лишении права на управление транспортным средством при достижении определенного количества баллов, в наше врем весьма высока. Стоит отметить, что Россия уже имеет опыт и представле-

ние о балльной системе ответственности участников дорожного движения, однако отказалась от него в 1997 г. Если развитие информационных технологий в тот промежуток времени не позволяло минимизировать человеческий фактор и эффективное применение данной системы, то на сегодняшний день широкое использование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения средств фото-, видеофиксации

© Серебряков В. В., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

(далее — ФВФ) нарушений, наличие автомобильных и персональных видеорегистраторов у сотрудников ГИБДД позволит максимально исключить негативные моменты применения балльной системы ответственности, которые могли существовать ранее. Например, предвзятое отношение сотрудника или коррупционная составляющая.

Вопрос применения балльной системы ответственности в сфере обеспечения БДД затрагивался различными авторами: В. Н. Цындря, С. Н. Антонов, В. В. Кузин и др. [1; 2]. Это подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса о необходимости смены «штрафной» системы на иную, более эффективную систему ответственности за нарушение ПДД участниками дорожного движения.

Участие в дорожном движении представляет собой систему, состоящую из трех компонентов: транспортное средство, улично-дорожная сеть и человек. Если первые два компонента данной системы можно урегулировать изданием нормативных требований — ГОСТов, то третий компонент данной системы весьма специфичен. Установление правил дорожного движения не гарантирует того, что все участники дорожного движения будут их соблюдать и добросовестно исполнять. Влияние субъективного фактора на обеспечение БДД это давно известная проблема.

Количество выявляемых нарушений ПДД значительно выросло, после внедрения средств ФВФ. Вместе с увеличением общего числа выявленных правонарушений, увеличилось и число тех, кто был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД в течение года два и более раз. Осуществляя анализ статистических данных ГИБДД и рассматривая лишь две категории выявленных правонарушителей: водители и иные участники дорожного движения, выявленные с помощью средств ФВФ, то можно констатировать негативную тенденцию увеличения их общего количества. Всего за 6 лет, общее количество выявленных правонарушителей в двух категориях выросло с 61 млн в 2015 г. до 116 млн в 2021 г. А количество возбужденных дел об административных правонарушениях в 2021 году составило 179 882 622 [3; 4]. Это свидетельствует о том, что практически каждый третий выявленный нарушитель имеет два правонарушения. Просматриваемая тенденция говорит нам о том, что действующая «штрафная» система ответственности за нарушение ПДД не столь эффективна, какой хотелось бы ее представлять.

Легкомысленное отношение водителей к требованиям, установленным ПДД, в последствии приводит к совершению ДТП. Как справедливо отмечено в стратегии: состояние безопасности дорожного движения во многом определяется дисциплиной и уровнем профессионального мастерства водителей [6].

Как указано в ст. 1.2 КоАП Российской Федерации

одной из основных задач КоАП является предупреждение административных правонарушений. Аналогично и административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [5]. Практически за все правонарушения в сфере БДД, предусмотрено наказание в виде административного штрафа.

Однако действующая штрафная система не справляется с данной задачей и в большей степени выступает и выполняет функцию не предупреждающей, а карательной меры. Само административное наказание в виде штрафа за нарушение ПДД начинает восприниматься не как наказание, а как один из способов пополнения государством своей казны. Следует отметить, что произошла сакрализация штрафа и он стал восприниматься, как неотъемлемая часть наказания и уже является не сдерживающим фактором для многих водителей от совершения правонарушения, а своеобразной платой за дорогу. Иными словами, нарушил ПДД — заплатил штраф и продолжил нарушать дальше?

Актуальной является и проблема соизмеримости установленных штрафных санкций и видов правонарушений за которые они установлены (Например, штраф размером 500 рублей за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной или рулевой системой, или неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена и штраф размером 5000 рублей за неправомерную установку знака «Инвалид»).

Ст. 19 Конституции Российской Федерации гласит о равенстве всех перед законом независимо от их положения и рода занятий [8]. Однако можно ли утверждать о том, что при штрафном подходе ответственности за нарушение ПДД данная норма действует? В одной из своих статей Д.В. Паршин указывает на сложность дачи точного ответа на данный вопрос. Одновременно с этим, он говорит, что «.. .оплатить штрафы за нарушения ПДД гораздо проще гражданину, имеющему более высокий доход.». Однако, по нашему мнению, независимо от положения и рода занятий, все участники дорожного движения одинаково могут быть привлечены к административной ответственности. Нельзя оставлять без внимания финансовую составляющую существующей штрафной системы. Являясь основной и самой распространенной мерой административного взыскания за нарушение ПДД, административный штраф по своей природе направлен на финансово наказание нарушителя, и говорить о равенстве всех граждан с финансовой стороны нельзя. В этом и заключается основная проблема штрафной системы. Согласно данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в России ежегодно увеличивается и по итогам 2021 г. она со-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

ставила 57244 рубля. Если же рассмотреть данное значение по видам эконмической деятельности, то можно заметить существенную разницу в этом значении. Например, работники в сфере добычи нефти и газа за 2021 год получили 149585 рублей, а работники сферы производства текстильных изделий за аналогичный период — всего 33857 рублей [9]. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько эффективно воспитывающее и предупреждающее воздействие штрафа. Ведь один может оплатить 20 штрафов по 500 рублей и продолжит нарушать, а другому даже два таких штрафа покажутся существенным наказанием. В связи с этим, наказание в виде штрафа оказывает разное влияние, в зависимости от финансового благополучия правонарушителей.

В свою очередь, целью балльной системы будет не финансовое наказание, а лишение лица специального права, которым оно пренебрегает. В данном случае, нельзя будет сказать, что государство лишает человека его права на свободу передвижения, которое предусмотрено ст. 2.7 Конституции Российской Федерации [8]. Право на управление транспортным средством является специальным правом, которым не следует пренебрегать, нарушая установленные законом правила дорожного движения, и тем самым, ставя под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения. В свою очередь, воспитательное и предупредительное воздействие на всех граждан будет одинаково, независимо от социального статуса и материального благополучия правонарушителя. Это будет существенным психологическим барьером для многих граждан. А возможность исключения из участия в дорожном движении в качестве водителя лицо, которое систематически нарушает ПДД и создает угрозу и опасность для других участников дорожного движения — позволит пресечь дальнейшее совершение им новых правонарушений в качестве водителя, пока не пройдет срок лишения.

Стоит отметить, что вопрос смены штрафной системы на балльную поднимается не только учеными административистами. На законодательном уровне этот вопрос также является актуальным. В проекте КоАП Российской Федерации, который проходит обсуждение, ст. 21.29 предусмотрена весьма схожая с балльной системой процедура лишения лица права на управление транспортным средством за систематическое (три и более раза) нарушения ПДД, которые предусмотрены в самой статье. Согласно диспозиции данной статьи, не учитываются правонарушения, которые были зафиксированы средствами ФВФ, а соответственно, для признания систематического нарушения ПДД, лицо должно быть привлечено к административной ответственности сотрудником ГИБДД. Объективно посмотрев на количество сотрудников ГИБДД, вероятность того, что водитель будет трижды при-

влечен к административной ответственности сотрудником ГИБДД весьма невелик. Указанной статьей не предусмотрены временные рамки, которые определяли бы период, в течении которого данные правонарушения суммировались и обнулялись (если законодателем предусмотрен механизм их обнуления).

Если обратиться к аналитическим обзорам НЦ БДД МВД Российской Федерации, то из года в год, одни и те же нарушения ПДД становятся причинами ДТП по вине водителей. Так, основными видами нарушений ПДД, ставшими причинами ДТП, допущенными водителями ТС за 9 месяцев текущего года, являлись нарушение скоростного режима (17 241, или

21.6 %), несоблюдение очередности проезда перекрестков (15 923 ДТП, или 19,9 %), нарушение правил расположения ТС на проезжей части (10 124 ДТП, или

12.7 %), неправильный выбор дистанции (9 175 ДТП, или 11,5 %), выезд на полосу встречного движения (7 602 ДТП, или 9,5 %), нарушение правил проезда пешеходного перехода (6 983, или 8,7 %). А наибольшее число погибших зафиксировано вследствие нарушения скоростного режима (2 810, или 32,7 % от общего числа погибших из-за нарушений ПДД водителями), выезда на полосу встречного движения (2 436, или 28,3 %). Высокой тяжестью последствий характеризовались ДТП, которые произошли вследствие выезда на полосу встречного движения, нарушения скоростного режима, нарушения правил обгона, нарушения правил расположения ТС на проезжей части, нарушение правил проезда Ж/Д переездов [10].

Основными видами нарушений ПДД, ставшими причинами ДТП, допущенными водителями ТС в 2021 г., являлись нарушение правил проезда перекрестков (22 640 ДТП, или 17 % от их общего количества), несоответствие скорости конкретным условиям движения (20 877 ДТП, или 15,7 %), нарушение правил расположения ТС на проезжей части (15 639 ДТП, или 11,7 %), неправильный выбор дистанции (13 810 ДТП, или 10,4 %), нарушение правил проезда пешеходных переходов (11 875 ДТП, или 8,9 %), выезд на полосу встречного движения (11 744 ДТП, или 8,8 %) [11].

Учитывая данную информацию с положительной стороны стоит отметить, что указанные выше правонарушения нашли свое отражение в ст. 21.29 проекта КоАП Российской Федерации. Вначале статьи нами уже отмечалось о большом количестве выявляемых правонарушителей в сфере БДД. Проанализировав данную статистику, станет очевидным, что с помощью ФВФ выявляется в шесть раз больше правонарушителей ПДД. При этом практически все правонарушения, предусмотренные ст. 21.29 КоАП, могут выявляться с помощью ФВФ. Имеющийся правовой механизм позволяет привлекать этих лиц к установленной законодательством административной ответственности. Возникает вопрос об опасности правонарушителей

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ПДД, которых выявляет сотрудник ГИБДД находясь на дороге, и правонарушителей которых выявляют с помощью ФВФ? Преимущество средств ФВФ как раз и заключается в том, что они могут охватить широкую массу участников дорожного движения. Следует отметить, что большинство нарушений ПДД выявляются именно с использованием данных средств.

Помимо прочего, если предусмотреть возможность лишения права на управление транспортным средством за нарушение ПДД зафиксированных с помощью средств ФВФ не только существенно повысит общий уровень аккуратности вождения и стремления соблюдать ПДД, но и позволит более эффективно бороться с систематическими нарушителями ПДД. В результате этого собственники транспортных средств будут активнее содействовать ГИБДД в установлении лиц, которые управляли их ТС, если в момент фиксации правонарушения кто-то другой управлял их транспортным средством.

Список источников

1. Антонов С. Н., Кузин В. В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // URL://https://wiselawyer.ru/poleznoe/59581-otvetstvennost-sistematicheskoe-soversheшe-admiшstrativnykh-pravonarusheшj-oЫasti-dorozhnogo.

2. Цындря В. Н Бальная система административных наказаний (взысканий): анализ зарубежного опыта // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 320-328.

3. Данные из формы № 1-БДД за 2015 г. // Шк// http://stat.gibdd.ru/

4. Данные из формы № 1-БДД за 2021 г. // Шк// http://stat.gibdd.ru/

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р // URL://http://government.ru/

7. Паршин Д. В. Применение бальной системы при учете правил дорожного движения // Современность в творчестве талантливой молодежи. Материалы научно-практической конференции молодых ученых. 2015. Вып. 16. С. 88-90.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.,

с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL:// http://pravo.gov.ru.

9. Росстат: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2022 г. // URL://https://rosstat.gov.ru/ labor_market_employment_salaries.

10. Информационно-аналитический обзор: дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 г. // Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL:// https://img-cdn.tinkoffjournal. ru/-/dorozhno-transportnaya-avariinost-rf-2022. rqqsuy.pdf.

11. Информационно-аналитический обзор: дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 г. // Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL:// https://www.tourismsafety.ru/pic/ files/2021/Статистика%20ДТП.pdf.

References

1. Antonov S. N., Kuzin V. V. Liability for systematic committing administrative traffic offences: history, problems, prospects // URL://https:// wiselawyer.ru/poleznoe/59581-otvetstvennost-sistematicheskoe-sovershenie-administrativnykh-pravonarushenij-oblasti-dorozhnogo.

2. Tsyndrya V. N. Ball system of administrative punishments (penalties): analysis of foreign experience // Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal Sciences. 2019. Т. 5. № 3. Р. 320-328.

3. Data from Form No. 1-BDD for 2015 // URL:// http://stat.gibdd.ru/

4. Data from Form No. 1-BDD for 2021 // URL:// http://stat.gibdd.ru/

5. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30 December 2001, № 195-FZ // SPS «ConsultantPlus».

6. Strategy of road safety in the Russian Federation for 2018-2024, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 8 January 2018 № 1-p // URL://http://government. ru/

7. Parshin D. V. Application of the ball system in accounting traffic rules // Modernity in the creativity of talented young people. Materials of the scientific-practical conference of young scientists. 2015. Vyp. 16. Р. 88-90.

8. Constitution of the Russian Federation (adopted by nationwide voting on December 12, 1993, with

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

amendments approved by nationwide voting on July 1, 2020) // URL://http://pravo.gov.ru.

9. Rosstat: Average monthly nominal accrued wages of workers in the economy of the Russian Federation as a whole in 1991-2022 // URL:// https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_ salaries.

10. Information-analytical review: Road traffic accident rate in the Russian Federation for 9 months of 2022 // Scientific Center for Road

Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // URL:// https://img-cdn. tinkoffjournal.ru/-/dorozhno-transportnaya-avariinost-rf-2022.rqqsuy.pdf.

11. Information-analytical review: road accident rate in the Russian Federation for 2021 // Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // URL:// https:// www.tourismsafety.ru/pic/files/2021/CTaTHCTH-Ka%20ATn.pdf.

Информация об авторе

В. В. Серебряков — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Information about the author V. V. Serebryakov — Adjunct of the Faculty of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 27.01.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2023; принята к публикации 27.02.2023.

The article was submitted 27.01.2023; approved after reviewing 15.02.2023; accepted for publication 27.02.2023.

Предварительное следствие. Под ред. Д. А. Иванова, А. С. Еси-ной. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

Предварительное следствие

Учебник

Четвертое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.