JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-189-192 NIION: 2015-0066-5/22-491 MOSURED: 77/27-011-2022-05-690
К вопросу о необходимости перехода к бальной системе контроля за соблюдением ПДД в Республике Беларусь
Вадим Викторович Серебряков
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается необходимость смены «штрафного» подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Указываются недостатки действующего подхода и причины, по которым необходимо его сменить. Приводятся различные статистические данные, в том числе подтверждающие возможность получения положительного результата при смене подхода к обеспечению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, соблюдение ПДД, штраф, лишение водительского удостоверения, КоАП Республики Беларусь, базовые величины, административная ответственность, правоохранительные органы
Для цитирования: Серебряков В. В. К вопросу о необходимости перехода к бальной системе контроля за соблюдением ПДД в Республике Беларусь // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 189-192. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-5-189-192.
Original article
On the issue of the need to switch to a point-based system of monitoring compliance with traffic regulations in the Republic of Belarus
Vadim V. Serebryakov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The need to change the «penalty» approach to ensuring road safety in the Republic of Belarus is considered. The shortcomings of the current approach and the reasons why it is necessary to change it are indicated. The various statistical data, including confirming the possibility of obtaining a positive result when changing the approach to road safety are provided.
Keywords: road safety, compliance with traffic regulations, fine, deprivation of a driver's license, Administrative Code of the Republic of Belarus, basic values, administrative responsibility, law enforcement agencies
For citation: Serebryakov V. V. On the issue of the need to switch to a point-based system of monitoring compliance with traffic regulations in the Republic of Belarus. Bulletin of economic security. 2022;(5):189-92. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-5-189-192.
За последнее десятилетие Республика Беларусь проявила положительные тенденции в обеспечении безопасности дорожного движения (далее - БДД). С начала реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения, принятой в 2006 году, число погибших людей на дорогах снизилось более чем в три раза.
Для достижения поставленных целей по снижению уровня аварийности, а также повышения дисциплинированности участников дорожного движения в Республике Беларусь осуществляются различные способы воздействия на граждан. Такими являются: профилактическая работа с населением, внесение инженерных решений в организацию дорожного движения и др. Однако основным способом воздействия на граждан является
© Серебряков В. В., 2022
№ 5/2022
административное воздействие. Вместе с тем тенденции последних лет свидетельствуют о том, что предпринимаемые меры дали практически максимально возможный положительный результат. Это свидетельствует о том, что для дальнейшего поступательного снижения аварийности необходимо внедрять новые подходы административного воздействия.
Административная ответственность в сфере БДД постоянно ужесточается повышением штрафных санкций. Если проанализировать главу 18 КоАП Республики Беларусь и выделить в ней те составы административных правонарушений, к которым привлекаются водители за нарушение действующих в Республике правил дорожного движения (далее - ПДД), то в 48 составах
Bulletin of economic security - 189
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
указанных правонарушений, санкция предусматривает наказание в виде штрафа и лишь в 15 из них - лишение водительского удостоверения.
При этом сумма штрафа, исчисляемого в базовых величинах (далее - б.в.), варьируется от минимального до максимального размера, который для каждого состава установлен отдельно. Например, за превышение скорости от двадцати до тридцати километров в час - штраф налагается в размере от 1 до 3 б.в. При этом КоАП Республики Беларусь предусмотрено, что при признании лицом своей вины ему выносится минимальный размер штрафа, установленного за данное правонарушение, в данном случае - 1 б.в. В 2022 году размер 1 б.в. в Республике Беларусь составляет 32,00 руб. [1]. В свою очередь, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2021 год в стране составила 1443,5 руб., а в г. Минске 2024,1 руб. [2]. Из этого можно предположить, что административное взыскание в виде штрафа, предусмотренного за большинство правонарушений, не окажет сильного воспитательного воздействия на среднеобеспеченных и наиболее обеспеченных граждан.
Несомненно, увеличение количества нарушений ПДД связано и с ростом транспортизации населения и потока транспортных средств. По итогам на 2021г. только легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан Республики, зарегистрировано 2 998,9 тыс. В то время как в 2000 году данное количество составляло всего - 1 385,9 тыс. [3]. Вместе с тем само административное наказание в виде штрафа за нарушение ПДД начинает восприниматься обществом не как наказание, а как один из способов пополнения государством своей казны. То есть произошла сакрализация «штрафа» и он стал восприниматься, как неотъемлемая часть наказания и уже не является сдерживающим фактором для многих водителей от совершения правонарушения, а своеобразной платой за дорогу. Иными словами: нарушил ПДД -заплатил штраф и продолжил нарушать дальше. Данный факт подтверждают полученные за 2019 год сведения о привлечении к административной ответственности водителей транспортных средств за нарушения ПДД. Так к административной ответственности за нарушение ПДД за один год 10 и более раз были привлечены 25 925 водителей (из них - 16 747 нарушений были зафиксированы средствами ФВФ), а 15 и более - 8 269 водителей (из них - 5 909 нарушений были зафиксированы средствами ФВФ) [4]. Анализ данных сведений позволяет сделать вывод, что устоявшаяся штрафная система ответственности утратила тот эффект, который был предусмотрен изначально. При этом именно из-за штрафной системы построения ответственности в сфере БДД КоАП Республики Беларусь приобретает карательный, а не предупредительный характер, как это указано в части первой статьи 1.2 КоАП Республики Беларусь [5].
В наше время большинство водителей достаточно легкомысленно относятся к действующим требованиям ПДД. Ярким примером является нарушение скоростного режима, несоблюдение безопасной дистанции, не
пристегивание ремня безопасности, разговоры по мобильному телефону во время управления транспортным средством и т. д. А ведь это одни из ключевых факторов совершения ДТП, которые зачастую приводят к трагическим последствиям. Использование водителями и пассажирами ремней безопасности, по статистике, уменьшает риск гибели при лобовом столкновении в 2,3 раза, при боковом - в 1,8 раза, при опрокидывании автомобиля -в 5 раз. Но, если не пристегнутый ремень безопасности сказывается лишь на находящихся внутри транспортного средства людях, то превышение скорости движение или отвлечение водителя во время движения на телефонный разговор - могут сказаться и на иных участниках дорожного движения. Усредненный тормозной путь легкового автомобиля при скорости движения 60 км/ч в идеальных условиях составляет не менее 20 м, при скорости 70 км/ч - не менее 29 м. И в данном случае речь идет только о тормозном пути, а не о полном остановочном пути, где учитывается и время реакции водителя. Различные исследования показали, что для смертельного ДТП с наездом на пешехода, автомобилю достаточно двигаться со скоростью свыше 30 км/ч. Для примера: штраф за пользование телефоном во время управления транспортным средством или превышение установленной скорости движения на 10 км/ч при признании лицом своей вины составляет всего 0.5 б.в., а последствия могут оказаться весьма тяжелыми. Зачастую легкомысленное отношение водителей к действующим требования ПДД и к наказанию за эти нарушения могут привести к весьма тяжелым последствиям.
Как правило, после того, как происходит ДТП с погибшими или пострадавшими, проводится оценка эффективности работы подразделений ГАИ. Она определяется количеством выявленных сотрудниками ГАИ фактов, как правило, именно «грубых», нарушений ПДД и количеством произошедших ДТП с пострадавшими или погибшими. Иногда присутствует своеобразный принцип: чем больше водителей будет наказано, тем меньше будет совершено ДТП. При этом не обращается внимание на систематический фактор нарушения ПДД отдельными водителями и, как правило, упускается то, что совершение какого-либо ДТП отдельным водителем не зависит от качества исполнения своих служебных обязанностей инспектором ДПС. Лишь самодисциплинированность водителей и действенная сдерживающая и предупреждающая система контроля за соблюдением ПДД поможет снизить аварийность на дорогах. В связи с этим есть необходимость перехода от уже изжившей себя штрафной системы наказаний за нарушение ПДД. Водитель, не нарушающий или нарушающий ПДД довольно редко, с наименьшей вероятностью станет виновником или спровоцирует ДТП, чем водитель, систематически нарушающий ПДД. В наше время автомобиль является не просто предметом роскоши, но и удобным средством передвижения для каждого из тех, кто им владеет. И именно лишение права пользоваться данной роскошью, т.е. управлять автомобилем - позволит обе-
190
Вестник экономической безопасности
№ 5/2022
JURISPRUDENCE
спечить более высокий уровень самодисциплинированности водителей и соблюдения действующих требований ПДД. Именно перспектива быть лишенным своего водительского удостоверения будет тем сдерживающим и предупреждающим фактором, который позволит исключить легкомысленное отношение водителей к требованиям ПДД и повысить уровень их соблюдения, а штрафная санкция будет применяться, как второстепенная мера уже именно денежного наказания к лицам, грубо нарушившим или систематически нарушающим ПДД.
Обеспечить такой подход позволит балльная система, суть которой будет заключаться в начислении водителю индивидуальных баллов в зависимости от совершенного им правонарушения в сфере БДД и при достижении определенного количества баллов - лишение водительского удостоверения. Это позволит не просто наказать штрафом водителя, систематически нарушающего ПДД, а изъять его из участия в дорожном движении и тем самым пресечь совершение им новых нарушений ПДД. Также можно предусмотреть с увеличением количества баллов и увеличения суммы штрафа за допущенное нарушение ПДД. Например, водителю, нарушившему ПДД впервые, если совершенное им правонарушение относится к категории административного проступка, будет начислено определенное количество баллов без штрафа. То при последующих правонарушениях помимо баллов водителю будет выписан штраф, сумма которого, может увеличиваться по мере накопления водителем баллов за допущенные им нарушения ПДД. Учитывая, что развитие современных технологий позволяет активно использовать для контроля за соблюдением требований ПДД средства ФВФ, предлагается также рассмотреть возможность начисления баллов и за нарушения ПДД, которые будут зафиксированы ФВФ.
Данный подход позволит исключить финансовую составляющую, которая в наше время дает возможность наиболее обеспеченным гражданам, имеющим высокий доход, систематически нарушать ПДД, а малообеспеченным - потерять значительную для них сумму, за единственное и, казалось бы, незначительное правонарушение. А также снизить количество водителей, которые систематически нарушают требования ПДД и, потенциально, представляют большую угрозу для других, законопослушных участников дорожного движения. В тоже время, такой подход создаст прочный психологический барьер для каждого водителя, допускающего мысль о возможности нарушения ПДД, и у него будет понимание, что из-за этого нарушения он может лишиться права управления своим транспортным средством. Это и будет тем самым механизмом сдерживания водителей от нарушений ими ПДД, а лишение водительского удостоверения - предупреждающим механизмом, позволяющим исключить из участия в дорожном движении систематически или грубо нарушающего ПДД водителя, тем самым предупредив дальнейшее совершение им новых правонарушений.
Всемирный метаанализ, включающий изучение нескольких исследований на данную тему, проведенный европейскими специалистами еще 2012 г., показал, что системы баллов имеют положительный эффект в уменьшении количества нарушений ПДД, а также количества ДТП, погибших и раненых в них граждан. Как показывает практика зарубежных стран, первоначальное положительное влияние на обеспечение БДД после внедрения рассматриваемых систем составляет порядка 15-20 %. При этом отмечается снижение: количества ДТП и травмированных на 16 %; нарушений правил дорожного движения на 27 %.
Данная система баллов применяется во многих странах Европы. Согласно отчету Международной базы данных о дорожно-транспортных происшествиях (ГЯТАО) смертность от дорожно-транспортного травматизма (на 100 000 населения) в 2019 г. составила: Германия - 3.8; Норвегия - 2.1; Республик Беларусь - 7.6; Российская Федерация - 12 [6]. В первых двух странах уже достаточно длительное время применяется балльная система за нарушение ПДД.
Следует предусмотреть и возможность разового списания всех штрафных баллов, либо какой-то ее части путем компьютерного тестирования на знание ПДД. Такая мера позволит поднять общий уровень знаний требований ПДД, особенно среди тех водителей, которые давно закончили автошколу. А развитие новых технологий автоматизированного контроля за участниками дорожного движения и деятельностью сотрудников ДПС позволит обеспечить высокую эффективность такой системы и исключить коррупционную составляющую.
Список источников
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2021 года № 792 «Об установлении размера базовой величины».
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (База статистических данных). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по областям и г. Минску [Электронный ресурс]: https:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/stoimost-rabochey-sily/godovye-dannye.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (База статистических данных). Транспорт в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/transport/ofitsialnye-puЫikatsii_11.
4. Данные из ЕГБДП Республики Беларусь.
5. Кодекс Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 91-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
6. Всемирный банк данных. Смертность от дорожно-транспортного травматизма (на 100 000 населения) [Электронный ресурс]: https://data.worldbank. org/indicator/SH.STA.TRAF.P5?end=2019&most_recent_ year_desc=tme&start=2019&type=shaded&view=map&ye ar=2019.
№ 5/2022
Bulletin of economic security
191
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 792 dated December 31, 2021 «On establishing the size of the base value».
2. National Statistical Committee of the Republic of Belarus (Statistical database). Nominal accrued average monthly salary by regions and Minsk [Electronic resource]: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ realny-sector-ekonomiki/stoimost-rabochey-sily/godovye-dannye.
3. National Statistical Committee of the Republic of Belarus (Statistical database). Transport in the Republic of
Belarus [Electronic resource]: https://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/transport/ ofitsialnye-publikatsii_11.
4. Data from the Unified State Register of the Republic of Belarus.
5. Code of the Republic of Belarus No. 91-Z of January 6, 2021 «Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses».
6. World Data Bank. Mortality from road traffic injuries (per 100,000 population) [Electronic resource]: https://data.worldbank.org/indicator/SH.STA.TRAF. P5?end=2019&most_recent_year_desc=true&start=2019&t ype=shaded&view=map&year=2019.
Информация об авторе
В. В. Серебряков - адьюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author V. V. Serebryakov - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Актуальные проблемы
административного I права и процесса I
Актуальные проблемы административного права и процесса.
3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.
Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.
192
Вестник экономической безопасности
№ 5/7077