Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом: ключевые направления, критерии и ответственность'

Особенности государственного регулирования обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом: ключевые направления, критерии и ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1294
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / GOVERNMENT REGULATION / SECURITY OF ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Павел Витальевич

В статье рассмотрены особенности государственного регулирования обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом: ключевые направления, критерии и ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF ENSURING ROAD SAFETY ABROAD: KEY AREAS, CRITERIA AND RESPONSIBILITIES

In the article the peculiarities of state regulation of ensuring road safety abroad: guidelines, criteria and responsibility.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом: ключевые направления, критерии и ответственность»

"Т^ЕСТНИК М""4*""* п. В. б

i-y j униВЕРСИTFTA Особенности государственного регулирования обеспечения |2|

-у/ имени o.e. куг-афина(мгюА) безопасности дорожного движения за рубежом

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ: КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности государственного регулирования обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом: ключевые направления, критерии и ответственность. Ключевые слова: государственное регулирование, обеспечение безопасности дорожного движения.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.41.1.121-127

P. V. MOLCHANOV,

Candidate of juridical sciences, Associate Professor, Associate Professor of administrative law and process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

FEATURES OF STATE REGULATION OF ENSURING ROAD SAFETY ABROAD: KEY AREAS, CRITERIA AND RESPONSIBILITIES

Abstract. In the article the peculiarities of state regulation of ensuring road safety abroad: guidelines, criteria and responsibility. Keywords: government regulation, security of road traffic.

Павел Витальевич МОЛЧАНОВ,

кандидат юридических

наук, доцент,

доцент кафедры

административного права

и процесса Университета

имени О.Е. Кутафина

(МГЮА)

[email protected]

125993, Россия, г. Москва,

ул. Садовая-Кудринская, д. 9

К началу XXI в. большинство развитых стран мира накопили достаточно большой и разносторонний опыт в области обеспечения безопасности дорожного движения. Не вызывает сомнения, что социально-политические, экономические, правовые особенности каждого государства в совокупности с историческими и культурными традициями обусловливают многообразие принципов формирования, определения компетенции и функционирования государственных систем обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД). Их анализ позволяет выявить некоторые общие черты и определить устойчивые тенденции в указанной деятельности.

В научной литературе1 проблемы государственного регулирования в области безопасности дорожного движения условно делятся на три основные группы:

1 Булавкин А. А. Проблемные вопросы совершенствования государственного регулирования в области безопасности дорожного движения // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. 2016. Т. 15. С. 2391—2395. URL: http://e-koncept.ru/2016/96399.htm.

Ш m К

Т □

Ю р И Д И

4 m П

К

5

НАУКИ

>

© П. В. Молчанов, 2018

22 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л

Ш--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

1) нормативного правового регулирования;

2) структурного построения государственного регулирования;

3) кадрового, материально-технического и финансового обеспечения. Правительства большинства зарубежных государств предприняли энергичные шаги по разработке и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей основные группы общественных отношений в области дорожного движения. В настоящее время вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют: международные правовые акты, распространяющиеся на все страны мирового сообщества, на отдельный континент (например, Европа, союзы государств (ЕС, ШОС), национальное законодательство). Необходимо отметить, что система нормативного правового регулирования в рассматриваемой области общественных отношений в зарубежных странах строится и развивается на определенных принципах государственного регулирования, ключевых направлениях госполитики, критериях ОБДД и основных тенденциях состояния безопасности дорожного движения.

Важно подчеркнуть, что при разработке и реализации правовых норм прослеживается их социальная направленность. Подобная позиция вполне объяснима и обусловлена глубокой связью государственного управления в области дорожного движения с социальными процессами и явлениями, происходящими в государстве, где главная цель заключается в реализации мер, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому лейтмотивом правового регулирования соответствующей деятельности является закрепление в качестве основного принципа главенствующей роли государства в деятельности по ОБДД и его ответственность за конечные результаты2.

Ключевыми направлениями государственной политики в области ОБДД зарубежными специалистами многих стран признаны:

а) снижение рисков в дорожном движении: применение новых подходов к вопросам землепользования; стимулирование перехода с видов транспорта, сопряженных с высоким риском, к более безопасным транспортным средствам (ТС), например предоставление приоритета в движении ТС, перевозящим большее число пассажиров; введение поэтапной системы выдачи водительских удостоверений;

б) создание более безопасной дорожной среды: классификация дорог и установление ограничений скорости, соответствующей их функциям; разделение, по возможности, моторизованного и безмоторного движения; внедрение аудита безопасности в процесс проектирования и строительства дорог; оборудование дорог средствами защиты на случай столкновения; реконструкция наиболее опасных участков дорожной сети;

в) переход к более совершенным и безопасным ТС: повышение видимости ТС на дороге, в том числе путем использования фар ближнего света в светлое

2 Аналогичный принцип закреплен и в российском законодательстве, см., например, ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где он сформулирован как «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении».

73

L-—^ Ii

УНИВЕРСИТЕТА „ в

имени o.e. кугафина(мгюА) безопасности дорожного движения за рубежом

время суток; совершенствование конструкции ТС, например: установка на всех ТС так называемых щадящих для пешеходов и велосипедистов передних бамперов; обеспечение защиты водителя и пассажиров удерживающими и надувными устройствами; стимулирование эксплуатации «интеллектуальных» ТС, оборудование их системами антиалкогольной блокировки, адаптации скорости, стабилизации торможения, сигнализации, напоминающей о ремнях безопасности, и т.п.;

г) обеспечение соблюдения правил дорожного движения: совершенствование надзора за соблюдением установленной скорости движения, использованием ремней безопасности и защитных шлемов, режима труда и отдыха водителей; активный контроль трезвости водителей ТС; принятие соответствующих законодательных и иных нормативных актов; пропаганда в средствах массовой информации;

д) совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП: улучшение порядка оказания неотложной помощи; улучшение организации травмолечения в больницах; обеспечение реабилитации пострадавших.

Эксперты ВОЗ и Всемирного банка отмечают, что за последние годы в осмыслении проблемы безопасности дорожного движения произошел крупный сдвиг,

определились и получают все большее распространение новые принципы формирования критериев ОБДД:

1. Дорожно-транспортные происшествия нельзя предотвратить полностью, однако дорожно-транспортный травматизм можно прогнозировать и сокращать.

2. Существенное значение имеют достоверные данные и научный подход, которые позволяют осуществлять рациональный анализ и планировать эффективные меры для исправления ситуации.

3. Дорожно-транспортный травматизм является настолько важной проблемой, что многие секторы, включая здравоохранение, должны в полной мере разделять ответственность и участвовать в действиях по отстаиванию необходимых мер в деле предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

4. Все стороны, обеспечивающие работу транспортной системы, должны последовательно встраивать и обеспечивать элементы безопасности, чтобы избежать часто встречающихся ошибок, полнее учитывать уязвимость человеческого организма и осознавать ключевую важность управления скоростными режимам.

5. Дорожно-транспортный травматизм является вопросом социального равенства,

поэтому следует стремиться к равной защите всех пользователей дорог для того, ш

чтобы избежать несправедливого переложения бремени увечий и смертей на бо- К

лее бедных и уязвимых пользователей, таких как, например, пешеходы и дети. Даже в странах с высоким уровнем доходов риск травм для детей из малообеспеченных семей в пять раз выше, чем из материально обеспеченных семей.

й Р

6. Передача знаний и передового опыта дает положительные результаты, если Д учитываются существующие местные проблемы, условия, состав транспорт- и ных потоков, а также знания местных специалистов. Е

7. Меры, принимаемые на местном, региональном и общенациональном уров- К нях, помогают обеспечить эффективную и быструю реакцию на состояние □ дорожного травматизма. науки

>

124 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л 'М Я^' 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

При этом главным событием последнего времени в политике безопасности допрожного движения, по мнению зарубежных специалистов, был отход от прежнего акцента на то, что в проблемах безопасности дорожного движения виноваты скорее сами жертвы ДТП, чем различные элементы конструкции и функционирование высокотребовательной современной транспортной системы.

Комитет безопасности дорожного движения Международной ассоциации руководителей полиций сформулировал 10 основных тенденций в области движения автомототранспортных средств в XXI в.:

— увеличение загруженности автомобильных дорог и количества заторов на них;

— появление «интеллектуальных» ТС и «интеллектуальных» автомобильных дорог;

— снижение скорости движения (автомобили и придорожные посты будут оборудованы электронными устройствами, способными контролировать и прерывать действие систем зажигания и подачи топлива ТС, вынуждая водителя не превышать установленную скорость движения);

— изменение размеров и массы ТС (сокращение мировых запасов полезных ископаемых будет способствовать увеличению количества легких и экономичных автомобилей, грузовые же ТС станут длиннее и грузоподъемнее, что сделает легковые машины более уязвимыми при столкновении с грузовым транспортом и явится причиной роста числа погибших в таких ДТП);

— повышение агрессивности на дороге;

— увеличение количества ДТП по вине водителей пожилого возраста, доля которых в структуре населения возрастет;

— более широкое применение устройств автоматического выявления и фиксации нарушений ПДД;

— использование новейших технических средств при работе на месте ДТП;

— сокращение времени остановки и проверки водителя и ТС;

— сохранение важной роли дорожной полиции в борьбе с преступностью (преступники по-прежнему будут приезжать на место преступления и уезжать с него на автомобилях, нелегально перевозить в них наркотики, оружие, краденое имущество. Поэтому активная работа дорожной полиции останется таким же важным средством пресечения преступной деятельности, раскрытия преступлений и задержания преступников).

Выделенные тенденции в области дорожного движения должны найти отражение в национальном законодательстве, в том числе регламентирующем ПДД и ответственность за их нарушение.

По форме выражения такие акты предстают прежде всего в виде законов. Так, например, в Великобритании действуют законы: «Об автодорогах» (1980 г.); «О дорожном движении» (1988 г.); «О нарушителях правил дорожного движения» (1988 г.); «Об управлении дорожным движением» (2004 г.); в Дании действует Закон о дорожном движении (1976 г); в Норвегии — Закон о правилах дорожного движения и дорожном движении (1965 г); в Японии — Закон о дорожном движении (1960 г.); в ФРГ — законы: «Об административных правонарушениях»; «О правилах дорожного движения»; «О технических требованиях к эксплуатации безрельсовых транспортных средств». В Израиле, Франции, Бразилии, Чехии соответствующие правовые нормы кодифицированы в дорожных кодексах.

в

L-—^ ь

УНИВЕРСИТЕТА „ в

имени o.e. кугафина(мгюА) безопасности дорожного движения за рубежом

В Швеции это законы: «О нарушениях правил дорожного движения» (1951 г.); «О проведении анализа выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя» (1976 г.); «О водительских удостоверениях» (1977 г.); «Об эвакуации транспортных средств» (1982 г.); «О задержании транспортных средств» (1982 г.) и др.; в форме указов изданы следующие нормативные правовые акты: «О транспортных средствах» (1972 г.); «О водительских удостоверениях» (1977 г.); «О дорожных знаках» (1978 г.). Наряду с перечисленными законодательными актами, нормативная база Швеции в рассматриваемой сфере включает и целый комплекс нормативных правовых актов регионального и местного уровня.

Принципиально иная система построения правовой основы в ОБДД в США предопределена особенностью федеративного устройства этого государства. В США нет единого законодательства, регламентирующего рассматриваемый круг отношений. Ряд правовых норм в самом общем виде содержатся в Своде законов США, а более подробно они изложены в ПДД, которые каждый штат принимает самостоятельно. Значительное место в рассматриваемой сфере занимает нормотворчество исполнительной власти, осуществляемое на основе делегируемых полномочий. Акты административных органов (приказы, правила, директивы, инструкции) конкретизируют общие правовые положения, а в некоторых случаях и подменяют их. Так, принимаемые Национальной администрацией США по БДД стандарты и распоряжения играют, по мнению американских юристов, наиболее значительную роль в предупреждении ДТП3.

Особого внимания требует анализ подходов к установлению ответственности за нарушения ПДД в зарубежных странах. Основной акцент при этом делается на материальную ответственность. Это не только большие штрафы, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную страховку автомобиля, но и конфискация ТС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За рубежом обозначился и новый подход к исчислению штрафов за нарушения правил дорожного движения: сумма штрафа напрямую зависит от месячного оклада нарушителя (за вычетом налогов) или минимального заработка, установленного в стране, и годового заработка (дохода) нарушителя (за вычетом налогов).

Кроме того, от 2 до 10 раз увеличены минимальные штрафы за особо опасные нарушения на дороге. Нарушителям, которые платят штраф на месте полицейским или в течение 3— 7 банковских дней, размер штрафа снижается от 30 до 50 %. Сумма штрафа увеличивается в 2—3 раза (за счет пени) в том случае, если нарушитель не оплатил его в течение 1 месяца и более. В некоторых странах (Бельгия, Израиль, Испания, США) за неуплату штрафа предусматрива- ш

ется конфискация ТС под залог или с уплатой за хранение на штрафной стоянке, К

Overson Police traffic services. Illinois. USA. 1986. P. 54.

"0 Ю

Р

лишение водительских прав (Япония).

В Германии, если водитель набирает за год штрафные очки за нарушения ПДД, сумма его страховки (от 1 000 евро) увеличивается еще на 500 евро, на второй год — на 1 000 евро, на третий — на 2 000 евро. При зарплате 3 000—5 000 Д евро это очень существенные траты. Поэтому некоторые нарушители предпочи- и тают целый год не пользоваться автомобилем, чтобы не платить тройную цену Е за страховку. К

л □

s

НАУКИ

>

3

26 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л

Ш--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Большинство государств законодательно приравнивают ответственность за вождение автомобиля в состоянии наркотического опьянения к управлению автомобилем в пьяном виде (Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, США, Украина, Финляндия, Франция). В Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев при условии, что тот не попал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на один год. А если по его вине случилась авария с пострадавшими, закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 000 фунтов. Аналогичное наказание предусмотрено для водителей, находящихся за рулем под воздействием наркотиков. Несколько лет тому назад в Великобритании вступили в действие новые правила, согласно которым водители могут проверяться на наркотическое опьянение. Ранее водители имели право отказаться от тестов. Сейчас отказ от тестирования приравнивается к нахождению в состоянии наркотического опьянения.

В европейском законодательстве появился и такой состав правонарушений, как агрессивность на дороге (агрессивное вождение). Однако четко определить его границы и формы достаточно трудно. По результатам социологического опроса населения Европы Институтом Гэллапа в 2003 г., самым агрессивным правонарушением на нашем континенте является «агрессивное мигание фарами», а, например, в Австралии — непристойные жесты; в Японии это «агрессивное преследование» — следование за другим автомобилем на очень близком расстоянии. Смысловое толкование этого термина широко обсуждается в мире. На специальной конференции, посвященной этой проблеме, в Канаде в 2000 г было предложено такое определение этого понятия: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Обычно под агрессией на дорогах подразумевается последовательное нарушение сразу нескольких правил (нарушение правил маневрирования, объезд стоящих в заторе транспортных средств по встречной полосе, езда по обочине дороги, по тротуару, а также другие нарушения, когда водитель проявляет явное неуважение к остальным участникам движения). Штрафы за подобный проступок устанавливаются значительно выше, чем за другие нарушения, а при повторном лихачестве предусмотрено лишение водительских прав сроком до одного года (Германия, Дания, Латвия и др.). В ПДД ЕС введены санкции за несоблюдение дистанции в потоке (если при скорости 100 км/ч идущая сзади машина приблизится к переднему автомобилю ближе чем на 15 м, водителю второй машины грозит штраф 150 евро). Кроме того, Немецкий уголовный кодекс рассматривает несоблюдение дистанции при движении (стремление согнать с полосы впереди идущую машину) как принуждение и предусматривает за него штраф в 250 евро, лишение водительских прав на 3 месяца, а если действия водителя привели к тяжким последствиям — лишение свободы до 5 лет. В США (Нью-Йорк) полиция наделена правом конфискации автомобиля у водителей, ведущих себя на дороге опасно и агрессивно.

Анализ статистики показывает, что наиболее тяжкими нарушениями на дороге во всем мире считаются превышение установленной скорости, вождение автомобиля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, проезд на

73

L-—^ Ii

УНИВЕРСИТЕТА „ в

имени o.e. кугафина(мгюА) безопасности дорожного движения за рубежом

красный сигнал светофора. За эти правонарушения практически во всех странах мира устанавливается наибольшая ответственность4.

Приведенный выше анализ практики государственного регулирования в области безопасности дорожного движения в зарубежных странах позволяет сделать следующие основные выводы:

1. В настоящее время системный подход к ОБДД, который включает разработку целевых показателей, применение систематических и обоснованных доказательными фактами мер, направленных на предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий, а также оказание медицинской помощи после аварии, является объективно необходимым условием снижения уровня аварийности в зарубежных странах.

2. Нормативная правовая база в области ОБДД в зарубежных странах строится прежде всего исходя из конституционных принципов построения законодательства и национальных особенностей.

3. В подавляющем большинстве зарубежных государств действует общий принцип — «примат закона», т.е. все требования, имеющие обязательный характер для исполнения участниками движения, закреплены в законодательных актах.

4. В Российской Федерации действуют сложившиеся системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), организации органов внутренних дел (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции») и административной ответственности за нарушения в области дорожного движения (Кодекс РФ об административных правонарушениях), отличные от аналогичных систем зарубежных стран. В этой связи применение в данных сферах новаций из зарубежного опыта

возможно в части, не противоречащей указанным нормативным правовым актам и после проведения соответствующих всесторонних научных исследований.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. — М., 2017.

2. Булавкин А. А. Проблемные вопросы совершенствования государственного регулирования в области безопасности дорожного движения // Концепт : ш

науч.-метод. электрон. журнал. — 2016. — Т. 15. — С. 2391—2395. — URL: К

"О Ö

2008. — Т. LXVII. — № 4. — С. 875—884. И

И Ч

п

л

http://e-koncept.ru/2016/96399.htm. 3. Старостин С. А. О некоторых проблемах реализации административной реформы в Российской Федерации и путях их решения // Lex Russica. —

4 Обеспечение безопасности дорожного движения в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. № 15 (303). ^

НАУКИ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.