Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ'

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
244
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТОФОРЫ / ОСВЕЩЕННОСТЬ / ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА / ФЛИКЕРЫ / ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ / ИСКУССТВЕННЫЕ НЕРОВНОСТИ / СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кузнецов В. Н.

Рассмотрены предлагаемые средства повышения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах для всех участниках дорожного движения. Выделены две основные группы средств. Даны краткие характеристики каждого средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF ENSURING ROAD SAFETY AT PEDESTRIAN CROSSINGS

The proposed means of improving road safety at pedestrian crossings for all road users are considered. There are two main groups of funds. Brief characteristics of each tool are given.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ»

Уизем Дж.Дж. Линейные и нелинейные волны. М., изд. Мир, 1977

Годунов С.К. Уравнения математической физики (2-е изд.). М.: Наука 1979

Киселев П.Г. Справочник по гидравлическим расчетам. Государственное энергетическое издательство, М.-Л., 1957

Кондратьев С.А., Шмакова М.В. Транспортирующая способность речного потока. //Ученые записки РГГМУ, №56, 2019.

Paul J. Visser. Application of sediment transport Formulae to sand-dike breach Erosion // Communications on Hydraulic and Geotechnical

УДК 656.11

Engineering. Report № 94-3. Faculty of Civil Engineering. Delft University of Technology, 1995

Караушев А.В. Речная гидравлика. Л., Гидрометеоиздат, 1969.

Рождественский Б.Л., Яненко Н.Н. Системы квазилинейных уравнений и их приложения к газовой динамике (2-е изд.) М.: Наука, 1978

Стокер Дж. Дж. Волны на воде. Изд. Мир, М., 1959.

С.Я. Школьников. Форма моноклинальной волны, распространяющейся по первоначально сухому руслу. Строительство уникальных зданий и сооружений, 1(64), 2018

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА

ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ_

Кузнецов В.Н.

к.т.н., доцент кафедры «Строительства и эксплуатации транспортных сооружений» Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета.

MEANS OF ENSURING ROAD SAFETY AT PEDESTRIAN CROSSINGS

Kuznetsov V.N.

PhD, Associate Professor of the Department of "Construction and Operation of Transport Structures" of the Institute of Architecture and Construction of the Volgograd State Technical University

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены предлагаемые средства повышения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах для всех участниках дорожного движения. Выделены две основные группы средств. Даны краткие характеристики каждого средства.

ABSTARCT

The proposed means of improving road safety at pedestrian crossings for all road users are considered. There are two main groups of funds. Brief characteristics of each tool are given.

Ключевые слова: светофоры, освещенность, дорожная разметка, фликеры. световозвращающие элементы, дорожные знаки, искусственные неровности.

Keywords: traffic lights, illumination, road markings, flickers. retroreflective elements, road signs, artificial bumps.

Введение

Пешеходные переходы являются одними из наиболее опасных участков на автомобильных дорогах и улицах населённых пунктов. Недостаточная безопасность дорожного движения на пешеходных переходах связана с рядом причин. В первую очередь это низкая дисциплина участников движения - водителей и пешеходов. Вторая причина - это недостаток информации, причём для всех участников движения. Третья причина - это недостаточно высокие сцепные свойства дорожного покрытия перед пешеходным переходом и непосредственно на пешеходном переходе. Четвертая причина - это различные климатические условия время суток. Универсального средства решения всех проблем, как правило, не бывает. Исходя из особенностей функционирования пешеходных переходов в

одном уровне - безопасное пересечение транспортных и пешеходных потоков в различных условиях эксплуатации разработан ряд средств повышения безопасности дорожного движения [1].

Разработанные средства повышения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах можно поделить на две группы: Первая группа - это технические средства повышения безопасности дорожного движения; вторая группа - это индивидуальные средства обеспечения безопасности дорожного движения.

К техническим средствам относятся:

1. Светофоры (пешеходные и транспортные)

2. Освещенность (в ночное время суток)

3. Дорожная разметка

4. Световозвращающие элементы

5. Полосы так называемой «шумовой разметки».

6. Дорожные знаки

7. Искусственные неровности

8. Покрытия противоскольжения на пешеходных переходах

К индивидуальным средствам относятся:

1. Светоотражающие элементы на одежде

2. Фликеры

3. Антибликовые очки для водителей

1. Технические средства обеспечения безопасности дорожного движения. Светофоры. Светофорное регулирование является наиболее эффективным принудительным методом соблюдения правил дорожного движения, как для пешеходов, так и для транспортных средств. Однако и на таких участках происходят

ДТП с участием пешехода это связано в большинстве случаев с низкой дисциплины участников движения [2].

Освещенность. Значительный контраст между освещённостью, создаваемой светом фар автомобилей и естественной ночной, близкой к нулю, освещенностью, является причиной трудностей с выбором правильных решений как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Одним из решений этой проблемы является применение локального освещения пешеходного перехода, как минимум, и прилегающей к переходу зоны, как максимум (рис.1).

Рисунок 1 - Освещение пешеходных переходов

Комплект освещения пешеходного перехода на солнечных электростанциях. В состав такого комплекта входит светофор типа Т.7 с миганием желтого света и светодиодный светильник направленного света, оснащенный датчиком

движения и освещенности. Светильник включается в темное время суток при появлении пешехода в зоне пешеходного перехода и выключается через несколько минут после того, как пешеход покинул переход (рис.2).

Рисунок 2 - Комплект освещения пешеходного перехода на солнечных электростанциях

Светодиодные светильники на солнечных электростанциях. Основное назначение данных систем - создание освещения на участках, где затруднен или невозможен подвод электрической энергии, а также замена традиционных уличных светильников с питанием от сети. Они незаменимы для освещения дорог, остановок общественного транспорта и пешеходных переходов, где отсутствует централизованная электрическая сеть.

Дорожная разметка. Дорожная разметка проезжей части является одним из основных элементов обеспечения безопасности движения транспорта на автомобильных дорогах.

Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, при

любой погоде независимо от времени года и обеспечением необходимого сцепления колеса с покрытием, т. е. состоянием разметки в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года [3-4].

Для разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски, термопластики, спрей-пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях — керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро - или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки

и другие материалы. Наибольшую долю в общем объеме применяемых для этой цели материалов составляют краски и термопластики (рис.3).

Рисунок 3. - Горизонтальная дорожная разметка на пешеходном переходе

Дорожная разметка горизонтальная со структурной поверхностью: Разметка,

выполненная из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет менее 100%.

Степень заполнения линий - это отношение площади покрытия разметочным материалом к площади поверхности разметки в ее внешних границах, выраженное в процентах.

Горизонтальная дорожная разметка с профильной поверхностью: Разметка с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%.

Световозвращающие материалы. Хорошая видимость достигается использованием в разметке дорог таких современных ЛКМ, как световозвращающие материалы. Один из таких материалов — светоотражающие стеклянные микрошарики (СМШ). СМШ не применяются

самостоятельно в качестве разметочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки, особенно в ночное время, дождливую и пасмурную погоду. Светоотражающее свойство СМШ основано на способности стеклянных микрошариков, которые находятся на поверхности материала разметки, преломлять свет, идущий от фар автомобиля, и отражать его под другим углом так, чтобы он попадал в глаза водителю [5].

Светоотражающая краска всегда востребована среди огромного выбора красок и различных систем для окрашивания. Светоотражающая краска обладает своими уникальными свойствами благодаря

светоотражающему пигменту в их составе. Уникальное свойство этой краски — отражать и возвращать попадающий на нее световой пучок (рис.4).

Рисунок 4. - Нанесение разметки светоотражающими красками

Полимерные ленты представляющие собой желтого цвета, применяются для разметки изделия полной заводской готовности белого и пешеходных переходов (рис.5).

Рисунок 5. - Нанесение полимерных лент на проезжую часть

Солнечные маркеры-индикаторы SIGMA предназначены для обеспечения безопасности на дорогах общего пользования, тротуарах и в местах повышенной опасности. Светодиодная дорожная разметка не просто дополняет пассивную маркировку в областях, которые требуют повышенного внимания водителей, но и

обеспечивает безопасность дорожного движения и увеличение транспортного потока. Маркеры-индикаторы исключительно эффективны в условиях недостаточной и плохой видимости: туман, дождь, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи (рис.6).

Рисунок 6 - Дорожные светодиодные индикаторы

Дополнительным средством предупреждения являются полосы так называемой «шумовой водителей при подъезде к пешеходным переходам разметки». Эта разметка наносится поперёк

проезжей части в виде нескольких блоков в продольном направлении дороги на регламентируемом расстоянии друг от друга. При движении транспортных средств по поперечной шумовой разметке возникает вибрация и шум, сигнализирующие о приближении к участку дороги, требующей снижения скорости и повышенного внимания [6-7].

Проекционный пешеходный переход. По сути -это проекторы, которые дублируют дорожную разметку при этом устанавливаются они над

пешеходным переходом. Это действительно действенный метод по противодействию ДТП в регионах. Проекцию видно в дождь, снег, туман. Они защищены от воздействия низких температур и воды, чинить и обслуживать их не нужно. Ряд пилотных проектов уже реализован в разных регионах России, а в 2020 году практически в каждом регионе они появятся в больших объемах [8]. Проекторы рассчитаны на 3,5 года беспрерывной работы (рис. 7).

Рисунок 7. - Проекционный пешеходный переод

Дорожные знаки. Светодиодные знаки для обозначения и выделения пешеходного перехода на трассе. Такие знаки изготавливаются из световозвращающей пленки и представляют собой конструкцию из оцинкованной стали, внутри которой установлен блок управления. В некоторых случаях на данные знаки наносится

флуорисцентная желто-зеленая пленка. При наступлении сумерек знаки автоматически включаются, а утром выключаются. Такие знаки устанавливают по бокам пешеходной зоны, либо над проезжей частью [9]. Благодаря специальной пленке их видно даже в плохую погоду (рис.8).

А

А

Рисунок 8 - Светодиодные знаки для обозначения и выделения пешеходного перехода

Искусственные дорожные неровности. «Лежачий полицейский» представляет собой искусственную неровность, которая установлена на проезжей части дороги с целью принудительного ограничения скорости движения. Он

изготавливается из высокопрочной резины и собирается на нужном участке дороги из отдельных частей. Искусственные дорожные неровности широко применяются возле школ, гипермаркетов, нерегулируемых перекрестков (рис.9).

Рисунок 9 - Искусственные дорожные неровности

Покрытия противоскольжения на пешеходных переходах

Обеспечения сцепления на пешеходных переходах осуществляется путем применения пластичных материалов (термопластиков и холодных пластиков) поверхность линий посыпается специальными фрикционными материалами (или их смесью со стеклошариками). Повышение коэффициента сцепления можно увеличить за счет создания структурированной поверхности. К таким поверхностям относятся цветные тонкослойные покрытия

противоскольжения. Применение таких материалов делает разметку не только менее скользкой при мокром покрытии, но и обеспечивает лучшую видимость разметки в отражённом свете фар транспортных средств в тёмное время суток. Цветные покрытия противоскольжения целесообразно использовать для создания участка перед пешеходным переходом с целью сокращения тормозного пути транспортных средств [10].

2. Индивидуальные средства

обеспечения безопасности

дорожного движения

Светоотражающие элементы на одежде. В п. 4.1. Правил дорожного движения РФ отмечено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам

рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Не мало важным фактором для водителей является то, что большинство пешеходов носят темную одежду. В темноте водитель замечает пешехода на расстоянии 30 метров. При движении автомобиля со скоростью 60 км/ч, он проезжает за секунду 20 метров. Среднее время реакции водителя - одна секунда. При экстренном торможении путь, пройденный автомобилем составит от 5 до 10м, в зависимости от состояния доржного покрытия. То есть автомобиль в такой ситуации проедет более 30 метров.

Пешеход, имеющий светоотражающий элемент, заметен на расстоянии 150 метров, поэтому водитель имеет гораздо больше времени, чтобы отреагировать ( рис.10).

Рисунок 10. - Одежда оборудованная световозвращающими элементами

Фликеры - светоотражающие элементы для детей и взрослых для снижения количества случаев наезда на пешеходов. это специальный аксессуар, выполненный в форме шеврона, нашивки, брелока,

подвески и т. д. со светоотражающими частицами, предназначенный для ношения пешеходами в темные часы суток.

Фликеры чаще всего приобретают для детей. Взрослые, не спешат использовать светоотражающие элементы и фликеры, считая

данный аксесуар лишним в своем гардеробе (рис.11).

Рисунок 11. - Фликеры

Фликер - действительно реальный способ защитить себя и своих детей на дороге. Действие этого изделия заключается в том, что в нем есть вставка из специального ребристого пластика. Свет от фар, фонарей и прочих ночных осветителей, попадая на нее, концентрируется и отражается уже в форме узкого светового пучка. В результате водитель видит перед собой яркий светоотражающий элемент, как при дальнем, так и при ближнем свете фар.

Антибликовые очки для водителя. От ослепления светящими приборами встречных машин помогают очки водителя с поляризованными желтыми линзами. Благодаря им, снижается яркость лучей, уменьшается бликующий эффект лобового стекла. Но обеспечить полную защиту от временной потери зрения они не могут [11].

Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные методы обеспечения безопасности движения на пешеходных перехода с применением различных технических и индивидуальных средств значительно снизили уровень дорожно-транспортных происшествий. Однако даже при условии соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения не возможно полностью устранить все факторы, влияющие на безопасность движения на пешеходных переходах. Для решения данной проблемы необходимо более подробно исследовать все факторы, влияющие на безопасность движения на пешеходных переходах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горшенина Е.Ю Повышение безопасности дорожного движения в г. Саратове/ Е.Ю. Горшенина, Д.Д Царев, Б.Ф. Тугушев // Научная мысль, 2015, N № 2.-С. 139-143

2. Муравьева Н. А. Безопасность и организация движения на пешеходных переходах г. Саратова/А. В. Филатова, Г. Р. Казакова, Н. А. Муравьева // Научная мысль, 2015, N № 2.- С.114-117

3. Попова И. М. Оценка уровня безопасности дорожного движения в регионах//Научное обозрение. -2015. -№ 4. -С. 109-112.

4. Правила дорожного движения РФ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 2709/824c911000b3626674abf3ad6e38a6f04b8a7428

5. Официальный сайт ГИБДД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/

6. http ://led02 .kz/data/images/3 m-solar-road-stud%281%29.jpg

7. ppt-online.org

8. D11117.edu35.ru

9. https://kar-school.ru/wp-content/uploads/2017/11/5.jpg

10. http://mylove.ru/groups/zagadayki/gos-registracionniy-znak-avto/#window_close

11. SYL.ru: : https://www.syl.ru/article/351073/flikeryi—eto-svetootrajayuschie-elementyi-dlya-detey-i-vzroslyih-dlya-snijeniya-kolichestva-sluchaev-naezda-na-peshehodov

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Gorshenina E. Yu. Improving road traffic safety in Saratov/ E. Yu. Gorshenina, D. D. Tsarev, B. F. Tugushev / / Nauchnaya mysl, 2015, N. 2. -pp. 139-143

2. Murav'eva N. A. Safety and organization of traffic at pedestrian crossings in Saratov/A.V. Filatova, G. R. Kazakova, N. A. Murav'eva / / Nauchnaya mysl, 2015, N # 2. - pp. 114-117

3. Popova I. M. Assessment of the level of road traffic safety in the regions//Scientific review. -2015. -No. 4. - pp. 109-112.

4. Traffic rules of the Russian Federation: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 2709/824c911000b3626674abf3ad6e38a6f04b8a7428

5. Official website of the traffic police [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gibdd.ru/stat/

6. http ://led02.kz/data/images/3 m-solar-road-stud%281%29.jpg

7. ppt-online.org

8. D11117.edu35.ru

9. https://kar-school.ru/wp-content/uploads/2017/11/5.jpg

10. http://mylove.ru/groups/zagadayki/gos-registracionniy-znak-avto/#window_dose

УДК 628.971

11. SYL.ru:

https://www.syl.ru/article/351073/flikeryi—eto-svetootrajayuschie-elementyi-dlya-detey-i-vzroslyih-dlya-snijeniya-kolichestva-sluchaev-naezda-na-peshehodov

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Кузнецов В.Н.

к.т.н., доцент кафедры «Строительства и эксплуатации транспортных сооружений» Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета.

REDUCING THE LEVEL OF ACCIDENTS AT UNREGULATED PEDESTRIAN CROSSINGS

IN THE DARK PH. D.

Kuznetsov V.N.

PhD, Associate Professor of the Department of "Construction and Operation of Transport Structures" of the Institute of Architecture and Construction of the Volgograd State Technical University

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены вопросы обеспечения безопасности движения на пешеходных переходах в темное время суток. Проведены исследования освещенности пешеходных переходов уличными фонарями и влияния светового потока автомобильных фар на видимость пешеходов при различном удалении автомобиля от пешеходного перехода. Установлена оптимальная освещенность пешеходных переходов.

ABSTARCT

The issues of ensuring traffic safety at pedestrian crossings in the dark are considered. Studies of the illumination of pedestrian crossings by street lamps and the influence of the luminous flux of car headlights on the visibility of pedestrians at different distances of the car from the pedestrian crossing were carried out. The optimal illumination of pedestrian crossings has been established.

Ключевые слова: аварийность, освещенность, уличная освещенность, световой поток, цветовая температура, типы ламп,

Keywords: accident rate, illumination, street illumination, luminous flux, color temperature, lamp types,

Введение

Особую озабоченность в последние годы, а именно в крупных городах, вызывает рост числа ДТП на пешеходных переходах, связанных с наездом на пешехода, как правило, происходят не только по вине водителей и имеют тяжкие

последствия. ДТП на пешеходных переходах -самая острая проблема пешеходов на сегодняшний день, особенно в темное время суток.

Статистика ГИБДД показывает, что доля ДТП на регулируемых перекрестках в три раза меньше чем на нерегулируемых перекрестках (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.