Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюлепергенева Раушан Жомартовна, Комарова Нина Николаевна

В статье представлен практический опыт педагогического коллектива КГУ «Рудненская специальная школа - интернат № 1 для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями», распространённый в Республике Казахстане, обобщенный в Костанайской области. В статье автор рассматривает актуальные теоретические и практические вопросы, связанные с развитием инклюзивного образования в Республике Казахстан и за рубежом, представлены пример действующей практики сопровождения детей с задержкой психического развития. Существенное внимание уделено вопросам организационного и методического характера, направленным на улучшение качества образования и здоровье сбережение детей с задержкой психического развития. Широкий круг вопросов в области инклюзивного образования адресован всем представителям педагогического сообщества: руководителям организаций образования, педагогам и специалистам, научным сотрудникам и преподавателям высших учебных заведений, студентам, родительской общественности, представителям неправительственных организаций, решающим проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого- педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюлепергенева Раушан Жомартовна, Комарова Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.922.76

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тюлепергенева Р.Ж.

Восточно-Казахстанский Университет имени Сарсена Аманжолова

(г.Усть-Каменогорск, Республика Казахстан)

Комарова Н.Н.

КГУ «Рудненская специальная школа- интернат № 1 для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»

(г.Рудный, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье представлен практический опыт педагогического коллектива КГУ «Рудненская специальная школа - интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями», распространённый в Республике Казахстане, обобщенный в Костанайской области. В статье автор рассматривает актуальные теоретические и практические вопросы, связанные с развитием инклюзивного образования в Республике Казахстан и за рубежом, представлены пример действующей практики сопровождения детей с задержкой психического развития. Существенное внимание уделено вопросам организационного и методического характера, направленным на улучшение качества образования и здоровье сбережение детей с задержкой психического развития. Широкий круг вопросов в области инклюзивного образования адресован всем представителям педагогического сообщества: руководителям организаций образования, педагогам и специалистам, научным сотрудникам и преподавателям высших учебных заведений, студентам, родительской общественности, представителям

неправительственных организаций, решающим проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого- педагогического сопровождения.

Ключевые слова: ребенок, задержка психического развития, познавательная сфера, коррекция и развитие, образование и воспитание, классификация

Решение задач социализации детей с ограниченными возможностями в современных условиях диктует

необходимость перехода в новое качественное состояние всего процесса специального образования. Российская Федерация и Республика Казахстан признают детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей с задержкой психического развития к полноценной жизни в обществе.

Актуальность внедрения в образовательную практику инклюзии является актуальной и обусловлена не только необходимостью оценки готовности нашего общества принять инклюзию и увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, но и в необходимости успешной реализации базовых принципов инклюзии, осознания того, что основные ценности этого вида образования- часть наших национальных ценностей.

Поэтому, приоритетными задачами государственной политики в области инклюзивного образования является обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования, и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Необходимо обеспечить высокий статус профессии педагога; обновить квалификационные требования для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования (учителя-предметники, педагоги, педагоги-ассистенты и другие) на основе профессионального стандарта, разработать нормы подушевого финансирования при размещении госзаказа, внедрить мобильную консультативно- методическую помощь педагогам, родителям и детям с особыми образовательными потребностями [1].

Для российской и казахстанской систем образования инклюзивное образование выступает определенной инновацией, хотя и американская и европейская системы образования давно знакомы основными принципами инклюзии. Обращаясь к опыту мирового сообщества, следует отметить, что развитие инклюзивного образования с конца прошлого столетия стало ведущим ориентиром образовательной политики многих развитых стран мира: США, Испании, Германии, Финляндии, Великобритании и других. Дети с особыми образовательными потребностями успешно обучались совместно с нормально развивающимися детьми. Однако, основным условием достигнутых положительных результатов явилась психолого-педагогическая система

поддержки, включающая не только материально-технические и педагогические условия, но и общественное мнение к детям данной категории, как к полноценному и необходимому обществу людям [2].

Одной из многочисленной категории детей с особыми образовательными потребностями являются дети с задержкой психического развития. Именно эта

категория детей составляет основу инклюзии в образовательных организациях. Эти обучающиеся легко включаются в общеобразовательный класс, так как имеют одну базовую основу обучения и развития-сохранный интеллект. Однако, существуют и ряд особенностей, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании детей данной категории. Остановится на них подробнее.

Проблема развития детей с задержкой психического развития определяет разноплановость направлений

исследований, количество прикладных разработок, интерес к проблеме со стороны дефектологии, психологии, педагогики и др. Многочисленные исследователи,

занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности детей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, В. В. Лебединский) и др

Определение «задержка

психического развития» также используется для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребенка с педагогической запущенностью,

обусловленной социальной депривацией.

Естественно, что в образовательной системе возникла необходимость не только в изучении детей с задержкой психического развития, а именно в диагностике; но и разработке учебных программ, программ психолого- педагогического

сопровождения, подготовке специалистов и переподготовки педагогов и другое. На помощь в проведении этой важной работе помогли специальные организации образования. Именно они, имея большой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, помогли в диагностической и коррекционно-развивающей работе. Особое место приобрели специальные организации

образования, имеющие статус ресурсного центра.

Так, в 2004 году на базе ГУ «Областная коррекционная школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития» был организован ресурсный центр по работе с детьми с задержкой психического развития (директор Дмитриева Ирина Николаевна). Перед коллективом стояла непростая задача- создать необходимые условия для жизнедеятельности детей. Поэтому были созданы Центры, позволяющие включить разноплановых специалистов в единую структуру и четко определёнными целями и задачами. Именно центры позволили

разным специалистом объединить свои усилия на конкретном ребенке и создать индивидуальный образовательный

маршрут. Таким образом были первоначально был создан Центр содействия развитию личности ребенка, как основополагающий в системе

«диагностика- последующая коррекционно-развивающая работа» (см. рис. 1). Был создан диагностический инструментарий, определены взаимосвязи с городской психолого-медико-педагогической комиссией, разработаны и апробированы (или адаптированы) коррекционно-развивающие программы (см. рис. 2)

Центр содействия развитию личности ребенка

1. Диагностическая и прогностическая служба

3. Служба коррекции и развития

2. Служба просвещения и консультирования

4. Служба контроля

Рис. 1. Модель Центра содействия развитию личности ребенка

Рис. 2. Система работы Центра развития личности ребенка

Важное место в работе психолога занимает диагностическая работа по исследованию составляющих

познавательной сферы, а именно, внимание, память, мышление, воображение, восприятие, как необходимой

составляющей обученности ребенка, успешности его учебной деятельности. Мониторинг последних трех лет показывает положительную динамику по диагностике познавательной сфере учащихся: внимание, память, воображение, восприятие, мышление. Так, результаты по методике «Таблица Шульте» показали, что только 7,3% учащихся могут достичь результата нормы, при этом увеличивается число учащихся, показавших результат от 40 до 60 минут на 18%, при снижении очень низкого уровня (2 минуты и более) на 11,8%. Высокий и средний уровень составил +25,3%.

Изучение логической памяти (методика «Запомни пару» показывает рост высокого уровня (от 8 до 10 правильных повторений) на 15,3%, среднего соответственно на 11,5%. Более высокий уровень достижений показывают исследования механической памяти, что можно объяснить особенностями психического развития детей. Так, за 3 года 23,2% учащихся показали положительную динамику высокого уровня, при снижении низкого уровня на 114,9%, очень низкого -на 9,5%. При исследовании

долговременной памяти 22,1% учащихся показали переход результата со среднего на высокий уровень, при снижении низкого на 39,8%. Диагностика кратковременной памяти показала, что 15,1% улучшили свой результат. Мышление является важным компонентом обучения по обновленной

программе, поэтому важно отметить, что высокий результат показали 21,9% учащихся, что на 9,7% выше чем в 2019 году.

Известно, что учебная мотивация является неотъемлемой часть успешного обучения детей с задержкой психического развития. Мониторинг показывает, что очень высокий уровень составил соответственно по годам (2019-2020,2021) 39,2%-47,8%-49,4%; высокий- 23,6%-21,8%-31,6%; средний-14,4%-13,3%-16,8%;

низкий-14,7%-10,2%-17,7%: очень низкий-2,6%-10,7%-4,8%. Из полученных данных можно сделать вывод, что с успешностью ребенка в решении учебных задач повышается и учебная мотивация.

Анализируя полученые результаты по классам основных каналов восприятия и удачные комбинации в обучении учащихся, испытывающих трудности в обучении, можно сделать вывод о том, что 36,2 % учащихся - визуалы, 40,4 % - аудиалы, 23,4%- кинестеты, т.е наблюдается приблизительно равное количество категорий, что говорит о кропотливой работе психологов, учителей по отработке восприятия. Индивидуальная диагностика удачных комбинаций в обучении показывает, что наиболее востребованы дл яслабоуспевающих учащихся: В-В (визуальный вход- визуальный выход), А-А (аудиальный вход- аудиальный выход), К-А (кинестетический вход- аудиальный выход) и др. указанные в таблице.

Рассмотрим результаты реализации индивидуальных программ сопровождения (психологический блок), которые наглядно показывают достаточно высокий процент полной реализации за период (см. Таблица 1)

Таблица 1

Реализация индивидуальных программ сопровождения

Класс Полностью реализована Частично реализована Не реализована

1 50/57,1/68,7 33,4/42,9/31,3 16,6/0/0

2 20/21,4/57,1 33,3/42,9/42,9 46,7/35,7/0

3 40/37,5/35,7 40/37,5/35,7 20/25/28,6

4 33,3/45,4/53,8 44,4/27,3/38,6 22,3/27,3/7,6

ср. показатели 35,8/40,3/53,8 37,8/37,6/37,1 26,4/22,1/9,1

Таки образом, при реализации индивидуальных программ были достигнуты положительные результаты, так полная реализация составила 67,3 %.

Однако, Центр содействия развитию личности ребенка смог частично помочь ребенку в учебной деятельности, обеспечив учебный процесс программами

сопровождения, а именно по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер, развитию основных каналов восприятия, формированию самооценки и др. При этом, сам урок и воспитательные мероприятия нуждались в изменении.

Поэтому, следующим шагом, стало создание Научно- методического координационного центра (см. Рисунок 3). В центр вошли педагоги, имеющие большой опыт работы. Были налажены связи с МОН РК, ВУЗами Республики Казахстан,

КНИЖНОИ ПАЛАТОЙ РК. Это позволило вывести решение существующих проблем на новый уровень. Педагогическим коллективом были получены лицензии на инновационные проекты (43), 21 учитель явились разработчиками Типовых учебных программ для детей с задержкой психического развития (предметы инвариантной части Типового учебного плана), 86% учителей имеют квалификационные категории «Педагог-исследователь», «Педагог- эксперт», что соответствует высшей и первой категории, все педагоги участвуют в мероприятиях Международного и Республиканского уровней, имеют авторские

лицензированные работы, все получили второе высшее образование по специальности «Дефектология» и другое.

Модель Научно-методического координационного Центра

Дналитнческин отдел -анализ и совершечспЕювдние

ИННОВАЦИОННЫХ ПрйеКТОв в образовательном пространстве -реапизация тем самообразования -н использования технологий

- о соответствди содержания

сйразсчЕкИнй

- в ксррвшноннсй школе- интернате

Руководитель HMKLL члены НМКЦ

Организационно- координационный отдел

-инновационная деятельность учителей,, воспитателен -ребота-теарчесник групп", лабораторий -работастайерских площадок -о методическом сопровождении -личности воспитанников

Ппвнооо- прогностический и проектировочный отдел -об эффективности работы иколы- интерната об организации н структуречауччо- методической работа "в школе- интернате

- об особенностях учебного плана школы- интерната I -о ходе работы школы- интерната по реализации Программы развития

-об организации роботы по аттестации педагогических и руководящих кадров шкопыг интернота -о поЕышении статуса образования и эффективности работу в школе- интернете

Диагностический отдел о состоянии работы по

■ шсижопого - медика- пецагогнчеоадму сопровождению

о состоянии работы МО по улучшению успеваемости и повышению качества образования о состоянии профорнентационной работы

■ об уровне ¡адаптации воспитанников и изменявшимся • условдян обучения

о комплексной оценке состояния здоровья обещающихся на основе диспансерного обспедования детей с привпечечием ужих спеин-алистсв

Рис..3. Научно- методический координационный Центр

Именно деятельность этого центра позволила решить существующие на тот момент проблемы, а именно: отсутствие учебно- методической и научно-методической литературы, педагогического инструментария в оценивании учащихся, типовых учебных программ, программ по предметам коррекционного компонента (коррекционная ритмика, социально-бытовая ориентировка, индивидуальны и групповые коррекционные занятия, коррекция речи), системы проведения коррекционного и реабилитационного компонента и многие другие.

После получения положительного результата и накопленного опыта, было принято решения расширить систему Центров, каждый из которых решал определенную задачу: диагностика, коррекция и развитие, учебно-методическое обеспечение, социализация, психолого- педагогическое сопровождение под управлением Научно- методического координационного Центра для

осуществление научно- методической поддержки УВП (см. рис. 4).

Итогом работы совместной работы педагогов стало определение подходов, методов и форм обучения детей данной категории. _

С нашей точки зрения, педагогические задачи будут успешно решены при использовании педагогических технологий, направленных на

удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с задержкой психического развития:

1) использование игровых технологий способствует активизации познавательных интересов, обучающихся с задержкой психического развития;

2) включение информационно-коммуникационных технологий предполагает, что обучающиеся с задержкой психического развития корригируют и развивают навыки использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, находя, создавая и работая с информацией, сотрудничая и обмениваясь информацией и идеями, оценивая и затем совершенствуя свою работу, используя широкий спектр оборудования и приложений, создавая творческие проекты по выбранной теме с использованием различных видов компьютерной презентации, используя материалы цифровых образовательных ресурсов.

Н'лучНа- ш коиДОНиоцЛМШьш Цзшр

I Организация управления научно- методунеской работы Осуще ста тонне научно- методической гкщпер яки УВП

Экспертный с: гнет

Тесрческне группы

Паодлшню днйл-йсти-йсйлч кетер^апом

направление нз а про (нцио да гностических методик

Содейстане в определении и подготоеин нннмэцнсжьр прое

Рекомендации по организация и рейшвдцш тем гю акме-налрашежастн

Методические тьеджения

Осуществление поддержки методической деятельности педягсгов

Рис. 4. Организация управления научно- методической работы

Следует обратить внимание на модульное обучение и проблемное обучение. Первое ориентировано на организацию учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации, при котором содержание обучения передается в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика показывает, что использование правильных методов позволяет не только повысить обучаемость учащегося, но и повысить учебную мотивацию, облегчить усвоение учебного материала. Назовем, как нам кажется, наиболее востребованные в практике: репродуктивный, исследовательский,

эвристический (частично-поискового)

методы.

Репродуктивный метод обеспечивает обучающимся с задержкой психического развития усвоение способов деятельности. Необходимо конструировать задания на воспроизведение (репродуцирование)

действий, изложение содержания фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения. Использование

исследовательского метода предполагает организацию поисковой, познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих от обучающихся самостоятельного творческого решения. Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в постановке проблемы трудной для самостоятельного решения, делении ее на подпроблемы, серией взаимосвязанных вопросов и подведению обучающегося с задержкой писхического развития к решению. При таком методе обучающийся с задержкой психического развития самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.

Часто трудность у педагогов, работающих в инклюзивных классах (группах) вызывают использование

методов, которые должны быть направлены на достижение коррекционной цели. К приемам организации познавательной деятельности можно отнести разнообразные приемы работы с учебным текстом -составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста. Особо выделяют приемы формирования учебных умений:

информационные, организационные,

мыслительные;

Подводя итог многолетней работы с учащимися с задержкой психического развития можно сделать следующие рекомендации:

- учителю необходимо обратить внимание на формирование специальных умений: умение объяснять значение терминов, называть важнейшие признаки понятий; умение комментировать тексты; умение применять знания для анализа конкретных жизненных ситуаций; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции учебного предмета; умение давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права;

-при проведении учебных занятий необходимо создание для обучающихся с задержкой психического развития стимулирующих, проблемных, ситуативных задач, развивающих способности обучающихся планировать, выдвигать гипотезы, проводить исследование, делать собственные выводы, доказывать свою точку зрения; использование «мозгового штурма», «проектирования» по

определенной теме (определение проблемы, выдвижение идей каждым учащимся, обсуждение идей всем классом, анализ и принятие правильного варианта решения); обсуждение общественных и правовых проблем во время уроков, требующих активного участия самих обучающихся .

-учителю необходимо соблюдать основные правила кинетики: умело применять жесты, мимику, пантомимику

(движение всего тела). Он должен передавать обучающимся с задержкой психического развития оптимизм, уверенность в собственных силах, положительные эмоции.

-учителю необходимо учитывать особенности несформированности

эмоционально - волевой сферы обучающихся с задержкой психического развития, необходимо избегать

неброжелательной критики, некорректного отношения, осмеяния.

-учитель должен придерживаться позитивного педагогического вербального общения. Основной стиль вербального общения в области обучения праву -диалогический.

-учитель может использовать приемы словесной коммуникации:

1) логическое осмысление правового явления, при котором учитель систематизирует яркие факты в своей речи;

2) разъяснение, направленное на показ сущности того или иного юридического правила, иллюстрируемого его многочисленными примерами для более прочного запоминания;

3) детализация предполагает объяснение сущности определенного правового явления, необходимо обратить внимание на отдельные составляющие его части;

4) разносторонняя оценка, которая характеризуется высоким уровнем изложения материала;

5) обнаружение тенденции, где нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития;

6) особенное значение факта, предполагающий аргументированные ответы, которые должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении ситуации (задачи). Учитель должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с учебным материалом обучающийся с

задержкой психического развития, имеющий низкий уровень развития всех видов памяти, может легко запомнить два-три факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей.

-учитель должен особое внимание уделять следующим аспектам методики анализа основного содержания темы по вопросам обучения: выявление места темы в программе; определение структуры теоретического материала; раскрытие содержания основных правовых понятий: их свойств, соотношения и явления, которые они отражают; разработка поурочного планирования темы.

-учителю важно опираться на жизненные факты, близкие обучающимся с задержкой психического развития, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом обучающихся с задержкой психического развития, который предполагает расширение, углубление и обогащение знаний учащихся, и одновременно избавление обучающихмяот ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.

-недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия.

Библиографический список

1. Суворова С.Ф. Коррекционная школа - проблема детей, или всего общества? /С.Ф. Суворова// Директор школы. - 2014. - №5. - С.12-18.

2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития: метод. рекоменации/ сост. Л.Х.Ермекбаева, Г.Ю. Даурцева, В.В. Малиновский. - Алматы: ННПЦ КН, 2017. - 56 с.

3. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для судентов вузов/

М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. -3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 462 с.

4. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития/ К.С.

Лебединская//Дефектология. - 2006. - № 3. -С.15-28.

5. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной и

психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /У.В. Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: Академия, 2002. -176 с.

Тюлепергенева Раушан Жомартовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, Восточно-Казахстанского Университета имени Сарсена Аманжолова (г. Усть-Каменогороск, Республика Казахстан)

Комарова Нина Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, заместитель директора, КГУ «Рудненская специальная школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области (г. Рудненск, Республика Казахстан)

е-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 06.08.2021

© Тюлепергенева Р.Ж., Комарова Н.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.