Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 112-115. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 112-115.
Научная статья УДК 376.4
https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.18
Анализ развития системы образования детей с задержкой психического развития в городе Смоленске в начале XXI в. (исторический аспект)
Елена Викторовна Крылова
Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6616-4361
Аннотация. В статье рассматривается история развития в России системы коррекционно-развиваю-щего обучения детей с задержкой психического развития. Проводится анализ современной системы образования детей с задержкой психического развития в городе Смоленске. Анализируются статистические данные 2013-2020 гг., представленные управлением образования и молодежной политики Администрации города Смоленска, Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и службой сопровождения социально-психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений города. На основе проведенного анализа делается вывод об увеличении, с одной стороны, количества детей с задержкой психического развития и сокращении, с другой стороны, классов коррекционно-развивающего обучения. Выделяются проблемы, препятствующие созданию в Смоленске эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития. Намечаются возможные пути решения данных проблем.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психического развития, общеобразовательная школа, коррекционно-развивающее обучение, компенсирующее обучение, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-медико-педагогическая комиссия
Для цитирования: Крылова Е.В. Анализ развития системы образования детей с задержкой психического развития в городе Смоленске в начале xXi в. (исторический аспект) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 112-115. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.18.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00095.
Original article
Analysis of the development of the education system for children with mental retardation in Smolensk at the beginning of the 21st century (historical aspect)
Yelena V. Krylova
Smolensk State University, Smolensk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6616-4361
Abstract. The paper examines the history of the development of the Russian system of correctional and developmental education of children with mental retardation. The analysis of the contemporary educational system for children with mental retardation in Smolensk is carried out. The author analyzes statistical data for the period 2013-2020, presented by the Department of Education and Youth Policy of the Administration of Smolensk, the Territorial Psychological-Medical-Pedagogical Commission and the Support Service for Socio-Psychological and Pedagogical Activities of Educational Institutions of Smolensk. It is concluded that, on the one hand, the number of children with mental retardation increases and, on the other hand, the number of classes of correctional and developmental training decreases. The problems that impede the creation of an effective system of psychological and pedagogical support for children with mental retardation in the city are highlighted. Possible ways to solve these problems are outlined.
Keywords: children with disabilities, children with mental retardation, general education school, correctional and developmental training, compensatory training, psychological and pedagogical support, psychological-medical-pedagogical commission
For citation: Krylova Ye.V. Analysis of the development of the education system for children with mental retardation in Smolensk at the beginning of the 21st century (historical aspect) // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 112-115. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20216.18. Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00095.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) самую многочисленную группу составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР), характеризующиеся вследствие разной этиологии (органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, неблагоприятные условия воспитания и др.) недостаточной познавательной активностью, задержкой в интеллектуальном развитии, сниженной обучаемостью и умственной
работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и/или поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. Многие считают, что они относятся к наиболее легкой и «самокомпенсирующейся» категории детей с нарушениями развития, поэтому зачастую создание специальных условий воспитания и обучения происходит формально, они не получают должного внимания со стороны специалистов.
Категория детей с ЗПР очень неоднородна по своим образовательным возможностям. Некоторые из них способны при специальной поддержке на равных обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками, но достаточно многочисленная часть детей с ЗПР нуждается в пролонгированном обучении и особом комплексном психолого-медико-педагогическом подходе.
Первые опыты экспериментального обучения школьников с проблемами развития были проведены в нашей стране в конце 1960-х гг. Отечественные дефектологи (Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, З.М. Дунаева, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Г.М. Капустина, И.Ф. Марковская, Т.П. Павлий, Е.А. Стре-белева, Р.Д. Триггер, М.Н. Фишман, С.Г. Шевченко и др.) установили, что ребенок с ЗПР способен овладеть цензовой школьной программой, но нуждается в организации адекватных условий обучения [1, с. 28].
В специальных дифференцированных условиях обучения - школы, школы-интернаты или классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) -особенно нуждаются дети с ЗПР церебрально-органического генеза. Под термином «дифференциация обучения» в отечественной педагогике понимается комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для обучения и развития школьников с учетом их психофизических возможностей и интересов. Попыткой реализации идеи дифференцированного обучения в условиях общеобразовательной школы явилась организация специальных классов с различными названиями (адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения и др.) [2, с. 26].
Изначально наибольшее развитие в системе образования получили классы выравнивания для учащихся с ЗПР и классы компенсирующего обучения (ККО) для детей «группы риска». Эти формы отражают два разных подхода к обучению детей, испытывающих трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы.
В классах выравнивания предполагалось обучение детей с выраженной задержкой психического развития - церебрально-органического генеза, создание адекватных их образовательным потребностям условий обучения и воспитания; предупреждение дезадаптации в образовательной организации. Детей с менее выраженными задержками в развитии (соматогенного, психогенного и конституционального генеза) предполагалось обучать в массовых классах, поскольку динамика их развития позволяла прогнозировать компенсацию в течение первых лет обучения и дальнейшее успешное обучение.
В начале 1990-х гг. эксперты (С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, и др.) разработали концепцию КРО для детей с трудностями в обучении в условиях общеобразовательных учреждений. Новый подход к организации образования детей с трудностями в обучении нашел отражение в концепции КРО в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования, и с 1994 г. внедрялся во многих городах (Москва, Самара, Пенза, Великий Новгород, Рязань, Вологда, Тюмень, Ноябрьск и др.) [3].
Классы КРО способствовали организации индивидуально-дифференцированного подхода, созданию в образовательной организации системы комплексной помощи, предполагающей педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую и специальную педагогическую поддержку детям с задержкой психического развития.
В России 1 сентября 2016 г. вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ, который предполагает возможность обучения детей с различными нарушениями развития по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (АООП НОО), как в специальных классах (школах), так и совместно с нормально развивающимися детьми. Для детей с ЗПР были разработаны АООП в двух вариантах. Программа 7.1 предназначена для детей с ЗПР и позволяет им получить образование в том же объеме и в те же сроки (1-4 классы), что и обучающимся их сверстникам с нормативным развитием. Программа 7.2 предполагает, что ребенок с ЗПР может получить образование, сопоставимое к моменту завершения обучения по итоговым результатам с образованием обучающихся с нормативным развитием, но в пролонгированные сроки (за счет введения первого дополнительного класса [4].
В настоящее время в большинстве регионов России недостаточно специализированных учреждений для обучения детей с ЗПР. Так, в Смоленске такие школы совсем отсутствуют, а классы КРО с каждым годом сокращаются. При этом, по данным Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), количество детей с ЗПР увеличилось в 2016-2019 гг.
с 22,7 до 29 % (от общего количества всех детей с ОВЗ), уступая по численности лишь детям с первичными нарушениями речи (в 2019 г. эта категория детей составила 49,8 %).
Рассмотрим условия получения в Смоленске образования детьми с ЗПР в период с 2013 по 2020 гг.
В 2013/2014 учебном году в 41 общеобразовательном учреждении обучались 246 детей с ОВЗ. В городе функционировали 56 классов КРО и 45 ККО, в которых обучались дети с ЗПР [5].
В 2015/2016 учебном году образование обучающихся с ОВЗ было организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Статус ребенка с ОВЗ имел 481 обучающийся школьного возраста, для них была предоставлена возможность обучаться в 49 специальных классах по АООП. Из них 370 человек - это дети с ЗПР (63,6 % от общего количества детей с ОВЗ, за исключением детей-инвалидов). В городе в этот период функционировали 36 классов КРО для обучающихся с ЗПР; 27 детей с ЗПР обучались в массовых классах общеобразовательных учреждений по АООП [6].
В 2016/2017 учебном году в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях насчитывалось 373 обучающихся с ОВЗ, из них 268 детей с ЗПР. Для детей с ОВЗ были открыты 38 специальных классов, 26 из которых реализовывали АООП для детей с ЗПР; 16 человек с ЗПР обучались в массовых классах [7].
В 2017/2018 учебном году в Смоленске количество детей с ОВЗ составило 422 человека, из них 68 детей обучались в массовых классах. Количество детей с ЗПР составило 83,9 % от общего количества детей с ОВЗ (за исключением детей-инвалидов). В городе функционировало 36 классов, реализующих АООП, в которых обучалось 354 ребенка с ОВЗ (83,9 %); 68 детей с ОВЗ обучались в общеобразовательных классах по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования. Для детей с ЗПР были открыты 22 класса [8].
В 2018/2019 учебном году в общеобразовательных организациях Смоленска статус ребенка с ОВЗ имели 412 человек. По адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования обучалось 411 детей. Из них обучающиеся с ЗПР составили 66,7 % от общего количества детей с ОВЗ. В городе функционировал 31 класс, реализующий АООП, в которых обучалось 296 детей с ОВЗ (72,0 %), в том числе 18 классов для детей с ЗПР [9].
В 201 9/2020 учебном году по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования обучалось 439 детей. Из них дети с ЗПР составили 59,9 %. В городе функционировали 29 классов, реализующих АООП, в которых обучалось 264 ребенка с ОВЗ (60,1 %); в общеобразовательных классах по адаптированным образовательным программам начального общего и основного общего образования обучалось 175 детей с ОВЗ [10].
Статистика позволяет сделать вывод, что из года в год увеличивается количество детей с ЗПР. Обращает на себя внимание и тенденция сокращения классов КРО. Происходит стихийная инклюзия, когда дети с ЗПР оказываются в массовом классе с наполняемостью в 25-30 человек. В таких условиях организовать психолого-педагогическое сопровождение, адекватное потребностям детей, представляется невозможным.
Огромное значение имеет обеспеченность системы психолого-педагогического сопровождения специальными кадрами. Долгие годы система образования испытывала нехватку в специальных педагогах. Профессиональный подход, методическая грамотность обеспечивают качество образования и благоприятный прогноз развития ребенка. Ведущими специалистами в системе обучения и воспитания детей с ЗПР являются учителя-дефектологи, специальные психологи и учителя-логопеды. Проанализируем информацию (табл. 1), предоставленную М.А. Корж, заместителем директора МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1», руководителем службы сопровождения социально-психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений города Смоленска.
Таблица 1 - Количество специалистов системы психолого-педагогического
сопровождения в муниципальных образовательных организациях города Смоленска
Учебный год Специалисты системы психолого-педагогического сопровождения, чел.
Педагоги-психологи Учителя-логопеды
2013/2014 49 43
2014/2015 47 43
2015/2016 43 39
2016/2017 47 38
2017/2018 42 36
2018/2019 46 34
2019/2020 45 36
2020/2021 42 34
Статистические данные убедительно показывают, что количество таких специалистов, как педагог-психолог и учитель-логопед, не увеличивается, а напротив, постепенно уменьшается. При этом количество детей с ОВЗ в целом и с ЗПР в частности неуклонно растет. Особенно обращает на себя внимание отсутствие учителей-дефектологов - ведущих специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР. В качестве положительного момента можно отметить то, что не уменьшается востребованность в получении специального (дефектологического) образования, и такая возможность в городе предоставлена. Так, с 2015 по 2019 гг. в Смоленском государственном университете на факультете дополнительного образования была реализована программа профессиональной переподготовки «Обучение и воспитание детей с ЗПР и нарушением интеллекта»; с 2020 г. по настоящее время желающим предоставлена возможность пройти в университете профессиональную переподготовку по программе «Дефектология». С 2016 г. педагоги образовательных организаций регулярно проходят курсы профессиональной переподготовки по направлению «Дефектология» в ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования».
Таким образом, в Смоленске ежегодно увеличивается количество специалистов для работы с детьми с проблемами в развитии, в частности, с ЗПР. Но, к сожалению, их большая часть оказывается невостребованной, о чем позволяет судить приведенная выше статистика. Интеграция детей с ЗПР в образовательное пространство общеобразовательных школ началась в нашей стране около 40 лет назад, и все эти годы такие дети в подавляющем большинстве не получают психолого-педагогического сопровождения, отвечающего их образовательным потребностям.
Список источников:
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекци-онно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004. 224 с.
2. Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2003. 432 с.
3. Там же. С. 397.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001201502060025?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 21.06.2021).
5. Публичный доклад управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за 2013-2014 учебный год // Администрация города Смоленска. URL: https://www.smoladmin.ru/files/462/doklad2014.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
6. Публичный доклад управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за 2015-2016 учебный год // Администрация города Смоленска. URL: https://www.smoladmin.ru/files/462/doklad2016.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
7. Итоговый отчет управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год // Администрация города Смоленска. URL: https://www.smoladmin.ru/files/778/itog_otcet2016.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
8. Информация о состоянии сферы «Образование» города Смоленска // Администрация города Смоленска. URL: https://www.smoladmin.ru/files/778/info_2017.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
9. Итоговый отчет о результатах мониторинга системы образования муниципальных бюджетных образовательных организаций города Смоленска за 2018 год // Администрация города Смоленска. URL: https://www.smolad-min.ru/files/778/itog_otcet2018.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
10. Итоговый отчет о результатах мониторинга системы образования муниципальных бюджетных образовательных организаций города Смоленска за 2019 год // Администрация города Смоленска. URL: https://www.smolad-min.ru/files/778/itogovyj-otchet.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
Информация об авторе Е.В. Крылова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета; учитель-логопед, учитель-де-фектолог Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии № 2, Смоленск, Россия.
Information about the author Ye.V. Krylova - PhD in Education Science, Associate Professor, Special Pedagogy and Psychology Department, Smolensk State University; Speech Therapist, Teacher-Defectologist, Territorial Psychological-Medical-Pedagogical Commission No. 2, Smolensk, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.06.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.