Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 371.92
Психолого-педагогические аспекты мониторинга личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития
С. Ю. Серебренникова А. А. Гостар
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Ж
^ГАУДПОПГОГ
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки мониторинга личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Авторами дана содержательная оценка возможностей использования традиционной психологической диагностики в сопровождении младших школьников с задержкой психического развития; обозначена роль психолога в разработке и осуществлении мониторинга личностных результатов образования, предложен примерный алгоритм взаимодействия психолога и учителя при комплексной оценке изучаемых показателей.
обучающиеся с задержкой психического развития, личностные результаты образования, диагностические средства, психологическая диагностика, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, командное взаимодействие специалистов, мониторинг результатов.
Для цитирования:
Серебренникова С. Ю., Гостар А. А. Психолого-педагогические аспекты мониторинга личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 142-149. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-142-149
Дата поступления статьи в редакцию: 1 ноября 2018 г.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) вносит существенные изменения в организацию психолого-педагогического сопровождения этой категории младших школьников [4].
В статье анализируются материалы, полученные в рамках выполнения Госзадания Минобрнауки 21.12822.2018/12.1 «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и лёгкой умственной отсталостью».
ФГОС НОО ОВЗ предполагает чёткое структурирование и стандартизацию содержания образования обучающихся с ОВЗ, в частности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Эти условия требуют тщательного подхода не только к содержанию образования, но и к организации мониторинга его результатов. Совершенно очевидно, что обучающихся с ЗПР нельзя оценивать по общепринятым педагогическим параметрам. Нужны такие подходы к мониторингу результатов, которые будут учитывать индивидуализацию образования и образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Это возможно при комплексном сопровождении ребёнка командой специалистов и использовании разнообразного диагностического инструментария.
Конкретизированные результаты образования обучающихся с ЗПР отражены в примерной адаптированной общеобразовательной программе (АООП) для этой категории детей. Оценке подлежат предметные, метапредметные и личностные результаты образования. А также сфера жизненной компетенции обучающихся.
Наше взаимодействие с педагогами образовательных организаций в течение трёх лет внедрения ФГОС ОВЗ показывает, что оценка жизненной компетенции вызывает большую сложность. Педагогам легче осуществлять оценку академических знаний освоения АООП и результатов коррекционной работы, где можно использовать более стандартный инструментарий педагогической диагностики. По нашему мнению, именно психологическая составляющая мониторинга личностных результатов заслуживает более серьёзного внимания и обсуждения.
Уточним, что в условиях инклюзии в соответствии с ФГОС ОВЗ возможно обучение детей с ЗПР по двум вариантам АООП - 7.1 и 7.2 [5].
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу близкого к возрастной норме уровня психофизического развития. В то же время у детей отмечаются трудности произвольной саморегуляции, истощаемость, проявляющаяся в условиях деятельности и организованного поведения; признаки общей социально-эмоциональной незрелости. У данной категории обучающихся могут отмечаться также признаки минимальной органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной утомляемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения [3].
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отмечается замедленность темпа либо неравномерное становление познавательной деятельности. Характерны нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленно-
сти деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния [1].
На данном этапе реализации ФГОС НОО ОВЗ образование детей с ЗПР осуществляется преимущественно в условиях инклюзии. Независимо от варианта образования на педагога возлагаются обязанности по определению учебной успешности или неуспешности детей. При этом предметные результаты, действительно, должны оцениваться именно педагогами, которые непосредственно осуществляют обучение младших школьников с ЗПР. Оценка матапредмет-ных и личностных результатов должна, по нашему мнению, осуществляться командой специалистов, реализующих не только обучение, но и коррекцион-но-развивающую работу с детьми. В реальной практике этим занимается только учитель, работающий в классе, где обучаются дети обсуждаемой категории. В связи с этим возникает вопрос, как другие специалисты сопровождения, в частности педагог-психолог образовательной организации, могут помогать учителю в оценке результатов образования детей с ЗПР.
В содержании обоих вариантов АООП указано, что педагог-психолог является обязательным участником команды сопровождения обучающихся с ЗПР. Он проводит систематические занятия по коррекции эмоционально-личностных и когнитивных нарушений; формированию навыков регуляции и самоконтроля. Важна помощь психолога в процессе адаптации детей, а также формировании устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности. Всё это позволяет психологу стать постоянным участником комплексного мониторинга личностных результатов образования обучающихся с ЗПР.
Для оценки личности младших школьников у психолога есть свой арсенал методик. В основном это диагностические средства, позволяющие оценить состояние эмоционально-волевой сферы и выявить на их основе личностные особенности обучающихся. Широко используются психологами методики, позволяющие оценить уровень тревожности, агрессивности. Для этого чаще всего применяются проективно-графические методики («Несуществующее животное», «Человек под дождём», «Кактус» и др.), опросники (Б. Филлипса, Басса-Дарки и др.), проективные методики (CAT, тест Розенцвейга и др.).
Общеизвестно, что многие из этих методик могут быть достаточно информативны при оценке личности детей с нормальным развитием. В отношении младших школьников с ЗПР они могут оказаться недостаточно пригодными. Существенные ограничения в применении для данной категории детей имеют опросники: их объёмы слишком велики, а формулировки сложны для детей, имеющих ЗПР. [2] Проективно-графические методики также оказываются недостаточно удобными в связи с тем, что изобразительные умения детей существенно ограничены (рисуют в основном мелкие однообразные фигурки) и характеризуются наличием графических штампов. Большинство детей с ЗПР по методике САТ составляют примитивные рассказы. Только некоторые картинки позволяют получить диагностическую информацию об особенностях эмоциональной и личностной сферы у младших школьников с ЗПР, но и её достоверность надо подтверждать экспертной оценкой. Это делает процедуру
Ж
^ГАУДПОПГОГ
диагностики достаточно трудоёмкой. То же можно сказать в отношении такой методики, как детский тест Розенцвейга. Оценка сформированности коммуникативных навыков в основном предполагает создание учебных или групповых ситуаций взаимодействия, что приводит к дополнительной нагрузке на психолога.
Вышеизложенное показывает, что применение психологических методик для обследования детей с ЗПР имеет свои ограничения и не может способствовать оценке их личности в полном объёме. Для этого требуется наблюдение за детьми в реальных жизненных ситуациях. В то же время только педагогу сложно самостоятельно осуществлять контроль за проявлением личностных изменений в процессе обучения ребёнка с ЗПР. Это связано с тем, что оценочные шкалы, применяющиеся для нормально развивающихся детей, не могут быть использованы для обучающихся с ЗПР без специальной адаптации. Иначе дети с ЗПР будут оказываться неуспешны, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками (набирать малое количество баллов).
Следовательно, при мониторинге личностных результатов образования обучающихся с ЗПР психолог может и должен осуществлять оценку ряда важных показателей в соответствии со своим функционалом, совместно с педагогом. Рассмотрим некоторые аспекты совместного оценивания личностных результатов образования младших школьников с ЗПР.
При разработке комплексного мониторинга результатов необходимо опираться на следующие принципы:
1) дифференцированного подхода, предполагающего оценку достижений с учётом психологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности мониторинга достижений, предполагающего оценку и фиксацию любых изменений психического, социального, эмоционально-личностного развития с учётом структуры дефекта и варианта АООП;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки сопровождения, предполагающего, что анализ достижений необходимо представлять в удобной и понятной всем членам команды специалистов форме оценки.
Необходимо учитывать и тот факт, что мониторинг и, следовательно, оценочные средства должны давать объективную картину сформированности оцениваемых показателей; отражать не только наличие определённых знаний у обучающихся, а прежде всего, давать представление о реально сформированных навыках поведения, коммуникации, отношения к окружающим. Это уже выходит за рамки традиционной педагогической диагностики и требует психологических подходов к оцениванию и оценочным средствам.
Необходимо также учитывать, что не все личностные результаты образования, определённые в АООП, можно объективно оценить в процессе учебной деятельности, что также затрудняет для учителя возможности осуществления мониторинга. Учителю привычнее и понятнее оценка конкретных знаний и представлений учащихся. Задачу психолога мы видим в том, чтобы дополнить педагогическую диагностику адекватными диагностическими ситуациями и понятными, удобными для фиксации параметрами оценивания.
В АООП для детей с ЗПР конкретизировано 14 личностных результатов образования. Приведём примеры оценки педагогом и психологом личностного результата, сформулированного как способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
В рамках этого результата необходимо оценить конкретные знания ребёнка о своей семье, своём месте жительства и пр. Примером педагогической диагностики, оценивающей эти знания, будут следующие задания. Педагог на уроке русского языка раздаёт чистые конверты, учащиеся должны написать на конверте свой адрес (название города, улицы, номер дома и квартиры). Другой пример - использование опросного листа для учащихся.
Опросный лист ученики могут заполнять в конце учебного года (в четвёртой четверти их могут заполнять даже первоклассники). Учитель говорит, что нужно собрать определённые сведения о семье каждого ученика. Обращает внимание детей с ЗПР на необходимость правильного заполнения и оформления ответов. Опросный лист может содержать следующую информацию:
а) ФИО обучающегося, а также его мамы, папы, братьев и сестёр;
б) дата рождения обучающегося, его родителей, братьев и сестёр;
в) полный и точный домашний адрес.
Для удобства обработки диагностической информации можно использовать балльную оценку. За точные и полные сведения ребёнок с ЗПР может получить два балла за каждый пункт опросного листа. По одному баллу будет начисляться в случае представления недостаточно точной информации. Если обучающийся не может представить сведения о себе и своих родственниках или даёт неправильные данные, то баллы не начисляются. Учитывая полученную сумму баллов, можно определить уровень знаний и представлений о себе и своей семье. Разброс баллов может быть от нуля до 7-8 баллов (в зависимости от того, есть ли у ребёнка братья и сёстры). В связи с этим достаточный уровень может обнаруживаться у детей, набравших 6-8 баллов, средний уровень будет представлен диапазоном от трёх до пяти баллов. Результат меньше трёх баллов будет соответствовать низкому уровню.
Задача педагога-психолога - помочь учителю правильно обработать данные, полученные из анкет, и проинтерпретировать их. При этом акцентировать внимание педагога на том, что изучалось и как использовать эти данные в комплексной оценке личностных результатов.
Более сложной и требующей участия психолога является оценка таких критериев, которые показывают уже не уровень знаний, а характеризуют деятельность ребёнка с ЗПР. Нам представляется, что разработка таких диагностических средств должна осуществляться совместно психологом и педагогом. Учитель может предлагать педагогические ситуации, позволяющие оценить реальное поведение ребёнка, а психолог должен определить, насколько информативно диагностическое средство, как обрабатывать и использовать полученные данные.
Например, при оценке личностного результата, сформулированного как способность к овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, необходимо оценить сформированность коммуникативно-речевых умений и способность донести до окружающих какую-либо информацию.
Предлагаем следующую диагностическую ситуацию для совместного оценивания. Учитель (или психолог) поручает одному их учащихся сделать объ-
у4
^ГАУДПОПГОГ
явление вместо него всему классу. Содержание объявления ученик должен запомнить дословно или близко к оригиналу; его задача - сделать его громко и чётко, с необходимыми паузами, так, чтобы все услышали и поняли.
Объявления могут быть разного содержания. Можно предложить в начале урока сообщить о необходимости приготовить соответствующие принадлежности («Ребята, проверьте, чтобы на столе у каждого была линейка, простой карандаш, картон, цветная бумага и т. д.»). Можно объявить в конце урока о необходимости сделать запись домашнего задания в дневнике («А сейчас, ребята, достаньте дневники, если они лежат в сумке, откройте их и приготовьтесь записать домашнее задание по математике. Нам задано...»). Ещё один вариант объявления - это напоминание о проведении какого-либо мероприятия после урока («Сегодня после третьего урока состоится праздник масленицы на первом этаже школы, мы всем классом туда идём»).
Психолог помогает учителю выделить параметры оценки коммуникативно-речевых умений в этой ситуации. Например, оцениваются правильность произнесённого каждого слова; использование интонации, выразительность высказывания; соблюдение нормального темпа, чёткость дикции, наличие смысловых пауз, ориентированность на слушающих; умение держаться свободно и естественно (не стесняться, но и не бравировать), говорить громко.
Каждый из показателей также будет оцениваться в баллах, что позволит определять уровень сформированности обозначенных умений и в дальнейшем осуществлять их формирование и последующий мониторинг на занятиях психолога.
Рамки данной статьи не позволяют более подробно и детально обсудить различные оценочные средства мониторинга личностных результатов образования обучающихся с ЗПР. Мы сочли важным показать, что оценкой личностных результатов должен заниматься не один педагог; в работу могут включаться другие специалисты сопровождения, в частности - психолог. Это позволит получать более объективную и разностороннюю информацию о ребёнке и конкретизировать дальнейшие направления коррекционной работы.
Заявленный вклад авторов:
Серебренникова С. Ю.:
- определены структура, объём и содержание статьи;
- сформулированы выводы проведённого исследования;
- составлена аннотация статьи;
- выделена актуальность проведения мониторинга личностных результатов образования обучающихся с ЗПР;
- выделены нормативно-правовые документы, регламентирующие принципы и требования к организации и содержанию мониторинга;
- предложены примеры шкал для оценки личностных результатов младших школьников с ЗПР.
Гостар А. А.:
- выделены требования к педагогу-психологу в соответствии с АООП в рамках организации мониторинга результатов образования детей с ЗПР;
- проведён анализ диагностического инструментария, который используется педагогом-психологом;
- выделена роль педагога-психолога в оценке личностных результатов образования обучающихся с ЗПР;
- осуществлялось техническое оформление текста статьи, списка литературы.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Вильшанская А. Д. Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 34. URL: https://alldef.ru/ru/artides/almanac-34/a-diiferentiated-approach-to-assessing-educational-outcomes-of-the-development-of-oop-noo-of-students-with-mental-retardation-in-inclusive-education (дата обращения: 14.11.2018).
2. Инденбаум Е. Л., Гостар А. А., Позднякова И. О., Кузнецова В. Е. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению. Сообщение 1 // Дефектология. 2017. № 6. С. 10-21.
3. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2017. № 2. С. 3-13.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.08.2018).
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).
у4
^ГАУДПОПГОГ
Psychological and Pedagogical Aspects of Monitoring the Personal Results of Education of Schoolchildren with Mental Retardation
S. Yu. Serebrennikova, A. A. Gostar
Irkutsk state University, Irkutsk
Abstract: The paper deals with topical issues of developing the monitoring of personal results of education of schoolchildren with mental retardation in connection with implementing the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities. The authors gave a substantive assessment of the possibilities of using traditional psychological diagnostics for accompanying younger schoolchildren with mental retardation; underlined the role of a psychologist in working out and implementing the monitoring ofpersonal educational results. In the article an approximate algorithm of interaction between a psychologist and a teacher while the integrated assessment of the studied indicators is proposed.
Keywords: schoolchildren with mental retardation. results, diagnostic tools, psychological diagnostics, com and pedagogical support of a child with disabilities interaction of specialists, monitoring of the results.
personal educational nprehensive psychological inclusive education, team
Серебренникова Светлана Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития
Иркутский государственный университет,
664003, Иркутск, К. Маркса, 1
тел.: +7(3952)243437
e-mail: [email protected]
Гостар
Анна Алексеевна
Serebrennikova Svetlana Yurievna
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of the Complex Correction of Child Development Disorders,
Irkutsk State University
1 K. Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: +7(3952)243437
e-mail: [email protected]
Gostar
Anna Alekseevna
кандидат психологических наук, доцент, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития
Иркутский государственный университет
664003, Иркутск, К. Маркса, 1
тел.: +7(3952)243437 e-mail: [email protected]
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of the Complex Correction of Child Development Disorders
Irkutsk state University
1 K. Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: +7(3952)243437 e-mail: [email protected]