Научная статья на тему 'Об отдельных аспектах организации внутреннего мониторинга качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы'

Об отдельных аспектах организации внутреннего мониторинга качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / PHYSICALLY CHALLENGED STUDENT / SPECIAL (REMEDIAL) SCHOOL / INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белюшина Наталья Владимировна, Изиляева Оксана Владимировна, Кучергина Ольга Викторовна, Масютина Лидия Сергеевна, Нечаева Светлана Вячеславовна

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены основные направления организации мониторинга внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белюшина Наталья Владимировна, Изиляева Оксана Владимировна, Кучергина Ольга Викторовна, Масютина Лидия Сергеевна, Нечаева Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Internal Monitoring of Education Quality in a Special (Remedial) School

Within the framework of activity of special (remedial) school for students with mental retardation and defectiveness (intellectual disorders) basic directions of monitoring internal system of education quality assessment in terms of inclusive education regulation are presented.

Текст научной работы на тему «Об отдельных аспектах организации внутреннего мониторинга качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы»

Педагогический ИМИДЖ

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 376.42:371

Об отдельных аспектах организации внутреннего мониторинга качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы

Н. В. Белюшина, О. В. Изиляева, Л. С Масютина,

С. В Нечаева, Л. Ф. Черных

Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска, г. Иркутск

О. В. Кучергина

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

АНН°ТаЦия. В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены основные направления организации мониторинга внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации инклюзивного образования.

Ключевые

слова: инклюзивное образование, качество образования, обу-

чающийся с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа, внутренняя система оценки качества образования.

Инклюзивное образование является самодостаточной частью общей педагогической системы страны, в т. ч. и нашего региона. Следует отметить, что ранее под инклюзивным образованием в методической литературе педагогической направленности, как правило, понималось совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3: «Инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможно-

стей» [4, с. 6]. Таким образом, инклюзивным образованием будет считаться образование обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися (не имеющими ограничений по здоровью), так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, то есть в специальных (коррекционных) школах. Создание условий, обеспечивающих доступность системы образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относится к приоритетным направлениям отечественного образования. В соответствии с действующим законодательством под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [4, с. 5].

Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям каждой образовательной организации, в том числе специальной (коррекционной) школы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [4, с. 6] «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Таким образом, перед специальными (коррекционными) школами возник вопрос о том, как оценивать качество образования с учётом требований ФГОС НОО образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

Изучение требований перечисленных федеральных государственных образовательных стандартов инклюзивного образования, вступающих в силу с 01.09.2016 г., а также проведённый анализ нормативно-правовой и методической литературы, статистических показателей деятельности специальных (коррекционных) школ Иркутской области позволили нам применительно к деятельности государственного общеобразовательного казённого учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска» (далее - школа) разработать порядок функционирования внутренней системы оценки качества образования. Следует отметить, что в данной образовательной организации обучаются дети с задержкой психического развития и лёгкой умственной отсталостью.

К основным функциям внутренней системы оценки качества образования, с нашей точки зрения, относятся:

- обеспечение требований учредителя (министерства образования Иркутской области) к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений;

- определение тенденций развития образовательной организации.

Целью внутренней системы оценки качества образования является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада- сформировать механизмы единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в школе;

- выявить влияющие на качество образования в школе факторы;

- определить рейтинговые внутришкольные показатели качества образования в соответствии с требованиями действующего законодательства, включающие систему оценки достижений обучающихся и оценку деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность.

Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования планируются и осуществляются каждый учебный год.

Объектами оценки качества образования являются:

- качество образовательных результатов;

- качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Оценка качества образования осуществляется посредством педагогического анализа на основе получения данных из следующих информационных источников:

- мониторинг достижений обучающихся, в т. ч. результатов промежуточной и итоговой аттестации;

- учёт творческих и спортивных достижений обучающихся;

- результаты внутришкольного контроля, в т. ч. отчётная документация педагогических работников школы;

- результаты социологических исследований;

- результаты проверок контрольно-надзорных органов и иные, не противоречащие действующему законодательству, источники информации.

Оценка качества образования осуществляется на основе критериев, характеризующих основные аспекты качества образования:

- качество образовательных результатов;

- качество образовательного процесса;

- качество образовательных условий.

К сожалению, ограниченные рамки статьи не позволяют в полном объёме раскрыть все особенности организации мониторинга внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации инклюзивного образования, поэтому остановимся на отдельных аспектах, раскрывающих качество образовательных результатов.

Прежде всего, нами были определены следующие базовые понятия, используемые в рамках статьи [1, с. 462-463].

1. Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, ус-

ловий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

2. Внутренняя система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых субъектами образовательного процесса, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

3. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

4. Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или несоответствия) её развития и функционирования заданным целям.

Построение структуры мониторинга внутренней системы оценки качества является актуальным направлением в решении задач по разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее по тексту - АООП) школы с учётом требований ФГОС инклюзивного образования. В настоящее время в структуру АООП школы внесены соответствующие разделы, касающиеся образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Следует отметить, что, несмотря на наличие особых образовательных потребностей, присущих определённой группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, у обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) есть ряд общих образовательных потребностей, проведённый анализ которых позволил выстроить общую систему мониторинговых исследований, включающую в себя следующие эта-

1. Получение данных об особенностях психофизического и социального развития обучающихся, необходимых для разработки (корректировки) АООП школы перед началом учебного года.

1.1. Психологическая диагностика (для всех обучающихся в конце учебного года; для вновь прибывших - первая четверть нового учебного года, в т. ч. для обучающихся первого подготовительного и первого классов):

1.1.1. Уровень готовности к обучению.

1.1.2. Уровень школьной тревожности (методика для обследования младших школьников: Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена; методика для обследования старших школьников: тест Филлипса).

1.1.3. Выявление сформированности внутренней позиции (беседа о школе - модифицированный вариант Т. А. Нежнова, А. Л. Венгера, Д. Б. Элькони-на).

1.1.4. Уровень нарушений в поведении и эмоциональной сфере (проективные методики: «Несуществующее животное» и «Дом - Дерево - Человек»).

1.1.5. Уровень сформированности школьных коллективов (социометрия).

1.1.6. Уровень школьной мотивации (опросник Л. Г. Лускановой).

1.2. Логопедическая диагностика (для всех обучающихся в конце учебного года; для вновь прибывших - первая четверть нового учебного года, в т. ч. для обучающихся первого подготовительного и первого классов):

1.2.1. Обследование речевого аппарата (методики Р. Е. Левиной, Г. А. Каше).

1.2.2. Обследование звукопроизношения и фонематического слуха (методики Г. А. Каше, В. С. Кукушкина).

1.2.3. Обследование словаря (методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.).

1.2.4. Обследование грамматического строя речи (методики Л. С. Волковой, Г. А. Каше и др.).

1.2.5. Обследование связной речи (методики Л. Н. Ефименковой, И. Н. Са-довниковой и др.).

1.3. Состояние здоровья:

1.3.1. Результаты медицинских осмотров.

1.3.2. Количество обучающихся по группам здоровья.

1.3.3. Количество обучающихся с инвалидностью.

1.3.4. Количество обучающихся, подлежащих индивидуальному обучению на дому.

1.4. Мониторинг образовательных потребностей (выбор школьного компонента в учебном плане и внеурочной деятельности).

1.5. Социальная диагностика:

1.5.1. Количество обучающихся, состоящих на различных видах учёта (ВШК, ОДН, КДН).

1.5.2. Уровень удовлетворённости участников образовательных отношений качеством оказываемых образовательных услуг.

2. Получение данных о достижениях обучающихся в ходе реализации АООП школы в течение учебного года.

2.1. Выполнение учебного плана.

2.1.2. Результаты освоения программного материала по предметным областям.

2.1.3. Количество неуспевающих обучающихся.

2.1.4. Результаты коррекционно-развивающей работы.

2.1.5. Результаты внеурочной деятельности.

2.1.6. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, общественных акциях и пр.

2.2. Мониторинг здоровья:

2.2.1. Соблюдение норм учебной нагрузки в образовательном процессе.

2.2.2. Наличие вредных привычек у обучающихся.

2.2.3. Пропуски уроков по болезни.

2.2.4. Оценка эффективности оздоровительной работы (наличие здоро-вьесберегающей программы, выполнение режима дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и пр.).

2.3. Мониторинг движения контингента обучающихся в течение учебного года.

2.4. Наличие (отсутствие) предписаний контрольно-надзорных органов по организации образовательного процесса.

Особого рассмотрения со стороны педагогов требует оценка достижений обучающихся в ходе реализации АООП школы с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов инклюзивного образования, представленных в таблице.

Таблица

Требования федеральных государственных образовательных стандартов инклюзивного образования к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития и АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом 1. Личностные результаты освоения АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

2. Метапредметные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования 2. Предметные результаты освоения АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения

3. Предметные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учётом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения

Результаты достижений обучающихся являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учётом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом, физическом и социальном развитии об-

учающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированных общеобразовательных программ.

Для обеспечения целостности и объективности оценки достижений обучающихся в школе разработано соответствующее методическое обеспечение, включающее описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных. Например, используется:

1.1. Для оценки личностных достижений обучающихся.

1.1.1. Выявление сформированности внутренней позиции (социометрия).

1.1.2. Выявление сформированности Я-концепции (методика Куна «Кто я» модифицированная).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1.3. Выявление сформированности самооценки обучающегося (методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан и пр.).

1.2. Уровень воспитанности.

1.2.1. Уровень сформированности нравственных понятий у обучающихся.

1.2.2. Нравственная мотивация.

1.2.3. Уровень нравственной самооценки.

1.2.4. Отношения к жизненным ценностям.

1.2.5. Этика поведения.

1.2.6. Уровень воспитанности (нравственные отношения) по М. И. Шиловой.

2.1. Для оценки метапредметныхрезультатов.

2.1.1. Коммуникативные УУД (задание «Левая и правая стороны», методика «Кто прав?», методика Г. А. Цукерман, задание «Рукавички», задание «Дорога к дому» и пр.)

2.1.2. Регулятивные УУД (задания по выкладыванию узора из кубиков, графический диктант, методика «Логические задачи» А. З. Зак, проба на внимание П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой и пр.)

2.1.3. Познавательные УУД (задания на построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия Ж. Пиаже, А. Шеминьска, методика «Нахождение схем к задачам» А. Н. Рябинкиной, тест Керна-Иирасека и пр.).

Обработка результатов мониторинга требует соответствующего программно-технического сопровождения. Условия школы имеют в настоящее время ограниченные ресурсы в части автоматизации обработки мониторинговой информации, поэтому организация единого автоматизированного информационно-аналитического сопровождения является ведущим направлением в дальнейшем развитии системы внутреннего мониторинга качества образования школы.

Список литературы

1. Кучергина, О. В. Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы / О. В. Кучергина // Молодой учёный. - 2015. - № 20. - С. 462-466.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. - URL: минобрнауки.рф/http://www.moagov.m. (дата обращения: 21.09.2016).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. - URL: минобрнауки.рф/httpy/www.mon.gov.m (дата обращения: 21.09.2016).

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - М. : КНОРУС, 2013. - 176 с. - URL: http://static1.ozone.ru/ multimedia/book_file/1007129622.pdf (дата обращения: 21.09.2016).

Some Aspects of Internal Monitoring of Education Quality in a Special (Remedial) School

N. V. Belushkina, O. V. Izilyayeva, L. S. Masutina,

S. V. Nechayeva, L. F. Chernykh

Special (remedial) school № 10 of Irkutsk, Irkutsk

O. V. Kutchergina

Institute of Education Development of the Irkutsk Region

Abstract. Within the framework of activity of special (remedial) school for students with mental retardation and defectiveness (intellectual disorders) basic directions of monitoring internal system of education quality assessment in terms of inclusive education regulation are presented.

Keywords: inclusive education, quality of education, physically challenged student, special (remedial) school, internal system of education quality assessment.

Белюшина

Наталья Владимировна

педагог-психолог

Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска

664000, Иркутск, ул. Чкалова, 7 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Belushkina Natalya Vladimirovna

Educational Psychologist

Special (remedial) school № 10 of Irkutsk

7 Tchkalov St, Irkutsk, 664000 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Изиляева

Оксана Владимировна

директор

Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска

664000, Иркутск, ул. Чкалова, 7 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Izilyayeva

Oksana Vladimirovna

Headmaster

Special (remedial) school № 10 of Irkutsk

7 Tchkalov St, Irkutsk, 664000 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Кучергина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией коррекционного образования

Институт развития образования Иркутской области

664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: o.kuchergina@iro38.ru

Масютина Лидия Сергеевна

учитель-логопед

Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска

664000, Иркутск, ул. Чкалова, 7 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Нечаева

Светлана Вячеславовна

учитель начальных классов

Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска

664000, Иркутск, ул. Чкалова, 7 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Черных

Лидия Филипповна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Специальная (коррекционная) школа № 10 г. Иркутска

664000, Иркутск, ул. Чкалова, 7 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Kutchergina Olga Viktorovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Laboratory of Special Education

Institute of Education Development of the Irkutsk Region

10-A Krasnokazachya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904

e-mail: o.kuchergina@iro38.ru

Masutina Lidiya Sergeevna

Teacher-Logopedist

Special (remedial) school № 10 of Irkutsk

7 Tchkalov St., Irkutsk, 664000 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Nechayeva

Svetlana Vyacheslavovna

Elementary School Teacher

Special (remedial) school № 10 of Irkutsk

7 Tchkalov St, Irkutsk, 664000 e-mail: school_10_irk@mail.ru

Chernykh Lidiya Filippovna

Deputy Headmaster for Curriculum and Discipline

Special (remedial) school № 10 of Irkutsk

7 Tchkalov St, Irkutsk, 664000 e-mail: school10_irk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.