Научная статья на тему 'К вопросу о выявлении готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

К вопросу о выявлении готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ГОТОВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС / ВЫБОРОЧНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / GENERAL EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENT WITH HEALTH LIMITATIONS / READINESS OF SCHOOL MANAGERS AND TEACHERS FOR IMPLEMENTATION OF FSES / SAMPLING SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

В статье показана актуальность выявления готовности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены диагностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Inclusive Educational Environment and Family for Improving the Life Quality of Students with Health Limitations

The article shows the urgency of identifying readiness of teachers in general education organisations in Irkutsk Region for implementing Federal state educational standards (FSES) in primary school for pupils with health limitations and FSES for students with mental retardation. The author offers the series of indicators for identifying the teachers’ readiness for implementing the standards above, and some diagnostic materials for the sampling sociological survey.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выявлении готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

У^удло"^ Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.03

К вопросу о выявлении готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

О. В. Кучергина

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье показана актуальность выявления готовности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены диагностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.

общее образование, федеральный государственный образовательный стандарт, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, готовность административных и педагогических работников к реализации ФГОС, выборочный социологический опрос.

Дата поступления статьи в редакцию: 1 августа 2017 г.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в системе общего образования, -одна из актуальных и дискуссионных проблем современного российского образования. Следует отметить, что в настоящее время основным направлением развития отечественного общего образования является про-

цесс стандартизации, связанный с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, что закреплено ст. 43 Конституции Российской Федерации, в которой говорится следующее: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты...» [2, с. 14].

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» в системе общего образования нашей страны установлены следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, что обусловливает реализацию в настоящее время перечисленных ниже федеральных государственных образовательных стандартов [1]:

- ФГОС дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;

- ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373;

- ФГОС основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;

- ФГОС среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413;

- ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.

Из перечисленных стандартов особый интерес для нас представляют два последних, регламентирующих организацию образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные федеральные государственные образовательные стандарты вступили в силу с 1 сентября 2016 года [6; 7]. Главной целью реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является обеспечение доступного качественного образования для всех обучающихся, имеющих любые отклонения от нормативного психического и(или) физического развития, то есть обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В сложившейся педагогической практике образование лиц с ОВЗ называют инклюзивным образованием, однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «Инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4, с. 4]. Таким образом инклюзивным образованием будет считаться не только образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, но и одарённых детей, детей-мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних детей, признанных эмансипированными, и прочих, имеющих те или иные особые образовательные потребности. Современными исследователями в достаточно общем виде под особыми образовательными потребностями понимаются потребности личности, без учёта которых затруднено или невозможно получение образования. То есть образование обучающихся с ОВЗ является только одним из направлений инклюзивного образования.

К основным особым образовательным потребностям применительно ко всем лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие:

- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- получение общего образования, начиная с уровня дошкольного образования, в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Развитие инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к одному из приоритетных направлений развития системы отечественного образования. Понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию детей и подростков, а также лиц, достигших 18 лет и старше, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это явление характеризуется чрезмерностью или недостаточностью, по сравнению с обычным, в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим или регрессивным. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей-инвалидов [3] с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы и (или других) жизненно важных органов и систем организма. От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в разработанной применительно к их возможностям специальной индивидуальной программе развития (СИПР). В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» для лиц с ОВЗ, к которым относятся обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды), разрабатываются адаптированные образовательные программы: «Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [4, с. 6].

Введение и реализация двух федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих образование обучающихся с ОВЗ, безусловно, потребовало должной подготовки со стороны административных и педагогических работников. До вступления в силу Федерального закона «Об

образовании в РФ» на уровне региона преобладающее большинство обучающихся с ОВЗ получали образование в условиях специальных (коррекционных) школ. На сегодняшний день в Иркутской области функционирует дифференцированная сеть из 37 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, в т. ч. две образовательные организации для обучающихся с нарушениями слуха, одна - для обучающихся с нарушениями зрения, одна для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, одна для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, одна для обучающихся с задержкой психического развития и остальные для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специальное (коррекционное) образование, представленное деятельностью перечисленных школ, является самодостаточной частью общей педагогической системы региона. Как показывают исследования отечественных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.), развитие детей с психофизическими нарушениями подчиняется тем же закономерностям, что и развитие здоровых детей. Однако они испытывают ряд специфических трудностей в восприятии предметов и явлений окружающей действительности, установлении причинно-следственных связей, выражении собственных мыслей и пр. Кроме того, пребывание в специальной (коррекционной) школе наряду с положительным опытом обременяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проблемами, накладывает отпечаток на все стороны жизни детского коллектива, превращая его в достаточно замкнутый социум, в рамках которого общение с внешним миром носит зачастую ограниченный и (или) фрагментарный характер. Перечисленные факторы, безусловно, негативно влияют на развитие личности и социализацию обучающихся с ОВЗ. Однако не следует умалять роли специальных (кор-рекционных) школ в вопросах организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов и инвалидов. Именно в условиях этих специализированных образовательных организаций осуществляется комплексное психолого-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся, коррекция имеющихся у них нарушений психофизического развития, их предпрофессиональная подготовка и пр. В настоящее время специальные (коррекционные) школы Иркутской области являются методическими центрами по распространению эффективного педагогического опыта по различным аспектам организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Но следует отметить, что сложившаяся многолетняя практика обучения лиц с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) школ привела к тому, что большинство коллективов общеобразовательных организаций массового типа в Иркутской области оказалось не в полной мере готово к приёму на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях стандартизации школьного образования.

Под готовностью работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ нами понимается наличие у них совокупности определённых мотивов, знаний и умений, а также профессиональных компетенций, обеспечивающих качественную реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ [5; 4] на уровне школы. Мы предположили, что чем меньше затруднений испытывают работники школы при организации образования лиц с ОВЗ, тем выше уровень их готовности к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому с целью выявления наиболее типичных затруднений в вопросах обеспечения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях муниципальных общеобразовательных школ Иркутской области нами с декабря 2016 года проводится выборочный социологический опрос административных и педагогических работников, размещённый на сайте ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (http:// iro38.ru).

Предметом изучения данного опроса является наличие затруднений у работников муниципальных общеобразовательных школ в вопросах обеспечения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов мотивационного, теоретического и практического характера. Форма проведения: анонимный интерактивный опрос респондентов в рамках заполнения анкеты, состоящей из четырёх разделов:

- 1 раздел состоит из восьми вопросов общего статистического характера (категория работника, его пол, уровень образования, стаж работы и пр.);

- 2 раздел содержит 10 вопросов по выявлению затруднений мотивационно-го характера (перечень затруднений представлен в табл. 1);

- 3 раздел сдержит 10 вопросов по выявлению затруднений теоретического характера (перечень затруднений представлен в табл. 1);

- 4 раздел содержит 10 вопросов по выявлению затруднений практического характера (перечень затруднений представлен в табл. 1).

Таблица 1

2 раздел анкеты 3 раздел анкеты 4 раздел анкеты

Затруднения мотивационного характера Затруднения теоретического характера Затруднения практического характера

1 вопрос: принятие педагогом обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов 2 вопрос: наличие желания у педагога работать с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами 3 вопрос: самооценка готовности педагога к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов 4, 5, 6, 7 вопросы: принятие педагогом ФГОС инклюзивного образования 8 вопрос: наличие желания у педагога работать с учётом требований ФГОС инклюзивного образования 9, 10 вопросы: самооценка готовности педагога к реализации ФГОС инклюзивного образования 1,2,3, 4, 5, 6 вопросы: знание педагогами отдельных аспектов федеральной нормативно-правовой базы по получению образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами 7, 8, 9, 10 вопросы: знание педагогами отдельных аспектов ФГОС инклюзивного образования 1, 2 вопросы: наличие затруднений при разработке программного обеспечения образовательного процесса 3 вопрос: наличие затруднений в выборе методов, средств и форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 4, 5, 6, 7, 8 вопросы: наличие трудностей в создании специальных условий для образования обучающихся с ОВЗ 9 вопрос: наличие трудностей во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов 10 вопрос: наличие трудностей в межпрофессиональном сотрудничестве

В приложении 1 нами представлен в полном объёме текст опроса, который будет проводиться на протяжении 12 месяцев (с декабря 2016 года по декабрь 2017 года).

К сожалению, ограниченные рамки данной статьи и то, что проведение опроса ещё продолжается, не позволяет нам представить в полном объёме полученные результаты. Однако следует отметить, что данный опрос вызвал интерес у представителей муниципальных общеобразовательных школ Иркутской области, о чём свидетельствует количество принявших в нём участие респондентов. Например, только за первый месяц проведения опроса (декабрь 2016 г.) количество респондентов составило 232 человека, в т. ч.: административные работники -50 чел. (22 %), педагогические работники - 182 чел. (78 %).

Проведённый предварительный анализ результатов опроса выявил недостаточный уровень готовности его участников к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих образование лиц с ОВЗ, что проявляется в наличии у респондентов, прежде всего, затруднений мотивационного характера. Например, только около 60 % участников опроса считают, что все дети с ОВЗ и (или) инвалидностью должны иметь возможность учиться. О том, что эти дети не должны иметь возможности учиться в одном классе совместно со здоровыми сверстниками, заявили свыше 50 % респондентов. Свыше 40 % опрашиваемых отметили, что введение и реализация в школе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) усложнит их работу.

Безусловно, все выявленные в ходе проведения выборочного социологического опроса затруднения будут учтены при разработке программ повышения квалификации по вопросам организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведении организационно-педагогических мероприятий (семинаров, конференций, дискуссий) на уровне региона, составлении методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С нашей точки зрения, данные меры позволят повысить уровень готовности административных и педагогических работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации указанных федеральных государственных образовательных стандартов.

Итоговые результаты проведения выборочного социологического опроса работников муниципальных общеобразовательных школ Иркутской области будут представлены по его окончании в дальнейших публикациях.

Список литературы

1. Вестник образования : офиц. справ.-информ. издание Минобрнауки РФ. - 2016. -№ 3, январь. - 96 с.

2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : Конституция от 12 декабря 1993 года. - URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2017).

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2017).

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный

закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://минобрнауки.рф/http://www.mon.gov.ru (дата обращения 01.06.2017).

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015. - URL: http:// минобрнауки.рф (дата обращения: 01.06.2017).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. - URL: ^1р://минобрнауки.рф (дата обращения 01.06.2017).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599. - URL: Ы1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.06.2017).

Приложение 1

Анкета для выявления профессиональных затруднений в вопросах обеспечения качественного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты. Внимательно прочитайте и честно ответьте! Ваше мнение будет учтено при разработке методических рекомендаций и программ повышения квалификации для педагогов инклюзивного профиля, при планировании и проведении консультационных и просветительских мероприятий на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» в 2017-2018 гг. Отмечаем, что данное анкетирование проходит анонимно, без указания ФИО и места работы.

1 раздел

Отвечая на вопросы этого раздела, Вы выбираете только один из предложенных вариантов ответов в вопросах № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, а отвечая на вопрос № 5, Вы можете выбрать любое количество ответов, исходя из особенностей профессиональной деятельности!

1. Пожалуйста, укажите, к какой категории работников муниципальной общеобразовательной школы Вы относитесь:

- административный работник

- педагогический работник.

2. Пожалуйста, укажите свой пол:

- женский

- мужской.

3. Пожалуйста, укажите свой уровень образования:

- среднее профессиональное (непедагогическое)

- среднее профессиональное (педагогическое)

- высшее профессиональное (непедагогическое)

- высшее профессиональное (педагогическое)

- высшее профессиональное (дефектологическое)

- иное.

4. Пожалуйста, укажите свой стаж работы с обучающимися с ОВЗ и (или) детьми-инвалидами:

- до 5 лет

- от 5 до 10 лет

- от 10 до 20 лет

- более 20 лет.

5. Пожалуйста, укажите, с какой группой (группами) обучающихся с ОВЗ Вы работаете:

- с нарушениями слуха

- с нарушениями зрения

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата

- с задержкой психического развития

- с расстройствами аутистического спектра

- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- с тяжёлыми нарушениями речи

- со сложными дефектами.

6. Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по проблемам обучения детей с ОВЗ в 2013-2016 гг.?

- да

- нет.

7. Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по проблемам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2016-2017 гг.?

- да

- нет.

8. Проходили ли Вы профессиональную переподготовку по проблемам обучения детей с ОВЗ в 2013-2016 гг.?

- да

- нет.

2 раздел

Отвечая на вопросы этого раздела, Вы выбираете только один вариант из предложенных ответов!

1. С Вашей точки зрения, все дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и (или) инвалидность, должны иметь возможность учиться?

- все

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не все

- затрудняюсь ответить

- решение об обучении ребёнка данной группы принимают родители (законные представители). Как они решат, так и будет.

2. С Вашей точки зрения, все дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и (или) инвалидность, должны иметь возможность учиться совместно со здоровыми сверстниками в одном классе?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить.

3. Оцените свою готовность к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

- высокая

- средняя

- низкая

- затрудняюсь ответить.

4. Как Вы считаете, чем обусловлено введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школах с 01.09.2016 г.?

- модной тенденцией;

- необходимостью обучать всех детей, относящихся к категории обучающихся с ОВЗ;

- ужесточением контроля со стороны надзорных органов за деятельностью муниципальных общеобразовательных школ;

- необходимостью создать условия для доступного качественного образования всех типологических групп обучающихся с ОВЗ.

5. Как, с Вашей точки зрения, введение и реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отразится на деятельности школы, в которой Вы работаете?

- никак не отразится;

- позволит повысить качество оказываемых образовательных услуг;

- ухудшит качество оказываемых образовательных услуг;

- усложнит мою работу;

- затрудняюсь ответить.

6. С Вашей точки зрения, успешность введения ФГОС НОО обучающих-

ся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в конкретной школе зависит от каких причин?

- от готовности каждого работника школы к реализации указанных стандартов;

- от наличия соответствующей материально-технической среды в школе;

- от наличия специальных программ и учебников для обучающихся с ОВЗ;

- от наличия адаптированной основной общеобразовательной программы школы.

7. С Вашей точки зрения, реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сопровождается введением инноваций в конкретной школе?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

8. Вы хотите осуществлять свою профессиональную деятельность с учётом требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить.

9. Оцените свою готовность к работе по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- высокая

- средняя

- низкая

- затрудняюсь ответить.

10. Чувствуете ли Вы в себе уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на указанные стандарты?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

3 раздел

Отвечая на вопросы этого блока, Вы выбираете только один из вариантов предложенных ответов!

1. Что понимается под «инклюзивным образованием» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»?

A. инклюзивное образование - совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

B. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

C. инклюзивное образование - создание специальных условий для обучения детей-инвалидов.

2. Кто относится к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»?

A. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

B. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это ребёнок-инвалид;

C. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это учащийся специальной (коррекционной) школы.

3. Как может быть организовано образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»?

A. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно со здоровыми сверстниками;

B. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

C. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано в лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты.

4. Что относится к специальным условиям в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»?

A. под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

B. под специальными условиями понимается психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ограниченными возможностям здоровья в условиях школы;

C. под специальными условиями понимаются условия, необходимые для успешного обучения ребёнка-инвалида в массовой школе.

5. Какая образовательная программа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» является адаптированной?

A. адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, приспособленная для обучения детей-инвалидов;

B. адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, используемая в системе общего образования для обучения лиц с ограниченными возможностям здоровья;

C. адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

6. К основным типологическим группам обучающихся с ОВЗ относятся следующие обучающиеся:

A. обучающиеся с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; поздно-оглохшие); с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью; с задержкой психического развития; с тяжёлыми нарушениями речи; со сложными дефектами;

B. дети-инвалиды;

C. дети с хроническими заболеваниями.

7. Что такое федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)?

A. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

B. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

C. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - это система требований, предъявляемых к организации образовательного процесса в условиях специальной (кор-рекционной) школы.

8. Что такое федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

A. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

B. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это система требований, предъявляемых к организации образовательного процесса в условиях специальной (коррекцион-ной) школы;

C. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Какие разделы входят в структуру адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченным возможностями здоровья?

A. целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел;

B. целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел, кор-рекционно-развивающий раздел;

C. пояснительная записка, аналитический раздел, целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.

10. Какие разделы входят в структуру адаптированной основной общеоб-

разовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

A. целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел;

B. целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел, кор-рекционно-развивающий раздел;

C. пояснительная записка, аналитический раздел, целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.

4 раздел

Отвечая на вопросы этого раздела, Вы выбираете только один из предложенных вариантов ответов в вопросах!

1. Испытываете ли Вы затруднения в составлении рабочих программ учебных предметов (курсов), предназначенных для обучения лиц с ОВЗ?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

2. Испытываете ли Вы затруднения в разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР)?

- да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

3. Испытываете ли Вы трудности с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

4. В Вашей школе созданы условия, предъявляемые к организации пространства, в котором обучается ребёнок с ОВЗ и ребёнок-инвалид (доступность для ребёнка всех помещений, наличие учебных классов, кабинетов для проведения коррекционных занятий, спортивных помещений, учебных мастерских, помещений для приёма пищи и осуществления гигиенических процедур, библиотеки и др.)?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

5. В Вашей школе имеются в достаточном количестве технические средства обеспечения комфортного доступа ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида к образованию (ассистирующие средства и технологии)?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

6. В Вашей школе имеются в достаточном количестве технические средства обучения, учитывающие особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, компьютеры с соответствующим программным обеспечением, электронные микроскопы, звукоусиливающие устройства, видеоувеличители и пр.)?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

7. В Вашей школе имеются в достаточном количестве специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

8. Вы умеете организовывать учебное (рабочее) место обучающегося с ОВЗ?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

9. Вы испытываете трудности, осуществляя взаимодействие по вопросам обучения, воспитания, социализации, оздоровления обучающихся с ОВЗ с их родителями (законными представителями)?

- да

- нет

- отчасти.

- затрудняюсь ответить.

10. Вы испытываете трудности, осуществляя взаимодействие по вопросам обучения, воспитания, социализации, оздоровления обучающихся с ОВЗ с другими педагогическими работниками (учитель-логопед, педагог-психолог, учи-тель-дефектолог, тьютор, социальный педагог и пр.), а также специалистами медицинского профиля?

- да

- нет

- отчасти

- затрудняюсь ответить.

Possibilities of Inclusive Educational Environment and Family for Improving the Life Quality of Students with Health Limitations

O. V. Kuchergina

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. The article shows the urgency of identifying readiness of teachers in general education organisations in Irkutsk Region for implementing Federal state educational standards (FSES) in primary school for pupils with health limitations and FSES for students with mental retardation. The author offers the series of indicators for identifying the teachers ' readiness for implementing the standards above, and some diagnostic materials for the sampling sociological survey.

Keywords: general education, federal state educational standard, inclusive education, student with health limitations, readiness of school managers and teachers for implementation of FSES, sampling sociological survey.

A

О II ITjr

Кучергина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией коррекцион-ного образования

Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: o.kuchergina@iro38.ru

Kuchergina Olga Viktorovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Laboratory of Special Education

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904 e-mail: o.kuchergina@iro38.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.