СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ: ОСОБЕННОСТИ И
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
А.В. Сергеев, студент Д.С. Дайкер, студент
Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-177-180
Аннотация. В настоящее время, нанесение средств идентификации на товары является необходимым действием для организации перемещения товаров через таможенную границу. Система прослеживаемости товаров должна отвечать принципам прозрачности и честности при ввозе и вывозе товаров. В статье рассмотрены основные элементы сложившейся системы прослеживаемости товаров, а также предложены дальнейшие мероприятия по её развитию и совершенствованию.
Ключевые слова: система прослеживаемости, маркировка, перечень товаров, присвоение кода, информационный обмен, электронный документооборот.
Одной из основополагающих функций, выполняемых государством, является постоянное совершенствование и развитие государственных органов, в том числе Федеральной таможенной службой России (далее - ФТС РФ). Так, ФТС России отвечает за контроль над перемещаемыми товарами через таможенную границу. Проведение контроля надлежащего качества над товарами, ввозимыми на территорию России, неразрывно связано с состоянием информационных технологий, технологического оборудования, а также системой предварительного информирования, это выступает в роли фильтрации и просмотра ввозимых товаров для обеспечения экономической безопасности государства.
За последние несколько лет ФТС РФ предпринималось множество мер по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, а также необходимых действий по контролю за перемещаемыми товарами и соблюдению таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.
Одним из таких мероприятий стала система прослеживаемости товаров, которая действовала в экспериментальном режиме и совсем недавно перешла в полноценный рабочий режим. Система была создана в первую очередь для осуществления кон-
троля за безопасностью ввозимых товаров на всех этапах их эксплуатации, начиная с момента производства до поставки покупателю и непосредственной реализации данных товаров.
Национальная электронная система прослеживаемости товаров в полной мере сможет обеспечить решение ряда важных задач, стоящих перед государственными структурами, в том числе по упрощению и обеспечению таможенных процедур и операций.
В соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-Ф3 с 01 июля 2021 г. на территории Российской Федерации введена национальная система прослеживае-мости импортных товаров (далее - система прослеживаемости). Введение системы прослеживания обусловлено необходимостью снижения количества рисков ввоза и оборота на территории Союза контрафактного товара [1]. Также одной из целей введения системы является поддержание честной и прозрачной среды на национальном рынке.
Система прослеживаемости товаров ориентирована на:
1. физическую маркировку товаров идентификационными знаками;
2. документальную прослеживаемость товаров [2].
Необходимость введения системы прослеживания товаров (далее - СПТ) в полной мере обусловлена количеством возбужденных ФТС уголовных дел и административных правонарушений. Недобросовестные участники ВЭД постоянно разрабатывают новые схемы по уклонению от обязанности по уплате таможенных платежей [3].
Следующим элементом системы про-слеживаемости товаров является перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, который утвержден Постановлением Правительства от 01.07.2021 г. № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации».
К таким товарам относят:
- товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для
внутреннего потребления (далее -ТПВВП);
- товары, не помещенные под ТПВВП, которые были конфискованы или обращены в доход государства;
- товары, задержанные таможенными органами и др.
Так как прослеживаются не отдельные товары, а их партии, для каждой из партии присваивается собственный регистрационный номер партии товаров (далее -РНПТ). Он состоит из 4 знаков, разделенных между друг другом «/». Разберем эти 4 элемента по отдельности:
Первый элемент - восьмизначный код таможни, зарегистрировавшей декларацию.
Второй элемент - шестизначная дата регистрации декларации в формате
«ДДММГГ».
Третий элемент - семизначный порядковый номер декларации, присвоенный таможней в журнале регистрации.
Четвертый элемент - трехзначный порядковый номер товара из графы 32 таможенной декларации.
К товарам, не подлежащим помещению под систему прослеживаемости, относят:
- полученные в результате переработки на территории России (включая продукты переработки, отходы и остатки);
- изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;
- предназначенные для официального использования в дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, которые пользуются привилегиями на основании международных договоров с Россией;
- переданные физлицам для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, или плательщикам налога на профессиональный доход;
- товары, сведения об операциях, которые составляют гостайну.
Процесс присвоения регистрационного номера зависит от страны, откуда ввозится товар. При импорте товаров из стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) компании-импортеры должны в течение 5 дней с даты принятия товаров подать уведомление об их ввозе в ФНС РФ. Налоговая служба присваивает РНПТ на каждую партию товаров, налоговая также сообщит о присвоении номера.
Если товар, ввозится из стран, не входящих в ЕАЭС, то экономические субъекты сами формируют регистрационный номер на основании номера таможенной декларации на товары и номера партии.
Если товар, подлежащий прослеживанию, ввозится из стран, не имеющих отношения к ЕАЭС, то экономические субъекты сами формируют РНПТ на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров [4].
Исследовав современную систему про-слеживаемости товаров, можно выделить её отличительные особенности:
- отсутствие возможности повторения запрещенных бизнес-процессов;
- наличие единых механизмов и правил прослеживаемости;
- документальное фиксирование факта перехода товара в собственность в процессе прослеживаемости;
- применение системы электронного документооборота [5].
Несмотря на относительную новизну системы прослеживаемости, можно уже сейчас выделить отдельные недостатки
для их дальнейшей проработки. Так, многие предприниматели испытывают неудобства, связанные с временными издержками. Система прослеживаемости товаров предполагает внесение изменений в документы, предоставляемые в государственные инстанции. Однако, не все российские участники рынка товаров готовы осуществить данные изменения в короткие сроки, что свидетельствует о некоторых сложностях и отсутствии гибкости участников российского рынка сбыта в вопросах следования правилам обязательной и соответствующей маркировки.
Еще одним негативным моментом, с которым сталкиваются субъекты бизнес-сообщества, выступает требование в отношении маркировки групп товаров с минимальным уровнем контрафакта, что подтверждает наличие проблемы нелегального ввоза, но при этом актуализирует нецелесообразность повышения уровня взимания таможенных платежей.
При изучении опыта зарубежных стран и их систем прослеживаемости, формируются выводы о российских проблемах, возникающих в секторе программного обеспечения и оборудования в отраслях, связанных с информационными технологиями и научно-технологическим обеспечением. В России в данном секторе рынка существует ограниченное количество компаний, отсюда и недостаточный уровень конкуренции.
В сложившихся условиях необходимо принятие результативно-качественных решений по развитию национальной си-
обеспечения функционирования и выполнения основных задач и функций, среди которых маркировка и отслеживание товаров. Таким образом, система прослежива-емости товаров способна обеспечить единую систему маркировки, осуществлять таможенный контроль товара в поле фактического пересечения границы РФ, а также в отношении совершенствования процесса оборота товаров на таможенной территории Союза [6].
Очередной задачей становится формирование эффективного и своевременного информационного обмена между ФТС и ФНС РФ, а также других структур, что может быть достигнуто путем коррекции нормативно-правовой базы, в рамках которой будут установлены новые правила присвоения соответствующего кода при передаче товара в собственность государства. Отсюда значимость современных научных решений [7].
Предложениями по совершенствованию системы прослеживаемости товаров могут стать:
1. формирование эффективного информационного обмена между государственными структурами стран ЕАЭС, имеющими полномочия в сфере оборота товаров;
2. внедрение рабочего режима просле-живаемости товаров при переходе из его экспериментальной версии с учетом предложений стран-партнеров;
3.следование критериям национальной системы обязательной прослеживаемости импортных товаров, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.
стемы прослеживаемости товаров в части
Библиографический список
1. Ахмедзянов Р.Р. Совершенствование системы управления рисками для повышения эффективности таможенной деятельности // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки". - 2017. - С. 255-259.
2. Панишко, Е.П. Реализация системы прослеживаемости товаров в Российской Федерации / Е.П. Панишко, В.В. Маер // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2021. - Т. 12. - №4 (51). - С. 222-228. - EDN UINSYG.
3. Николаев А.Д., Мигел А.А. Обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей: проблемы и пути совершенствования // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - №62-9. - С. 51-54.
4. Непарко М.В., Молотков И.И. Новые подходы к описанию и кодированию товаров участников международного торгового сообщества в современных реалиях // Вестник Калужского университета. - 2022. - №2 (55). - С. 23-26.
5. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Информационные таможенные технологии в условиях цифровой трансформации // Modern Economy Success. - 2021. - №4. - С. 50-55.
6. Непарко М.В., Шуликова М.А., Ефимова Ю.С. Нарушения в оформлении маркировки пищевой продукции и способы их обнаружения // Дневник науки. - 2019. - №4 (28). -С. 106.
7. Чаусов Н.Ю. Анализ и перспективы развития науки в регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - №8 (126). - С. 16.
PRODUCT TRACEABILITY SYSTEM: FEATURES AND DIRECTIONS
OF DEVELOPMENT
A.V. Sergeev, Student D.S. Dyker, Student
Supervisor: A.A. Migel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Currently, the application of identification means to goods is a necessary action for the organization of the movement of goods across the customs border. The traceability system of goods must comply with the principles of transparency and honesty in the import and export of goods. The article considers the main elements of the existing system of traceability of goods, and also suggests further measures for its development and improvement.
Keywords: traceability system, labeling, list of goods, code assignment, information exchange, electronic document management.